Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Для проведения исследования была поставлена цель – показать современное состояние предоставления тарифных преференций в отношении развивающихся и наименее развитых стран в торговле с Республикой Беларусь и Таможенным союзом и направления дальнейшего развития предоставления тарифных преференций.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
- Исследовать механизм предоставления тарифных преференций, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- Проанализировать систему тарифных преференций Таможенного союза;
- Обобщить практику предоставления Республикой Беларусь тарифных преференций в отношении наименее развитых стран, включая предоставления тарифных преференций в рамках Таможенного союза;
- Рассмотреть возможные этапы совершенствования механизмов предоставления тарифных преференций.

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 66.85 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Одним из методов таможенно-тарифного  регулирования внешнеэкономической  деятельности является система предоставления тарифных преференций, способствующих увеличению объема ввоза товаров, претендующих на предоставление данных преференций, в том числе связанных со страной происхождения. Также данный механизм предназначен для оказания экономической помощи странам, которым предоставляются тарифные преференции.

Под преференциями понимаются особые льготы, предоставляемые одним  государством другому на началах  взаимности либо в одностороннем  порядке без распространения  на третьи страны. Такие льготы устанавливаются  в отношении всех товаров или  их отдельных видов.

Таким образом, активная политика в области  тарифных преференций  является неотъемлемой частью таможенно-тарифного  регулирования на современном этапе.

Для проведения исследования была поставлена цель – показать современное  состояние предоставления тарифных преференций в отношении развивающихся и наименее развитых стран в торговле с Республикой Беларусь и Таможенным союзом и направления дальнейшего развития предоставления тарифных преференций.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

  • Исследовать механизм предоставления тарифных преференций, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
  • Проанализировать систему тарифных преференций Таможенного союза;
  • Обобщить практику предоставления Республикой Беларусь тарифных преференций в отношении наименее развитых стран, включая предоставления тарифных преференций в рамках Таможенного союза;
  • Рассмотреть возможные этапы совершенствования механизмов предоставления тарифных преференций.

Объектом исследования в  курсовой работе являются тарифные преференции в торговле с развивающимися и наименее развитыми странами.

Предметом исследования служат механизм предоставления Республикой Беларусь в составе Таможенного Союза тарифных преференций наименее развитым странам; отношения, возникающие в процессе предоставления тарифных преференций и их влияние на качественную организацию таможенного дела.

Работа состоит из введения, четырех глав, разбитых на подглавы, заключения, списка использованных источников.

 

 

Глава 1. Основные методы регулирования внешнеэкономической  деятельности. Таможенно-тарифное регулирование

Прежде чем перейти  к классификации методов регулирования  внешнеэкономической деятельности остановимся на основных понятиях и  определениях.

Под внешнеэкономической  политикой обычно понимают деятельность государства, направленную на развитие и регулирование торговых отношений с другими государствами. Осуществление внешнеторговой политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеторговых отношениях в целом и с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов.

Существующий ныне у большинства  государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет  им оказывать активное влияние как на формирование структуры и направлений развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеторговую политику других государств. Главная задача внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешнеторговых условий для развития промышленного производства внутри страны.

Остановимся поподробнее  на некоторых мерах регулирования:

  1. Тарифные методы. Использование таможенного тарифа, таможенных пошлин и квот.
  2. Нетарифные методы. Государство использует систему правовых, административных и иных инструментов регулирования внешней торговли. К их числу относятся прочие, помимо таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров, различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Эти меры официально не ставят целью регулирование внешней торговли, но порой оказывают на нее существенное влияние.[9]

Тарифные и нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности должны применяться в комплексе. При этом следует помнить, что основным орудием регулирования, в том числе структурного, является таможенный тариф.

В соответствии с Соглашением  о едином таможенно-тарифном регулировании, на единой таможенной территории Таможенного  Союза применяется Единый таможенный тариф, который является инструментом торговой политики таможенного союза.

Интенсивное развитие международных  связей в последнее десятилетие  стало возможным благодаря применению и развитию общих правовых, административных и организационно-технических принципов, норм и правил, применяемых в международной торговле.

Под тарифным регулированием понимается комплекс мер (методов), основанных на использовании ценового фактора воздействия на внешнеторговый оборот. Меры таможенно-тарифного регулирования представляют собой совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности.

Система мер таможенно-тарифного регулирования включает:

  • введение, применение, замена, отмена таможенных пошлин;
  • налоги, уплата которых является условием помещения ввозимых товаров под процедуру выпуска для свободного обращения;
  • изменения, замена размеров ставок таможенных пошлин;
  • предоставления льгот по уплате таможенных пошлин (тарифных льгот, тарифных преференций);
  • применения тарифных квот (количественные ограничения на ввоз товаров с уплатой таможенной пошлины по определенной ставке).
  • предоставление или отмена режима наибольшего благоприятствования (РНБ), изменения списков стран-пользователей РНБ [10]

Цели и задачи таможенно-тарифного регулирования:

  1. Протекционистская функция – защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.
  2. Фискальная функция – обеспечение поступления средств в бюджет

В соответствии с решением Комиссии Таможенного союза «О едином таможенно-тарифном регулировании» от 25 января 2008 года, основными целями единого таможенного тарифного регулирования являются:

  1. рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств членов таможенного союза;
  2. поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории;
  3. создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в таможенном союзе;
  4. защита экономики таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
  5. обеспечение условий для эффективной интеграции таможенного союза в мировую экономику.

