Пути совершенствования нетарифного регулирования ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить нетарифные методы регулирования ВЭД.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие нетарифных методов регулирования.
2. Изучить виды и методы нетарифного регулирования ВЭД
3. Рассмотреть влияние нетарифного регулирования на импорт

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические понятия нетарифного регулирования 6
1.1. Понятие нетарифных методов регулирования ВЭД 6
1.2. Виды нетарифного регулирования ВЭД 14
2. Примеры нетарифных методов регулирования ВЭД 19
2.1. Регулирование импорта продовольствия 19
2.2. Нетарифные методы регулирования мяса 22
3. Пути совершенствования нетарифного регулирования ВЭД 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

нетарифное регулирование ВЭД.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Изъятия из общего порядка применения нетарифных запретов и ограничений экономического характера, предусмотренные правилами конкретного таможенного режима, являются разновидностью режимных льгот.

 

2. Примеры нетарифных методов регулирования ВЭД

2.1. Регулирование импорта продовольствия

 

В 2003 г. ввели импортные  квоты на мясо, регулирующие только импорт из стран дальнего зарубежья  и не распространяющиеся на мясные продукты. Именно поэтому введение квот на мясо вызвало сначала некоторое  смещение в сторону импорта из стран СНГ (в 2003 г.) и в сторону мясопродуктов (2003-2004 гг.). Увеличение ввоза мяса из СНГ привело к росту цен, поскольку средние контрактные цены импорта из дальнего зарубежья были ниже. Введению квот предшествовало принятие в РФ закона об антидемпинговых мерах, на основании которого можно было проводить расследования, подтверждающие право на введение квот. Для введения мясных квот нужны были не просто благие намерения защитить своих производителей, но веские основания в виде результатов антидемпингового расследования. И такие основания по рынку мяса были получены, что оправдывало введение мясных квот перед международным торговым сообществом.

Квоты на мясо были изначально тарифные, то есть в рамках квоты  ввозят по одним пошлинам, а сверх  разрешенной квоты - по другим, более высоким. Лишь на мясо птицы изначально вводились абсолютные квоты (сверх указанного объема ввоз запрещался), но и они в 2006 г. стали тарифными. Сначала решения об объеме квот принимались правительством ежегодно, что создавало для инвесторов слишком короткий горизонт планирования. Импорт замирал с января по апрель, пока шло чиновничье оформление бумаг. Лишь в 2006 году было решено установить квоты сразу до 2009 года.

В изначальных  документах, подписанных в разгар прорыва в ВТО, была заложена идея роста квот и снижения сверхквотных тарифов. Действительно, в 2003-2008 гг. квоты на импорт мяса год от года росли, а таможенные пошлины на импорт сверх квот сокращались. То есть по квотам можно было ввозить все больше, а сверх квот - все дешевле. Например, квота на свежую говядину составляла в 2003 г. 11,5 тыс. т., а в 2006 г. - уже 27,8 тыс. т. На мороженую говядину квота выросла в 2003-2006 гг. с 315 до 435 тыс. т. За этот же период пошлина на импорт говядины сверх квоты сократилась с 60% до 40%. Квота на свинину за 2003-2006 гг. выросла с 337,5 тыс. т. до 476,1 тыс. т., а пошлина сверх квоты снизилась с 80% до 60%.  В 2007 г. квоты снова были повышены, составив на ввоз свежей и мороженой говядины 468,3 тыс. т., свинины - 484,8 тыс. т. В 2009 г. этот тренд был сломлен - квоты на импорт мяса впервые за пять лет были снижены, а таможенные тарифы на сверхквотный импорт повышены.

Рассмотрим импорт товаров за 2006-2009 гг. (таблица 2).

Таблица 1

Импорт продовольственных  товаров за 2006-2009 гг.

Импорт по товарам и товарным группам в разрезе ТН ВЭД России, -, 
Российская Федерация, 
Всего, 
январь-декабрь, 
Тысяча долларов

 

2006

2007

2008

2009

Мясо свежемороженое

3296528,7

3635949,5

5258559,8

4687669

Мясо птицы свежемороженое

935118,9

1068090,4

1352956,6

1130968,5

Рыба свежемороженая

996296,5

1414953,4

1660708,9

1444012,4

Молоко сухое и сгущеное

229295

338546,9

397353,1

238570,9


 

Из-за снижения квот в 2009 году импорт продовольственных товаров  снизился по всем рассматриваемым продуктам  питания.

