Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:06, лекция
Автомобильный транспорт можно с полным правом назвать транспортом всеобщего применения, так как он используется повсеместно: от трансферов и экскурсий, внутримаршрутных перевозок автобусами до аренды малолитражных автомобилей туристами для личного пользования на отдыхе. Автобусы и автомобили транспорт местного и внутрирегионального значения. Особой популярностью пользуются автобусные экскурси-онно-познавательные туры с посещением нескольких городов и достопримечательных мест. Для туристов удобно, что они могут разъезжать по маршруту и в пределах города на своем транспорте.
На сегодня туристские 
маршруты пронизывают практически 
всю разветвленную 
Локомотив — центральное тяговое техническое средство. Как правило, локомотив (паровоз, тепловоз, электровоз и др.) один во главе состава. Но при опре- деленных условиях, например, очень тяжелых и многовагонных составах или на горных участках дорог — количество локомотивов увеличивается. Первоначально все локомотивы снабжались паровыми двигателями — парово- зы (boiler). Первые паровозы были чудом техники своего времени и, как правило, имели собственные имена. Конструкции паровозов постоянно совершенство- вались, и были построены истинные монстры — весом 450 т и мощностью до 6000 л. с.
Разумеется, самые мощные и тяжелые локомотивы использовались при пере- возке грузовых составов. Отметим, что в силу своих технических свойств паровая машина — непревзойденный двигатель, имеющий высокую эффективность при малых скоростях движения особенно при трогании с места. Паровозы не стали скоростными машинами. Самая большая скорость была развита парово- зом Mallard — 125 миль в час, который буксировал семь вагонов с грузом 267,9 т в 1938 г. Самый большой — еще и ныне действующий паровоз Union Pacific RR Challenger — построен в 1943 г., вес локомотива 543 т. Он и сегодня используется для буксировки специальных составов train buffs. Особое стратегическое значение имеют паровозы в смысле резерва для военных целей, и значительная их часть находится в холодном резерве.
Электровозы. В 1888 г. Frank J. Sprague построил первую электрифицированную дорогу. И это ознаменовало начало эры электровозов, т. е. создания разветвленной сети элект- рифицированных дорог на постоянном и переменном токе и локомотивов на элек- трической тяге. Теперь устройство путей кроме собственно сооружения полотна дороги и рельсов потребовало установки столбов и подвесного контактного про- вода, устройства сложного оборудования подстанций электрической сети, систем автоматики.
Тепловозы — это локомотивы, снабженные двигателем внутреннего сгорания, который либо непосредственно является основным приводом, либо приводом электрогенератора. Наибольшее распространение нашли дизельные и дизель- электрические локомотивы. Такие локомотивы приводятся в движение мощным дизелем и удобны там, где нет электрифицированных железных дорог. В вариан- тах дизель-электрического привода мощный дизель приводит в движение борто- вой электрогенератор, который в свою очередь питает электроэнергией электро- двигатели локомотива. Поворотные столы для локомотивов Первоначально конструкция локомотива определяла направление его движения и была практическая необходимость разворота при обратном движении (back ward — задний ход), что создавало определенные неудобства. Для этой операции на станциях строились огромные поворотные столы. Впоследствии локомотивы стали делать таким образом, чтобы он мог легко двигаться в любом направлении, в том числе и два устройства управления. На скоростных поездах прицепляются два локомотива: в голове и в окончании поезда.
Вагоны. В общем случае, Railway Vehicles — железнодорожный пассажирский вагон. Motorcoach — высокоскоростной пассажирский вагон с помещением для отды- ха, кондиционером и другим сервисом. В зависимости от назначения имеются и различные конструкции вагонов: грузовые и пассажирские (общие, сидячие, плацкартные, мягкие для поездов дальнего следования и др.). Обычно пассажир- ский поезд состоит из 15–20 вагонов, что отвечает принятой длине пассажирской платформы. Но в принципе количество вагонов может быть и большим. Самый длинный пассажирский поезд состоял из 70 вагонов — в Бельгии в 1991 г., однако он совершил поездку всего на 38 миль за 1 час 11 минут.
Сидячие вагоны — side elevation Пригородные (suburban), местные и даже многие составы дальнего следования укомплектовываются вагонами с сидячими местами различной комфортности — сидячий вагон. Однако это происходит, когда маршрут не является чрезмерно протяженным и не требует отдыха пассажира в лежачем положении. Это харак- терно для скоростных линий. Вагоны сидячих поездов ориентированы на хороший обзор пассажиром мес- тности, по которой следует поезд, и снабжаются прочными большими панорам- ными стеклами. Специальная служба на технических станциях и проводники на коротких остановках обязаны протирать их и содержать в чистоте. Bubble car or observation car — вагон железной дороги с увеличенными окнами для обзора мест- ности во время движения или специальным обзорным салоном на крыше вагона.
Спальные вагоны — sleeping car, sleeper На маршрутах местного и дальнего сообщения, особенно, если часть/части его осуществляется в ночное время, используются спальные вагоны. В общем слу- чае Pullman Coach — железнодорожный вагон пульмановской компании США или спальный вагон. Pullman berth — спальная койка в вагоне поезда, которая может быть поднята и прикреплена к стене купе, если не используется или днем для обеспечения большего пространства в купе. На итальянских железных доро- гах используется специальный пассажирский вагон повышенной комфортности (vettura letty). В таких вагонах двухместные и трехместные купе подразделяются на два класса, а одноместные бывают только первого класса. В купе имеются умывальники с горячей и холодной водой, отопление, кондиционер. Для проезда в вагонах этого класса необходимо приобрести специальный талон в агентстве фирмы Compagnia Italiana vagoni letti, при наличии свободных мест талон можно купить у проводника.
