Анализ художественного и туристического потенциала Костромского региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:12, дипломная работа

Описание работы

Цель данной выпускной квалификационной работы является анализ художественного и туристического потенциала Костромского региона.
В соответствии с поставленной целью необходимо было решить следующие задачи:
- изучить особенности географического положения региона;
- изучить историю и современный период Костромской области;
- исследовать объекты культурно-исторического потенциала региона;
- организовать тур по Костроме.

Файлы: 1 файл

DIPLOM Катя.docx

— 2.65 Мб (Скачать файл)

В XVII веке велись значительные восстановительные работы. В обители была построена церковь святого апостола Иоанна Богослова — освящена 8 мая 1610 года Патриархом Гермогеном (не сохранилась).

 В1607—1618 годах была возведена двухэтажная двуглавая Трехсвятительская (позднее — Сретенская) церковь (не сохранилась), в 20-е годы — звонница с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского в нижнем ярусе (не сохранилась). В 1642—1648 годах вокруг обители, взамен деревянных, были выстроены каменные стены с шестью башнями, превратившие монастырь в мощную крепость (в числе основных вкладчиков на её строительство наряду с боярином М. М. Салтыковым был и Патриарх Иосиф). Стены сохранились лишь частично, единственная уцелевшая до нашего времени башня превращена в колокольню. Богоявленский собор был кардинально перестроен (с трех сторон его обнесли галереей, а с северной стороны пристроили придельный Никольский храм). Росписью Богоявленского собора занялись в 1667 году мастера Гурий Никитин и Сила Савин, но, к сожалению, древние фрески не сохранились.

В подклете Богоявленского собора сохраняются  надгробные камни, в частности, к XV веку относятся захоронения старца Никиты и сыновей князя Василия Боровского. В XVII веке Богоявленскому монастырю покровительствует боярский род Салтыковых, создавший в стенах обители своё родовое кладбище. В подклете Богоявленского собора были погребены окольничий Михаил Михайлович (в иноках Мисаил, + 1608), его сыновья — бояре Борис Михайлович (+ 1644) и Михаил Михайлович (+ 1671), внук Петр Михайлович (+ 1690, видный государственный деятель в царствование Алексея Михайловича, возглавлявший Малороссийский приказ), правнук стольник Федор Петрович (+ 1682, погиб в Москве во время стрелецкого бунта) и другие.

На территории монастыря сохранился Трапезный корпус XVII века — трёхэтажное здание, с красивыми наличниками окон (особенно нарядны они на верхних этажах).

В 50-е годы XVIII века была построена  Никольская («Салтыковская», как обычно называли её костромичи) церковь (освящена в 1760 году); она сооружена над гробницей генерал-майора М. П. Салтыкова его вдовой Е. М. Салтыковой. Это был высокий барочный храм типа «восьмерик на четверике», с ярусным завершением. В советское время он был снесён. В XIX веке наружную лестницу Трапезной палаты, которая вела в помещения второго этажа, убрали и обозначили вход нарядным крыльцом.

В 1918 году монастырь был закрыт, однако Богоявленский собор стал приходским храмом и действовал до 1924 года. С 1925 года в здании закрытого  собора размещалось губернское архивное бюро, ставшее затем областным  архивом. В 1920—1930 годах были почти  полностью уничтожены монастырские стены и большинство башен, разрушены  Никольский («Салтыковский») храм и  Никольская часовня. В 1982 году в Богоявленском  соборе, используемом как хранилище  областного архива произошел пожар, уничтоживший остатки фресок собора XVII века.

Монастырь был возрожден как  Богоявленско-Анастасиин женский определением Священного Синода Русской православной церкви 20 июля 1990 года. В марте 1991 года из Успенского Пюхтицкого монастыря прибыли первые насельницы.

17 августа 1991 года Богоявленский собор стал кафедральным собором Костромской епархии Русской православной церкви. Сюда перенесли главную святыню Костромы — Феодоровскую икону Божией Матери. В 1991 году начались богослужения в Смоленской церкви. В 2006 году был восстановлен храм во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобного Никиты Костромского в подклети собора.

В 1993-1997 годах были расселены западный и больничный корпус, а в 2001 году — восточный корпус (именовавшийся также настоятельским), которые использовались как жилые здания. При участии администрации города Костромы была полностью восстановлена монастырская стена по улице Симановского (Богоявленской). Возродилось монастырское кладбище, а на месте разрушенного Никольского («Салтыковского») храма воздвигнут памятный крест. При монастыре созданы две гостиницы для посещающих обитель паломников и священнослужителей.

В 2002 году на территории монастыря  был установлен памятник св. Феодору Стратилату, освященный в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В настоящее время на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария (в здании Трапезной палаты).

Проход посетителей на территорию монастыря запрещён; открыты только наружные входы Богоявленского собора и часовни (рис.3).

При монастыре действуют приют  для девочек-сирот во имя св. Иоанна Кронштадтского и богадельня для престарелых во имясв. Марии Магдалины.

