Шпаргалка по "Международной политике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:42, шпаргалка

Описание работы

40. Международные кризисы и конфликты как факторы изменений в системе МО.
С точки зрения теории международных отношений международный конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких сторон - народов, государств или групп государств, - концентрированно воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения экономические, социально-классовые, политические, территориальные, национальные, религиозные или иные по природе и характеру интересы.Международные конфликты, таким образом, являются разновидностью международных отношений, в которые вступают различные государства на почве противоречия интересов.

Содержание работы

1. Предмет, задачи и методы ТМО.
2. Международные отношения: понятие, виды, уровни и состояния.
3. Содержание понятий «субъект», «агент», «актор», «участник» МО; соотношение и взаимосвязь основных участников МО.
4. Международная, мировая и внешняя политика.
5. Понятие, категории и виды участников международных отношений.
6. Цели и средства участников международных отношений.
7. Национальный интерес. Основные критерии и структура национального интереса
8. Складывание системы международных отношений в ХVII в. Вестфальская система.
9. Теория и политика европейского равновесия («баланса сил»): сущность и основные этапы.
10. Версальско-Вашингтонская система международных договоров (1919 – 1922 гг.).
11. Версальское мирное урегулирование: проблемы и принципы. Версальская система международных отношений.
12. Лига наций как первый исторический опыт построения механизма реализации международной морали.
13. Понятие и сущность международного порядка
14. Основные подходы различных школ МО.
15. Социологии международных отношений: предмет, этапы развития
16. Закономерности, присущие международным отношениям
17. Проблема методов и методологии в теории международных отношений
18. Власть и сила как цель и средство обеспечения интересов субъектов МО
19. Парадигмы политического реализма и неореализма в международных отношениях
20. Классический либерализм и неолиберализм в ТМО
21. Концепция и исследования национальной безопасности
22. Среда национальной безопасности Республики Молдова
23. Понятие и сущность коллективной безопасности
24. Понятие и сущность международной безопасности
25. Понятия и структура системы международных отношений
26. Международная система во время холодной войны
27. Типология систем международных отношений
28. Современные либерально-идеалистические подходы в анализе современных международных отношений, представители направлений
29. Политический реализм: основные авторы, концепции и понятия
30. Политический реализм 20 века
31. Взаимодействие права и морали в международных отношениях
32. Среда международных отношений и ее основные характеристики
33. Роль геополитики в науке о международных отношениях
34. Понятие и исторические типы международного порядка
35. Конфликты и сотрудничество в международных отношениях
36. Концепция и исследования «баланс сил и баланс интересов»
37. Школа "зависимости" в характеристике основных проблем МО
38. Понятие внешней политики, ее цели и задачи
39. Урегулирование конфликтов: средства, методы, участники
40. Международные кризисы и конфликты как факторы изменений в системе МО

Файлы: 1 файл

Предмет.docx

— 236.13 Кб (Скачать файл)

