Анализ и оценка экономического потенциала региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:28, реферат

Описание работы

Сегодня для России одной из важнейших является проблема самодостаточности экономического потенциала регионов. Поэтому долгосрочная политика государственного регулирования должна быть направлена в первую очередь на обеспечение последовательного развития экономического потенциала регионов, стимулирования инвестиционной и предпринимательской активности в них.
Использование экономического потенциала региона позволяет получать доходы различным субъектам хозяйствования – государству (в лице федеральных и региональных властей), муниципальным образованиям, различным организациям, населению.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
1. Понятие экономического потенциала……………………………….4
1.1. Экономический потенциал территории……………………………4
2. Оценка экономического потенциала российских регионов…………..6
Заключение…………………………………………………………………12
Приложение…………………………………………………………………13
Список использованной литературы……………………………………….15

Файлы: 1 файл

Анализ и оценка экономического потенциала региона.docx

— 45.34 Кб (Скачать файл)

министерство  образования и науки российской федерации

 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального  образования

«Институт экономики и  управления в промышленности» 

 

Факультет ЭМ и ИТ

 

Специальность 081100 Государственное и муниципальное                        управление

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

На тему: «Анализ и оценка экономического потенциала региона»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

3 курса заочной  формы обучения               

Гамзатова Хадижат Магомед-Расуловна

 

Преподаватель:

Лебедева Светлана Лазаревна

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………3

 

1. Понятие экономического потенциала……………………………….4

 

1.1. Экономический потенциал территории……………………………4

2.  Оценка экономического потенциала российских регионов…………..6

Заключение…………………………………………………………………12

Приложение…………………………………………………………………13

Список использованной литературы……………………………………….15

 

Введение

 

Сегодня для России одной  из важнейших является проблема самодостаточности  экономического потенциала регионов. Поэтому долгосрочная политика государственного регулирования должна быть направлена в первую очередь на обеспечение  последовательного развития экономического потенциала регионов, стимулирования инвестиционной и предпринимательской  активности в них.

Использование экономического потенциала региона позволяет получать доходы различным субъектам хозяйствования – государству (в лице федеральных  и региональных властей), муниципальным  образованиям, различным организациям, населению.

Экономический потенциал  региона зависит от наличия различных  видов ресурсов, которыми он располагает, независимо от того, используются они  или нет. И эти ресурсы, прежде всего, должны быть оценены. Ресурсы  государства обычно определяются через  стоимость национального богатства. Но экономический потенциал не следует  отождествлять со стоимостью национального  богатства, хотя стоимостная оценка ресурсов региона лежит в основе оценки экономического потенциала.

Помимо природных ресурсов регионы обладают и другими ресурсами, но их наличие, и даже оценка еще  не свидетельствует о получении  дохода. Уровень доходов может колебаться и весьма существенно по разным ресурсам и зависит от спроса и предложения на них.

Регионы могут получать доходы от использования географических и  природно-климатических условий, например, используя их для развития индустрии  отдыха и туризма. Все ресурсы при вовлечении их в оборот могут приносить доходы. Чтобы их оценить необходимо проанализировать экономический потенциал региона.

 

1. Понятие экономического  потенциала

Все чаще в экономической  литературе можно встретить понятие  «экономический потенциал». Особенно часто им оперируют в источниках по региональной тематике, хотя общепринятого его определения нет. Сегодня существует множество мнений о его составе. Кратко понятие «экономический потенциал» можно определить следующим образом: «Ресурсы, источники, средства и запасы территории, а также механизмы (пути и формы) их вовлечения в хозяйственный оборот в настоящее время или предстоящий период для достижения конкретных целей».

Существует и другое, более широкое определение экономического потенциала: «совокупная способность экономики региона, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления. Экономический потенциал региона определяется природными ресурсами региона, средствами производства, трудовым и научно-техническим потенциалом, накопленным в регионе объемом национального богатства».

