Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Для проведения исследования была поставлена цель – показать современное состояние предоставления тарифных преференций в отношении развивающихся и наименее развитых стран в торговле с Республикой Беларусь и Таможенным союзом и направления дальнейшего развития предоставления тарифных преференций.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
- Исследовать механизм предоставления тарифных преференций, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- Проанализировать систему тарифных преференций Таможенного союза;
- Обобщить практику предоставления Республикой Беларусь тарифных преференций в отношении наименее развитых стран, включая предоставления тарифных преференций в рамках Таможенного союза;
- Рассмотреть возможные этапы совершенствования механизмов предоставления тарифных преференций.

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 66.85 Кб (Скачать файл)

Сущностью данных тарифных преференций является то, что в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза и происходящих из наименее развитых стран, не применяются таможенные пошлины. Цели данной политики: поддержка развития экономики наименее развитых стран, в частности развитие их собственной промышленности.

Комиссией Таможенного союза  утвержден перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и  наименее развитых стран, при ввозе  которых предоставляются тарифные преференции. Принятие данного перечня было направлено на повышение эффективности работы таможенных органов по контролю обоснованности предоставления тарифных преференций в отношение товаров происходящих из наименее развитых стран.

Республика Беларусь активно развивает свои торговые отношения со странами, которым при ввозе их товаров на таможенную территорию Республики Беларусь предоставляется преференциальный режим.

Основными торговыми партнерами из числа развивающихся стран  являются: Албания, Индия, Филиппины, Алжир, Венесуэла, Гана, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Пакистан,                        и другие.

Как основных торговых партнеров РФ из числа наименее развитых стран  можно выделить: Бангладеш, Йеменская Республика, Эфиопия.

Анализ ввоза преференциальных товаров из наименее развитых стран  показал, что объемы внешней торговли Республики Беларусь с этими странами из года в год возрастают. В целом расширение импорта в Республике Беларусь в отсутствие достаточного числа конкурентоспособных отечественных поставщиков сопровождается усилением позиций зарубежной продукции на внутреннем рынке, что неблагоприятно сказывается на развитии отечественного производства определенных видов товаров. Это говорит об актуальности исследования вопроса предоставления преференций по уплате таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из этих стран. [6]

 

3.2. Исходные условия  предоставления тарифных преференций

Таможенные пошлины применяются  при ввозе иностранных товаров  или при вывозе отечественных  товаров по ставкам, предусмотренным  Таможенным тарифом Таможенного  союза. На практике в основном применяются  ввозные пошлины, которые являются важным источником поступлений в  государственную казну и выполняют  роль основного экономического инструмента, регулирующего ввоз товара

Повышение таможенных тарифов  ведет к увеличению таможенных доходов  и к развитию внутреннего производства, но это не может и не должно быть постоянным, так как рост таможенного  обложения товаров, не являющихся социально  значимыми и пользующихся повышенным спросом, ведет к усилению контрабанды  и уменьшению официального ввоза  товаров.

С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров  или ограничивать их, ставить в  равные экономические условия товары отечественного производства и конкурирующие  иностранные товары, проводить определенные экономические, научно-технические, экологические, валютно-финансовые политики в области  внешнеэкономической деятельности, направлять деятельность субъектов  внешнеэкономической деятельности в русло общегосударственных, национальных интересов. [10]

В Российской Федерации  ставка общего тарифа есть для каждого  товара. Её размер зависит от наличия  или отсутствия Соглашения о режиме наибольшего благоприятствования  о торгово-политических отношениях с Россией и странами Таможенного  союза.

Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) является первым исходным условием для предоставления права ввозить  на территорию Республики Беларусь иностранных товаров по базовым ставкам таможенных пошлин.

Отсутствие режима наибольшего  благоприятствования исключает:

  1. использование базовых ставок;
  2. предусматривает использование двойных базовых ставок;
  3. исключает возможность тарифных преференций.

При осуществлении таможенно-тарифного  регулирования страна происхождения  товара оказывает определяющее влияние  на выбор ставки, по которой должна рассчитываться ввозная таможенная пошлина.

В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть разделены на:

  • Нулевые;
  • Минимальные (базовые);
  • Преференциальные;
  • Генеральные (двойные).

Нулевыми ставками облагаются товары, перечень которых установлен решением Комиссии таможенного союза  от 27 ноября 2009 года, происходящие и  ввозимые из наименее развитых стран.

Минимальными ставками облагаются товары, происходящие из государств, которым  в торговле с Республикой Беларусь и странами Таможенного союза предоставлен режим наибольшего благоприятствования. Они являются базовыми ставками.

В отношении товаров, происходящих из государств, которым не предоставляется  РНБ, применяются базовые ставки, увеличенные в два раза. Такие  ставки называются максимальными или  генеральными.

Преференциальные ставки – это разновидность льготных ставок, предоставляемых отдельным  странам или группам стран. В  Таможенном союзе разработана и  утверждена собственная система преференций, пользователями которой являются развивающиеся и наименее развитые страны.

