Транспортные услуги в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:06, лекция

Описание работы

Автомобильный транспорт можно с полным правом назвать транспортом всеобщего применения, так как он используется повсеместно: от трансферов и экскурсий, внутримаршрутных перевозок автобусами до аренды малолитражных автомобилей туристами для личного пользования на отдыхе. Автобусы и автомобили транспорт местного и внутрирегионального значения. Особой популярностью пользуются автобусные экскурси-онно-познавательные туры с посещением нескольких городов и достопримечательных мест. Для туристов удобно, что они могут разъезжать по маршруту и в пределах города на своем транспорте.

Файлы: 1 файл

Тема 1.docx

— 231.31 Кб (Скачать файл)

- страховка пассажиров (кроме водителя) от несчастных  случаев (себя водитель может  застраховать за дополнительную  плату);

- налоги

Обычно машину доставляют с полным баком, но и вернуть в  автопрокатную контору ее нужно  также с полным баком

 

Классификация туристских автобусов

Автобус  как  транспортное средство коллективного  пользования  в  аспектах  перевозки групп  пассажиров и туристов не имеет себе равных. По назначению для  целей  перевозки пассажиров автобусы можно  разделить на следующие группы:

  • городские и пригородные для перевозки пассажиров. В населенных пунктах  и многих городах, где отсутствуют метро и трамвай, автобус является единствен- ным средством для городского общественного  транспорта. Во многих крупных  городах на улицах, особенно в местах исторической застройки и центрах, воз- никают проблемы с организацией дорожного движения, и для автобусов выделяются специальные дорожные полосы движения. Туристы активно используют  городской транспорт для индивидуальных путешествий при посещении крупных  туристских центров. Чтобы облегчить расчеты для туристов выпускаются специ- альные туристские проездные билеты, например, в Лондоне, Париже и Мадриде.  Кроме проезда в общественном транспорте проездные билеты предусматривают  возможность посещения музеев и галерей и др.;
  • автобусы для перевозки туристов к крупным транспортным узлам: в между- народные аэропорты, железнодорожные вокзалы и узловые (районные  област- ные центры) станции, морские порты. Такая транспортная операция в туризме  называется  трансфер и предназначена для  организованной  доставки туристов  при прибытии в туристский центр от порта или станции дальнего следования к  отелю и обратно. Это позволяет исключить неудобства, связанные с использова- нием городского транспорта группами туристов.

Для трансфера используются автобусы улучшенной туристской комплектации с  мягкими сиденьями и большими багажными отделениями. Поскольку  трансферы  более 50 км не практикуются, в среднем аэропорт находится  в 15–20 км от центра крупного города, то требования наличия особых удобств (радиотрансляции, теле- визора, кухни  и туалета) не предъявляются.  В  южных странах в условиях теплой сухой погоды для трансферов использу- ются небольшие автобусы (до 18-20 мест) причем багаж туристов располагается  на габаритном багажнике над крышей машины. Шофер с помощником втаски- вают  чемоданы  и  сумки туристов  на багажник, частенько роняя  их с высоты.  В  Дубае(ОАЭ) классные  гостиницы  осуществляют трансфер  небольших групп  туристов на маленьких  автобусах с крытыми специальными прицепами для бага- жа.

  • специальные, единичного изготовления, автобусы вместимостью до 200 чел.  Используются в международных аэропортах для перевозки пассажиров и турис- тов от терминала к самолету по летному полю. Поскольку этап перевозки исчис- ляется минутами, то никакого комфорта не предусматривается, однако десяток  сидячих мест  для престарелых  и инвалидов обычно  имеется. Для  облегчения  входа пассажиров пол при входе в салон плавно опускается до земли, так что сту- пенек нет — эта рационализация делает посадку большого количества пассажиров  весьма оперативной;
  • автобусы для экскурсионных целей. Наибольшая часть экскурсий в туристских  центрах организуется именно на автобусах. Часть объектов экскурсионного пока- за туристы обозревают непосредственно из автобуса по ходу движения, например,  при обзорной экскурсии по крупному городу. Если климат позволяет, то автобусы  делаются открытыми двухуровневыми - double deck (аналогичные автобусы есть в Берлине, Мадриде, Сиднее и в Лондоне). С учетом возможной непогоды лондонские автобусы имеют мягкую складыва- ющуюся кровлю второго яруса. В Лондоне в дневное время функционируют круг- логодично три круговых маршрута обзорной экскурсии City Sightseeing. Эти мар- шруты были впервые введены в 1972 г. и неизменно пользуются успехом.

Автобусы для дальних  регулярных рейсов и перевозки туристов:

(а) рейсовые (регулярные, следующие по установленному  расписанию незави- симо от наличия  пассажиров) маршруты распространены  повсеместно. Особую  актуальность  автобусное сообщение имеет в  странах, где нет железных дорог  или  в районах, удаленных  от таковых. Даже при наличии  железнодорожного сообще- ния автобус  служит для доставки пассажиров  в районы в пределах населенного   пункта и в отдаленные от  линии районы. При любой железнодорожной  станции  имеется автовокзал, обслуживающий  несколько маршрутов.  Обычные требова- ния: неизменность  установленного маршрута, точность  расписания, регулярность  движения, остановки для посадки и высадки  пассажиров в строго определенных  и  обозначенных местах.

(б) чартерные (заказные) рейсы, которые выполняются без  регулярного распи- сания в  рамках определенных туров. Это  определение не совсем справедливо,  т. к.  даже чартерные туристские  рейсы иногда следуют по точному  расписанию, под- бирая плановых  туристов по ходу движения.

(в) автобусы, оборудованные  под кемперы или караваны. Внутри  салона авто- буса оборудуется  настоящее жилое помещение со  спальными местами, кухней с   газовой плитой, холодильником и  даже санузлом, умывальником и  душем или, в  самых больших,  с ванной. Вместимость жилого  дома на колесах до 6 чел. (по  коли- честву спальных мест). Автобусы  различаются по своему оборудованию  и класси- фицируются по звездам  до *****. Арендовать караваны можно  в пунктах проката  автомобилей (rent a car) практически во всех туристских центрах. Для остановки на природе оборудуются специальные стоянки (кемпинги) для кемперов и кара- ванов, на которых имеется возможность дозаправки топливом для газовых плит,  смены танков туалета и мусорных бачков, подключения бортовых электроприбо- ров к местной электросети и другие туристские услуги. Некоторые группы путе- шествующих, не относящиеся к туристам, используют такие автобусы для прожи- вания и перемещения при бродячем образе жизни, к таким, например, относятся цыгане, которые кочуют по европейским странам не на лошадях, а на караванах.

(г) специальные автобусы  для сафари и приключенческих  туров типа made for  adventure, автобусы класса люкс или более простые в зависимости от характера путешествия и состава группы вместимостью до 25 человек. Автобусы приспособ- лены для езды по грунтовым дорогам, достаточно экипированы для совершения  продолжительных путешествий на природе вне автострад и центров технического  обслуживания, снабжены кондиционером, холодильником, туалетом и умываль- ней, имеют особый дополнительный прицеп с кухней, достаточно большой емкос- тью (до 200 литров) пресной питьевой воды, походным снаряжением, двухместны- ми палатками и др. Экспедиция снабжается специальным комплектом двухнедель- ного сбалансированного продовольствия в виде полуфабрикатов фирмы Hostess  Cook. В составе оборудования имеется радиостанция с поисковыми приборами на непредвиденный случай. Автобусы такой комплектации выпускаются фирмой  «Мерседес Бенц» и пользуются  большой популярностью.  Группа  путешествен- ников на подготовленном автобусе высокой проходимости способна автономно путешествовать по Австралии до двух недель, разбивать лагерь вне населенных пунктов, жить интересной походной жизнью. Такие туры предлагаются компани- ей Coach Camping Adbenture Holidays.

Права и обязанности пассажира Пассажир имеет право:

- беспрепятственно получить  информацию о Правилах перевозки  и особенных  условиях данной  поездки или тура;

- получить весь комплекс  услуг, предусмотренных договором  перевозки, в том  числе определенное  место для перевозки, указанное  в билете, если таковое пре-  дусмотрено Правилами и договором  перевозки; 

-  получить  надлежащую  медицинскую  помощь  и  медикаменты   согласно  Правилам перевозки; 

- предъявить иск или  требования возмещения в связи  с некачественным пре- доставлением  услуг или непредоставлением  таковых, обусловленных договором   перевозки. 

Пассажир должен быть ознакомлен (и обязан ознакомиться) с Правилами  перевозки  пассажиров  и  багажа на данном  маршруте  (автобусном туре).  Незнание  Правил не освобождает  пассажира от обязанностей и ответственности  согласно  этим Правилам и другим общим законодательным актам, применяемым  по умол- чанию.

Пассажир обязан прибыть  в указанный пункт отправки (начала) маршрута без  опоздания к сроку, указанному в билете или туристской путевке, имея при себе  надлежащие документы и разрешения для пересечения  границы, а также рекомендованные  предметы снаряжения. Пассажир обязан в  процессе  перевозки соблюдать  Правила для  пассажиров,  сдавать  негабаритный багаж в багажный отсек, не перевозить в багаже предметы,  запрещенные к перевозке (огнеопасные, отравляющие и др.). Провоз животных  регулируется Правилами и договором  перевозки. Встречаются случаи организации  специальных автобусных туров на собачьи и кошачьи выставки. Для  водителя  автобуса маршрут, связанный  с перевозкой двух десятков собак  с их владельцами,  — моральный  удар, после  которого  ему  необходимо предоставить незаплани- рованный  отдых  для  приведения  психики  в  нормальное  состояние.  В  случае  несоблюдения правил перевозки  и создания  опасности для других  пассажиров  (болезнь, несоблюдение  правил, провоз запрещенных предметов  и др.) данный  пассажир может быть снят с рейса и высажен на ближайшей  остановке без права  востребования  платежей. Пассажир должен иметь билет  и багажную квитанцию, если таковая  была офор- млена при сдаче багажа в перевозку. Пассажир обязан хранить  билет на всем пути  следования. В  случае утери (утраты) билета по пути следования пассажир должен  оплатить проезд со штрафными санкциями.

Ответственность перевозчика Основной обязанностью перевозчика является выполнение условий договора  перевозки, собственно, осуществление самой перевозки пассажиров и их багажа.  Автобус должен быть подан под посадку пассажиров точно в указанное время и в надлежащем состоянии, отвечающем Правилам перевозки и договору. Если пере- возка не состоялась по независящим от перевозчика причинам (форс-мажорные  обстоятельства), то он обязан по возможности оперативно известить пассажиров  (туристскую фирму, организующую автобусный тур), оплатить стоимости билета  и предусмотренных дополнительных и оплаченных услуг, если иное не предусмот- рено договором перевозки. Компенсации подлежат документально подтвержден- ные расходы пассажира на поездку к начальному пункту автобусной поездки или  тура. В случаях задержки подачи автобуса более одного часа (за исключением случаев,  вызванных  форс-мажорными  обстоятельствами) выплачивается  компенсация  в  размерах,  установленных договором  перевозки. Посадка и высадка пассажиров  осуществляются в строгом соответствии с маршрутом следования. Неотложные  остановки выполняются в соответствии с принятым и установленным в данной  стране порядком движения.

Особые требования к  пассажирским автомобильным перевозкам  регулируют- ся «Конвенцией о договоре международной автомобильной перевозки» (Женева,  01-марта 1973 г., конвенция  разработана комитетом по транспорту Европейской  Комиссии ООН) и в  других соглашениях, национальных Правилах и требованиях. К техническому состоянию  и оснащению автобусов предъявляются  повышен- ные  требования. Техническое  состояние  технических средств  и  документация  для осуществления  пассажирских перевозок четко регламентируются нормами,  инструкциями и Правилами, в том числе и международными, если совершают- ся международные перевозки. Например, автобусы должны иметь габариты, не  превышающие размеров, установленных  международными стандартами, не пре- вышающие показатели нагрузки на ось, иметь надлежащие номерные знаки, отли- чительные знаки  страны. Водитель обязан иметь  международные  водительские  права (driver license), документы (технический паспорт на автомашину, страховку,  разрешительные документы для пересечения границы и транзита, лицензии на  право осуществления пассажирских перевозок и другие).

При получении лицензии на международные пассажирские перевозки  и освиде- тельствовании транспортных средств в автоинспекции большое  внимание уделя- ется техническому состоянию  машин и соответствию их международным  требо- ваниям

Важнейший  аспект  —  безопасность.  Нормы  безопасности  устанавливаются  международными Правилами. Пассажирские автобусы должны иметь  три разде- льные тормозные системы  и систему антиблокировки колес. На горных дорогах  полагаются ремни  безопасности для каждого кресла пассажира. Особые требова- ния предъявляются  к прочности стекол, наличию аварийных  люков для экстрен- ного аварийного выхода пассажиров. В автобусах на доступных местах должны  быть предупредительные  надписи и специальный молоток  для разбивания стекол  во время  аварии для обеспечения выхода пассажиров. Повышенные требования  установлены  к состоянию шин с точки  зрения их износа. Водитель должен быть  отгорожен от пассажирского салона перегородкой. Каждая машина оснащается  аптечкой, огнетушителем. В цивилизованных странах водитель и сопровождаю- щий имеют сотовые телефоны. Повышенные требования предъявляются к обще- му санитарному состоянию салона, наличию чистых подголовников, отсутствию  вибрации (стандарт ИСО 0125313–68), проникновению  в салон выхлопных газов  (чистота  воздуха регламентируется ГОСТ 121012–78 и международными норма- ми). В салоне  система отопления и кондиционирования  воздуха должна устой- чиво поддерживать микроклимат в  пределах 22–24°  С. Корпус салона автобуса  должен быть снабжен шумозащитой, особенно в  части расположения двигатель- ного агрегата. Шумность в салоне не должна превышать 70 дБ. Салон должен быть  защищен от проникновения выхлопных  газов двигателя.

На  дальних  рейсах  автобус  обычно  обслуживают  два  водителя.  Сопровождающий регулярно  по телефону извещает направляющую фирму  о ходе  движения  и коллизиях, связанных с поломками машины или чрезвычайными  обстоятельствами. По традиции водитель должен иметь  надлежащее количество  денег (лучше  всего в виде кредитной карты) для возможного ремонта. На западных трассах это не проблема, так как  на трассах имеются специальные  телефоны,  аварийная служба приезжает  достаточно оперативно либо оказывает  техническую  помощь на месте, либо транспортирует автобус в ближайшую  мастерскую. При  достаточно налаженных отношениях с партнерами автобусная фирма имеет договоренности  об обслуживании  технических средств  по намеченному маршруту  движения и в случае серьезной поломки  высылает автобус на подмену аварийного.

 

Тема 9.   Услуги Rent-a-car

 

Услуга проката автомобиля придумана  в  США и первоначально  именовалась  как Drive-Ur-Self. Аналогично называлась и компания, основанная John D. Hertz 7   в Чикаго в 1918 году. Суть и назначение услуги — удовлетворение потребности  индивидуума пользованием автомобилем в другой местности. Автомобиль пре- доставлялся напрокат (во временное пользование) посетителю (гостю, путешест- веннику) на короткое время — день, неделю, месяц, на которое путешественник  пребывает в данной местности. Эта услуга позволяет человеку вести привычный  образ жизни, расширяет его возможности в передвижении, не связывает необхо- димостью пользоваться общественным транспортом, предоставляет возможность  выражать свою индивидуальность и удовлетворять потребности в миропознании.

Индустрия проката автомобилей  заняла свое место наряду с другими  видами  услуг, образующих совокупный туристский продукт. Наибольшее развитие полу- чили услуги проката легковых автомобилей. Эта услуга, прежде всего, предназна- чена для туристов-индивидуалов FIT, поскольку массовые туристы, следующие в группах, как правило, пользуются автобусами для транфера или экскурсионных программ и редко берут прокатный автомобиль, хотя такое не исключено и услуга  предлагается всем. Услуга проката автомобилей (Rent-a-Car) предусматривает пре- доставление путешественнику на срок его визита индивидуального транспортно- го средства с шофером или для самостоятельного вождения.

 

Автомобили с шофером (limousin service)  предоставляются преимущественно  гостиницами своим гостям. Этот вид  услуги используется в случаях, когда  прави- ла дорожного движения существенно  отличаются от аналогичных правил страны  или местности постоянного проживания гостя, например левостороннее движе- ние, и вождение автомашины требует  определенных навыков, или цель путешес- твия не позволяет водить машину самому, например сафари. Однако, многие, в  обычной жизни, активно пользующиеся автомобилем и в совершенстве владею- щие умением вождения автомобиля, предпочитают брать автомобиль без  шофера  и водить его сами. Некоторые  водители довольно легко приспосабливаются  к вож- дению машины на территориях  с другим направлением движения. Использование  автомашины, взятой напрокат, — не только активная полезная услуга, но и услуга, позволяющая получить клиенту удовольствие и расширить возможности отдыха,  удовольствия, миропознания и деловой  деятельности. Услугами проката автомобилей  широко пользуются бизнесмены, туристы, путе- шественники, т. е. индивидуумы, чья  жизнь неразрывно и привычно связана  с  активным передвижением.  Прибыв из другой местности  (страны, континента)  с помощью  средства дальней перевозки,  путешественник немедленно получает  напрокат автомобиль. Этот важный факт определяет место предоставления услу- ги, т. е. автомобиля — пункт прибытия клиента — и является одним  из основопо- лагающих принципов прокатного дела. Поэтому прокатные агентства  и станции  расположены  в  первую  очередь  в  аэропортах,  на  железнодорожных  вокзалах,  морских  и речных терминалах.

Информация о работе Транспортные услуги в туризме