Пути совершенствования нетарифного регулирования ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить нетарифные методы регулирования ВЭД.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие нетарифных методов регулирования.
2. Изучить виды и методы нетарифного регулирования ВЭД
3. Рассмотреть влияние нетарифного регулирования на импорт

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические понятия нетарифного регулирования 6
1.1. Понятие нетарифных методов регулирования ВЭД 6
1.2. Виды нетарифного регулирования ВЭД 14
2. Примеры нетарифных методов регулирования ВЭД 19
2.1. Регулирование импорта продовольствия 19
2.2. Нетарифные методы регулирования мяса 22
3. Пути совершенствования нетарифного регулирования ВЭД 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

нетарифное регулирование ВЭД.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственное регулирование  внешнеторговой деятельности в практике большинства и развитых, и развивающихся  стран тесно взаимосвязано с  осуществлением общенациональной экономической политики, прежде всего, в отношении развития промышленного и сельскохозяйственного производства, осуществления широкомасштабных структурных преобразований и экономических реформ.

Необходимость активного  государственного регулирования внешней торговли особенно остро возникает в периоды значительных экономических затруднений и усиления диспропорций развития экономики. В мире накоплен богатый зарубежный опыт защиты внутренних товарных рынков и национальных производителей от нежелательной внешней конкуренции.

После второй мировой  воины роль нетарифных методов регулирования ВЭД стала возрастать. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, начиная с 50-х годов, в результате многосторонних переговоров удались значительно понизить среднемировой уровень таможенных пошлин. И расширение нетарифных методов отчасти явилось ответной реакцией на это снижение.

Во-вторых, усиление конкуренции  на мировых рынках вынудило многие страны принять меры по защите отечественных  производителей. Во-вторых, резкий рост импорта во многих странах увеличил пассив торгового баланса, что серьезно ухудшило финансовое положение этих стран. В-четвертых, обострение проблемы безработицы также способствовало усилению нетарифных методов, позволяющих предотвратить закрытие отечественных предприятий под ударами иностранных конкурентов.

Одним из принципов перемещения  товаров через таможенную границу  России является соблюдение установленных  запретов и ограничений. Подобные меры подлежат применению на основании закона и призваны обеспечить безопасность и целесообразность перемещения грузов через границу государства. Запреты и ограничения в области внешней торговли товарами получили название нетарифных барьеров, причисляются к мерам нетарифного регулирования и в совокупности с мерами, стимулирующими развитие внешнеторговой деятельности, образуют метод нетарифного регулирования внешней торговли товарами.

В ч. 1 ст. 1 Таможенного  кодекса РФ указано, что таможенное регулирование осуществляется в  соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Таким образом, нетарифные запреты и ограничения рассматриваются в качестве составной части механизма таможенного регулирования.

Меры нетарифного регулирования применяются государством в целях обеспечения национальной и общественной безопасности, пополнения бюджета государства, охраны окружающей природной среды и для решения других задач. Особое внимание нетарифным мерам уделяется в рамках Всемирной торговой организации, поскольку последняя призвана оказывать глобальное влияние на международную торговлю не только посредством унификации правил тарифного, но и нетарифного регулирования.

Несмотря на сохраняющийся в течение длительного  времени интерес к изучению нетарифного регулирования международной торговли, эта проблема по-прежнему продолжает сохранять свою научную и практическую актуальность.

Нетарифный  инструментарий постоянно развивается  и видоизменяется: появляются новые  нетарифные меры и модифицируются уже существующие. Очевидно, что без четкого определения системы мер и понимания их сущности мы рискуем "потеряться", тем более что различные международные организации и национальные законодательства вкладывают неодинаковое содержание в совокупное понятие "нетарифное регулирование".

Цель работы – изучить нетарифные методы регулирования ВЭД.

 

Задачи исследования:

    1. Изучить понятие нетарифных методов регулирования.
    2. Изучить виды и методы нетарифного регулирования ВЭД
    3. Рассмотреть влияние нетарифного регулирования на импорт

 

 1. Теоретические понятия нетарифного регулирования

1.1. Понятие нетарифных методов регулирования ВЭД

Понятие нетарифного  регулирования может быть выведено из понятия механизма государственного регулирования внешнеторгового регулирования. Оно является одной из функциональных характеристик регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование предполагает использование особых мер (инструментов) регулирования внешней торговли товарами.