Особенности


  • Дискриминация положения побеждённых государств и Советской России. Так, Германия потеряла права на свои колонии, сильно ограничивалась во владении вооружёнными силами и подавлялась экономически через механизм репараций. Подобные условия были предусмотрены и для Турции и Болгарии, а Австро-Венгрия в целом прекратила существование. К тому же все побеждённые государства понесли значительные территориальные потери. Побеждённые государства на определённое время были «исключены» из ряда системообразующих элементов и преобразованы исключительно в объекты влияния Версальской подсистемы. Советская Россия, формально не будучи побеждённой, оказалась на начальном этапе также исключённой. Формальным признанием этого факта со стороны России считается Рапалльский договор 1922 года. После заключения договора начинается широкая кооперация между Германией и Советской Россией, которая по своей сути была «блоком оскорбленных», то есть держав, которые больше всего хотели пересмотра статус-кво системы.
  • Закрепление лидерства США, Великобритании и Франции, в новой системе. Значительное территориальное, политическое и экономическое (в разной степени для этих стран) развитие стран-победительниц дало им фактически право коллегиального изменения характеристик международной системы и формирования ее принципов. Другие победители (наподобие Италии) остались на втором плане.
  • Политическая изоляция США от европейских дел. США после провала «14 пунктов» В.Вильсона взяли курс на изоляцию от международной политики в Европе, в то же время в качестве приоритетного средства внешней политики в этом регионе избрали экономический фактор. План Дауэса (1924 г.), а также в известной мере план Юнга (1929 г.), продемонстрировали степень экономической зависимости стран Европы от США, которые стали на 1918 год подавляющим кредитором, будучи до начала войны должником европейских стран.
  • Образование ряда новых суверенных субъектов МО в Европе, внешняя политика которых на более поздних этапах развития системы оказала значительное влияние на развитие кризисных процессов.
  • Создание Лиги Наций — инструмента сохранения статус-кво в системе МО. Этот инструмент, фактически подконтрольный Франции и Великобритании, оказался неэффективным в исполнении своих стабилизационных функций. Это стало свидетельством отсутствия крепкой договорно-правовой базы системы.
  • Мир постепенно перестает быть евроцентристским, международная система начинает превращаться в глобальную.
  • Для Версальско-Вашингтонской системы характерной была определена асинхронность в трансформационных процессах в двух основных подсистемах (европейской и дальневосточной), что в свою очередь приводило к последующей дестабилизации системы, то есть системные изменения в одной из подсистем со временем вызывали новый всплеск трансформаций в другой.
  • Специфический тип контроля, характерный для данной системы, который можно охарактеризовать как эгалитарно-иерархичный. Тогда как в рамках системы существовала определенная иерархия средств и субъектов системного контроля, на практике основные элементы контроля были оформлены в эгалитарный способ (коллективная безопасность,Лига Наций, международно-правовые соглашения универсального характера, и т. п.)

 

11.Версальское мирное урегулирование: проблемы и принципы. Версальская система международных отношений.

12. Лига наций как первый исторический опыт построения механизма реализации международной морали.

10 января 1920 года состоялось первое заседание Лиги Наций, первой политической международной организации. Она была основана в результате Версальско-Вашингтонской системы Версальского соглашения. Цели Лиги Наций включали в себя: разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путём дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете.  
Между 1920 и 1946 годом в общей сложности 63 страны стали членами Лиги Наций. Первоначально в Лигу Наций вошло 44 государства, 31 из них принимало участие в 1-й мировой войне на стороне Антанты, а 13 государств придерживалось нейтралитета. США не ратифицировали устав Лиги Наций и не вошли в число ее членов, а Советская Россия не была туда приглашена.  
Первоначально организация более или менее справлялась с задачами по предотвращению конфликтов, контролю за соблюдением международного права и поддержанию мира. Кризис организации пришелся на 1930-е годы, а его пик – на середину предвоенного десятилетия, когда один за другим следовали провалы Лиги, которая оказалась не способной справиться с вызовами той эпохи.

Организация 
Ассамблея Лиги Наций, которая заседает раз в год и в которой каждый член Лиги имеет один голос, состоит из представителей всех государств, Совет Лиги Наций — из 4—6 постоянных, а позже 9 непостоянных членов, избираемых Ассамблеей Лиги Наций. В числе постоянных членов — представители Великобритании, Франции, Италии и Японии, а позже Германии, место которой после её выхода (1933) достаётся СССР (1934). Оба органа имеют одинаковую компетенцию, но Совет Лиги Наций осуществляет более активную полит, деятельность и заседает несколько раз в год. Совет Лиги Наций должен принимать свои решения единогласно, как и Ассамблея Лиги Наций, за некоторыми исключениями. Спорящие стороны должны воздерживаться от участия в голосовании. Эти органы поддерживает постоянный Генерал, секретариат во главе с Генерал, секретарём, место пребывания которого — Женева. 
В Лиге Наций ассоциированными являются Гаагский постоянный международный суд 
(арбитраж, решения во время споров) и Международный бюро труда (трудовое законодательство).