Так, квота на ввоз свинины на 2009 г. выросла на 29,7 тыс. тонн - до 531,9 тыс., а птицы, наоборот, уменьшилась на 300 тыс. тонн - до 952 тыс. Рост квоты на свинину объясняется тем, что до 2009 года существовали отдельные квоты на свинину и тримминг (части туш для глубокой переработки), а теперь их объединили.  С 1 января 2009 года были значительно повышены ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды мяса. Ставка пошлины на ввоз свинины повышается до 75% против планировавшихся ранее 40%. Пошлина на импорт мяса птицы сверх квоты повышена до 95% против заложенных изначально 40%, выйдя фактически на запретительный уровень. И только пошлина на ввоз охлажденной и замороженной говядины снижена до 30%, что связано с дефицитностью этого вида мяса. К сожалению, введение квотирования не принесло ощутимых положительных результатов и отразилось прежде всего на конечном потребителе.  Доходы всех категорий населения с 2003 года возросли. Значит, вырос и спрос на продовольствие в целом, в том числе, конечно, и  на мясопродукты.

Положительный эффект от квотирования  почти сразу ощутили отечественные птицеводы. Цены на мясо птицы повысились, птицефабрики начали работать более рентабельно. Это в свою очередь привлекло в российское птицеводство масштабные инвестиции. Сейчас россияне покупают значительно больше охлажденного мяса птицы, чем замороженного импортного. Отечественные компании стали производить продукты по самым передовым технологиям. Тем не менее обеспечить отечественным мясом птицы весь российский рынок пока невозможно, так что импорт все еще необходим.

Важным фактором роста  импорта мяса в 2007-2008 гг. стало укрепление курса рубля. До тех пор, пока в  конце 2008 г. курс рубля не сдал позиции, ввозить товары было все выгоднее - номинированные в долларах товары «дешевели», что при сохранении рублевой цены обеспечивало рост выгоды. От крепкого рубля страдали экспортеры, но это было на руку импортерам. «Сильный» рубль ослаблял отечественное животноводство, не оставляя ему шансов на победу в ценовой конкуренции с импортом. Ситуация изменилась с девальвацией рубля в конце 2008 г.: импортное мясо подорожало и соответственно лишилось своего главного достоинства - относительной дешевизны.

Значительную роль в  привлекательности импорта мяса играли растущие в последние годы мировые цены на зерно. Российские производители зерна устремились на мировой рынок, цены которого внушали откровенный оптимизм. Кормовая база животноводства и птицеводства поднялась в цене. Ситуация изменилась осенью 2008 г., когда мировые цены на зерно резко упали. Спрос на мировом зерновом рынке сократился, экономическая целесообразность экспорта стала вызывать сомнения. Стали падать и внутренние зерновые цены. И хотя государство с помощью зерновых закупочных интервенций пыталось удержать цены, но рекордный урожай 2008 года упорно тянул цены вниз. Цены упали настолько, что разумнее было отдать зерно скоту, чем брать на себя расходы по торговле зерном. Так проблемы производителей зерна обернулись удачей для животноводов.

Итак, девальвация рубля  снизила привлекательность импорта мяса, а падение мировых цен на зерно дало шанс отечественному животноводству потеснить конкурентов. Добавим кредитные возможности, создаваемые сначала нацпроектом, а затем Государственной программой развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг., и станет понятен оптимизм тех, кто поддерживает идею импортозамещения на рынке мяса. К 2012 г., согласно Государственной программе развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг., производство мяса скота и птицы (в живом весе) планируется довести до 11,4 млн. т., что позволит увеличить долю российских производителей на рынке мяса и мясопродуктов  с 61,1% в 2008 г. до 69,6% в 2012 г.

Экономические доводы сводятся к тому, что, по оценкам Мясного  союза России, при сохранении прежних  импортных квот и нынешних темпов роста отечественного птицеводства и животноводства уже к 2010-2011 гг. страна столкнется с проблемой излишков мяса. Чтобы этого избежать, высказываются предложения ежегодной коррекции квот на основе прогнозов о возможных объемах отечественного производства. То есть производители выступают за то, чтобы по мере наращивания собственного производства сокращались тарифные квоты на импорт. Речь идет о протекционизме мерами нетарифного регулирования, классикой которого является квотное регулирование импорта.

2.2. Нетарифные методы регулирования мяса

Квотирование  в той или иной форме используется практически во всех странах мира, и касается это не только мяса, но и других продуктов сельскохозяйственного  рынка. Каждая страна по-своему регулирует баланс продуктов,  в России же при существующем положении  дел в аграрном и животноводческом секторе, квотирование является, пожалуй, единственным способом  государственного регулирования потребности в тех или иных продуктах.

Чтобы обеспечить условия для стабильного развития отечественного производства мяса, в России с 2003 до 2009 г. импорт всех видов мяса (говядины, свинины и мяса домашней птицы) регулировался с помощью квотирования. Причем устанавливались так называемые "страновые" квоты, то есть из каждой страны-поставщика (союза государств) можно ввезти по пониженным ставкам таможенной пошлины строго определенное количество мяса. Размеры квот и ставок ввозных таможенных пошлин (в нашем случае льготных) устанавливает Правительство РФ (например, Постановления № 732). В отношении импортного мяса действуют правила, установленные ст. 36 Закона о таможенном тарифе.

