Транспортные услуги в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:06, лекция

Описание работы

Автомобильный транспорт можно с полным правом назвать транспортом всеобщего применения, так как он используется повсеместно: от трансферов и экскурсий, внутримаршрутных перевозок автобусами до аренды малолитражных автомобилей туристами для личного пользования на отдыхе. Автобусы и автомобили транспорт местного и внутрирегионального значения. Особой популярностью пользуются автобусные экскурси-онно-познавательные туры с посещением нескольких городов и достопримечательных мест. Для туристов удобно, что они могут разъезжать по маршруту и в пределах города на своем транспорте.

Файлы: 1 файл

Тема 1.docx

— 231.31 Кб (Скачать файл)

- информационные услуги (расписание движения поездов,  маршруты следования и станции  пересадок, тарифы, льготы и скидки);

- хранение багажа;

- залы ожидания;

- торговля и предприятия  общественного питания;

- комнаты матери и  ребенка;

- услуги носильщиков;

- бытовые службы (прачечные,  парикмахерские);

- медицинские услуги;

- организация досуга (видеозалы,  игровые автоматы).

Кроме того, все общественные помещения вокзалов и железнодорожных  станций должны иметь электрическое  освещение, водоснабжение, отопление, соответствовать санитарно-гигиеническим  нормам. В них силами линейных отделений  милиции должен поддерживаться общественный правопорядок и гарантироваться  безопасность пассажиров и их имущества.

Взаимоотношения туристических операторов и железных дорог обычно строятся по тцем возможным схемам.

Первый вариант - продажа железнодорожных билетов в офисе туроператора: Получение туроператором права торговать билетами от своего имени, а также права доступа в электронную систему бронирования железнодорожных билетов

После подписания соответствующего договора с железной дорогой, оператор получает право торговать билетами из своего офиса. При этом регулярно (ежедневно, еженедельно) проводится сверка выполненных работ и сдача  в кассу железной дороги вырученных за торговлю билетами средств, а также  получение оператором очередной  партии пронумерованных билетных стиков.

Комиссионное вознаграждение операторам при продаже билетов  не предусматривается, поэтому они  самостоятельно взыма-ют с пассажира  определенную сумму сверх тарифа в качестве собственной прибыли, что оформляется приходным ордером.

Вторая схема взаимоотношений  оператора и железных дорог - бронирование железнодорожных билетов для групп туристов через железнодорожные кассы. В случае планированного группового заезда (особенно на пиковые даты) оператор заблаговременно заботится о наличии проездных билетов для всех своих туристов. Для обеспечения железнодорожного проезда на интересующие оператора даты и время он заполняет заявку на бронирование определенного количества мест и отсылает ее в железнодорожные кассы, работающие с группами. В связи с тем, что такое бронирование осуществляется задолго до отправления группы, когда неизвестны не только личные данные туристов, но и сам тур до конца не оформлен и в продажу не поступил, в заявке указывается список несуществующих туристов («мертвые души») в интересующем оператора количестве. Оплатив бронь, оператор получает на руки подтверждение бронирования (бланк голубого цвета), в котором указываются реквизиты поездки (дата, время отъезда, маршрут поездки, категория вагонов), количество забронированных мест, основание для бронирования (соответствующая заявка оператора), а также расчет группового тарифа с указанием последнего срока выкупа билетов. Подтверждение бронирования - уверенность оператора в том, что купившие тур клиенты обязательно получат и железнодорожные билеты на соответствующий маршрут.

Далее оператор реализует  забронированные билеты либо в составе  туристических пакетов (что наиболее выгодно, так как позволяет оператору  получить максимальную прибыль), либо в качестве составной услуги для  турпакетов других операторов (например, в случае недобора группы до указанного в подтверждении бронирования количества человек, оператор может реализовать  забронированные билеты своим коллегам по договорной цене). Получив денежные средства от клиентов, оператор выкупает железнодорожные билеты согласно подтверждению  бронирования, меняя списки путешественников на соответствующие действительности. В случае, когда оператор не успевает выкупить забронированное количество билетов в указанный в подтверждении  срок, его места снимают с брони  и пускают в розничную продажу.

Наконец, не менее распространенная и наиболее приемлемая для туроперейтинга форма взаимодействия с железными  дорогами - организация туристических  поездов и вагонов. Эта форма  сотрудничества основывается на подписаний между туроператором и пассажирским управлением железной дороги договора, по которому в пользование оператора  предоставляется либо отдельный  вагон (вагоны), либо пассажирский состав для совершения перевозки по договоренному  маршруту за определенную плату.

Фрахтование вагонов может быть двух видов:

- прицепные вагоны, в  этом случае оплаченные оператором  вагоны цепляют к составам, ходящим  по расписанию.