Объектами таможенно-тарифного регулирования являются:

  • ввоз иностранного товара на таможенную территорию страны. К конкретными предметами регулирования ввоза могут быть отнесены: объем ввозимого товара, его цена, структура ввозимого товара и т.д.;
  • вывоз товара. Таможенно-тарифное регулирование учитывает особенности вывозных операций, используя для этого различные таможенные процедуры;
  • экспортные и импортные доходы страны и др.

Основной принцип таможенно-тарифного регулирования – это принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин, запрещающего субъектам таможенно-тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлины.

Таможенно-тарифное регулирование – это всегда процесс. Непрерывность товарных потоков определяет непрерывность применения тарифа и пошлин для регулирования внешней торговли.[6]

Использование таможенно-тарифных мер  осуществляется таможенными органами при проведении ими таможенного  оформления товаров и в процессе таможенного контроля их за перемещением через таможенную границу Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Тарифные преференции как инструмент таможенно-тарифного регулирования ВЭД

2.1 Исторический путь возникновения тарифных преференций

Понятие таможенных преференций (латин. Preferens – предпочитающий) появилось в конце прошлого века. Это более благоприятный, чем обычно, таможенный режим, предоставляемый какой-либо страной товарам, поступающих из некоторых стран или групп стран.

История возникновения таможенных преференций непосредственно связана  с историей образования и развития колониальных систем мира. Именно политика преференциальных тарифов стала  основой, на которой стала развиваться  экономика стран монополий, все  это происходило за счет ограничения  внешней торговли стран – сателлитов. Особенно широкой системой колониальных таможенных преференций, охватившей около 100 зависимых стран и территорий, обладали Англия, Франция, Бельгия, Голландия, для которых колонии являлись одним из основных источников обогащения.

Поскольку колонии обычно экспортировали сырье, свободно поступающие  на большинство рынков, а метрополии экспортировали готовые товары, то политика таможенных преференций представляла гораздо большие преимущества для  метрополий, чем для колониальных продуктов.

Таким образом, на первоначальном этапе термин “таможенные преференции” относился к тому типу тарифных взаимоотношений  между колонией и метрополией, при  котором каждая сторона сохраняла  свою “тарифную индивидуальность”, но оговаривала для другой льготы, не предоставляемые другим странам, в форме частичного или полного  освобождения от импортных, экспортных пошлин.

Так, например, Франция начала создавать колониальную систему  таможенных преференций в конце  ХIХ века, оформив ее полностью  в 1928 году. В систему таможенных преференций  Франции было вовлечено около 30 зависимых  стран и территорий.

Ряд колоний (в их числе Алжир, Тунис, Индокитай) были включены в таможенную территорию Франции, и ввоз из третьих стран облагался пошлинами французского таможенного тарифа, тогда как торговля с метрополией велась практически беспошлинно.

Некоторые другие французские  колонии имели отличный от метрополии внешний тариф. Большинство из них  предоставляли Франции таможенные преференции и сами ввозили свои товары на рынке метрополии беспошлинно  или по минимальной ставке таможенного  тарифа Франции.

Остальные французские владения, несмотря на их подчиненность колониальной администрации Франции, в силу ряда международных соглашений должны были облагать все иностранные товары едиными пошлинами, что ставило третьи страны в одинаковое с метрополией положение. Однако и по отношению к товарам этих зависимых стран Франция применяла минимальную ставку своего таможенного тарифа.

В 30-е годы Франция  в дополнение к таможенным преференциям стала вводить количественные ограничения на импорт товаров из третьих стран в колонии, включенные в ее таможенную территорию, устанавливать валютные ограничения по их внешним сделкам, что привело в дальнейшем к созданию валютной зоны франка, в рамках которой и стал развиваться таможенно-преференциальный режим.

Таким образом на первоначальном этапе термин «таможенные преференции» относился к тому типу тарифных взаимоотношений  между колонией и метрополией, при  котором каждая сторона сохраняла  свою «тарифную индивидуальность», но оговаривала для другой льготы, не предоставляемые другим странам, в форме частичного или полного освобождения от импортных, экспортных пошлин.

 

2.2 Общая система  преференций ООН

 

В начале 50-х годов ХХ века усилилась борьба развивающихся стран за создание не колониальной экономики, появились новые подходы к проблемам таможенных преференций в отношениях с промышленно развитыми капиталистическими странами. Этому движению развивающихся стран предшествовало создание в 1947 году Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ).

В середине 60-х годов ряд  молодых развивающихся стран  Африки, Азии, Латинской Америке  выступили в рамках Конференции  ООН по торговли и развитию с предложением о создании для них системы  таможенных преференций нового типа. В этих требования учитывалась специфика  задач, стоящих перед освободившимися  странами в области развития собственной  промышленности, и которая создала  бы для промышленной продукции  данных стран льготные условия на основных экспортных рынках. При этом развивающиеся  страны должны были иметь право предоставлять  преференции друг другу, не распространяя  их на промышленно развитые государства.

Информация о работе Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД