Анализ художественного и туристического потенциала Костромского региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:12, дипломная работа

Описание работы

Цель данной выпускной квалификационной работы является анализ художественного и туристического потенциала Костромского региона.
В соответствии с поставленной целью необходимо было решить следующие задачи:
- изучить особенности географического положения региона;
- изучить историю и современный период Костромской области;
- исследовать объекты культурно-исторического потенциала региона;
- организовать тур по Костроме.

Файлы: 1 файл

DIPLOM Катя.docx

— 2.65 Мб (Скачать файл)

Здание получилось поистине грандиозным, достойным в чем-то даже и столичной  архитектуры. Строгий портик с восемью  коринфскими колоннами и крупным  фронтоном определяет облик центральной  трехэтажной части дома. Боковые  симметричные крылья – двухэтажные, их торцы также украшены портиками. Весь нижний этаж обведен рустовкой. 
Хозяева мало бывали в своем доме, чаще здесь появлялись их дети. В 1847 году, во время большого городского пожара, дом сильно пострадал. Наследники Борщова решили не восстанавливать особняк, а продать его в таком виде. Дом выкупил купец А.А.Первушин из Александрова, отремонтировал его и сделал в нем роскошную гостиницу под громким названием «Лондон». Известно, что в ней останавливался сам Николай I, а также его сын, наследник престола Александр II со своим воспитателем, поэтом В.А.Жуковским. Бывал здесь и Н.А.Некрасов, проезжая Кострому. 
    В 1870 году дом Борщова выкупила городская казна; вместо гостиницы здесь был размещен окружной суд.

Сейчас судьба дома Борщова неясна. Его планировали передать Костромскому музею, чтобы разместить в нем коллекции и экспозиции, занимавшие Ипатьевский монастырь. Однако решение о передаче до сих пор не принято, и неизвестно, появится ли на центральной площади Костромы центральный городской музей (рис.10).

(Рис.10 Дом генерала С.С.  Борщова)

Одним из самых известнейших в Костроме по праву считается памятник Ивану  Сусанину. Памятник Ивану Сусанину стоит в Костроме в сквере на площади, носящей имя героя-крестьянина, признанного спасителя основателя царской династии Романовых, Михаила Федоровича. Площадь Сусанина − центральная в городе, состоящая из двух частей: большого сквера между Большими Мучными рядами и Гостиным двором, и широкой площади, от которой лучами расходятся городские улицы.  
    Современный памятник – советских времен, он был поставлен в 1967 году по проекту московского скульптора Н.А. Лавинского и архитекторов Марковского и Бубнова. Памятник высотой 12 метров представляет собой классическую для советской скульптуры монументальную фигуру − сельский староста Иван Осипович Сусанин в крестьянской рубахе, лаптях и распахнутом зимнем тулупе, гордо смотрящий вдаль. На массивном постаменте выбиты слова: «Ивану Сусанину – патриоту земли Русской».

Прежде на площади, напротив пожарной части, там, где сейчас пустое место, стоял другой памятник Ивану Сусанину, возведенный по заказу царской семьи  скульптором В.И. Демут-Малиновским в 1851 году (см. приложение 1). Памятник был разобран в 1918 году по декрету «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг». Ничего общего, кроме имени Сусанина, между этими монументами найти невозможно: если нынешний Иван Сусанин стоит прямо и гордо, то прежний воплощал собой идею «Жизни за царя». На высокой колонне (сохранившейся до наших дней) стоял бюст молодого Михаила Романова в царской шапке, а у подножия колонны на коленях стоял крестьянин, отдавший за него жизнь. Спереди на колонне был укреплен барельеф, изображавший казнь Сусанина поляками, а сзади – надпись: «Ивану Сусанину. Благодарное потомство». Конечно, такую скульптуру в советское время снесли в первую очередь. Сейчас планируется ее восстановление, приуроченное к 400-летию Дома Романовых в 2013 году. Что при этом будет с памятником советского периода – пока неизвестно (рис.11).

(Рис.11 Памятник Ивану Сусанину)

Так же нельзя не упомянуть о памятнике Юрию Долгорукому. Памятник основателю города князю Юрию Долгорукому был открыт в Костроме 29 августа 2003 года. Деньги на памятник были собраны и предпринимателями, и простыми жителями города. Выполнил памятник из бронзы известный московский скульптор Владимир Церковников, архитектором монумента стал Г.Л.Морозов, художником − С.И.Кадыбердеев.

Предыстория установки памятника  такова: за год до его открытия в  Костроме побывал Патриарх Алексий II, который привез сюда капсулу с  землей из Киева, где в храме Спаса  на Берестове похоронен великий  князь. Тогда в Костроме установили камень, обозначив место для нового памятника. Городская молва и  журналисты даже утверждают, что камень мироточил.

Однако сейчас на месте камня  находится скульптура, изображающая сидящего на широкой красивой резной скамье князя, с мечом в левой  руке. Рукоять меча сделана в форме  широкого креста и увенчана короной. Правую руку Юрий Долгорукий протягивает  вперед, в сторону Торговых рядов и Волги, словно указывая, где дóлжно заложить город. Памятник достаточно велик – 4,5 метров высотой и более 4 тонн весом. И можно сказать, что среди новых памятников выдающимся историческим личностям этот монумент имеет право занять далеко не последнее место (рис.12).