1.1. Экономический потенциал территории

 

В состав экономического состава  входят:

 

1) геополитический потенциал, определяемый географическим положением, общественно-политическими условиями и факторами развития;

2) природный потенциал  — природные условия, окружающие человека и используемые им для обеспечения своей жизнедеятельности. Это силы природы, которые непосредственно задействованы в материальном и нематериальном производстве для удовлетворения потребностей общества. В условиях рынка они приобретают стоимостную форму, обеспечивают поступления в бюджеты регионов, становятся материальной основой роста благосостояния жителей региона;

3) производственный потенциал  — это материально-техническая база территории, овеществленный капитал (фонды) в производственной и непроизводственной сферах;

4) демографический потенциал  (трудовой) — численность населения, его половозрастная структура. Характеризуется возможностью вовлечения активной части населения, трудовых ресурсов в производство;

5) потенциал социальной  сферы, определяемый возможностями функционирования здравоохранения, ЖКХ, торговли, сферы общественного питания и других;

6) духовный потенциал,  определяемый историческим опытом общества, традициями, состоянием науки, культуры, образования;

7) управленческий потенциал,  определяемый уровнем кадров, состоянием организационных форм, методов управления и т. п.;

8) финансовый потенциал  — финансовые ресурсы региона и возможности их привлечения.

Негативное влияние на экономический потенциал региона, его возможности оказывают асоциальные факторы, которые формируются в случаях отсутствия комплексности в развитии экономики региона, существования длительных диспропорций. Они возникают под воздействием внутренних и внешних причин.

Важное значение для развития региона имеет возможность использования его экономического потенциала. Показателями использования экономического потенциала являются ресурсообеспеченность региона, в расчете на 1 км2 на одного жителя, ресурсоотдача и др.

2. Оценка экономического потенциала российских регионов

 

Рассмотрим основные составляющие экономического потенциала российских регионов.

Региональные  аспекты геополитического потенциала. На сегодняшний день не существует единой трактовки сути геополитического потенциала, так же как и экономического. Прежде в геополитике большое внимание уделялось территории. В этом смысле Россия и ее регионы являлись мостом между Европой и Юго-Восточной Азией, имея огромный геополитический потенциал. В настоящее время геополитический потенциал трактуется более широко, включая в себя политические возможности государства по управлению собственным развитием, обеспечению политической безопасности и всевозможные ресурсы: природные, трудовые, инновационные и др. Таким образом, геополитический потенциал в значительной мере зависит и определяется экономическим потенциалом.

Очевидно, что регионы  России имеют разный геополитический потенциал, поскольку различны уровни их социально-экономического развития, природно-климатические условия, места регионов в территориальном разделении труда, направление экономической интеграции и другие параметры, так же как и внешние условия. В этой связи приграничные регионы и примыкающие к транспортным путям межгосударственного обмена обладают большим геополитическим потенциалом, чем регионы, не имеющие этих преимуществ.

Природно-ресурсный  потенциал. На огромной территории России природно-климатические условия существенно различаются. Климат северо-западных регионов с относительно теплой зимой и влажным, прохладным летом определяется Атлантикой. Северные регионы азиатской части страны находятся под влиянием Северного Ледовитого океана и отличаются резко континентальным климатом, холодной зимой и жарким летом. Однако всемирное потепление как побочный результат развития производства в прошлом и в настоящее время вносит существенные изменения в формирование климата. Очевидно, что этот процесс будет влиять как положительно, так и отрицательно на жизнь людей и производство.

Месторождения рудных и полезных ископаемых размещены на территории страны так же крайне неравномерно. Большая их часть сосредоточена в регионах азиатской части страны и на северных территориях. На севере России находятся до 50% мировых запасов никеля, 40% металлов платиновой группы, 50% аммонитов, 15–20% меди, олова, весомы запасы редких металлов.

Азиатская часть страны и  российский север недостаточно изучены геологами; в ближайшем будущем здесь будут новые открытия. Так уже первая разведочная скважина на правобережье Оби в Томской области дала нефть. По прогнозам, крупнейшие запасы углеводородного сырья (нефти; по разным оценкам, от 60–70 до 100 млрд тонн) сосредоточены на шельфе Северного ледовитого океана.

Новые технологии позволяют  преодолевать климатические препятствия и ухудшающиеся горно-геологические условия, но тем не менее затраты на освоение новых месторождений будут значительно выше, чем в прежде освоенных регионах. Природа (особенно в северных районах) очень ранима, поэтому предъявляются высокие требования к культуре производства и экологии освоения природных богатств, которые должны использоваться в интересах жизни людей. В то же время следует иметь в виду, что проявляют интерес — и, более того, претендуют на наши природные ресурсы, особенно на ресурсы шельфа Северного Ледовитого океана, — зарубежные государства.

Восточные государства, граничащие с Россией, уже давно и всерьез интересуются отдельными территориями страны, отдаленными от федерального центра. Особенно это характерно для Дальневосточного региона.