Вагоны-рестораны — dinercar Практически во всех поездах, кроме местного и пригородного сообщения, име- ются вагоны-рестораны, предоставляющие услуги питания в процессе движе- ния. Особенно это важно для многодневных путешествий и туристских поездов, в которых количество вагонов-ресторанов достигает двух, а иногда и трех на состав. В скоростных и фирменных поездах предлагается питание в купе вагонов. Устраиваются особые вагоны-рестораны для быстрого питания, например, вагон- ресторан (buffet-car), вагон-бар, предназначенный для быстрого обслуживания посетителей. Food Service — служба организации питания в пассажирских поездах дальнего следования постепенно становится очень похожей на аналогичную службу воз- душных перевозчиков. В стоимость проезда, особенно для ночных поездов, вклю- чается компактное питание (ужин или завтрак), выдаваемое в специальном пласт- массовом пакете. Объем и частота подачи питания зависят от продолжительности рейса и класса обслуживания. Для высших классов обслуживания и люкс-обслу- живания в фешенебельных туристских поездах полагается улучшенный (иногда даже изысканный) ассортимент питания и напитков. Организация и подача ком- пакт-питания в купе одновременно на весь состав пассажиров (300–500 человек) по ходу движения и уборка использованных приборов — задачи может быть не столь сложные как в самолете, но хлопотные, требующие хорошей организации и слаженности работы целой группы проводников и работников вагона-ресторана или службы питания (Food Serviсe Assistant). Для упаковки питания применяются легкие и прочные пластиковые приборы, одноразового пользования унифициро- ванных размеров и форм в соответствии с международными стандартами.
5. Формирование цен по услугам железнодорожного транспорта
и ее влияние в туризме
Документом, являющимся подтверждением наличия договорных отношений между железными дорогами и пассажиром, является железнодорожный билет, который приобретается либо в специализированных железнодорожных кассах (на вокзалах или уполномоченные кассы), либо в офисах отдельных туроператоров.
В билете в общем случае указываются:
- перевозчик;
- станция отправления (departure city);
- станция назначения (arrival city);
- дата начала путешествия, поездки, перевозки (DOT - Date of Travel);
- время отправления (time departure);
- код и номер поезда;
- тип и номер вагона, место пассажира;
- сумма, уплаченная за билет;
- фамилия пассажира (для поездов дальнего следования);
- пол и номер паспорта пассажира (для международных рейсов)
Поскольку в большинстве 
стран мира железные дороги являются 
естественной монополией, их тарифная 
политика подлежит регулированию со 
стороны государственных 
Приобретая проездной билет, пассажир совершает юридический факт, из которого следует появление прав и обязанность сторон - самого пассажира и железнодорожного перевозчика.
Железные дороги должны 
обеспечивать своевременность перевозок 
пассажиров и доставки багажа, безопасность 
и качественное обслуживание пассажиров 
на вокзалах и в поездах, создание 
необходимых для пассажиров удобств, 
сохранность перевозимого багажа. Железные 
дороги обязаны обеспечивать движение 
составов по расписанию, произвести перевозку 
пассажира по кратчайшему пути следования 
с минимальным числом перевозок. 
Железная дорога должна обеспечивать 
своевременной и достоверной 
информацией пользователей 
Железная дорога имеет 
право не допустить пассажира 
в вагон в случае сомнений в 
подлинности или законности приобретения 
проездного билета, несоответствия указанных 
в билете идентификационных данных 
пассажира, по требованию государственных 
и правоохранительных органов. Во время 
следования состава представители 
железной дороги (в лице бригадира 
или начальника поезда, проводников...) 
имеют право применять 
Пассажир обязан соблюдать 
общественный порядок, правила пользования 
пассажирскими вагонами, вокзальными 
помещениями и бережно 
Пассажир имеет право
Во время следования 
вагона пассажир имеет право перейти 
в вагон более высокой 
Из услуг, предоставляемых пассажирам поездов в пути, можно, прежде всего, выделить различные уровни комфортности и сервиса в вагонах пассажирских поездов:
- вагоны поездов пригородного 
сообщения (на расстояния не 
больше 150 км) - общие вагоны без 
санитарных служб с жесткими 
сидячими местами, причем 
- общие вагоны - жесткие сидячие места и лежачие места на полках второго яруса;
- плацкартные вагоны - несегментированные вагоны, лежачие места на полках первого и второго ярусов;
- купейные вагоны - сегментированные по 4 лежачих места (купе);
- спальные вагоны (СВ) - сегментированные по 2 лежачих места, горизонтальное расположение полок;
- вагоны «люкс» - предлагают 
максимально комфортное 
По скорости доставки пассажиров и длительности стоянок в пути поезда классифицируются на:
- пассажирско-багажные (номера поездов от 700);
- пассажирские (номера поездов от 170 до 699);
- скоростные (номера поездов от 150 до 169);
- скорые (номера от 1 до 149).
По степени приоритета 
поездов на узловых станциях выделяют 
литерные (имеющие наивысший приоритет, 
к ним относятся поезда международного 
сообщения, перевозящие видных государственных 
деятелей и иностранных 
Кроме непосредственно перевозки во время следования поездов пассажирам предлагаются следующие услуги:
- санитарно-гигиенические (уборка вагонов, санузлов, предоставление постельного белья, полотенец, постоянное холодное и горячее водоснабжение);
- предоставление питания (работают вагон-ресторан, буфет, разнос продуктов питания и напитков по вагонам);
- проведения досуга (предлагается 
пресса, настольные игры). Услуги 
железных дорог, 
- бронирование и продажа железнодорожных билетов;