Влияние мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на инвестиционное развитие Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 12:35, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является оценка влияния мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на инвестиционное развитие РФ.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать роль и задачи таможенно-тарифного регулирования в инвестиционном развитии РФ.
2. Рассмотреть основные направления, формы и инструменты таможенно-тарифного регулирования.
3. Оценить тенденции и особенности таможенно-тарифного регулирования в зарубежных странах.
4. Охарактеризовать особенности таможенно-тарифного регулирования в России.
5. Изучить проблемы законодательства РФ о тарифно-таможенном регулировании.
6. Внести предложения по совершенствованию методов тарифно-таможенного регулирования для повышения инвестиционной привлекательности РФ

Содержание работы

Введение
Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование как фактор инвестиционного развития государства
1.1. Цели и задачи таможенно-тарифного регулирования в инвестиционном развитии РФ
1.2. Виды, меры и инструменты таможенно-тарифного регулирования
Глава 2. Анализ тарифно-таможенного регулирования в России и за рубежом
2.1. Тенденции и особенности таможенно-тарифного регулирования в зарубежных странах
2.2. Особенности таможенно-тарифного регулирования в России
Глава 3. Совершенствование таможенно-тарифного регулирования для повышения инвестиционной привлекательности РФ
3.1. Совершенствование законодательства в области таможенно-тарифного регулирования.
3.2. Предложения по совершенствованию мер тарифно-таможенного регулирования для повышения инвестиционной привлекательности РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом коля.docx

— 136.55 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Таможенно-тарифная политика является основой развития страны. В ближайшей перспективе таможенно-тарифное регулирование будет осуществляться в условиях высоких темпов роста импорта и последовательного сокращения торгового баланса. Основные ориентиры развития определяются дальнейшим развитием таможенного союза и единого экономического пространства.

 

Исходя из вышесказанного следует отметить следующие особенности таможенно-тарифного регулирования: 
 
1. Таможенно-тарифное регулирование - форма и способ государственного воздействия на параметры внешней торговли, наряду с нетарифным регулированием, паратарифными платежами и т.д. Это главное условие стабильного развития страны в экономическом плане, способствующий пополнению госбюджета и защите интересов отечественного производителя. 
 
2. Таможенно-тарифное регулирование - всегда процесс. Непрерывность товарных потоков определяет непрерывность применения тарифа и пошлин для регулирования внешней торговли. 
 
3. Таможенно-тарифное регулирование обычно применяется в системе форм и методов государственного регулирования (совместно с нетарифным регулированием, а также с уплатой налогов и таможенных платежей).  
 
В процессе регулирования импорта, экспорта отдельных товаров таможенно-тарифное регулирование: 
 
- имеет определенную обособленность или самостоятельность (по содержанию, правовой базе, условиям применения и т.д.) 
 
- может занимать определенное место в системе приоритетов государственного регулирования (по степени значимости). 
 
- может взаимодействовать с другими элементами или формами государственного регулирования, при этом тарифное регулирование может взаимно дополнять регулирующее воздействие нетарифных мер, может взаимно заменять влияние нетарифных инструментов. 
 
4. Таможенно-тарифное регулирование является формой или способом оперативного регулирования внешней торговли. 
 
5. Таможенный тариф и пошлина представляют собой инструменты экономического регулирования наряду с таможенными платежами и паратарифными платежами. 
 
6. Таможенная пошлина как инструмент таможенно-тарифного регулирования представляет собой метод косвенного воздействия на внешнюю торговлю, на ценовые характеристики каждого импортного или экспортного товара (в отличие от методов прямого регулирования внешней торговли, таких как квотирование, сертификация, контингентирование-государственное регулирование внешней торговли с помощью установления импортных и экспортных квот (контингентов)). 
 
7. Возникает видимость того, что таможенно-тарифное регулирование – сфера применения косвенных налогов для воздействия государства на внешнюю торговлю, поэтому следует четко различать содержание таможенной пошлины и косвенных налогов (несмотря на наличие серии признаков сходства между ними-индивидуальная возмездность, обязательность уплаты в установленные государством сроки. Таможенная пошлина - обязательный взнос (платеж),

взимаемый таможенными органами страны при ввозе (вывозе) товара на ее

таможенную территорию и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза (вывоза), регулируемый таможенными органами. Характерными чертами отличия являются возможность полного или частичного освобождения от уплаты и разнящиеся ставки пошлин для различных товарных групп, т.е. главной целью таможенной пошлины является все-таки охрана внутреннего рынка и регулирование товарно-денежных отношений, тогда как основной задачей косвенных налогов является-пополнение бюджета. Однако фискальная функция распространяется и на таможенную пошлину, которая наряду с НДС, акцизом предстает разновидностью косвенного налога.