- туристические поезда - в этом случае оператор самостоятельно  фрахтует целый состав, по его  договоренности с управлением  железной дороги утверждается  маршрут и расписание движения  самостоятельного поезда. Организация  туристических поездов позволяет  туроператору в случае наличия  возможностей железной дороги, устанавливать  расписание движения поезда, максимально  отвечающее целям тура (например, более скорая доставка пассажиров, предпочтительные ночные переезды, сокращенные стоянки в транзитных  пунктах и, наоборот, более длительные  стоянки в городах, посещение  которых входит в тур-пакет...).

Организация прицепных  вагонов и турпоездов более выгодная чем бронирование групповых поездок  на регулярных поездах, форма сотрудничества железных дорог и туроператоров, имеющих рыночные и организационные  возможности продажи максимального  количества путевок, планирующих туры на пиковые даты (когда проблемы приобретения железнодорожных билетов  наиболее остры), а также в случаях, когда операторы разрабатывают  маршрут, доставка пассажиров по которому невозможна из-за отсутствия регулярного  железнодорожного сообщения. Кроме  того, в случае фрахтования вагона или состава целиком, средняя  стоимость плацкарты по утвержденному  маршруту будет значительно ниже аналогичного тарифа, применяемого на регулярных поездах.

Предоставляемые в фрахтуемых вагонах (вне зависимости от того прицепные они или входят в  состав туристического поезда) услуги также оговариваются между заказчиком и железной дорогой, их количество и  качество зависят от того, является поезд только средством доставки туристов в пункты назначения или  же нахождение в поезде является неотъемлемой частью туристической программы

В вагонах туристы размещаются  по двое- четверо человек в купе. Отдельные купе предоставляются  директору маршрута, штабу турпоезда, врачу. В каждом вагоне должна быть программа маршрута, личные данные начальника поезда, проводников, инструкторов, экскурсоводов. На каждый пассажирский вагон турпоезда назначаются  два проводника. Готовность турпоезда  к отправлению (за 6 часов до отправления) проверяется комиссией в составе  представителя железной дороги, туроператора, санитарного врача, представителей служб вагона-ресторана. Готовность поезда к поездке оформляется  актом.

В арендную плату (цену чартера) входит оплата всех вагонов, включенных в состав, постельного белья из расчета одного комплекта на туриста  на 7 дней, стоимость проезда по установленные  тарифам, стоимость холостого пробега (в случае, когда маршрут турпоезда  не кольцевой), стоимость отстоя составов на специальг нохм пути в пунктах  маршрута, стоимость питания (если оно  входит в оговоренные услуги) и  т. д. К сумме чистой арендной платы  оператор, исходя из собственных коммерческих интересов и рыночной конъюнктуры, а также, учитывая наиболее вероятный  процент заполняемоеT состава, добавляет норму собственной прибыли.

В случае отказа туроператора от аренды состава или вагонов  после подписания договора за 20 дней до его отправления он уплачивает неустойку в процентном отношении  от суммы аренды. Аналогичную неустойку  оплачивает дорога при отказе в услугах  по договору.

Железнодорожные пассажирские тарифы - установленная плата за проезд пассажиров, перевозку грузов и багажа

Основные тарифы:

- прямая плацкарта - общий  пассажирский вагон (стоимость  проезда в вагоне с местами  для сидения пассажирского поезда);

- доплаты за дополнительно  предоставляемые услуги (за скорость, за проезд в вагонах и поездах  вышеоплачиваемых категорий, за  провоз багажа и грузобагажа)

Общий пассажирский тариф (прямая плацкарта) образован таким  образом, что абсолютная стоимость  проезда с увеличением дальности  поездки растет, однако с увеличением  расстояния стоимость одного пассажиро-километра  снижается. Это предоставляет пассажирам, следующим на большие расстояния, существенную льготу в стоимости  проезда

 

 

Тема 6.   Перспективы развития услуг железнодорожного транспорта

 в туризме

Проведение структурной  реформы на железнодорожном транспорте предусматривает введение новых  дополнительных видов деятельности, связанных с обслуживанием пассажиров, среди которых и развитие железнодорожного туризма.

 Следует напомнить,  что туризм начал развиваться  именно на железной дороге, когда  5 июля 1841 г. английский предприниматель  Томас Кук организовал путешествие  для 570 человек по железной  дороге в поезде, где пассажирам  был предоставлен комплекс услуг,  включавший в себя питание  и духовой оркестр для развлечения.

Поезд – самый безопасный, экономичный и зачастую самый  быстрый вид наземного транспорта. Путешествие на поезде всегда дешевле, чем на самолете, но и в этом случае тратится значительная часть бюджета  самостоятельного путешественника. Чтобы  путешествовать на поезде с максимумом комфорта, минимумом затрат и оптимальным  соотношением цена – качество, необходимо разбираться в особенностях функционирования железных дорог разных стран мира.