Промышленный  потенциал. В целом для промышленности страны характерны высокая степень износа основных фондов, достигающая в разных отраслях 60–70 и более процентов; мощные, хотя и растущие коэффициенты обновления и выбытия. В силу этого постоянно растет средний возраст используемого оборудования и увеличивается доля возрастного оборудования в основных фондах промышленности. Дефолт 1998 г., девальвация рубля стимулировали рост экспорта и развитие импортозамещающих отраслей; существенно увеличились темпы роста промышленного производства и обновление техники. Положительная динамика сохранялась вплоть до 2004 г. Правда, в 2001–2002 гг. имел место спад, связанный с изменением курса рубля к доллару и сокращением ценового разрыва между импортной и отечественной техникой. С 2004 г. темпы роста стали стабильно снижаться, поскольку практически равная по цене отечественная техника не могла конкурировать с более качественной зарубежной, приобретаемой отечественными предприятиями.

В предкризисные годы темпы  роста промышленного производства составляли в среднем 4% в год, существенно отличаясь по промышленным комплексам и отдельным позициям. Так, в 2006 г. по отношению к 2005 г. добыча полезных ископаемых увеличилась на 2,3%, производство в обрабатывающих отраслях выросло на 4,4%, электроэнергии — на 4, синтетических смол и пластмасс — на 7,4%. В то же время производство зерноуборочных комбайнов сократилось на 8,3%, прокатного оборудования — на 7,1%. Подобная ситуация, как и причины, ее вызвавшие, были характерны для большинства регионов РФ.

Основная причина такой  разнонаправленной динамики — отсутствие четко сформулированной, последовательно проводимой промышленной политики. Уже в первые годы реформ сменилось несколько концепций политики в промышленной сфере. Сначала это было дерегулирование. Затем — общая (фронтальная) поддержка промышленности путем взаимозачетов задолженностей и льготного кредитования, приведшая к всплеску инфляции. Далее последовала селективная поддержка отдельных производств, а с 1994 г. — отдельных проектов. Однако промышленный бум так и не наступил, хотя темпы инфляции удалось уменьшить.

Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) была предложена концепция повышения конкурентоспособности российской промышленности, содержащая в себе ряд системно-стратегических, структурно-тактических и оперативно-конъюнктурных мер оздоровления и повышения конкурентоспособности промышленного производства. Ведущими учеными экономистами и экспертами Торгово-промышленной палаты РФ была предложена стратегия социально-экономического развития, в которой в жесткой форме были сформулированы меры по поддержке отраслей машиностроения. Однако к реализации этих документов Россия преступила только в 2007 г.

За последние кризисные 2008–2010 гг. ситуация резко изменилась. В 2008 г. темпы роста значительно снизились и составили 2,1%. В 2009 г. в экономике наблюдался резкий спад промышленного производства: –9,3% (при том что в 2007 г. темпы роста достигли самых высоких показателей: 6,3%). 2010 год показал уже положительную динамику: 8,2%.Однако большая часть инвестиций осуществлялась за счет бюджетных средств при низкой эффективности. В 2011 г. ожидается рост на 5,4%. В высококонкурентных отраслях спад уже компенсирован, загрузка там почти максимальная. Соответственно такой резерв роста в них уже исчерпан. Это свидетельствует по-прежнему о сложном состоянии промышленности, несмотря на активную поддержку государством отдельных отраслей экономики. Последние тенденции 2011 г. по снижению участия государства в собственности промышленных корпораций могут говорить о желании усилить уровень конкурентной борьбы на рынке, чтобы создать стимулы у предприятий к эффективной работе, наращиванию объемов производства и прибыли.

Инновационный, научный  и кадровый потенциал. В силу многих причин построение экономики знаний и обеспечение инновационного развития жизненно необходимо для России. Главными из них являются постепенное исчерпание сырьевых (прежде всего углеводородных) ресурсов, добыча и экспорт которых были основой экономического роста на протяжении последних 30 лет; высокие издержки производства и низкая производительность труда. Сегодня все субъекты Российской Федерации нацелены на инновационный путь развития, однако не все из них имеют достаточный научно-технический задел и прочие условия для активной инновационной деятельности и, о чем свидетельствуют исследования и расчеты ученых Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, представленные в таблице № 1

Информация о работе Анализ и оценка экономического потенциала региона