 

 

Наряду с перечисленными существуют и другие особенности таможенно-тарифного регулирования, сложившиеся в конкретных исторических условиях, в которых находится Россия и имеющих негативные оттенки:

  1. Таможенные органы РФ являются частью более укрупненной структуры-Таможенного союза.
  2. Решения, принимаемые Комиссией таможенного союза являются частью таможенной политики России.
  3. Несовершенная модель таможенно-тарифного регулирования как фактор недоработанной политики ТС, включающая механизм таможенного оформления.
  4. Обособленность таможенно-тарифной политики от производственного комплекса страны.
  5. Наличие высоких ставок таможенных пошлин, сборов, налогов.

 

 

Следующей особенностью таможенного  регулирования в РФ является постоянное изменение и совершенствование  Таможенного законодательства. Это связано прежде всего с созданием единого таможенного пространства на территории России, Белоруссии и Казахстана, а также со стремлением приблизить нормы российского законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности к международным стандартам.

 

 

 

Глава 3. Совершенствование таможенно-тарифного  регулирования для повышения  инвестиционной привлекательности  РФ.

3.1. Совершенствование законодательства в области таможенно-тарифного регулирования.

 В июле 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс  Таможенного союза (далее - ТК ТС) - основа союзного законодательства. Данный акт содержит большое количество отсылочных норм к законодательству стран - участников союза. Таким образом, для полноценного и эффективного функционирования Таможенного союза каждое государство-член должно принять собственные нормативные акты как для детализации норм ТК ТС, так и для регулирования отдельных правоотношений и установления специфики нормативного правового регулирования на уровне национального законодательства.

В декабре 2010 г. вступил в силу Федеральный  закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О  таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон), который  практически полностью заменил  Таможенный кодекс РФ 2003 г. (за исключением  положения ст. 357.10 , регламентирующей ставки таможенных сборов).

 

Закон содержит переходные положения, в которых оговаривается конкретная дата вступления в силу отдельных  законодательных норм. Он должен стать  нормативным правовым актом прямого  действия, а отсылочные нормы используются в нем в основном в качестве регламентации отдельных процедур технологического характера. Рассмотрим наиболее важные новеллы Закона и  их роль в развитии национального  таможенного законодательства.

 

Глава 2  Закона посвящена системе  таможенных органов, принципам их деятельности, функциям, обязанностям и правомочиям  таможенных органов, а также их ответственности. Впервые на таком уровне вводится понятие основных критериев оценки работы таможенных органов, к которым  отнесены скорость совершения таможенных операций и сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности, своевременность и полнота поступления  таможенных платежей, эффективность  противодействия преступлениям  и административным правонарушениям.

В целом положения о системе  таможенных органов, принципах их деятельности и функциях (обязанностях) существенным образом не отличаются от положений, содержавшихся в ТК РФ.

 

Важнейшей новеллой Закона  является необходимость подачи декларации на товары  в электронной форме. С 1 января 2014 г. таможенные органы полностью  переходят на безбумажный документооборот  и технологию представления в  электронном виде как таможенной декларации, так и документов, на основании которых она заполнена.

 

В соответствии с переходными положениями  до 2014 г. сохраняется возможность  подачи декларации в бумажном виде. Предоставление подобного "коридора" необходимо и для подготовки информационных ресурсов таможенных органов, и для  создания соответствующей базы участниками  внешнеэкономической деятельности.

 

Совершенствование и внедрение  технологий представления таможенным органам сведений в электронной  форме, в том числе с использованием Интернета, является одним из приоритетных направлений деятельности ФТС России. На сегодняшний день таможенными  органами Российской Федерации свыше 45% таможенных деклараций оформляется  в электронной форме, в том  числе около 42% - с использованием Интернета.

 

Статья 117  Закона предусматривает  применение новых технологий уплаты таможенных платежей - посредством  электронных пластиковых карт. Таким  образом, на законодательном уровне регламентируется процесс модернизации информационной системы таможенных органов Российской Федерации.

Ряд нововведений Закона связан с  таможенным декларированием товаров  и направлен на ускорение сроков их выпуска из таможенной зоны. С  принятием ТК ТС сроки оформления товаров были сокращены с трех до двух рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации (ч. 1 ст. 196 ТК ТС), а экспортных товаров, не облагаемых вывозными пошлинами, - до четырех часов. В рамках данного  процесса ускорения таможенных процедур Закон дополнительно сокращает  перечень документов, представляемых в таможенный орган при декларировании товаров, к которым не применяются  вывозные таможенные пошлины.

