Транспортные услуги в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:06, лекция

Описание работы

Автомобильный транспорт можно с полным правом назвать транспортом всеобщего применения, так как он используется повсеместно: от трансферов и экскурсий, внутримаршрутных перевозок автобусами до аренды малолитражных автомобилей туристами для личного пользования на отдыхе. Автобусы и автомобили транспорт местного и внутрирегионального значения. Особой популярностью пользуются автобусные экскурси-онно-познавательные туры с посещением нескольких городов и достопримечательных мест. Для туристов удобно, что они могут разъезжать по маршруту и в пределах города на своем транспорте.

Файлы: 1 файл

Тема 1.docx

— 231.31 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Предмет и основы дисциплины

 

Транспорт - одна из важнейших  составных частей материальной базы экономики любой страны. С давних времен транспорт являлся двигателем прогресса. Человек использовал  любые подручные средства для  перевозки людей и грузов. С  изобретением колеса, а несколько  позже и различных типов двигателей человек стал соответственно развивать  и средства передвижения: повозки, кареты, пароходы, паровозы, самолеты и т. д. Это позволяло совершать поездки  на большие расстояния и с различными целями

В настоящее время транспорт  является одним из самых важных компонентов  экономики государства, как развивающегося, так и с высокоразвитой экономической  и социальной базой. Транспорт является ведущим фактором развития туризма

Велика роль транспорта в решении социальных проблем, обеспечении  деловых, культурных и туристских поездок  населения, развитии культурного обмена внутри страны и за рубежом

Транспорт обеспечивает развитие международных экономических отношений, способствуя осуществлению взаимовыгодного  обмена между различными странами

Исторически на формирование транспортных систем различных государств оказывало влияние их географическое расположение, природный потенциал, а нередко и климатические, и  ландшафтные характеристики. Это  привело к формированию тех транспортно-гехнических  баз, которые наиболее рационально  используются в условиях конкретного  региона и государства

Моря и океаны как  наиболее удобные и доступные  пути для перемещения людей еще  с древнейших времен способствовали близким и дальним путешествиям, а реки, каналы и озера -туризму

Впервые английский пастор Томас Кук, от которого отсчитывается история современного туристского движения, организовал именно железнодорожное путешествие из Ливерпуля в Лондон. Затем в 1843 г. он организовал лодочные экскурсии по Темзе. Практически в это же время на американском континенте на легендарном колесном пароходе «Миссисипи» компания «Америкен Экспресс» открыла регулярные экскурсии по Миссисипи. Аналогичные круизы стали совершаться по Нилу, Рейну, Дунаю

Транспортные услуги - один из основных видов услуг в туризме. На них приходится и основная доля в структуре цены тура. В зависимости от продолжительности, дальности путешествия эта доля (в большинстве случаев) колеблется от 20 до 60 %. Различные виды транспорта используются туристскими организациями для перевозки туристов во время путешествий

Основная доля в общей  структуре транспортных услуг принадлежит авиационному транспорту. Наибольшее количество туристов, особенно путешествующих на дальние расстояния, пользуются услугами авиации. При этом самолет можно, фигурально выражаясь, назвать транспортом индивидуалов. Наиболее массовые потоки туристов, путешествующих с курортной, деловой, развлекательной, познавательной целями, составляют индивидуальные туристы. И именно они чаще всего пользуются авиационным транспортом

Автомобильный транспорт можно с полным правом назвать транспортом всеобщего применения, так как он используется повсеместно: от трансферов и экскурсий, внутримаршрутных перевозок автобусами до аренды малолитражных автомобилей туристами для личного пользования на отдыхе. Автобусы и автомобили  транспорт местного и внутрирегионального значения. Особой популярностью пользуются автобусные экскурси-онно-познавательные туры с посещением нескольких городов и достопримечательных мест. Для туристов удобно, что они могут разъезжать по маршруту и в пределах города на своем транспорте. Главный конкурент автобусов в групповых перевозках - железная дорога. Преимуществом железнодорожных перевозок являются также более низкие тарифы и (в зарубежных странах) разветвленная система скидок, проездных билетов и т. п., позволяющих путешествовать по значительно более низким ценам. Однако ни автобусные, ни железнодорожные перевозки не конкурируют с авиацией на дальних расстояниях

