Пути совершенствования нетарифного регулирования ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить нетарифные методы регулирования ВЭД.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие нетарифных методов регулирования.
2. Изучить виды и методы нетарифного регулирования ВЭД
3. Рассмотреть влияние нетарифного регулирования на импорт

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические понятия нетарифного регулирования 6
1.1. Понятие нетарифных методов регулирования ВЭД 6
1.2. Виды нетарифного регулирования ВЭД 14
2. Примеры нетарифных методов регулирования ВЭД 19
2.1. Регулирование импорта продовольствия 19
2.2. Нетарифные методы регулирования мяса 22
3. Пути совершенствования нетарифного регулирования ВЭД 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

нетарифное регулирование ВЭД.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Предоставление исключительного  права на экспорт и (или) импорт отдельных  видов товаров. Право на осуществление  внешнеторговой деятельности может  ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и (или) импорт которых предоставляется исключительное право, а также организации, которым предоставляется исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, определяются федеральными законами.

Исключительное право на экспорт  и (или) импорт отдельных видов товаров  осуществляется на основе лицензии. Сделки по экспорту и (или) импорту отдельных  видов товаров, совершенные без  лицензии на осуществление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, являются ничтожными.

Организации, которым предоставлено  исключительное право на экспорт  и (или) импорт отдельных видов товаров, совершают сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, основываясь на принципе недискриминации и руководствуясь только коммерческими соображениями.

Принятие специальных защитных мер, антидемпинговых и компенсационных  мер. В соответствии с федеральным  законом могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров.

Обратимся к понятию нетарифных запретов и ограничений.

Законодатель применяет категории "запрет", "ограничения" в качестве парных.

Представляется, что запреты предполагают санкционированный государством отказ  субъекта внешнеторговой деятельности, иных участников правоотношений в таможенной сфере от перемещения определенных товаров через таможенную границу. Запреты, равно как и ограничения, могут устанавливаться на определенный срок либо иметь постоянный характер.

Примечательно, что запрет на перемещение  отдельных видов товаров (оружие, наркотики, психотропные вещества и  т.д.) распространяется как на физических, так и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. В некоторых случаях государство предоставляет отдельным участникам внешнеторговой деятельности исключительное право перемещать товары, изъятые из оборота, при условии их обязательного декларирования. В данном случае право подтверждается лицензией.

В развитие положений международного права в таможенной сфере для  отдельных категорий физических лиц (дипломатов, консулов и др.) предусмотрены  изъятия из общего порядка таможенного  оформления, обложения и контроля. Такую разновидность изъятий из установленных запретов в науке принято называть привилегиями.

Посредством установления ограничений  государство осуществляет "...правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условие для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых субъекты должны действовать, исключение определенных возможностей в деятельности лиц"1. Экономические ограничения нетарифного характера позволяют оградить внутренний рынок от переизбытка или недостатка сельскохозяйственной и продукции рыбного промысла или применяются в целях предотвращения бесконтрольного вывоза невосполнимых природных ресурсов за пределы государства (например, квотирование). Примечательно, что в законодательстве заложен дифференцированный подход в применении мер тарифного регулирования (ставки таможенной пошлины), запретов и ограничений нетарифной разновидности, а также возможность их гибкого сочетания.

4. Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются в целях защиты экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации.

Данные виды пошлин вводятся только после расследования, проводимого  в целях установления наличия  возросшего импорта на таможенную территорию России и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики  или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики, а также в целях установления наличия демпингового импорта или субсидируемого импорта и обусловленного этим материального ущерба отрасли российской экономики, угрозы причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенного замедления создания отрасли российской экономики.

Полномочия по проведению расследования  возложены на Минэкономразвития  России.

Порядок проведения расследования  и введения данных видов пошлин определен Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".

Антидемпинговые меры направлены на устранение недобросовестной конкуренции со стороны товаров, которые поступают по демпинговым ценам, то есть по ценам ниже нормальной стоимости (стоимости товара на внутреннем рынке страны-экспортера).

Следует обратить внимание на то, что сам по себе «демпинг»  не является запрещенной практикой и его применение не противоречит нормам ВТО. Однако, учитывая, что такая тактика может нанести ущерб национальной отрасли и способствует вытеснению с рынка национальных производителей, в рамках ГАТТ/ВТО был создан соответствующий универсальный механизм противодействия.