 

Закон закрепил положение об увеличении срока таможенного контроля после  выпуска товаров с одного года до трех лет, введенное ТК ТС. Согласно ТК ТС законодательством  государств - членов Таможенного союза может  быть установлен более продолжительный  срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который  не может превышать пяти лет.

 

Согласно ч. 2 ст. 164 Закона таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение  трех лет с момента окончания  нахождения товаров под таможенным контролем. Это положение в условиях Таможенного союза учитывает  тенденцию смещения акцента с  периода нахождения товаров под  таможенным контролем на период "постконтроля" или "постаудита" в рамках общемировой практики, что, безусловно, способствует упрощению и ускорению таможенных процедур.

Специалисты-практики в сфере таможенного  дела считают важным создать в  Таможенном союзе такую систему  таможенного контроля, которая будет  эффективной для государства  и минимально обременительной для  бизнеса. По их мнению, этого можно  достичь за счет четкого определения пределов полномочий должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем.

ТК ТС ввел в международные экономические  отношения нового участника внешней  торговли - уполномоченного экономического оператора (далее - УЭО). Предоставление участникам внешнеэкономической деятельности статуса уполномоченного экономического оператора предусмотрено рамочными  стандартами безопасности и содействия мировой торговле, принятыми Всемирной  торговой организацией в 2005 г.

рамочные стандарты ВТО строятся на двух опорах: на системе соглашений между таможенными администрациями  и на партнерских отношениях между  таможенными службами и предпринимательским  сообществом. Основной акцент здесь  сделан на создание международной системы  определения тех частных компаний, которые обеспечивают высокую степень  безопасности международной цепи поставок; предоставление им статуса уполномоченного  экономического оператора; признание  таможенными администрациями статуса  УЭО и предоставление им определенных льгот.

 

Институт УЭО является новым  этапом развития института специальных  упрощенных процедур, предусмотренного в ст. 68 ТК РФ. В ТК ТС для данного  института разработаны дополнительные упрощения: выпуск товаров до подачи таможенной декларации с уплатой  платежей на момент подачи декларации; транзит товаров без внесения обеспечения уплаты таможенных платежей.

 

Закон  устанавливает для УЭО  дополнительные упрощения, к примеру, он вправе самостоятельно снять средства идентификации и разгрузить товары при завершении процедуры таможенного  транзита при определенных условиях, оговоренных в ст. 87  Закона.

 

В целом созданный в соответствии с европейскими стандартами институт УЭО свидетельствует о значительном росте доверия контролирующих органов  к бизнесу.

Еще одним новым положением, направленным на борьбу с контрафактной продукцией, является норма, позволяющая декларанту в течение срока приостановления  выпуска товаров при наличии  письменного согласия правообладателя  уничтожить товары, выпуск которых  приостановлен. В этом случае решение  таможенного органа о приостановлении  выпуска товаров подлежит отмене (ст. 310 Закона).

Для создания полноценной системы  таможенного регулирования на территории Таможенного союза недостаточно нормативной базы ТК ТС и Закона. В настоящее время разрабатываются  проекты многочисленных актов, необходимых  для реализации названных документов.

Процесс совершенствования таможенного  законодательства Российской Федерации  в условиях Таможенного союза  продолжается. Важнейшим его этапом явилось принятие и вступление в  силу Закона, который призван стать  преимущественно актом прямого  действия.

 

Этот документ содержит ряд сравнительно новых для национального законодательства положений, которые в большинстве  своем направлены на максимальное ускорение  и упрощение таможенных процедур и свидетельствуют о модернизации в сфере таможенного дела. Данная модернизация, на наш взгляд, имеет  три основных направления. Первое из них связано с процессом внедрения  информационных технологий и электронного документооборота. Второе направление  заключается в оптимизации взаимодействия с участниками внешнеэкономических  отношений, которое выразилось в  развивающихся процессах ускорения  и упрощения таможенных процедур, в поддержании необходимого уровня доверия к бизнесу. Третий аспект модернизации связан с качественно  новым статусом таможенных органов, более конкретно и системно определяющих свои задачи, функции, полномочия и  оценивающих эффективность своей  деятельности. Все это в совокупности позволит усилить внешнеэкономическую  активность в рамках единого пространства Таможенного союза, оптимизировать таможенные процедуры и повысить уровень таможенного администрирования.

Информация о работе Влияние мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на инвестиционное развитие Российской Федерации