Анализ художественного и туристического потенциала Костромского региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:12, дипломная работа

Описание работы

Цель данной выпускной квалификационной работы является анализ художественного и туристического потенциала Костромского региона.
В соответствии с поставленной целью необходимо было решить следующие задачи:
- изучить особенности географического положения региона;
- изучить историю и современный период Костромской области;
- исследовать объекты культурно-исторического потенциала региона;
- организовать тур по Костроме.

Файлы: 1 файл

DIPLOM Катя.docx

— 2.65 Мб (Скачать файл)

Росписи папертей начались сразу после завершения строительства, в 1652-6153 годах, молодым мастером Гурием Никитиным. Стены собора и галерей  были расписаны в 1685 году в один сезон  артелью костромских живописцев подруководством известнейших мастеров Гурия Никитина и Силы Савина, работавших во многих русских городах: в Москве, в Суздале, в Ярославле. К сожалению, до нас дошли далеко не все фрески этих замечательных художников: многие были закрашены, испорчены грубыми поновлениями, и лишь часть их удалось восстановить. Зато в соборе сохранился богатый резной иконостас, выполненный в стиле барокко в 1756-1758 годах артелью мастеров под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова из костромского посада Большие Соли. Завершение центральной части иконостаса − подарок императрицы Елизаветы Петровны, оно было сделано в Петербурге и прислано в дар монастырю. От первого каменного собора сохранились три массивные двери, пострадавшие при взрыве, но отреставрированные. Они были выполнены в технике «огневого золочения», применявшейся достаточно редко. Сейчас они выставлены в музее. В 1913 году, к празднованию 300-летия Дома Романовых, галереи собора были заново расписаны.

Рядом с собором стоит  высокая звонница, построенная еще  во времена Годуновых, по заказу Дмитрия  Годунова, в 1601-1604 годах. Первоначально  была выстроена только южная часть, собственно звонница. При Михаиле  Федоровиче Романове к звоннице был пристроен столп колокольни с часами. Такая практика расширения звонницы уже была при Романове опробована в Москве при перестройке Ивана Великого. Пристройка украшена небольшим узким шатром с люкарнами и маленькой главкой с крестом. От часов же сейчас ничего не осталось, но виноваты в этом не советские музейщики, а монастырская братия, при которой к 1912 году от часов осталась только груда металлолома. Сейчас звонница снова действует, и самый большой колокол на ней − дар Принца Кентского Майкла, одного из потомков Романовых. На звонницу открыт доступ для посетителей музея.

В те же годы территория монастыря  расширяется, образуется «Новый город» − новая часть обители, прирезанная  к старой с западной стороны. Работами руководил костромской мастер-каменщик из Богословской слободы Андрей Андреев  сын Кузнец. Стены и башни монастыря  были значительно укреплены, надстроены и больше приспособлены для обороны, нежели раньше. К счастью, проверить  их боеспособность так и не пришлось. Зато остались массивные и красивые стены, истинное украшение которых  − западная «Зеленая» въездная башня  работы Андрея Кузнеца, получившая свое прозвание из-за зеленой поливной черепицы, которой покрыт ее шатер. Тогда же, в середине XVII века, перестраиваются  и объединяются в единый комплекс разрозненные монастырские кельи и  хозяйственные постройки, − все  они образуют большое протяженное  здание, Г-образное в плане. 

По-настоящему выдающееся здание монастыря – архиерейский корпус с домовой церковью, расположенный в северо-западной части монастырской территории (рис.1). Он был построен в камне в XVI веке, надстроен и капитально перестроен в XVII и XIX веках. На наиболее древний первый этаж были поставлены еще два, а в 1840 году было решено устроить внутри домовую церковь Хрисанфа и Дарии. Церковь была частично выстроена по проекту К.А.Тона, но вскоре обрушилась и была восстановлена только в 1868 году по проекту губернского архитектора Григорьева. Церковь была надвратной, хотя сейчас в ее арку никто не проходит… Туристы попадают на территорию обители через Екатерининские ворота, прорубленные в северной стене специально к приезду Екатерины II в 1767 году. Ворота выполнены в любимом императрицей стиле барокко, а над аркой помещен личный вензель Екатерины II [Куколевская, 2003; с.12-19].

