Анализ художественного и туристического потенциала Костромского региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:12, дипломная работа

Описание работы

Цель данной выпускной квалификационной работы является анализ художественного и туристического потенциала Костромского региона.
В соответствии с поставленной целью необходимо было решить следующие задачи:
- изучить особенности географического положения региона;
- изучить историю и современный период Костромской области;
- исследовать объекты культурно-исторического потенциала региона;
- организовать тур по Костроме.

Файлы: 1 файл

DIPLOM Катя.docx

— 2.65 Мб (Скачать файл)

Церковь стоит на правом берегу Волги, напротив Ипатьевского монастыря, и хорошо видна с реки. Церковь пятиглавая, а рядом с ней поставлена шатровая колокольня, связанная с основным объемом широкой трапезной. Главки храма – небольшие, тесно поставленные, зато шатер колокольни – очень массивный, широкий, с тройными колонками, разделяющими арки в ярусе звона. Храм был богато украшен полихромными изразцами, каменной резьбой, а в 1887 году его фасады были заново расписаны узором «в шашечку», возможно, костромскими мастерами под руководством Василия Козмина. Также в конце XIX века церковь была обнесена новой кирпичной оградой.

Церковь Спаса Всемилостивого в  Рядах была построена на торговой площади в 1766 году, еще до возведения нынешнего грандиозного комплекса Торговых рядов. Прежде на этом месте стояла деревянная церковь, упомянутая в документах под 1628 годом. Нынешний храм был построен на средства костромского купца Стефана Семёновича Белова. Первоначально новый каменный храм был освящен в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, но, видимо, по старой памяти костромичи продолжили называть ее Спасской. При строительстве новых Торговых рядов часть трапезной оказалась встроена в них, отчего в плане храм не совсем обычной формы. С севера к основному объему примыкает придел Покрова Богородицы (построен в 1803-1808 годах). Облик церкви достаточно обычен для своего времени – стройный четверик с ложными закомарами венчает высокое пятиглавие; окна обрамлены красивыми и довольно простыми наличниками − следы любимого в XVII веке узорочья.

С северо-запада от храма, во время  возведения комплекса Гостиного  двора, по проекту архитектора Степана Андреевича Воротилова в начале XIX века возводится колокольня в стиле классицизм, но с некоторыми сохранившимися чертами позднего барокко. Колокольня получилась четырехъярусной, причем один ярус был частью здания рядов, и в нем была сделана широкая проездная арка.

В советское время с 1929 года храм был закрыт, и в нем расположился антирелигиозный музей. Этого новым  хозяевам показалось мало, и в 1931 году колокольня была разобрана до первого яруса, а с церкви снесены все купола. Тогда же вместо музея в здании церкви устроили склад (как будто в складских помещениях Торговых рядов было мало места). Только в 1970-х годах церковь Спаса в Рядах поставили в список объектов, нуждающихся в реставрации, и передали Костромскому историко-архитектурному музею. В 1974-1976 годах по проекту архитекторов Л.С. Васильева и В.С. Шапошникова колокольня была полностью восстановлена, а на храме снова поставлены главы с куполами, правда, без крестов.

До 2007 года церковь принадлежала музею, хотя уже в 1992 году на главах вновь  установили золотые кресты, а на колокольню вернулись колокола. Сейчас церковь передана верующим, в ней  ведутся службы (рис.6).

(Рис.6 Церковь Спаса Всемилостивого в Рядах)

Кострома славится не только своими храмами, но и другими архитектурными историческими достопримечательностями. В Костроме множество мест имеющих  государственную ценность, как часть  российской  истории. Среди них музеи, памятники, архитектурные здания, старинные торговые ряды.

Одной из главных достопримечательностей Костромы считаются её Торговые ряды (рис.7). Такого комплекса Торговых рядов, как в Костроме, пожалуй, не отыскать ни в одном другом российском городе. Во многих городах в XVIII-XIX веках сооружались Торговые ряды − в Угличе, в Ярославле, в Твери, − но почти везде от них остались лишь один-два корпуса, доживающих свой век в роли современного торгового центра. В Костроме же огромная площадь, занятая зданиями с длинными арочными галереями и магазинами, осталась почти в том же виде, в котором была прежде, когда магазины назывались лавками, а бизнесмены – торговцами или купцами.