(Рис.12 Памятник Юрию Долгорукому)

Губернские Присутственные места  были построены в 1806-1808 годах по проекту  губернского архитектора Костромы, Н.И. Метлина (по другим источникам, проект принадлежал А.Д.Захарову).

В Костроме долгое время не было определенного  места для административных учреждений. После городского пожара 1773 года они  размещались в зданиях Богоявленского монастыря и в Торговых рядах, постоянно меняя местоположение. В конце XVIII века было принято решение о строительстве нового достойного здания Присутственных мест. Губернский архитектор Николай Иванович Метлин, занявший эту должность в 1797 году, представил на рассмотрение довольно простой проект здания, однако в Петербурге он не был утвержден. Вместо него были присланы «примерные планы и фасады губернских и уездных присутственных мест» профессора А.А.Михайлова, по которым местному архитектору предлагалось делать свой проект заново. Метлин, сообразуясь с условиями строительства и с теснотой участка, отведенного под Присутственные места, многое изменил в петербургских чертежах, сделал здание несколько уже.

Здание  Присутственных мест выполнено в  строго классицистическом стиле. Первоначально  вход в здание был оформлен в виде широкой белокаменной лестницы, но при перестройке 1832-1833 годов ее встроили внутрь здания, а вход оформили высоким  портиком с четырьмя колоннами ионического  ордера. Опоры портика так высоки, что в них сделаны проходы  для пешеходов.

В наши дни в здании Присутственных мест также расположено государственное  учреждение − городская мэрия.

Пара обелисков Московской заставы  находится вовсе не на дороге, приводящей в Кострому со стороны столицы. Московская застава встречает тех гостей города, кто прибывает сюда по Волге. 
    Въезд в город со стороны пристани, оформленный двумя обелисками с кордегардиями, приобрел свой парадный вид в 1823 году. Проектировал его архитектор П.И.Фурсов, построивший немало зданий в Костроме. Два четырехугольных обелиска были увенчаны двуглавыми орлами, и не случайно − в этом году ожидался приезд императора. Обелиски стоят не отдельно, а соединяются арочными пролетами с небольшими зданиями кордегардий. Кордегардии сейчас перестроены, да и въезд в Кострому со стороны Волги уже давно не главный, но обелиски сохранились. В советское время орлов на них не было, сейчас они снова стоят на своем месте (рис.13).

(Рис.13 Московская застава)

Здание Драматического театра изначально было построено как жилой дом  в начале XIX века, а в 1860-х годах  перестроено под театр. По другим источникам, здание было не перестроено, а построено заново на добровольные пожертвования горожан. В пользу первого варианта говорит то, что  по чертежам 1855 года это было одноэтажное  здание с флигелем, по планировке близкое  к перестроенному жилому дому. Впрочем, некоторые источники указывают, что флигель мог быть построен в 1860-х годах как театральная  пристройка.

История костромской театральной  труппы началась в 1808 году, а открытие нового театра состоялось в 1863 году. Вскоре здание сильно пострадало от пожара (одни источники называют 1865 год, другие – 1873) и было кардинально перестроено, стало двухэтажным. Первый этаж украсила рустовка, второй этаж – пилястры тосканского  ордера.

Новая перестройка, полностью изменившая облик театра, была проведена в 1950-х  годах, после войны, под руководством архитектора А.Федорова. Здание было надстроено третьим этажом, широким  и высоким фронтоном, сделаны другие украшения фасада. Отделка интерьеров также относится к этому времени: заново были украшены зрительный зал, фойе. Расписной плафон в зале сделан художниками Н.Шуваловым и В.Муравьевым.

На сцене Костромского театра выступали  в разное время такие великие  артисты, как М.Н.Ермолова, М.П.Стрепетова, В.Ф.Комиссаржевская, В.И.Качалов, И.М.Москвин, О.Л.Книппер-Чехова, Мариус Петипа. 

На берегу Волги, на насыпи, сохранившейся  от валов древнего костромского кремля, стоит беседка, напоминающая своим  видом и беседки на набережной Ярославля, и просто садовые или парковые беседки в старинных усадьбах. Эту беседку в Костроме называют беседкой Островского, в честь знаменитого драматурга, неоднократно бывавшего в Костроме по дороге в свое костромское имение Щелыково (сейчас там устроен музей-заповедник А.Н.Островского, а сам драматург похоронен неподалеку, в селе Николо-Бережки). Конечно, именно в этой беседке он никогда не бывал, так как она была построена в 1956 году, но примерно на том месте, откуда Островский нередко любовался пейзажем Волги, считая его одним из лучших видов, которые ему доводилось наблюдать.

Не случайно эта беседка видна  в фильме «Жестокий романс», снятом по пьесе А.Н.Островского «Бесприданница». Фильм снимали в Костроме, городе, который послужил прототипом многих волжских городов в пьесах драматурга.