Задачи и цель 
Лига Наций, как всемирная организация свобод, народов, служит сохранению мира и содействию международному сотрудничеству путём ограничения традиц. силовой политики, проводимой отдельными гос-вами, и тайной дипломатии, на место которых приходят коллектив, применение силы всеми гос-вами (эконом, и воен. санкции) против roc-ва-агрессора (санкции могут быть приняты голосами 2/3 всех членов Лиги Наций) и свобод, дискуссия между гос. деятелями перед лицом мировой общественности. Но Лига Наций, связанная с Париж, договорами, не в последнюю очередь ответственна за сохранение новой полит, системы, созданной в 1919/20, которая в связи с принципом консенсуса едва ли может быть изменена мирным путём. Члены лиги обязуются мирно разрешать все спорные вопросы и при несогласии между собой обращаться к Лиге Наций, решение которой они должны признавать при единогласии всех её членов (без голосов сторон). Лига Наций участвует в реализации мирных договоров (обеспечение границ, разоружение, наблюдение за Данцигом (Гданьском), контроль над подмандатными территориями, управление Саарской обл.), в защите нац. меньшинств, в эконом, помощи некоторым гос-вам (Австрии и т. д.) и в помощи беженцам. Лига Наций успешно осуществляет арбитраж и посредничество в споре за Вильно (1920), в конфликтах о Корфу (1923) и Мосул (1924), но её усилия по сохранению мира (Женев. протокол 1924) и по разоружению [1932—38)) остались безуспешными. Лига Наций играет положительную роль в эконом, и тех. сотрудничестве, её организации также проводят успешную работу.

Несостоятельность Лиги Наций 
Лига Наций ослаблена тем, что в ней нет США и других великих держав. 14 из 63 государств-членов вышли до 1939, два были аннексированы, одно исключено (СССР за нападение на Финляндию). Лига Наций оказалась несостоятельной в 1931 при вторжении Японии в Маньчжурию и в 
1935 во время нападения Италии на Абиссинию. Лига Наций объявляет Италию агрессором; в 
ноябре 1935 — начало эконом, санкций, но США поставляют нефть, а Германия — уголь. 
1937 Выход Италии.

 
Лига Наций ничего не предпринимает  против экспансионист, политики национал-социалист, правительства в Германии. 18.4.1946 Роспуск Лиги Наций по решению Ассамблеи Лиги Наций.

 

 

 

 

 

13. Понятие и сущность международного порядка

Иначе говоря, общественный порядок — это определенная организация в жизни социума, ее регулирование на основе определенных (например, государственно-правовых) норм и общих (например, национальных, культурных, морально-этических и т.п.) ценностей.

Понятие «международный порядок» относится  к глобальной социальной общности, образованной совокупностью различных  общественных субъектов (акторов), действующих на мировой аре не. Возникает вопрос, возможен ли общественный порядок в сфере международных отношений, которая характеризуется отсутствием единой центральной власти, многообразием несовпадающих между собой ценностей, а также отсутствием высшего органа, который определял бы правомерность или неправомерность действий участников международных отношений?

Таким образом, международный порядок  — это такое устройство международных (прежде всего, межгосударственных) отношений, которое призвано обеспечить основные потребности государств и других институтов, создавать и поддерживать условия их существования, безопасности и развития.

 
В литературе, посвященной анализу  международных отношений, не существует однозначного, общепризнанного определения  международного порядка. Некоторые  исследователи склонны сводить  его к совокупности юридических  норм, отождествляя тем самым с  международным правом. Например, с точки зрения американского автора Т. Франка, основу международного порядка составляет законность — совокупность правил, созданных в ходе общепринятых юридических процедур, характеризующихся ясностью, взаимосвязанностью и вписывающихся в существующую систему международного права (Егапск. 1990). Однако с позиций существования международного общества такой взгляд представляется слишком узким, поскольку не просто сводит проблему международного порядка к межгосударственным отношениям, но и сами межгосударственные отношения рассматривает лишь в одном измерении.

Другие делают упор на международную  стабильность. Третьи связывают международный  порядок с сохранением на международной  арене определенного статус-кво  в отношениях между государствами.

Главное то, что во всех измерениях международного порядка основным средством  его поддержания на разных этапах исторического развития международных  отношений оставалась сила, и прежде всего сила военная. Положение стало  меняться лишь в последние десятилетия XX в. Уточнение деталей этих изменений  требует более подробного рассмотрения вопроса об исторических типах международного порядка. 

 

14. Основные подходы различных школ МО.

 В рамках подобной типологии швейцарский автор Филипп Брайар относит к общим теориям политический реализм, историческую социологию и марксистско –ленинскую концепцию международных отношений. Что касается частных теорий, то среди них называются: теория международных акторов (Багат Корани); теория взаимодействий в рамках между народных систем (Джордж Модельски, Самир Амин; Карл Кай зер); теории стратегии, конфликтов и исследов ания мира (Люсь-ен Пуарье, Дэвид Сингер, Йохан Галтуиг); теории интеграции (Амитаи Этциони; Карл Дойч); теории международной организа ции (Инис Клод; Жан Сиотис; Эрнст Хаас).

+(ксерокс)

. В итоге он выделяет такие направления какполитический реализм (Г. Моргентау; Р. Арон; X. Бал), бихевиоризм (Д.Сингер; М. Каплан), классический марксизм (К. Маркс; Ф. Энгельс; В.И.Ленин) и неомарксизм (или школа «зависимости»: И. Валлерстейн; С. Амин; А. Франк; Ф. Кардозо) (14). Подобным же образом Даниель Коляр останавливает внимание на классичес кой теории «естественного состояния» (т.е. политическом реализме); теории «международного сообщества» (или политическом идеализме); марксистском идеологическом течении и его многочисленных интерпретациях; доктринальном англо-саксонском течении, а также н а французской школе международных отношений.

Марсель Мерль считает, что основные направления в современной науке о международных отношениях представлены традиционалистами — наследниками классической школы (Ганс Моргентау; Стэнли Хоффманн; Генри Ки ссинджер); англо-саксонскими социологическими концепциями бихевиоризма и функционализма (Роберт Кокс; Дэвид Сингер; Мортон Каплан; Дэвид Истон); марксистским и неомарксистскими (Пол Баран; Пол Суизи; Самир Амин) течениями.

Реализм и неореализм.

Центральными для теории политического реализма являются «понятие интереса, определенного в терминах власти», и связанные с ним понятия баланса сил, геополитической стратегии и т.п.

Ее наиболее известные представители  Моргентау, Арон, Нибур, Шуман, Кеннан, Шварценбергер, Томпсон, Киссинджер, Карр, Уолферс.

С точки зрения Г Моргентау» международные отношения представляют собой арену острого противоборства государств. В основе всей международной деятельности последних лежит стремление к увеличению своей власти, или силы и уменьшению власти других. При этом термин «власть» понимается в самом широком смысле: как военная и экономическая мощь государства, гарантия его наибольшей безопасности и процветания, славы и престижа, возможности для распространения его идеологических установок и духовных ценностей. Два основных пути, на которых государство обеспечивает себе власть, и одновременно два взаимодополняющих аспекта его внешней политики это военная стратегия и дипломатия. Первая из них трактуется в духе Клаузевица: как продолжение политики насильственными средствами. Дипломатия же, напротив, есть мирная борьба за власть. В современную эпоху, говорит Г. Моргентау, государства выражают свою потребность во власти в терминах «национального интереса». Результатом стремления каждого из государств к максимальному удовлетворению своих национальных интересов является установление на мировой арене определенного равновесия (баланса) власти (силы), которое является единственным реалистическим способом обеспечить и сохранить мир. Собственно, состояние мира это и есть состояние равновесия сил между государствами. Согласно Мергентау есть два фактора, которые способны удерживать стремления государств к власти в каких-то рамках это международное право и мораль. Главными участниками международных отношений они считают в отличии от идеалистов - суверенные государства, которые рассматриваются как рационально действующие однородные политические организмы, проводящие единую политику в отношении других государств   участников международных отношений. Исключительно государства имеют легитимные основания и располагают необходимыми ресурсами для заключения мирных договоров, объявления войн и других действий, составляющих суть международной политики.

Специфика международных отношений  состоит в том, что они 
носят анархичный характер.  Каждый актор, проводя тот или иной курс политики, руководствуется прежде всего своими собственными интересами, а не общностью целей (идеалисты). Национальные интересы   главная категория теории политического реализма, ключевой стимул политики государства в мировом масштабе.

Шесть принципов политического  реализма по Моргентау:

  1. вероятностный характер политической деятельности в сфере международных отношений.
  2. принцип национальных интересов, понимаемых в терминах власти и могущества.
  3. Внешнюю политику нельзя рассматривать через психологические феномены.
  4. политический реализм признает моральное значение политического действия
  5. политический реализм отрицает тождество морали конкретной нации и универсальных моральных законов.
  6. Политическая сфера является автономной;

Информация о работе Шпаргалка по "Международной политике"