Торговля шла здесь, в центре большого торгового города на Волге, издревле. В XVII веке широкую площадь занимали деревянные лавки и склады. Все это в одночасье было уничтожено большим пожаром в 1773 году, наряду со многими другими постройками. Нынешний ансамбль Торговых рядов сложился в ходе генеральной реконструкции центральной Костромы после пожара. Работы по перестройке и перепланировке улиц начались в 1775 году и продолжались в начале XIX века. Часть же Торговых рядов достраивалась и перестраивалась позднее. Над проектами Торговых рядов работали архитекторы С.А. Воротилов, В.П. Стасов, П.И.Фурсов, К.Клер, Н.И. Метлин.

В самом центре Костромы, обрамляя собой две смежных площади  – Сусанина и Советскую, − от которых лучами расходятся улицы, стоят  протяженные колоннады различных  ордеров. Два самых больших корпуса  Торговых рядов, выходящие фасадами на площади, − это Большие Мучные ряды и Гостиный двор (Красные ряды). К Гостиному двору сзади примыкают  Молочные ряды.

Большие Мучные ряды – старейшие  на площади. Они были построены в 1791 году по проекту губернского костромского архитектора Карла Клера. Работами занимался талантливый костромской зодчий Степан Андреевич Воротилов, несколько изменивший первоначальный проект Клера и придавший зданию большую торжественность.

После Больших Мучных рядов в 1800 году на той же стороне площади начали строиться Красные ряды, или Гостиный двор. В плане Гостиный двор, как  и Мучные ряды, представляет собой  замкнутое каре с большим внутренним двором и скругленными углами. Такие  углы – характерная черта построек XVIII века, в провинции сохранившаяся  до середины XIX века. Это делалось для  большего удобства проезда колясок  и карет на поворотах. В здание Гостиного двора со стороны Молочных рядов оказалась встроена церковь Спаса в Рядах, возведенная в 1766 году и уцелевшая в пожаре. Колокольня для нее, по проекту Воротилова, была поставлена прямо на линии рядов. На фоне своей пышной классицистической колокольни с парными колоннами и высоким шпилем небольшая пятиглавая Спасская церковь даже теряется. Внутри Мучных рядов в 1820-1830-х годах по проекту архитектора Петра Ивановича Фурсова были возведены небольшие Мелочные ряды, в которых велась торговля «мелочным товаром» − галантереей. Невысокие ряды заполняют собой большой пустой внутренний двор и очень органично вписываются в комплекс.

На  рубеже XVIII и XIX веков вокруг основных двух зданий Торговых рядов, ближе к  Волге, были выстроены несколько  типовых корпусов: Пряничные ряды, Хлебные ряды Квасные ряды, Рыбные, Мясные и Шорные ряды. В Пряничных  рядах располагались две часовни. Большинство зданий окружено колоннадами  или открытыми аркадами. Стоящий  по одной линии с Пряничными рядами корпус Зеленых рядов (иначе называемый Калашной лавкой) отличается от соседних тем, что в конце XIX века был перестроен в формах эклектики. Хлебные и  Квасные ряды образовали своеобразную «перемычку» между Большими Мучными  рядами и Гостиным двором. 
    Линию Гостиного двора по Советской площади продолжают Масляные ряды, построенные в 1808 году. Это длинное одноэтажное здание, разделенное пополам двухэтажной центральной частью.