Множество железных дорог  пересекает всю Европу, пять железнодорожных  линий связывают Тихоокеанское  и Атлантическое побережья Северной Америки, две дороги проходят через  всю Евразию, одна через Австралию  и ни одной через Африку. Совсем же нет железных дорог только в  Антарктиде. Строительство железной дороги всегда бьшо и по сей день остается делом очень дорогим. Для  этого требуются огромные финансовые и технические ресурсы – бЧлыние, чем на строительство шоссейных  дорог. У бедных и развивающихся  стран Азии и Африки зачастую просто нет таких денег. Они продолжают эксплуатировать те дороги, которые  достались им в наследство от колонизаторов. А так как разные части континентов  колонизировались различными соперничавшими между собой европейскими странами, то железные дороги Африки и Азии не связаны между собой и не образуют такую же единую и широко разветвленную  сеть, как в Европе. Они и строились-то не для удобства местных жителей, а исключительно для военных  целей или для перевозки сырья  к ближайшим морским портам, откуда его можно бьшо везти в метрополии уже морем. Поэтому сейчас практически  невозможно совершить трансконтинентальное путешествие исключительно на поезде – неминуемо придется пересаживаться и искать дополнительный транспорт, связывающий одну сеть железных дорог  с другой.

Железнодорожный транспорт  создавался и развивался в разных странах безо всякой координации. Поэтому  даже ширина колеи в разных частях света остается различной. Самая  широкая стандартная железнодорожная  колея (1,676 м) используется на железных дорогах Испании, Португалии, Индии, Пакистана, Бангладеш, Шри Ланки, Аргентины  и Чили. Самую узкую колею (всего 260 мм), по которой ходят пассажирские поезда, можно увидеть в Уэльс-Харборе  и Уэльс-Уолсингхеме (Норфолк –  графство в Великобритании).

Самая выгодная система оплаты проезда по железным дорогам Европы была основана в 1972 г. Система Inter Rail делила Европу на 8 зон:

А – Англия, Шотландия, Ирландия, Северная Ирландия и Уэльс;

В – Норвегия, Швеция, Финляндия;

С – Дания, Германия, Швейцария, Австрия, Лихтенштейн;

D – Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Хорватия;

Е – Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Андорра;

F – Испания, Португалия, Марокко;

G – Италия, Словения, Греция, Турция;

Н – Болгария, Босния и  Герцеговина, Сербия и Черногория, Македония  и Румыния.

Однако с 1 апреля 2007 г. эта  система упразднена, и проездные  продаются только на отдельные страны (по выбору покупателя) или на всю  систему в целом – Global Pass. Проездной  на одну страну пришел на смену проездным Euro Domino, продажа которых прекращена 31 марта 2007 г. Продолжают действовать  только проездные Scan Rail Pass (на все скандинавские  страны).

Проездной Inter Rail Global Pass, действующий  сразу во всех странах, входящих в  систему Inter Rail (с 1 апреля 2007 г. из нее  вышла Морокко), можно приобрести на 22 или 30 дней подряд, либо на 5 дней в 10-дневный период или 10 дней в 22-дневный.

С проездным Inter Rail на одну страну можно путешествовать в течение 3, 4, 6, 8 дней подряд в течение месяца. При этом стоимость проездного зависит  от возраста его владельца (три группы: до 12 лет; 12–25 лет; старше 26 лет) и срока  действия.

 

Самый популярный проездной  – Global Pass для молодежи до 26 лет на 1 месяц теперь стоит 399 € (а не 385 €, как раньше). Проездной на 5 дней (достаточно, чтобы успеть добраться  до самой удаленной европейской  страны) можно купить за159€.

Независимо от срока  действия проездного и его вида, садиться в поезд можно до полуночи указанного в нем дня. Таким образом, если срок действия проездного истекает 31 августа, можно занять место в  вагоне вечером этого же дня, но закончить  поездку следует вскоре после  полуночи, иначе могут оштрафовать. Для детей от 4 до 12 лет проездные  стоят на 50 % дешевле, а дети до 4 лет  ездят бесплатно.

В систему EuroDomino входят 26 стран: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Люксембург, Македония, Норвегия, Нидерланды, Польша, Румыния, Сербия и Черногория, Словакия, Словения, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Хорватия, Швейцария, Швеция.

Жители всех стран Европы (в том числе России и стран  СНГ) могут приобрести туристический  билет EuroDomino, позволяющий путешествовать по какой-либо из 26 стран 3–8 дней в течение  месяца (1-м или 2-м классом), а также  дающий скидку до 50 % на проезд до этой страны (к сожалению, Украина и  Белоруссия пока такой скидки не дают). К примеру, 5 дней поездок (в течение  месяца) по Франции в вагонах второго  класса обойдутся в 202 €, по Швейцарии  – в 155 €, по Нидерландам – в 76 €, по Италии – в 171 €, а по Германии – в 215 €. Для молодежи до 26 лет EuroDomino продается примерно на треть дешевле. Дни, в которые билет будет  действовать, можно разбить на любые  возможные комбинации: на 2 и 3 дня, использовать все 5 дней подряд либо, наоборот, использовать каждый день отдельно. Однако наличие  проездного не освобождает от доплат за тип поезда, резервирование мест и спальные места.

Информация о работе Транспортные услуги в туризме