(Рис.3 Богоявленский монастырь) 

Храм  Воскресения на Дебре − единственный сохранившийся в Костроме посадский  храм XVII века. Он был построен в середине XVII века, не позднее 1652 года. По преданию, первая церковь «на нижней дебре», то есть в густых зарослях у реки, была поставлена младшим сыном великого князя Ярослава Всеволодовича, Василием (1248-1276). Предание также гласит, что  здешние места были излюбленными охотничьими угодьями молодого костромского князя.

В XV веке здесь стали селиться люди, разросся в эту сторону посад, и к XVII веку здешняя часть города славилась своими искусными кожевниками. Разумеется, район был богатым. В  начале XVII века здесь, на Нижней Дебре, значится шатровая деревянная церковь  Воскресения с приделом Екатерины  и с теплой церковью Козьмы и Дамиана. С возведением нынешнего храма, одного из лучших украшений Костромы, также связана интересная легенда. В середине XVII века костромской купец  из Гостиной сотни, Кирилл Григорьев  сын Исаков, ведший крупную торговлю кожами, среди бочонков краски, поставленных ему из Англии, обнаружил один не с краской, а с золотом. Богобоязненный купец решил, что такой подарок можно использовать только на постройку церкви.

Новый каменный храм получился поистине великолепным. Но в отличие от грандиозного величественного Троицкого собора Ипатьевского монастыря, на который он отчасти похож, храм Воскресения на Дебре более оживлен декором и от этого смотрится более ярко, нарядно и жизнерадостно. Это высокое пятиглавое здание с крупными главами на мощных световых барабанах, стены разделены парными изящными полуколонками, а наличники окон украшены кокошниками. Замечательны апсиды храма, расписанные «бриллиантовым рустом» (т.е., имитирующими объем четырехугольными шашечками) − такой прием неоднократно применялся в храмах XVII века, например, в Троице-Сергиевой Лавре или в кремлеРостова Великого. Кроме того, храм украшен поливными изразцами и каменной резьбой с изображением растений, мифических зверей и птиц. 
    В храме было устроено два придела, возможно, по именам святых покровителей родителей Исакова, которых звали Григорием и Екатериной. Южный придел в дьяконнике был освящен в честь Екатерины (в старой деревянной церкви также значится Екатерининский придел, и сохранили его не случайно), а большой северо-восточный придел − в честь Трех Святителей − Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого.

Церковь окружена одноэтажной галереей с арками (ныне они заложены, первоначально  же были открытыми и придавали  храму еще бóльшую легкость и  объемность). На галерею ведут крыльца  на ползучих арках (т.е. арках на разной высоте); северное и южное крыльцо  увенчаны широкими гранеными шатрами, добавляющими к облику церкви бóльшую  сложность и нарядность. Шатры  на крыльцах окружены двойными рядами кокошников, в лучших традициях русского узорочья. Третье крыльцо, западное −  особенно интересное. Первоначально  оно также было самостоятельным  и выводило в сторону красивых трехшатровых Святых ворот − ровесников храма. Позднее западное крыльцо  было соединено с воротами переходом. Ворота – сами по себе выдающийся памятник русского зодчества, они увенчаны тремя гранеными маленькими шатрами, украшены каменной резьбой и изразцами. Храм был окружен оградой, которую сначала перестроили в 1802 году, заменив на кованую, а в советское время разобрали.

Храм  был расписан вскоре после постройки, в 1650-1652 годах. Предположительно, росписи  сделаны мастерами артели Василия  Запокровского. В процессе многочисленных ремонтов фрески были закрашены, и их раскрыли заново только в 1960-х годах. Все фрески восстановить не удалось, но частично старинная роспись снова  видна. Наиболее интересны росписи  Трехсвятительского придела. Они сделаны  на 18 лет позже, чем в основном объеме храма, и их автором является известный мастер Гурий Никитин, расписывавший многие храмы в Ярославле и собор Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Придел Трех Святителей замечателен еще и тем, что в нем сохранился старинный пятиярусный резной иконостас с тончайшей деревянной резьбой и древними иконами. В главном храме иконостас более новый − 1852 года, но с включенными в него древними образами из прежнего иконостаса.

Первоначально при храме была колокольня. Но при перестройке соседнего  «теплого» Знаменского храма, составлявшего  с Воскресенской церковью единый комплекс, колокольня была разобрана, а на ее месте возведена новая, примыкающая к Знаменской церкви.

Церковь Воскресения на Дебре известна тем, что в 1913 году, во время празднования 300-летия Дома Романовых, ее посещал  император Николай II с дочерьми Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией. Утверждается даже, что они поднимались на колокольню Знаменской церкви, чтобы полюбоваться оттуда видами Волги.

В советское время храм оставался  действующим до 1930-х годов. Тогда  он был закрыт, и в его стенах устроили зернохранилище. Более десяти лет уникальное здание служило складом  для зерна, но в 1946 году храм вновь  был открыт. Колокольня «теплой» Знаменской церкви была разрушена, а само здание находилось в тяжелом состоянии. Немногим лучше было состояние и церкви Воскресения − по воспоминаниям современников, в храме не было полов, были выломаны иконы из иконостасов, выбиты окна… Постепенно прихожане привели храм в порядок и начали богослужения. В течение всех послевоенных лет церковь Воскресения на Дебре постоянно пытались закрыть, но прихожане и церковные власти сопротивлялись настолько сильно, что в конце концов храм сделали кафедральным, взамен разрушенного Успенского собора в центре города − видимо, решили, что церковь на отдаленном конце улицы не будет слишком мозолить глаза властям. Здесь долгое время сохранялась одна из самых почитаемых костромских святынь – икона Федоровской Божией Матери из разрушенного Успенского собора. В 1991 году икона была перенесена в отреставрированный собор Богоявленско-Анастасииного монастыря.

При церкви Воскресения на Дебре  в 1993 году был учрежден Знаменский женский монастырь, в ведение которого была передана полуразрушенная Знаменская церковь. Сейчас она восстанавливается, полностью отстроена заново пятиярусная колокольня. Церковь Воскресения на Дебре снова обнесена фигурной оградой, хотя теперь она отделена от Знаменской церкви, с которой некогда составляла единый комплекс. Внутри церкви не прекращаются реставрационные и исследовательские работы, так как этот памятник костромской архитектуры для научных работ практически неисчерпаем. Но это не мешает проводить здесь и службы, так что церковь остается действующей, и к тому же − одним из лучших украшений набережной Костромы (рис.4).

(Рис.4 Церковь Воскресения на Дебре)

Ильинская церковь была построена  в 1663 году или немного раньше в  селе Городище, вотчине царского стольника  боярина Г.И.Морозова, на его средства. После смерти Морозова село перешло  к его вдове, известной стороннице старообрядческой церкви, Федосье Прокофьевне  Морозовой (в девичестве Соковниной). Особенно хорошо известна картина Василия  Сурикова «Боярыня Морозова», изображающая провоз мятежной боярыни по улицам Москвы. После ареста боярыни Морозовой в 1671 году Городище в ряду прочих ее владений было конфисковано в царскую казну и стало дворцовым селом.

Изначально церковь была пятиглавой, с двумя приделами и колокольней. Ее освятили в честь Рождества  Христова, а один из приделов был  Ильинским, по которому храм чаще именуется  также Ильинским. Вполне возможно, что на месте этого храма прежде стояла деревянная Ильинская церковь, память о которой сохранилась в названии.

С боярыней Морозовой связана история  Феодосииного придела, который, по всей вероятности, был разобран вскоре после  ареста боярыни новым владельцем села, боярином Б.М.Хитрово, которому Городище было пожаловано из казны в 1672 году. Разобрать придел было решено, возможно, потому, что местные почитатели Морозовой  стали постоянно посещать храм и  молиться за мятежную раскольницу, а  этого власти, разумеется, допустить  не могли.

В 1773 году храм горел, после чего реставрировался, но пришлось разобрать северный придел, а пятиглавое завершение четверика  заменить одной главкой. Кровлю сделали  простой четырехскатной, а не позакомарной, как было первоначально. Может быть, пятиглавие было уничтожено еще раньше, во время ремонта в 1702 году.

Храм, построенный в годы господства пышного  стиля русского узорочья, украшен  не очень пышно, скорее наоборот –  окна обведены простыми наличниками, фризы  неширокие и скромные. Только тонкий аркатурный поясок оживляет фасады храма. Зато общий силуэт его, возвышающийся  на берегу Волги, очень украшает панораму этой части Костромы. Вокруг храма  в 1820-х годах была построена невысокая  ограда с воротами, похожая на ту, что когда-то окружала городской  собор в костромском кремле.

В советское время храм не сразу  был закрыт, но в 1923 году был арестован  и сослан его тогдашний настоятель о.Константин. В 1930 году колокольня храма  лишилась всех колоколов. В 1941 году было принято решение о сносе храма  на Городищенском холме, но выполнению решения помешало начало войны. Однако храм закрыли, и долгие годы он стоял  заброшенным, приходя в ветхость. В 1990 году храм был возвращен верующим и отреставрирован, и сейчас, отметив  в 2003 году свое 350-летие, продолжает действовать (рис.5).

(Рис.5 Ильинская церковь)

Преображенская церковь за Волгой была построена в 1685 году. Храмозданная доска, помимо даты, упоминает о том, что средства на строительство были собраны местными прихожанами, жителями Спасо-Никольской слободы. Табличка гласит: «Изволением Господа и Бога нашего Бога Отца и Сына и Святаго Духа зачата строитися сия церковь Божия каменная во имя Преображение Господне с лета 7193 (1685) августа в 20 день, а совершена бысть сия церковь Божия в 196 (1688) году генваря в 29 день. А строил сию церковь Божию по своей вере и по обещанию тояжь церкви прихожанин [имя неразборчиво] с приходскими людьми ради своего душевнаго спасения и на вечный поминок». На месте нынешнего храма в писцовых книгах под 1628 годом упоминаются более древние церкви, деревянные. Здесь стояли две церкви – Спасская и Никольская: манера строить храмы парами – зимнюю и летнюю рядом − в Костроме очень поддерживалась.

Информация о работе Анализ художественного и туристического потенциала Костромского региона