( Рис.1 Ипатьевский монастырь)

У западной стены монастыря  находятся палаты бояр Романовых. Такое наименование было им дано после того, как здесь некоторое время жили Михаил Романов с матерью Марфой, скрываясь от преследований поляков. В 1863 году по повелению Александра II палаты были «реставрированы» архитектором Ф.Рихтером, которому было поручено максимально подчеркнуть тот факт, что это именно царские палаты. Поэтому бывший келейный корпус был значительно украшен по образцу палат в Московском Кремле. Были сделаны украшения из изразцов: ими покрыли печи и частично стены внутри палат. Однако в следующем году принципы воссоздания романовских палат были подвергнуты критике со стороны сопровождавшего наследника, цесаревича Александра Александровича (будущего императора Александра III), обер-прокурора синода К. П. Победоносцева. Он справедливо указывал, что, превращая кельи во дворец, автор реставрации погрешил против исторической истины (например, архитектор возвел «царскую лестницу» с широким маршем на второй этаж). Ф. Ф. Рихтер вынужден был оправдываться, и его ответ на критику был помещен в издании путевых заметок.

Покровительство сначала  Годуновых, а потом и правящей династии Романовых, позволило монастырю  не только отстроиться в камне, но и собрать очень большую библиотеку, в том числе и древних рукописей. Именно здесь в начале XIX века был  найден старейший список Ипатьевской  летописи (название она и получила по месту обнаружения) − одного из важнейший документов русской истории.

В монастыре развивалось  множество промыслов: иконопись, различные  рукоделья. Сейчас многое из того, что  производилось здесь, хранится в  костромском музее.

В советское время монастырь  был закрыт. Ему повезло − несмотря на то, что он был самым прочным  образом связан с фамилией русских  императоров, его не сравняли с землей. Наоборот − здесь открыли большой Костромской историко-архитектурный музей-заповедник (конечно, не связанный с царской семьей). На территории Нового города разместили большой музей деревянного зодчества, который со временем расширился за пределы стен. Со времени передачи монастыря РПЦ музей деревянного зодчества окончательно вынесен с территории обители. Здания монастыря были отреставрированы, части из них возвращен первоначальный вид, они были освобождены от позднейших напластований. Сейчас монастырь снова действующий, но музейная часть в нем сохранилась, так что он может быть интересен не только верующим, но и людям, желающим познакомиться с историей Костромы и ее окрестностей (рис.2).

(Рис.2 Палаты бояр Романовых)

Троицкий Собор выстроен в 1652 году на месте разрушенного взрывом храма святой Троицы – первого храма Ипатьевского монастыря, сооруженного из камня. Троицкий Собор, сохранившийся до наших дней – величественное здание крестово-купольного типа. Пятиглавый собор возведен на мощном подклете и с трех сторон окружен галереей, нарядное резное крыльцо которой выходит на соборную площадь.

Собор в Костроме был выстроен по образцу Успенского храма в Ярославле (город, также входящий в Золотое  кольцо России) – таков был указ свыше, - и в целом имеет весьма типичную для того времени архитектуру. Собор просторен внутри и богато украшен снаружи. Каменная резьба четко  согласована с архитектурными линиями  здания, а потому декор не выглядит чрезмерным.

Особенно роскошно украшен северный фасад собора, так же как и крыльцо  галереи, выходящий на главную соборную площадь. Главы Троицкого собора – золоченые, покрытые отдельными пластинками, имитирующими лемех.

Внутреннее убранство собора не менее примечательно, чем его  внешние стены. Роспись внутренних стен начали сразу после возведения собора – в 1652 году. Работали над  внутренней росписью храма костромские  иконописцы. Интересно не только художественное исполнение фресок, но также их содержание. Сюжет «Видение Иоанна Лествичника» посвящено препятствиям и трудностям, которые подстерегают чиновных представителей монашества на дороге к Божьему Царству. У врат рая, на вершине лестницы, к нему ведущей – всего один праведник, преодолевший все испытания.