В научной литературе средства (инструменты) нетарифного регулирования чаще всего называются нетарифными барьерами (non-tariff barriers, NTB) или нетарифными ограничениями (non-tariff restraints). Реже встречаются термины "нетарифные препятствия" (non-tariff obstacles), "нетарифные искажения" (non-tariff distortions).

Государство, принимая соответствующие  законодательные акты и формируя понятийный аппарат государственного регулирования внешней торговли, избегает определения нетарифного  регулирования. В большинстве случаев  нетарифное регулирование определяется по схеме "все, что не относится к таможенно-тарифному регулированию" либо через перечисление конкретных мер (инструментов), использование которых относится к нетарифному регулированию.

Определение нетарифных мер как ограничителей (регуляторов) международной торговли, отличных от инструментов таможенно-тарифного регулирования, является общепринятым в современной российской и зарубежной научной литературе.

Определение сущности нетарифного регулирования и  используемых для его осуществления нетарифных мер через понятие таможенно-тарифного регулирования имеет свои недостатки.

Во-первых, появляются так называемые пересекающиеся сферы  внешнеторгового регулирования, осуществляемые с помощью инструментов, которые  могут быть отнесены как к таможенно-тарифному, так и к нетарифному методу. Это касается, например, порядка определения страны происхождения, процедуры таможенной оценки и т.д.

Во-вторых, в последнее  время все чаще в российской научной  и учебной литературе стали появляться неверные определения таможенной пошлины, и, как следствие, отдельные меры нетарифного регулирования ошибочно причисляются к таможенно-тарифным инструментам. Причиной таких ошибок является, скорее всего, то, что в арсенале внешнеторгового регулирования одним и тем же понятием "пошлина" обозначаются инструменты как таможенно-тарифного регулирования (импортные и экспортные таможенные пошлины), так и нетарифные меры (антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины)

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:

  1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка
  2. Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.
  3. Выполнение международных обязательств
  4. Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров
  5. Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер
  6. Защита общественной морали и правопорядка
  7. Защита культурных ценностей
  8. Обеспечение национальной безопасности

Методами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

    • таможенно-тарифное регулирование (установление ввозных и вывозных таможенных пошлин);
    • нетарифное регулирование;
    • установление запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
    • принятие мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

Нетарифное регулирование осуществляется в следующих формах:

1. Установление количественных ограничений.

По общему правилу  экспорт и импорт осуществляются без количественных ограничений, однако Правительство РФ в исключительных случаях может устанавливать:

    • временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РФ. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством РФ;
    • ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в РФ в любом виде, если необходимо:

а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;

б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара;

в) снять с рынка  временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

г) снять с рынка  временный излишек товара российского  происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в РФ товара, если производство в РФ аналогичного товара является относительно незначительным.

2. Распределение квоты.

Квотирование как один из методов нетарифного регулирования регламентируется статьей 23 Федерального закона № 164-ФЗ.

Квотирование заключается  в ограничении государственной  властью экспорта и (или) импорта товара в определенном количестве, объеме или сумме на обусловленный период времени.

В таможенной практике в большей степени распространены такие виды квот, как глобальная и индивидуальная квота.

Глобальная  квота устанавливает размер импорта или экспорта в стоимостных или натуральных единицах на конкретный период времени, при этом не имеет значения из какой страны импортируется или в какую страну экспортируется товар. Ключевой целью указанной квоты является обеспечение необходимого уровня потребления, и определяется как разность внутреннего производства и потребления товара. На данном этапе развития внешнеторговой деятельности глобальная квота является наиболее распространенным из всех предусмотренных видов квотирования, так как не устанавливает приоритетов для импортера, оставляя при этом ему право свободного выбора партнера при заключении договоров поставок в рамках установленных квот.

Индивидуальная  квота подразумевает под собой квоту, которая устанавливается для каждой страны отдельно, откуда импортируется (куда экспортируется товар). Индивидуальная квота предполагает распределение общего количества разрешенных к импорту товаров по определенным странам-поставщикам.

 При принятии решения о введении квоты Правительство Российской Федерации определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.

3. Лицензирование в сфере внешней торговли товарами.

Под лицензированием  понимается процесс регулирования внешнеэкономической деятельности путем выдачи государством разрешений на экспорт (или импорт) товара в определенном количестве и в течение конкретного периода времени.

Лицензирование устанавливается в следующих случаях:

    • введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
    • реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
    • предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
    • выполнение международных обязательств РФ.

Информация о работе Пути совершенствования нетарифного регулирования ВЭД