Сейчас беседка стала одной  из главных достопримечательностей города, и, наверное, не только благодаря  имени Островского, но и оттого, что  из нее действительно открывается  великолепный вид на Волгу.

Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково» расположен в Островском районе Костромской  области. Щелыково замечательно как  уголок благодатной русской природы  и как место, связанное с жизнью и творчеством великого русского драматурга А.Н. Островского.В XVIII веке усадьба принадлежала дворянскому роду Кутузовых, а в 1847 году ее приобрел отец драматурга Н.Ф. Островский.

В мае 1848 года А.Н. Островский впервые посещает Щелыково. «Что за реки, что за горы, что за леса!…  Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга, он бы давно превратился  в бесконечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии  и Италии», - записывает он в своем  дневнике. С 1867 г. Александр Николаевич вместе с братом Михаилом становятся владельцами имения, и с тех  пор драматург проводит здесь  каждое лето.

Сердце заповедника –  Дом А.Н. Островского: старинное деревянное здание серого цвета с белыми колоннами, террасами, по северному фасаду имеющее  антресольный этаж и два крыльца  – парадное и служебное.

На первом этаже мемориальная экспозиция, значительную часть которой  составляют личные вещи драматурга и  членов его семьи, предметы подлинной  обстановки дома. Анфиладу комнат открывает столовая, служившая местом сбора членов семьи драматурга, а также его многочисленных гостей. Большой обеденный стол-сороконожка, керосиновая лампа-молния, тульский самовар красной меди на поминают о царивших некогда здесь уюте, радушии, гостеприимстве.

Небольшая уютная гостиная располагала к дружеской беседе. У стены – старинное фортепиано, под аккомпанемент которого часто  пела жена драматурга Мария Васильевна, в прошлом актриса Малого театра. В хорошую погоду общение переносилось на террасу, с которой открывался живописный вид на окрестности. Здесь  же устраивались иногда любительские спектакли по пьесам Островского. 

Дом А.Н.Островского производит удивительное впечатление обжитого уютного дома. Кажется, дом сохранил и пронес через многие годы царившую здесь некогда атмосферу гостеприимства, красоту души и щедрость сердца его  хозяина. Этот дом и живописные окрестности  органично вошли в творчество Островского. Посещение дома драматурга неизменно оставляет след в душе каждого человека, делая ближе и понятнее личность драматурга и его творения (рис.14).

(Рис.14 Дом А.Н. Островского  в музее-заповеднике «Щелыково»)

Так же усадьба является домом Снегурочки известная пьеса  А.Н. Островского «Снегурочка», написана им в Щелыково. Здесь Снегурочка - красивая девушка, рожденная от Мороза и Весны, познает любовь: любят  и ее, и влюбляется она. Но волшебная  сказка оказывается драмой — Снегурочка погибает во время празднования дня  Ярила — бога Солнца.

Кострома четырежды родина Снегурочки: 

– первое рождение – возникновение  образа из обряда похорон Костромы, давшее название городу; 

– второе рождение Снегурочки – в весенней сказке «Снегурочка» А. Н. Островского, писателя и драматурга, создававшего свои творения на Костромской  земле; 

– третье рождение – съёмки фильма «Снегурочка» режиссером Павлом Кадочниковым в Берендеевке, лесопарке  на территории Костромы.  
– четвёртое – воплощение образа в живом человеке, играющем роль Снегурочки, путешествующей с Российским Дедом Морозом по России. 

Программа «Сказочная Кострома – Родина Снегурочки» разработана  по заказу Администрации города Костромы в 2004 году. 

Ежегодно Костромская  Снегурочка участвует в новогоднем путешествии Деда Мороза по российским городам. С 2005 года проводится открытый конкурс «Русская краса – Костромская  Снегурочка» (рис.15). 

(Рис.15 Терем Снегурочки)

Есть в городе Костроме на улице  Терешковой необычный музей льна и бересты. Здесь в единое, гармоничное  целое соединены, казалось бы, несовместимые  вещи - лён и береста. Именно такой  музей - льна и бересты построила  и создала уроженка города Костромы Забавина Наталья Павловна в 2005 году. С тех пор музей занял достойное  место в ряду наиболее посещаемых туристами Костромских достопримечательностей. Сказочный теремок окружают зелёные  лужайки, яркие цветники, ручеек, причудливо изогнутые мостики, колодец - всё  радует взор посетителей.

Экскурсия по музею начинается с  зала льна, где, слушая завораживающую речь экскурсовода, посетители увидят своими глазами процесс превращения  льняной соломы в крестьянские рубахи. Весело кружится веретено, и льняную  ниточку тянут из кудели в умелые руки мастерицы. Не обделено вниманием  и фабричное производство льняных  изделий - в экспозициях выставлены образцы, как начала прошлого века, так и современные.

Персонажи русских сказок, выполненные  в технике плетения из бересты, в  первую очередь привлекают внимания посетителей в следующем зале музея. Рассказ экскурсовода начинается с описания традиций изготовления старинных  берестяных изделий - поршней, лопатошников, пестерей, лукошек, собранных в этнографических  экспедициях по Костромской области.

Информация о работе Анализ художественного и туристического потенциала Костромского региона