Роспись храма, начатая в 1652-53 году, на тридцать лет прервалась, а после  была возобновлена уже с участием великих мастеров росписи – Гурия  Никитина и Силы Савина. В результате всех многолетних трудов внутренние стены, своды и столбы храма оказались  покрыты сплошным ковром росписи, в  которой насчитывается множество  композиций, расположенных в 5 ярусов.

Яркая внутренняя роспись храма  идеально сочетается с великолепным резным, покрытым позолотой иконостасом.

От собора святой Троицы, который  стоял на этом месте ранее, остались лишь две металлические двери, обитые медными листами с изображением евангельских сюжетов, имеющих пророческое  значение. Изображение нанесено на медь способом «огневого золочения» - технологией редкой и сложной. Металлические  двери в свое время были поднесены  храму святой Троицы Д. И. Годуновым. Во время взрыва двери были повреждены, но уцелели, а потому были установлены  в новом храме.

Церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской  слободе была построена 1681-1687 годах на пожертвования прихожан и с помощью монастырских средств, выделенных тогдашним архимандритом Феодосием. Прежде, до каменного храма, здесь стояла пара деревянных церквей 1562 года − Богословская и Никольская,−уничтоженных пожаром.

Храм получился очень красивым, перекликающимся отчасти с Троицким собором Ипатьевского монастыря. Мощный четверик увенчан пятью главками с чуть приплюснутыми куполами, похожими на купола главного монастырского собора. С запада к церкви примыкает трапезная, а к ней – стройная шатровая колокольня с очень красиво оформленным ярусом звона и высоким шатром. Ярус звона окружен круглыми колонками, а в шатре прорезаны «слухи» разной формы в несколько рядов. В 1765-1766 годах храм был окружен каменной оградой со Святыми воротами в стиле барокко. Первоначально трапезная была гораздо меньше. В 1706 году с севера от трапезной к храму был пристроен придел свт. Николая, призванный, возможно, напоминать о стоявшей здесь прежде деревянной Никольской церкви. Позднее, в 1780 году, с южной стороны − второй придел, в честь Федоровской иконы Божией Матери. В 1901-1904 годах трапезная была полностью перестроена и сильно расширена.

Самое большое внимание при описании этой церкви исследователи уделяют  ее росписям. Действительно, посмотреть есть на что. Еще бы − расписывали  храм те самые слобожане, артели которых  приглашались в разные города для  украшения лучших церквей. На северной стене сохранилось клеймо с именами  художников: «Града Костромы, трудившиеся  изографы поп Федор Логвинов с  детьми Матвеем, Иваном, Яков Васильев, Егор Абрамов с сыном, Алексей  Григорьев с братом Федором…». Росписи  храма схожи с росписями все  того же Троицкого собора в Ипатьевском  монастыре.

Церковь была очень известной в  Костроме. В ее приделах и на церковном  кладбище похоронены известные церковные  деятели города.

В советское время храм в бывшей Ипатьевской, а с 1920-х годов −  Трудовой слободе продержался открытым довольно долго, но в конце концов в 1949 году он все же был отобран  у местной православной общины и  передан Костромскому историко-архитектурному музею, занимавшему Ипатьевский монастырь. Реставрация началась не сразу, работы постоянно прерывались из-за недостатка финансирования, поэтому в 1950-х годах храм выглядел по-настоящему заброшенным.

С 1992 года церковь Иоанна Богослова  в Ипатьевской слободе была снова  передана верующим. Пока Ипатьевский  монастырь был полностью занят  музеем, здесь был храм монашеской общины. Трудовая слобода получила обратно свое историческое название. Монахи и прихожане привели в  порядок церковное кладбище, могилы известных людей, занялись реставрацией храма и его украшением. С 2005 года это больше не монастырский храм, а  самостоятельная приходская церковь.

