Шпаргалка по "Международной политике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:42, шпаргалка

Описание работы

40. Международные кризисы и конфликты как факторы изменений в системе МО.
С точки зрения теории международных отношений международный конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких сторон - народов, государств или групп государств, - концентрированно воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения экономические, социально-классовые, политические, территориальные, национальные, религиозные или иные по природе и характеру интересы.Международные конфликты, таким образом, являются разновидностью международных отношений, в которые вступают различные государства на почве противоречия интересов.

Содержание работы

1. Предмет, задачи и методы ТМО.
2. Международные отношения: понятие, виды, уровни и состояния.
3. Содержание понятий «субъект», «агент», «актор», «участник» МО; соотношение и взаимосвязь основных участников МО.
4. Международная, мировая и внешняя политика.
5. Понятие, категории и виды участников международных отношений.
6. Цели и средства участников международных отношений.
7. Национальный интерес. Основные критерии и структура национального интереса
8. Складывание системы международных отношений в ХVII в. Вестфальская система.
9. Теория и политика европейского равновесия («баланса сил»): сущность и основные этапы.
10. Версальско-Вашингтонская система международных договоров (1919 – 1922 гг.).
11. Версальское мирное урегулирование: проблемы и принципы. Версальская система международных отношений.
12. Лига наций как первый исторический опыт построения механизма реализации международной морали.
13. Понятие и сущность международного порядка
14. Основные подходы различных школ МО.
15. Социологии международных отношений: предмет, этапы развития
16. Закономерности, присущие международным отношениям
17. Проблема методов и методологии в теории международных отношений
18. Власть и сила как цель и средство обеспечения интересов субъектов МО
19. Парадигмы политического реализма и неореализма в международных отношениях
20. Классический либерализм и неолиберализм в ТМО
21. Концепция и исследования национальной безопасности
22. Среда национальной безопасности Республики Молдова
23. Понятие и сущность коллективной безопасности
24. Понятие и сущность международной безопасности
25. Понятия и структура системы международных отношений
26. Международная система во время холодной войны
27. Типология систем международных отношений
28. Современные либерально-идеалистические подходы в анализе современных международных отношений, представители направлений
29. Политический реализм: основные авторы, концепции и понятия
30. Политический реализм 20 века
31. Взаимодействие права и морали в международных отношениях
32. Среда международных отношений и ее основные характеристики
33. Роль геополитики в науке о международных отношениях
34. Понятие и исторические типы международного порядка
35. Конфликты и сотрудничество в международных отношениях
36. Концепция и исследования «баланс сил и баланс интересов»
37. Школа "зависимости" в характеристике основных проблем МО
38. Понятие внешней политики, ее цели и задачи
39. Урегулирование конфликтов: средства, методы, участники
40. Международные кризисы и конфликты как факторы изменений в системе МО

Файлы: 1 файл

Предмет.docx

— 236.13 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Предмет, задачи и методы ТМО.
  2. Международные отношения: понятие, виды, уровни и состояния.
  3. Содержание понятий «субъект», «агент», «актор», «участник» МО; соотношение и взаимосвязь основных участников МО.
  4. Международная, мировая и внешняя политика.
  5. Понятие, категории и виды участников международных отношений.
  6. Цели и средства участников международных отношений.
  7. Национальный интерес. Основные критерии и структура национального интереса
  8. Складывание системы международных отношений в ХVII в. Вестфальская система.
  9. Теория и политика европейского равновесия («баланса сил»): сущность и основные этапы.
  10. Версальско-Вашингтонская система международных договоров (1919 – 1922 гг.).
  11. Версальское мирное урегулирование: проблемы и принципы. Версальская система международных отношений.
  12. Лига наций как первый исторический опыт построения механизма реализации международной морали.
  13. Понятие и сущность международного порядка
  14. Основные подходы различных школ МО.
  15. Социологии международных отношений: предмет, этапы развития
  16. Закономерности, присущие международным отношениям
  17. Проблема методов и методологии в теории международных отношений
  18. Власть и сила как цель и средство обеспечения интересов субъектов МО
  19. Парадигмы политического реализма и неореализма в международных отношениях
  20. Классический либерализм и неолиберализм в ТМО
  21. Концепция  и исследования национальной безопасности
  22. Среда национальной безопасности Республики Молдова
  23. Понятие и сущность коллективной безопасности
  24. Понятие и сущность международной безопасности
  25. Понятия и структура системы международных отношений
  26. Международная система во время холодной войны
  27. Типология систем международных отношений
  28. Современные либерально-идеалистические подходы в анализе современных международных отношений, представители направлений
  29. Политический реализм: основные авторы, концепции и понятия
  30. Политический реализм 20 века
  31. Взаимодействие права и морали в международных отношениях
  32. Среда международных отношений и ее основные характеристики
  33. Роль геополитики в науке о международных отношениях
  34. Понятие и исторические типы международного порядка
  35. Конфликты и сотрудничество в международных отношениях
  36. Концепция  и исследования «баланс сил и баланс интересов»
  37. Школа "зависимости" в характеристике основных проблем МО
  38. Понятие внешней политики, ее цели и задачи
  39. Урегулирование конфликтов: средства, методы, участники
  40. Международные кризисы и конфликты как факторы изменений в системе МО

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет, задачи и методы ТМО

I. Теория международных отношений  (ТМО) представляет собой науку  о сложной социально-политической  реальности, в которой реализуется  многообразие форм обмена деятельностью  и ее результатами между членами  самостоятельных обществ, отделенных  друг от друга государственными  границами. 

Роль теории состоит:  
а) в “просеивании”, отборе и систематизации (упорядочении) эмпирического материала международных отношений;  
б) в выработке наиболее общих понятий – категорий, использование которых позволяет анализировать поведение международных акторов;  
в) в выявлении более или менее постоянных причинно-следственных связей, поиске их устойчивости, повторяемости в хаотическом многообразии международных явлений. 
II. Как правило, ТМО выполняет три основные функции:  
1) объясняет особенности связей действующих в международных отношениях акторов;  
2) прогнозирует эволюцию международных отношений.  
3) предупреждать аналитиков от чрезмерной самоуверенности и скоропалительных оценок, а политических деятелей, принимающих решения, - от поспешных действий, могущих иметь масштабные негативные последствия.  

Предмет ТМО - это научный поиск существенных, повторяющихся и необходимых для существования исследуемого объекта связей, закономерностей, законов. В наиболее общем виде в ТМО принято считать закономерностями: 
- главным действующим лицом МО является государство, а формами его международной деятельности – дипломатия и стратегия; 
- государственная политика существует в 2-х разновидностях – внутренней и внешней, между которыми имеется как взаимосвязь, так и существенные различия, в связи с чем международная политика государства обладает весьма значительной автономией; 
- основа основ всех международных действий государства коренится в национальном интересе, наиболее существенными составными элементами которого являются безопасность, выживание и суверенитет. Поэтому МО – это сфера столкновения, конфликтов и примирений национальных интересов различных государств; 
- международные отношения – это силовое взаимодействие государств и баланс сил, в котором преимущества с точки зрения реализации национальных интересов имеют наиболее мощные державы; 
- в зависимости от распределения мощи между великими державами баланс сил может принимать различные формы или конфигурации: биполярную, трехполюсную, мультиполярную и т.д. 
Методология – это совокупность приемов, способов и путей, иначе говоря, методов познания. Теория международных отношений использует самые различные методы, которые могут привести к наиболее надежным знаниям. Опираясь на выводы Р. Арона, можно сказать, что при изучении МО необходимо сочетание таких методов, которые опираются:  
- на теорию в исследовании сущности, специфики и основных движущих сил этого особого рода общественных отношений; 
- на социологию в поисках детерминант и закономерностей, определяющих изменения и эволюцию МО; 
- на историю, имея в виду поиск фактическое развитие международных отношений в процессе смены эпох и поколений, позволяющее находить аналогии и исключения; 
- на опыт при анализе процесса подготовки, принятия и реализации международно-политического решения. 
В конкретно прикладном порядке речь идет об а) изучении фактов; б) объяснении существующего в МО положения; в) прогнозировании дальнейшей эволюции ситуации; г) подготовке и принятии решения