Для использования  пониженной ставки таможенной пошлины  пищевик должен стать обладателем  доли тарифной квоты. Общая квота  определяется на основании данных таможенной статистики о ввозе мяса в РФ за предыдущий год, представленных ФТС (Приказ Минэкономразвития России от 29.01.2005 № 15). Отметим, что Министерство планирует расширить расчетную базу до двух-трех лет и распределять квоту по усредненной статистике. В дальнейшем эта квота распределяется между импортерами. Пунктом 7 ст. 36 Закона о таможенном тарифе предусмотрено, что квота распределяется между заявителями по результатам конкурсов (аукционов) или пропорционально объему ввоза на таможенную территорию РФ заявителем сельскохозяйственного импортного товара в периоде, определяемом Правительством РФ (до 06.01.2008 - в предыдущем календарном году). Согласно Постановлению Правительства РФ № 732 тарифная квота на импорт мяса распределяется по историческому методу - пропорционально объему импорта товаров соответствующей категории в периоде, установленном Правительством РФ. Так, квота на свинину, установленная на 2008 г., была распределена пропорционально объемам ввоза в 2007 г., что было поддержано Федеральной антимонопольной службой. Такое распределение позволило воспользоваться льготной ставкой таможенной пошлины новым участникам, осуществившим внеквотовый завоз свинины в 2007 г. с уплатой повышенных пошлин. Изменился также порядок распределения квот на импорт мяса птицы в 2008 г. Данная квота распределяется пропорционально объемам ввоза мяса птицы в 2005 и 2006 гг. А если в эти годы участники внешнеэкономической деятельности не ввозили мясо птицы, ориентир - импорт мяса в 2007 г.

Пример 1. ОАО "Мясоперерабатывающий комбинат "Стар" получило долю тарифной квоты на ввоз в 2009 г. мяса крупного рогатого скота (код ТН ВЭД 0202) в размере 1 520 300 кг.

При ввозе на территорию РФ мяса крупного рогатого скота в пределах полученной доли тарифной квоты в размере 1 520 300 кг общество будет платить таможенную пошлину в размере 15% таможенной стоимости товара, но не менее 0,15 евро за 1 кг мяса. В случае превышения квоты таможенная пошлина увеличится и составит 50% таможенной стоимости мяса, но не менее 0,5 евро за 1 кг.

Положение в российском агропромышленном комплексе (АПК) таково, что с 2000 г. по 2007 г. общий объем импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) увеличился в 2,9 раз. На этом фоне рынки мяса и молока характеризуются наиболее высокой долей импортной продукции. В 2008 году Россия импортировала около 1,5 млн. т. говядины и свинины и примерно 1 млн. т. мяса птицы.

Рассмотрим  статистику импорта на примере мяса крупного рогатого скота в 2008-2009 гг.

 

Таблица 2

Статистика  импорта на примере мяса крупного рогатого скота за 2008-2009 гг. , тыс. долл.

Импорт, Россия

2008 год, тыс. долл

2009 год, тыс. долл.

Абсолютное изменение

В % к соотв. периоду

Все страны мира

87734,20

58982,20

-28752

67,2

Страны СНГ

-

194,20

194,20

-

Страны дальнего зарубежья

87734,20

58787,90

-28752

67

Литва

45777,20

31952,50

-13824,70

69,8

Германия

27333,80

15188,80

-12145

55,6

Австралия

8853,70

9639,70

786

108,9


 

 

В 2009 году импорт мяса крупного рогатого скота снизился на 28752 тыс. долл., или на 32,8% по сравнению с 2008 годом.

Основными импортерами  являются страны дальнего зарубежья. Наиболее важным импортером является Литва, которая  импортирует в Россию 54% мяса (31952,50 / 58982,20 х 100%) в 2009 году.

Чтобы применить  льготную ставку таможенной пошлины  при импорте мяса, получения квоты недостаточно, необходимо также иметь лицензию. Лицензия оформляется после заключения контракта с иностранным партнером.

«Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации»2

Лицензия выдается участникам ВЭД территориальными подразделениями Минэкономразвития РФ на основании заявления. За рассмотрение заявления о предоставлении лицензии, предоставление лицензии и переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, уплачивается государственная пошлина.

Порядок выдачи лицензии участникам ВЭД регулируется Положением о лицензировании в сфере внешней торговли товарами.

Оригинал лицензии и заверенная лицензиатом копия лицензии представляются:

    • в таможенный орган Российской Федерации - если таможенное оформление товара будет производиться только в этом таможенном органе РФ;
    • в таможенный орган Российской Федерации по месту нахождения лицензиата - если таможенное оформление будет производиться в нескольких таможенных органах РФ.

Информация о работе Пути совершенствования нетарифного регулирования ВЭД