Перечень отдельных товаров, на которые распространяется преференциальная система, определяется равным образом  как для развивающихся стран, так и для наименее развитых. Такой  перечень утвержден решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года "Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции". К числу таких товаров относятся, в частности, мясо и пищевые мясные субпродукты, рыба и ракообразные, моллюски, молочная продукция, яйца птиц, мед натуральный, живые деревья, кофе, чай, съедобные плоды (фрукты) и орехи, масла эфирные, каучук натуральный, лесоматериалы из древесины тропических пород, шелк, шерсть и другие товары.

Первым исходным условием для предоставления тарифных преференций является определение страны происхождения товара, а также наличие страны в списке развивающихся и наименее развитых стран, на которые распространяются тарифно-преференциальный режим.

В соответствии с Таможенным Кодексом Таможенного союза ст. 58 под страной происхождения товаров  понимается страна, в которой товары были полностью произведены или  подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством  таможенного союза. При этом под  страной происхождения товаров  может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется  необходимость их выделения для  целей определения страны происхождения  товаров.

Определение страны происхождения  товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.

12 декабря 2008 года Правительствами  стран Таможенного союза были  утверждены правила определения  происхождения товаров из развивающихся  и наименее развитых стран.

В соответствии с данными правилами, товар считается происходящим из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в  следующих случаях:

  1. когда он полностью произведен в данной стране;
  2. когда он произведен в данной стране с использованием сырьевых материалов, полуфабрикатов или готовых изделий, происходящих из другой страны, или товаров неизвестного происхождения при условии, что такие товары подверглись в данной стране достаточной обработке или переработке.

Полностью произведенными в  развивающейся или наименее развитой стране считаются следующие товары:

1) полезные ископаемые, добытые  из недр страны, в ее территориальном  море (водах) или на дне этого  моря;

2) продукция растительного  происхождения, выращенная или  собранная в данной стране;

3) живые животные, родившиеся  и выращенные в данной стране;

4) продукция, полученная  в данной стране от выращенных  в ней животных;

5) продукция, полученная  в результате охотничьего и  рыболовного промысла в данной  стране;

6) продукция морского  рыболовного промысла и другая  продукция морского промысла, полученная  судном данной страны;

7) продукция, полученная  на борту перерабатывающего судна  данной страны исключительно  из продукции, указанной в подпункте 6 раздела II Правил;

8) продукция, полученная  с морского дна или из морских  недр за пределами территориального  моря (вод) данной страны, при условии,  что данная страна имеет исключительные  права на разработку ресурсов  этого морского дна или этих  морских недр;

9) отходы и лом (вторичное  сырье), полученные в результате  производственных или иных операций  по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении  изделия, собранные в данной  стране и пригодные только  для переработки в сырье;

10) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе  на космических объектах, если  данная страна является государством  регистрации соответствующего космического  объекта;

11) товары, изготовленные  в данной стране исключительно  из продукции, предусмотренной подпунктами 1 - 10 раздела II Правил.

Общим правилом достаточной переработки является изменение классификационного кода товаров (в результате переработки или изготовления товаров) по Единой товарной номенклатуре Таможенного союза на уровне любого из первых четырех знаков.

Товар считается подвергшимся достаточной обработке или переработке  в развивающейся или наименее развитой стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, если:

товар подвергся обработке  или переработке в развивающейся  или наименее развитой стране, на которую  распространяется тарифный преференциальный режим, и стоимость использованных в этом процессе товаров (сырьевых материалов, полуфабрикатов и готовых изделий), происходящих из других стран, на которые  не распространяется тарифный преференциальный режим, или стоимость товаров  неизвестного происхождения не превышает 50 процентов стоимости товара, экспортируемого  развивающейся или наименее развитой страной, на которую распространяется тарифный преференциальный режим;

товар подвергся обработке  или переработке в нескольких развивающихся или наименее развитых странах, на которые распространяется тарифный преференциальный режим и  стоимость использованных при этом товаров, происходящих из других стран, на которые не распространяется тарифный преференциальный режим, или товаров  неизвестного происхождения не превышает 50 процентов стоимости товара, экспортируемого  одной из развивающихся или наименее развитых стран, на которую распространяется тарифный преференциальный режим;

товар произведен в одной  из развивающихся или наименее развитых стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, и  подвергся обработке или переработке  в другой, одной или нескольких развивающихся или наименее развитых странах, на которые распространяется тарифный преференциальный режим.

Также утверждён перечень операций, которые не влияют или влияют в незначительной степени на основные характеристики или свойства товара. Такие как, операции по обеспечению сохранности товара во время его хранения или транспортировки, простые сборочные операции и операции по разборке товара, операции по покраске или полировке, смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих и др. [2]

Вторым условием предоставления тарифных преференций является выполнение правила прямой поставки и непосредственной закупки товаров.

Тарифные преференции  в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, предоставляются  только при условии непосредственной закупки таких товаров в этих странах и прямой поставки их на единую таможенную территорию таможенного  союза.

Товар рассматривается как  непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного  в установленном порядке в  качестве субъекта предпринимательской  деятельности в развивающейся или  наименее развитой стране, из которой  происходит такой товар и на которую  распространяется тарифный преференциальный режим.

Прямой поставкой считается  поставка товаров, транспортируемых из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, на единую таможенную территорию таможенного  союза без провоза через территорию другого государства.

Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через  территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических  причин, при условии, что товары в  странах транзита, в том числе  при их временном складировании  на территории этих стран, находятся  под таможенным контролем.

Информация о работе Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД