Транспортные услуги в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:06, лекция

Описание работы

Автомобильный транспорт можно с полным правом назвать транспортом всеобщего применения, так как он используется повсеместно: от трансферов и экскурсий, внутримаршрутных перевозок автобусами до аренды малолитражных автомобилей туристами для личного пользования на отдыхе. Автобусы и автомобили транспорт местного и внутрирегионального значения. Особой популярностью пользуются автобусные экскурси-онно-познавательные туры с посещением нескольких городов и достопримечательных мест. Для туристов удобно, что они могут разъезжать по маршруту и в пределах города на своем транспорте.

Файлы: 1 файл

Тема 1.docx

— 231.31 Кб (Скачать файл)

На сегодня туристские маршруты пронизывают практически  всю разветвленную железнодорожную  сеть Западной Европы. Девиз операторов, специализирующихся на организации  туров по железной дороге: «Мы пойдем везде, где есть рельсы»

Локомотив — центральное тяговое техническое средство. Как правило, локомотив (паровоз, тепловоз, электровоз и др.) один во главе состава. Но при опре- деленных условиях, например, очень тяжелых и многовагонных составах или на  горных участках дорог — количество локомотивов увеличивается.  Первоначально все локомотивы снабжались паровыми двигателями — парово- зы (boiler). Первые паровозы были чудом техники своего времени и, как правило,  имели собственные имена.  Конструкции паровозов постоянно совершенство- вались, и были построены истинные монстры — весом 450 т и мощностью до  6000 л. с.

Разумеется, самые мощные и тяжелые локомотивы использовались при пере- возке грузовых составов. Отметим, что в силу своих технических свойств паровая машина —  непревзойденный двигатель, имеющий высокую эффективность  при малых скоростях  движения  особенно  при трогании  с  места.  Паровозы  не  стали  скоростными машинами. Самая большая скорость была развита парово- зом Mallard — 125 миль в час, который буксировал семь вагонов с грузом 267,9 т в 1938 г. Самый большой — еще и ныне действующий паровоз Union Pacific RR  Challenger — построен в 1943 г., вес локомотива 543 т. Он и сегодня используется  для буксировки специальных составов train buffs. Особое стратегическое значение  имеют паровозы в смысле резерва для военных целей, и значительная их часть находится в холодном резерве.

Электровозы. В 1888 г. Frank J. Sprague построил первую электрифицированную дорогу. И это ознаменовало начало эры электровозов, т. е. создания разветвленной сети элект- рифицированных дорог на постоянном и переменном токе и локомотивов на элек- трической тяге. Теперь устройство путей кроме собственно сооружения полотна дороги и рельсов потребовало установки столбов и подвесного контактного про- вода, устройства сложного оборудования подстанций электрической сети, систем  автоматики.

Тепловозы — это локомотивы, снабженные двигателем внутреннего сгорания,  который либо  непосредственно является  основным приводом,  либо приводом  электрогенератора.  Наибольшее  распространение нашли дизельные и дизель- электрические локомотивы. Такие локомотивы приводятся в движение мощным  дизелем и удобны там, где нет электрифицированных железных дорог. В вариан- тах дизель-электрического привода мощный дизель приводит в движение борто- вой электрогенератор, который в свою очередь питает электроэнергией электро- двигатели локомотива. Поворотные столы для локомотивов Первоначально конструкция локомотива определяла направление его движения  и была практическая  необходимость разворота при обратном  движении  (back  ward — задний ход), что создавало определенные неудобства. Для этой операции  на станциях строились огромные поворотные столы. Впоследствии локомотивы  стали делать таким образом, чтобы он мог легко двигаться в любом направлении,  в том числе и два устройства управления. На скоростных поездах прицепляются  два локомотива: в голове и в окончании поезда.

Вагоны. В общем случае, Railway  Vehicles  — железнодорожный пассажирский  вагон.  Motorcoach  — высокоскоростной пассажирский вагон с помещением  для отды- ха, кондиционером и другим сервисом.  В зависимости от назначения  имеются и различные конструкции вагонов:  грузовые и пассажирские  (общие,  сидячие,  плацкартные, мягкие для поездов дальнего следования и др.). Обычно пассажир- ский поезд состоит из 15–20 вагонов, что отвечает принятой длине пассажирской  платформы. Но в принципе количество вагонов может быть и большим. Самый длинный пассажирский поезд состоял из 70 вагонов — в Бельгии в 1991 г., однако  он совершил поездку всего на 38 миль за 1 час 11 минут.

Сидячие вагоны — side elevation Пригородные (suburban), местные и даже многие составы дальнего следования  укомплектовываются  вагонами с сидячими  местами различной комфортности  — сидячий вагон. Однако это происходит, когда маршрут не является чрезмерно протяженным и не требует отдыха пассажира в лежачем положении. Это харак- терно для скоростных линий. Вагоны  сидячих поездов ориентированы на  хороший обзор пассажиром мес- тности, по которой следует поезд, и снабжаются прочными большими панорам- ными стеклами. Специальная служба на технических станциях и проводники на  коротких остановках обязаны протирать их и содержать в чистоте. Bubble car or  observation car — вагон железной дороги с увеличенными окнами для обзора мест- ности во время движения или специальным обзорным салоном на крыше вагона.

Спальные вагоны — sleeping car, sleeper На маршрутах местного и дальнего сообщения, особенно, если часть/части его осуществляется в ночное  время, используются спальные вагоны. В общем слу- чае Pullman  Coach — железнодорожный вагон пульмановской компании США или спальный  вагон. Pullman berth — спальная  койка в вагоне поезда, которая может быть поднята и прикреплена к стене купе, если не используется или днем  для обеспечения большего пространства в купе. На итальянских железных доро- гах используется специальный пассажирский вагон повышенной комфортности  (vettura letty). В таких вагонах двухместные и трехместные купе подразделяются на  два класса, а одноместные бывают только  первого класса.  В купе  имеются умывальники с горячей и холодной водой, отопление, кондиционер. Для проезда в вагонах этого класса необходимо  приобрести специальный талон в агентстве фирмы Compagnia Italiana vagoni letti, при наличии свободных мест талон можно купить у проводника.

Вагоны-рестораны — dinercar Практически во всех поездах, кроме местного и пригородного сообщения, име- ются  вагоны-рестораны,  предоставляющие услуги  питания в процессе движе- ния. Особенно это важно для многодневных путешествий и туристских поездов,  в которых количество вагонов-ресторанов достигает двух, а иногда  и трех  на  состав. В скоростных и фирменных поездах предлагается питание в купе вагонов.  Устраиваются особые вагоны-рестораны для быстрого питания, например, вагон- ресторан (buffet-car),  вагон-бар,  предназначенный для быстрого обслуживания  посетителей.  Food Service — служба организации питания в пассажирских поездах дальнего  следования постепенно становится очень похожей на аналогичную службу воз- душных перевозчиков. В стоимость проезда, особенно для ночных поездов, вклю- чается компактное питание (ужин или завтрак), выдаваемое в специальном пласт- массовом пакете. Объем и частота подачи питания зависят от продолжительности  рейса и класса обслуживания. Для высших классов обслуживания и люкс-обслу- живания в фешенебельных туристских поездах полагается улучшенный (иногда  даже изысканный) ассортимент питания и напитков. Организация и подача ком- пакт-питания в купе одновременно на весь состав пассажиров (300–500 человек)  по ходу движения и уборка использованных приборов — задачи может быть не столь сложные как в самолете, но хлопотные, требующие хорошей организации и  слаженности работы целой группы проводников и работников вагона-ресторана  или службы питания (Food Serviсe Assistant). Для упаковки питания применяются  легкие и прочные пластиковые приборы, одноразового пользования унифициро- ванных размеров и форм в соответствии с международными стандартами.

 

 

5. Формирование цен по услугам железнодорожного транспорта

и ее влияние  в  туризме

 

Документом, являющимся подтверждением наличия договорных отношений между  железными дорогами и пассажиром, является железнодорожный билет, который  приобретается либо в специализированных железнодорожных кассах (на вокзалах или уполномоченные кассы), либо в  офисах отдельных туроператоров.

В билете в общем случае указываются:

- перевозчик;

- станция отправления  (departure city);

- станция назначения (arrival city);

- дата начала путешествия,  поездки, перевозки (DOT - Date of Travel);

- время отправления (time departure);

- код и номер поезда;

- тип и номер вагона, место пассажира;

- сумма, уплаченная за  билет;

- фамилия пассажира (для  поездов дальнего следования);

- пол и номер паспорта  пассажира (для международных  рейсов)

Поскольку в большинстве  стран мира железные дороги являются естественной монополией, их тарифная политика подлежит регулированию со стороны государственных органов  власти (по требованию соответствующего министерства или ведомства, с согласия членов правительств и депутатов  органов законодательной власти соответствующими нормативно-правовыми  актами устанавливается стоимость  пассажиро-километра, на основании  которой и формируются железнодорожные  тарифы в стране), ими же утверждается перечень льготных категорий граждан  и размеры предоставляемых им льгот и скидок.

Приобретая проездной  билет, пассажир совершает юридический  факт, из которого следует появление  прав и обязанность сторон - самого пассажира и железнодорожного перевозчика.

Железные дороги должны обеспечивать своевременность перевозок  пассажиров и доставки багажа, безопасность и качественное обслуживание пассажиров на вокзалах и в поездах, создание необходимых для пассажиров удобств, сохранность перевозимого багажа. Железные дороги обязаны обеспечивать движение составов по расписанию, произвести перевозку  пассажира по кратчайшему пути следования с минимальным числом перевозок. Железная дорога должна обеспечивать своевременной и достоверной  информацией пользователей услуг  железнодорожного транспорта, которым  предоставляются следующие сведения: перечень работ и услуг, их стоимость, время отправления и прибытия поездов, стоимость проезда пассажиров и провоза излишней ручной клади, сроки продажи проездных билетов, предметы и вещи, запрещенные к  перевозкам железнодорожным транспортом, время работы билетных касс, камер  хранения, расположение вокзальных помещений  и мест общего пользования, категории  граждан, которым согласно законодательству страны пребывания предоставляются  льготы и преимущества, порядок обязательного  и добровольного страхования  пассажиров, сервисные услуги, входящие в стоимость проезда в вагонах  повышенной комфортности. Сведения об изменении тарифов на перевозки пассажиров доводятся до граждан через средства массовой информации не позднее чем за пять дней до их введения в действие.