Водный транспорт, речной и морской сами по себе уже вызывают образ туристского - круизного обслуживания и используются в туризме достаточно активно. Водные путешествия имеют ряд как преимуществ, так и недостатков по сравнению с другими видами транспорта. Наиболее значимыми преимуществами являются высокий уровень комфорта, большой объем единовременной загрузки, возможности реализации различных видов и целей туризма (познавательный, бизнес-туризм, учебный, шоп-туризм и др.), полноценного отдыха, полный комплекс жизнеобеспечения. Основными недостатками можно назвать невысокую скорость передвижения транспортных средств, высокие тарифы, ограничение мобильности, а зачастую и подверженность части людей «морской болезни» на морских круизах

 

Тема 2. Структура, виды и значение транспортных услуг в туризме

 

Развитие средств и  систем перевозок оказывает большое  влияние на развитие  общества,  активизацию  коммуникативных  связей,  интенсификацию  развития  хозяйства, создание рабочих мест, перетоков  финансовых средств, развитие под- вижности населения и туризма.  Систематизированных  статистических сведений по развитию туризма недоста- точно.

Создание  густой сети  дорог  повышает  возможности  общения,  расширения  экономических  и  коммуникативных  связей,  способствует развитию индустрии  дорожного строительства  и их эксплуатации — созданию новых рабочих мест .  Дороги соединяют города и населенные пункты, повышают оперативность управ- ления регионами, что важно для государства, повышают доступность туристских  регионов и туристских объектов, способствуют привлечению туристских потоков в регион или местность.  При создании дорожной сети учитываются факторы военной стратегии, граж- данской обороны, экономики и перспективы развития местной промышленности.  Многие крупные дорожные и иные проекты осуществлялись, кроме того, в целях создания рабочих мест для населения, как при собственно строительстве, так и при последующем интенсивном развитии экономики региона, через который про- ходят дорожные трассы.

При осуществлении перемещений  в зависимости от вида транспорта активизируется роль транзита — следования в дестинацию через какую-либо местность  или страну (с возможностью кратковременной  остановки в пределах временного  периода, разрешенного законодательством  о транзите данной страны). Наиболее  ярко  проявляется  влияние транзита на автомобильных  дорогах, проходящих  через  населенные пункты. С интенсификацией  транзитного движения повыша- ется значимость транзита для  местного населения.  Это получение  различной  информации, возможность покупки  и продажи товаров, различных  услуг, созда- ние придорожной  индустрии  (мотелей,  магазинов,  пунктов  питания,  станций  обслуживания, бензоколонок и др.). Все в целом  генерирует рабочие места для  местного населения и притоки  денежных средств в местные бюджеты, генерирует  налогооблагаемую базу. Наличие  дорожной сети  создает  благоприятные условия для  доступа  в реги- он, освоения местных природных, том числе туристских ресурсов, человеческих  ресурсов и капитала, развития местной  промышленности и хозяйства, туристской  индустрии и инфраструктуры, привлечения  отечественных и иностранных  инвес- тиций.

Классификация путешествий

Транспортные путешествия  рассматриваются как самостоятельный  вид туризма. Транспортные путешествия - это путешествия организованных групп туристов при наличии путевок (ваучеров) по разработанным маршрутам с использованием различных транспортных средств. Они классифицируются по ряду основных признаков:

- способу передвижения  на маршруте (железнодорожный, морской,  автобусный, речной, авиационный, прочие  виды, комбинированный);

- виду используемого  транспорта (поезда, самолеты, автобусы, теплоходы, паромы, яхты, лодки, байдарки, плоты, подводные лодки и другие  плавсредства, мотоциклы, велосипеды, воздушные шары, дельтапланы);

- построению трассы маршрута (линейная, кольцевая, радиальная, комбинированная);

- продолжительности путешествия  (кратковременные, типа «Уикэнд», многодневные);

- сезонности (круглогодичные, сезонные, разовые).

Наибольшей популярностью  пользуются автобусные, авиационные  и железнодорожные путешествия (около 88% от общего объема транспортных путешествий).

Транспортное туристское путешествие, как правило, реализуется  несколькими видами транспорта: железнодорожный + автобусный (легковой автомобиль), авиационный + автобусный и т. д. Наиболее мобильный вид транспорта - автобус и легковой автомобиль - используются как на самостоятельном маршруте, так и в виде трансферного транспорта по доставке туристов из аэропорта (вокзала) в гостиницу и обратно.