Методы анализа ситуации:  
- наблюдение. Его элементами являются субъект наблюдения, объект и средства наблюдения. Бывает непосредственным и опосредованным, внешним и включенным, когда наблюдатель является прямым участником того или иного международного события. Прямое наблюдение отличается от косвенного, которое проводится на основе информации, получаемой посредством интервью, анкетирования и т.п. В ТМО в основном возможно косвенное и инструментальное наблюдение. Главный недостаток метода – большая роль субъективных факторов, связанных с активностью субъекта, его идеологическими предпочтениями, несовершенством средств наблюдения и т.д.; 
- изучение документов.

- сравнение. В ТМО сделался необходимым в связи с резким умножением в 60-е годы ХХ века числа государств и других акторов МО. Главное достоинство данного метода – его нацеленность на поиск общего, повторяющегося в международных отношениях. Одновременно сравнительный анализ позволяет получить значимые выводы и на основе несходства явлений и неповторимости ситуаций. 
Экспликативные методы: 
- контент-анализ. В политических науках впервые был применен Г. Лассуэллом и был описан в 1949 г. В самом общем виде представляет собой систематизированное изучение содержания письменного или устного текста с фиксацией наиболее часто в нем повторяющихся словосочетаний или сюжетов. Далее установленные данные сравниваются с соответствующими показаниями сообщений, известных как нейтральные, на основе чего делается вывод о политической направленности содержания исследуемого текста.

Эффективность метода зависит от правильности выделения: первичных единиц анализа (термины, словосочетания, темы); единиц измерения (слова, фразы, разделы, страницы); 
- ивент-анализ. Метод анализа событийных данных направлен на обработку публичной информации, показывающей: кто говорит или делает; что говорит или делает; по отношению к кому говорит или делает; когда говорит или делает.  
Эффективность данного метода зависит от наличия богатого банка данных; 
- когнитивное картирование. С помощью этого метода можно определить, как тот или иной политический деятель воспринимает определенную политическую проблему. Он выявляет основные понятия, которыми оперирует политик, устанавливает имеющиеся между ними причинно-следственные связи. В результате исследователь получает карту-схему, из которой можно вывести эвентуальную реакцию политика в той или иной ситуации в целом или в отношении отдельных проблем в ней.

На основании получаемых данных строятся выводы, касающиеся способа  поведения международного актора во времени и пространстве.

Эксперимент. В социальных науках эксперимент приобрел вид имитационной игры двух типов: без применения ЭВМ и с использованием электронно-вычислительной техники. В первом случае речь идет об индивидуальных или групповых действиях, связанных с исполнением определенных ролей (государств, правительств, политических деятелей) в соответствии с заранее составленным сценарием. Имитационные же игры с использованием ЭВМ предполагают более широкие исследовательские перспективы, в частности, выдвигать обоснованные гипотезы относительно возможного развития международных событий в будущем. 

Прогностические методы: 
- дельфийский метод. Речь идет о систематическом и контролируемом обсуждении проблемы несколькими экспертами. Они вносят свои оценки того или иного международного события (явления, процесса) в центральный орган, который проводит их обобщение и систематизацию, после чего вновь возвращает экспертам. Будучи проведена несколько раз, такая операция позволяет констатировать более или менее серьезные расхождения в указанных оценках