Богоявленско-Анастасиин (Богоявленский) монастырь — женский (ранее, до 1863 года — мужской) монастырь, расположенный в Костроме на улице Симановского (Богоявленской). Богоявленско-Анастасиин монастырь стоит на месте трех древних обителей: мужского Богоявленского монастыря и двух женских − Крестовоздвиженского и Анастасиина. У всех трех монастырей – многовековая история.

В Богоявленском кафедральном соборе находится Феодоровская икона Божией Матери — почитаемая Русской православной церковью чудотворная икона Богородицы, известная как одна из святынь дома Романовых.

Богоявленский мужской монастырь  был основан в 1426 году  происходившим из Подмосковья учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского — преподобным Никитой Костромским , бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове, а затем Высоко-Покровского монастыря в Боровске.

Первоначально все постройки обители  были деревянными. В XVI веке деревянные стены монастыря защищали Кострому на подступах к городу. История этого монастыря – наиболее насыщенная и длинная. Известно, что он пользовался покровительством московских князей, и его первый каменный собор был выстроен в 1559 году — первое каменное сооружение Костромы. Инициатором его строительства был игумен Исайя (Шапошников), а одним из наиболее крупных жертвователей являлся князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя Ивана Грозного.

В XVI веке к обители были приписаны два женских монастыря — Анастасиин (основанный дочерью Дмитрия Донского – Анастасией) и Крестовоздвиженский.

В 1569 году монастырь посетил князь Владимир Андреевич, направлявшийся с войском для защиты Астрахани; братия во главе с игуменом с честью встретила его, что послужило, вместе с торжественным приемом, оказанным князю жителями Костромы, поводом для окружения царя Ивана Грозного оговорить перед ним князя. В конце того же года князя Владимира убили по приказу царя в Александровской слободе. Царский гнев обрушился и на богоявленских иноков: значительная их часть вместе с игуменом Исайей была также казнена в 1570 году (игумена Исайю погребли в подклетепостроенного им Богоявленского собора).

Монастырь пострадал в Смутное время.  История монастыря всегда связывается с польско-литовским разорением конца 1608 года отряды Лжедмитрия II, во главе с А. Лисовским осадили Богоявленскую обитель. Несмотря на оборону монастыря, которую вели монахи и монастырские крестьяне, 30 декабря польские отряды ворвались в монастырь, разграбили его и разгромили. При этом погибли 11 иноков: три иеромонаха — Трифилий, Макарий и Савватий, иеродиакон Афиноген, иноки — Варлаам, Дионисий, Иов, Кирилл, Максим, Иоасаф и Гурий, 5 монастырских служебников: Василий, Иван, Стефан, Никита и Диомид, и 38 монастырских крестьян (последующие поколения насельников монастыря вплоть до революции ежегодно совершали 30 декабря заупокойные службы в память о погибших защитниках обители). Тогда были безвозвратно утеряны документы, касающиеся истории обители, так что теперь мы можем с большим трудом судить о том, как складывалась его жизнь до XVII века. Зато хорошо известно, что в дни избрания на царский престол Михаила Романова под грамотой подписался и здешний игумен Арсений − таково было значение обители! С этого времени жертвователями монастыря стали члены царской семьи, и в короткий срок монастырь полностью обстроился каменными зданиями, из которых, увы, сохранилось крайне немного. С XVIII века начался упадок некогда славной обители, и она постепенно пришла в разорение и запустение. А в сентябре 1847 года в большом городском пожаре были уничтожены и многие здания монастыря, которые восстанавливать никто не стал. В 1683 году на территорию упраздненного мужского монастыря поселили инокинь из Крестовоздвиженского Анастасииного женского, и с этим были связаны многочисленные перестройки зданий обители, которая в течение 16 лет после пожара растаскивалась местными жителями на стройматериалы. С этого момента в монастыре началась новая жизнь.

Информация о работе Анализ художественного и туристического потенциала Костромского региона