При планировании своего путешествия  турист учитывает такие факторы:

- скорость доставки до  цели поездки;

- комфорт путешествия;

- стоимость;

- возможность перевозки  багажа и его вес;

- возможность остановки  в пути следования;

- условия питания;

- уровень шума, вибраций;

- условия для сна и  отдыха;

- возможность широкого  обзора во время поездки;

- наличие неблагоприятных  экологических факторов;

- безопасность.

По приоритетам эти  требования распределяются в такой  последовательности :

- безопасность путешествия;

- стоимость и наличие  различных льгот;

- комфортабельность;

- скорость доставки;

- прочие факторы.

Чем больше набор положительных  факторов, тем выше стоимость транспортного  путешествия, однако ни одно транспортное средство не удовлетворяет всему  набору требований.

Классификация транспортных средств.

Туризм - один из главных  факторов мобильности населения, в  связи с чем необходимо иметь  сведения о средствах транспорта, используемых в туристических целях.

1. Сухопутный транспорт.

1.1. Железнодорожный:

- графиковый транспорттранспорт, подчиненный определенному расписанию;

- международный железнодорожный  транспорт;

- специализированные железнодорожные  поезда.

1.2. Автомобильный:

- международные автобусы;

- тур. автобусы для  поездки на дальние расстояния;

- городские и пригородные  пассажирские автобусы;

- чартерные и экскурсионные  автобусы;

- автомобили с водителями  и без (прокат);

- такси.

 

2. Водный транспорт:

2.1. Морской каботажный  транспорт - плавание в определенных  водах, бассейне.

2.2. Круизные суда.

2.3. Внутренний водный  транспорт (катера, паромы).

2.4. Внутренний водный  транспорт с размещением (яхта).

2.5. Субмарина.

 

3. Воздушный транспорт:

3.1. Графиковый пассажирский  транспорт.

3.2. Чартеры.

3.3. Летательные аппараты  с экипажем (вертолет, воздушный  шар).

По состоянию на 2000 г. туристских и пассажирских перевозок  в мире с доста- точной  степень  приближения  можно  дать  следующую  оценку  распределения  транспортных потоков перевозок механическими  средствами: 

  • автомобильные перевозки    41% 
  • воздушные перевозки    44%  
  • железнодорожные перевозки    7%
  • морские и речные перевозки    8%

 

 

Тема 3. Формирование цен по транспортным услугам в туризме

 

Туристский рынок – это система отношений (экономических, социальных, юридических), связывающих производителей тур продукта и потребителей, которые заинтересованы в определенном виде турпродукта, которые имеют возможность продавать и покупать их.

Туристские рынки можно  классифицировать по следующим признакам:

1. По географии – мировой,  региональный, отдельной страны, района  внутри страны, городской.

2. По отношению к национальной  территории – рынки международного  и внутреннего туризма.

3. По направлению движения  – рынки, генерирующие туристские  потоки, и рынки, принимающие туристов.

4. По степени концентрации  – монополистический, олигополистический  и свободной конкуренции.

5. По степени соотношения  между спросом и предложением  – рынок продавца (характеризуется  высоким спросом и ограниченностью  предложения) и рынок покупателя (характеризуется превышением предложения  над спросом).

Тур рынок представлен  в виде системы взаимодействия 4 основных элементов:

-        тур.  спрос;

-        тур.  предложение;

-        цена;

-        конкуренция

 Тур спрос (ёмкость) – это подтверждение платежеспособностью рекреационных потребностей потребителей, выраженных в определенном количестве турпродукта и услуг, которые потребители могут приобрести при определенных ценах.

Спрос – показатель, отражающий объем продаж определенного тур  продукта на выбранном сегменте рынка.

Спрос бывает:          

- неэластичный;

- стабильный (вне зависимости  от колебания цен);

- эластичный (изменяющийся  в ту или иную сторону, в  зависимости от изменяющихся  цен).

Спрос может быть:

-  отрицательный (большая часть рынка недооценивает турпродукт, и согласна на дополнительные издержки, чтобы избежать его);

-        отсутствующий  (потребители игнорируют предлагаемый  продукт);

-        открытый (потребители испытывают нужду  в туристском направлении или  чем-либо, что рынок по каким-то  причинам предложить не может);

Информация о работе Транспортные услуги в туризме