- построение сценариев. Этот метод состоит в построении идеальных мыслительных моделей вероятного развития событий. Сначала выдвигаются гипотезы, представляющие собой простые предположения, о возможных вариантах развертывания ситуаций. Затем производится анализ и отбор главных факторов, определяющих ход событий. Количество таких факторов не должно быть чрезмерным (не более 6 элементов). На втором этапе выдвигаются основанные на простом “здравом смысле” гипотезы о предполагаемых фазах эволюции отобранных факторов в течении 10,15 и 20 лет, На 3-ем этапе осуществляется сопоставление выделенных факторов и на их основе выдвигается и описывается более или менее подробно ряд сценариев, соответствующих каждому из них. Наконец, на 4-м этапе делается попытка создать показатели относительной вероятности описанных выше сценариев, которые с этой целью классифицируются по степени их вероятности. 
Моделирование. Данный метод связан с построением искусственных, идеальных, воображаемых объектов, ситуаций, представляющих собой системы, элементы и отношения которых соответствуют элементам и отношениям реальных международных феноменов и процессов. Его суть видна из характера этапов, реализуемых при моделировании: 
- во-первых, речь идет о выделении типа модели (концептуальная, теоретическая и конкретная), ее форме (вербальная или содержательная, формализованная либо квантифицированная). Выявленная модель представляется в виде матрицы, являющейся теоретической моделью моделирования;  
- во-вторых, строится содержательная концептуальная модель как исходная точка решения общей задачи исследования – “универсальная познавательная конструкция - конфигуратор”; 
- в-третьих, проводится более детальный анализ состава внутренней структуры международных отношений, то есть построение ее развернутой модели. В ней выделяются элементы, связи, процессы, а также интересы, ресурсы, цели, образ действий, соотношение интересов, соотношение сил в системе международных отношений. 

2. Международные отношения:  понятие, виды, уровни и состояния

2.1 На первый взгляд, определение понятия «международные от ношения» не представляет каких-то особых трудностей: это — «совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова» (2). Однако сразу же возникает целый ряд вопросов. Относятся ли, например, браки между людьми разных государств к сфере международных отношений? Относятся ли к ней туристические поездки и поездки по частным приглашениям граждан одной страны в другую? Вступает ли человек в международные отношения, покупая иностранный товар в магазине своей страны?

Не много ясности вносит и  попытка более строгого определения международных отношений — как отношений «между государствами и негосударственными организациями, между партия ми, компаниями, частными лицами разных государств...»(3). По сути, оно лишь более явно, чем предыдущее, сводит совокупность международных отношений к взаимодействию их участников. Главным недостатком подобных определений является то, что, в конечном счете, они неизбежно сводят все многообразие международных отношений к взаимодействию государств. Попытка выйти за рамки межгосударственных взаимодействий содержится в определении международных отношений как «совокупности интеграционных связей, формирующих человеческое сообщество». Такое понимание международных отношений, оставляя открытым вопрос об их участниках (или акторах), позволяет избежать недостатка их сведения к межгосударственным отношениям. К его достоинствам может быть отнесено и то, что в нем выделена одна из основных тенденций в эволюции международных отношений.

2.2 Так, до недавнего времени в отечественной и восточно-европейской научной литературе международные отношения под разделялись на основе классового критерия, на отношения господства и подчинения, отношения сотрудничества и взаимопомощи и переходные отношения. Соответственно, к первым относили отношения феодального и капиталистического типа, ко вторым — отношения между социалистическими странами, к третьим — отношения между развивающимися государствами, освободившимися от колониальной зависимости. Поскольку наблюдаемая в действительности картина не укладывалась в такую достаточно искусственную схему, постольку некоторые авторы пытались усложнить саму схему, не выходя, однако, за рамки классового подхода. Так польский автор Ю. Кукулка выделял три типа однородных и три типа переходных международных отношений.

В соответствии с последним в  отечественной литературе была сделана попытка выделить два типа международных отношений — отношения, основанные на балансе сил, с одной стороны, и на балансе интересов, с другой (14).

Виды международных отношений рассматриваются либо на основе сфер общественной жизни (и, соответственно, содержа ния отношений) — экономические, политические, военно -стратегические, культурные, идеологические отношения и т.п., — либо на основе взаимодействующих участников — межгосударственные отношения, межпартийные отношения, отношения между различными международными организациями, транснациональными корпорациями и т.п.

В зависимости от степени развития и интенсивности тех или иных видов международных отношений, выделяют их различные (высокий, низкий, или средний) уровни. Однако более плодотворным представляется определение уровней международных отношений на основе геополитического критерия: с этой точки зрения выделяются глобальный (или общепланетарный), региональные (европейский, азиатский и т.п.), субрегиональные (например, страны Карибского бассейна) уровни международного взаимодействия.

Информация о работе Шпаргалка по "Международной политике"