Одна из позднейших построек –  Овощные, или Табачные ряды, построенные  в 1819-1824 годах по проекту знаменитого  архитектора Василия Петровича  Стасова. Это одноэтажное здание с колоннадой дорического ордера. В стену рядов вошли остатки  часовни Успенского собора. 
    Довольно позднее и здание Малых Мучных и Дегтярных рядов вдоль улицы Молочная гора, спускающейся к Волге. Малые Мучные ряды построены в 1840-х годах, а чуть ниже стоят белые обелиски Московской заставы, поставленные здесь в 1823 году, когда ожидался приезд царя. 
    Торговые ряды в Костроме – как волшебный сундучок из сказки. Со стороны, снаружи они кажутся не такими уж большими, как о том говорят. Но когда входишь в широкую арку Гостиного двора, оказываешься в совершенно ином мире − старинного торгового города. Такому впечатлению не мешают даже современные рекламные плакаты в стеклах лавок (то есть магазинов) и автомобили. Идешь дальше – а ряды все не кончаются, открываются все новые и новые. А в глубине рядов, дальше от центральной улицы, это ощущение старины еще усиливается. И над рядами поднимается отреставрированная пышная колокольня (как раз в духе купечества) церкви Спаса в Рядах, откуда время от времени слышны колокольные звоны. Так и кажется, что вот сейчас по галерее пройдется какая-нибудь барышня в старинном наряде, из-за угла вытянет телегу понурая лошадь, а в лавке окажется не привычная стеклянная витрина и касса, а деревянный широкий прилавок с приказчиком за ним. «Чего изволите-с?»… Видимо, за много лет это место так «пропиталось» духом волжской купеческой жизни, что его не смогла выветрить ни социалистическая экономика, ни современный бизнес [Гончарова,2008; с.46-49].

(Рис.7 Торговые ряды)

Другим важным архитектурным сооружением  является пожарная каланча. Она была построена в 1823-1827 годах по проекту костромского губернского архитектора П.И.Фурсова, создавшего в городе немало выдающихся зданий, в том числе часть комплекса Торговых рядов. Пожарная часть была расположена, как это традиционно делалось в российских городах, в самом центре, на главной площади. И не зря – действительно, часть выглядит внушительно и в то же время красиво, она очень органично вписалась в комплекс центральной площади. Сооружение пожарной каланчи было предложено костромским губернатором К.И.Баумгартеном, издавшим такое предписание: «Не мешает здесь приличной каланче, которая бы вместе и служила городу украшением, и оградила каждого обывателя безопасностию во время пожарных случаев».

Здание построено в стиле  позднего классицизма по образцу  античного храма с портиком, состоящим  из высокого фронтона и шести высоких  колонн с ионическими капителями. Фасад за колоннами украшен круглыми окнами-розетками, а в центре треугольника фронтона сейчас снова помещен двуглавый  орел, которого в советское время, конечно, оттуда убрали. Декор здания был выполнен по эскизам Фурсова  ярославскими мастерами Повирзневым и Бобаниным. Само здание − двухэтажное, очень просторное, в нем свободно размещались все помещения, необходимые хорошей пожарной части губернского города: жилые помещения для работников и пожарной команды, конюшни, сараи для бочек с водой. И, конечно, венчала все сооружение великолепная и очень высокая наблюдательная вышка с беседкой-фонариком. Вышка может считаться отдельным произведением искусства, настолько тщательно продуманы и проработаны ее детали. Сам восьмигранник башни сплошь покрыт мелким рустом, отчего она выглядит не массивной, а легкой и даже ажурной. Башня как бы «вырастает» из основания-восьмерика, окруженного маленькими тосканскими портиками с четырех сторон. А венчает все сооружение красивый «фонарь» с обходным балконом.

Приезжавший в Кострому в 1834 году император  Николай I был восхищен здешней каланчой и выразил это восхищение во всеуслышание, после чего костромская пожарная часть стала почитаться лучшей в  провинции.

В 1860-х годах к части были пристроены обширные боковые крылья для размещения в них пожарного депо. В 1880-х  годах «фонарь» на караульной вышке  утерял свой прежний вид − на старых фотографиях можно разглядеть, что его значительно упростили. Однако в 1950-х годах реставраторы возвратили ему первоначальный облик.

Пожарная каланча Костромы практически  все время своего существования  использовалась только по назначению, и даже до недавнего времени здесь  продолжала размещаться городская  пожарная служба. В 1990-х годах в  здании устроили ведомственную выставку, посвященную истории пожарной службы в России. А с 2005 года все здание передали Костромскому музею.