Железная дорога имеет  право не допустить пассажира  в вагон в случае сомнений в  подлинности или законности приобретения проездного билета, несоответствия указанных  в билете идентификационных данных пассажира, по требованию государственных  и правоохранительных органов. Во время  следования состава представители  железной дороги (в лице бригадира  или начальника поезда, проводников...) имеют право применять различные  меры (вплоть до силовых и высадки  пассажира из вагона) в случае поведения  путешествующего, угрожающего жизни, здоровью других пассажиров или их имуществу, угрожающего имуществу  железной дороги, нарушающего общественный порядок, а также прибегать к  содействию со стороны представителей органов охраны правопорядка (например, линейные отделения милиции).

Пассажир обязан соблюдать  общественный порядок, правила пользования  пассажирскими вагонами, вокзальными  помещениями и бережно относиться к имуществу железной дороги.

Пассажир имеет право

  • приобретать билеты на любой поезд, в вагоны любой категории, на любые даты согласно расписанию и в любом количестве;
  • провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше пяти лет, если он не занимает отдельного места, а также детей в возрасте от пяти до десяти лет с оплатой по специальным тарифам;
  • провозить с собой кроме мелких вещей ручную кладь, размеры и масса которой определяются правилами оказания услуг по перевозке пассажиров;
  • делать остановки в пути следования с продлением срока действия проездных билетов не более чем на 10 суток;
  • продлевать срок действия проездных билетов в случае болезни в пути следования на время болезни, в случае непредоставления пассажиру места в поезде - на время до отправления следующего поезда, в котором пассажиру будут предоставлены соответствующие места;
  • выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретены билеты с необходимой отметкой в железнодорожной билетной кассе;
  • возобновить действие проездных документов при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение 3 часов либо вследствие несчастного случая или болезни в течение трех суток с момента отправления поезда, на который были приобретены билеты;
  • в слугчае отказа от поездки получать обратно полностью уплаченную стоимость (при отказе не позднее чем за 15 часов до отправления поезда), стоимость билета и половину стоимости плацкарты (при отказе менее чем за 15, но более чем за 4 часа до отправления поезда), стоимость билета (при отказе менее чем за 4 часа до отправления либо не более чем за 3 часа после отправления поезда);
  • получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты за непрос-ледованное при прекращении поездки в пути следования:

Во время следования вагона пассажир имеет право перейти  в вагон более высокой категории, доплатив разницу в стоимости; бесплатно  перейти в другой вагон соответствующей  категории при наличии в нем  свободных мест; обращаться с претензиями  в адрес перевозчика в случае опоздания поезда к станции назначения (при этом опоздания на срок менее 1 часа в расчет не принимаются).

Из услуг, предоставляемых  пассажирам поездов в пути, можно, прежде всего, выделить различные уровни комфортности и сервиса в вагонах  пассажирских поездов:

- вагоны поездов пригородного  сообщения (на расстояния не  больше 150 км) - общие вагоны без  санитарных служб с жесткими  сидячими местами, причем приобретение  билета в такой вагон не  подразумевает обязанность перевозчика  предоставить пассажиру сидячее  место;

- общие вагоны - жесткие  сидячие места и лежачие места  на полках второго яруса;

- плацкартные вагоны - несегментированные  вагоны, лежачие места на полках  первого и второго ярусов;

- купейные вагоны - сегментированные  по 4 лежачих места (купе);

- спальные вагоны (СВ) - сегментированные  по 2 лежачих места, горизонтальное  расположение полок;

- вагоны «люкс» - предлагают  максимально комфортное размещение  и высочайший уровень сервиса  в пути.

По скорости доставки пассажиров и длительности стоянок в пути поезда классифицируются на:

- пассажирско-багажные (номера  поездов от 700);

- пассажирские (номера поездов  от 170 до 699);

- скоростные (номера поездов  от 150 до 169);

- скорые (номера от 1 до 149).

По степени приоритета поездов на узловых станциях выделяют литерные (имеющие наивысший приоритет, к ним относятся поезда международного сообщения, перевозящие видных государственных  деятелей и иностранных путешественников), фирменные и обычные поезда.

Кроме непосредственно  перевозки во время следования поездов  пассажирам предлагаются следующие  услуги:

- санитарно-гигиенические  (уборка вагонов, санузлов, предоставление  постельного белья, полотенец,  постоянное холодное и горячее  водоснабжение);

- предоставление питания  (работают вагон-ресторан, буфет,  разнос продуктов питания и  напитков по вагонам);

- проведения досуга (предлагается  пресса, настольные игры). Услуги  железных дорог, предоставляемые  на вокзалах и станциях:

- бронирование и продажа  железнодорожных билетов;

Информация о работе Транспортные услуги в туризме