В наши дни здание пожарной части  стало одним из главных символов Костромы. Неудивительно − после  сноса Успенского собора с высокой  колокольней каланча пожарной части стала самой высокой доминантой центра города (рис.8).

(Рис.8 Пожарная каланча)

Небольшое здание, стоящее на площади  Сусанина справа от пожарной части, − здание бывшей гауптвахты, построенное в 1824-1825 годах на месте прежней деревянной. Несмотря на весьма прозаическое назначение, выстроена она была губернским архитектором П.И.Фурсовым в стиле ампир и по виду совсем не похожа на место для заключения провинившихся. Впрочем, ее «постояльцами» были не простые люди, а армейские офицеры, дворяне, так что некоторая торжественность в облике здания гауптвахты должна была присутствовать.

Невысокая, в особенности по сравнению  с соседней пожарной каланчой, гауптвахта богато украшена; в ее лепном декоре присутствуют главным образом символические  военные мотивы, связанные с победой  в войне 1812 года: доспехи, щиты, а  также маскароны в виде львиных  морд, собаки и раки. Выходящий на площадь фасад замечателен широким  портиком из шести колонн дорического  ордера, за которым расположена большая ниша с пятью арочными оконными и дверными проемами. По бокам от портика − два окна, чье убранство тоже привлекает внимание: они обрамлены мощными колоннами с коринфскими капителями, а сверху их украшают несоразмерно большие арки.

Фасад гауптвахты выходит прямо  на площадь, а по бокам, со стороны  улиц, она обнесена деревянной оградой, покрашенной под чугунное литье. Эта ограда погибла в городском  пожаре 1847 года, а ее точная копия (исключая двуглавых орлов) была заново выполнена  реставраторами в 1934 году по сохранившимся  рисункам и чертежам.

Утверждается, что в здании гауптвахты некоторое  время сидели арестованные декабристы; после них сюда попадали и народовольцы, и поляки-повстанцы. В советское  время, конечно, в такое слабоохраняемое  здание никаких арестантов уже не сажали. Поначалу гауптвахту передали музею, потом сюда въехала библиотека, а позднее – и вовсе ЗАГС. С 1996 года в здании гауптвахты располагались  экспозиции Литературного музея, рассказывавшие об Ипатьевской летописи, о костромских  писателях, о военной литературе. В 2005 году, когда здание передали Костромскому музею-заповеднику, было решено литературный музей перенести в другое помещение, а здесь открыть военно-исторический отдел музея, логически более подходящий для этого места. Так и было сделано, и теперь в бывшем здании гауптвахты можно увидеть экспозиции, посвященные военным событиям и героям с XII века по наше время (рис.9).

(Рис.9 Гауптвахта)

На центральной площади в  Костроме стоит огромный величественный особняк в стиле классицизм, больше похожий на настоящий дворец. Это  дом генерала С.С.Борщова, построенный  в 1830-х годах (по другим источникам, в 1824 году), вероятно, по проекту губернского  архитектора Фурсова или Н.И. Метлина. Дом замечательно вписывается в общую панораму площади и гармонирует со зданиями пожарной части и Присутственных мест. 
    Генерал-лейтенант Сергей Семенович Борщов родился в 1754 (по другим источникам – в 1745), умер в 1837 году. Он принадлежал к старинному дворянскому роду, фамилия Борщовых упоминается в списках дворян, служивших при царском дворе в XVII-XVIII веках. Родоначальник Борщовых, Иван Иванович, упоминается в списках гостей на свадьбе дочери великого князя Ивана III. Начав военную службу рядовым в гвардии, в возрасте 16 лет, Сергей Семенович дослужился до звания генерал-лейтенанта, а в 1805 году стал сенатором. Некоторые источники утверждают, что С.С.Борщов принимал участие в Отечественной войне 1812 года. По собственному прошению был уволен в отставку в 1817 году. Возможно, как раз отставка и повлияла на решение построить себе в Костроме новый жилой дом. Прежде на этом месте стоял более старый, деревянный особняк Борщовых; в 1819 году выстроили каменный флигель, а затем заново выстроили весь дом.

Информация о работе Анализ художественного и туристического потенциала Костромского региона