Специальные защитные, антидемпинговые  и компенсационные пошлины взимаются  таможенными органами независимо от взимания ввозных таможенных пошлин.

Антидемпинговая пошлина - применяется при введении меры по противодействию демпинговому импорту

Антидемпинговая мера - мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером;

Компенсационная пошлина - пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины;  
 
компенсационная мера - мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства Российской Федерации посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером;

Специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины;

Специальная защитная мера - мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.

1.2. Виды нетарифного регулирования ВЭД

Наука предлагает множество  критериев деления мер нетарифного регулирования на виды.

Одни меры нетарифного  характера направлены на соблюдение разрешительного порядка перемещения  товаров через таможенную границу. Например, лицензирование, предоставление исключительного права.

Другие нетарифные барьеры  служат целям пополнения бюджета и являют собой специфическую разновидность мер восстановительного характера (антидемпинговые, компенсационные пошлины).

Третьи играют роль ответных мер на дискриминацию иностранного государства (эмбарго, таможенная блокада, специальные защитные меры и пошлины).

Четвертая группа нетарифных мер обеспечивает режим законности перемещения и безопасности перемещаемого  товара (сертификация, экспортный контроль, ветеринарный, карантинный контроль), соблюдение международных обязательств (лицензирование перемещения оружия) и т.д.

В случае осуществления  внешнеторговой деятельности декларант  избирает для товара определенный таможенный режим, который представляет собой  специфическую разновидность таможенной процедуры. Таможенный режим определяет статус товара для таможенных целей. Внутренняя структура таможенного режима включает в себя условия помещения товара под определенный таможенный режим, ограничения и требования (действия, с совершением которых действие таможенного режима завершается).

Представляется, что таможенный режим определяет также и особенности правового статуса декларанта, который образуют общепринятые права и обязанности любого лица, правомочного осуществлять таможенные операции с товаром, направленные на определение его статуса, а также режимный статус декларанта. На это обстоятельство уже указывали ученые.

С момента начала действия таможенного режима на декларанта возлагаются  дополнительные режимные обязанности, с одной стороны, а с другой - он вправе пользоваться режимными  льготами под определенными условиями. Итак, статус декларанта - пользователя конкретным таможенным режимом характеризуют:

    1. общие права и обязанности декларанта;
    2. режимные права (например, право на временный ввоз товара без уплаты таможенных пошлин и налогов) и обязанности (соблюдение требований таможенного режима в части уплаты таможенных платежей, соблюдения мер нетарифного характера, сроков и т.п.);
    3. режимные льготы - своеобразные изъятия, преимущества из общеустановленных обязанностей, которыми декларант пользуется при соблюдении определенных законодательством условий;
    4. гарантии соблюдения прав декларанта;
    5. ответственность декларанта.

Несмотря на предлагаемые экспертами ВТО, научной общественностью  классификации мер нетарифного  регулирования, российское законодательство не приводит критерия деления указанных  мер на виды. Нечеткость формулировок законодательства повлекла за собой проблемы правоприменения. Так, например, после вступления в силу закона сотрудники таможенных органов не могли ответить на вопрос: нужен ли сертификат на товар, помещаемый на таможенный склад, под режим международного таможенного транзита, требуется ли в таких случаях предъявлять лицензию? Более того, изменения коснулись и главы 16 КоАП РФ, в которой появился состав нарушения таможенных правил в новой редакции - ст. 16.3 "Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации". Субъекты процессуальной деятельности (таможенные органы и суды) столкнулись с проблемой квалификации подобных нарушений.

По разъяснению Федеральной  таможенной службы, взятому впоследствии на вооружение Верховным Судом РФ, следует разграничивать две разновидности нетарифных барьеров:

1) запреты и (или)  ограничения экономического характера;

2) запреты и (или) ограничения,  не имеющие экономического характера.

В правоприменительной деятельности справедливо рекомендуется исходить из цели установления (введения) конкретного запрета и (или) ограничения. Меры нетарифного регулирования обеих разновидностей применяются только при выборе таких таможенных режимов, как: выпуск для внутреннего потребления, экспорт, переработка на таможенной территории и для внутреннего потребления (ст. ст. 163, 166, 173, 187 ТК РФ).

Запреты и ограничения, не имеющие  экономического характера, в отличие  от запретов и ограничений экономического характера, согласно ст. 158 ТК РФ, применяются независимо от заявленного таможенного режима и устанавливаются исходя из национальных интересов. На основании изложенного можно утверждать, что запреты постоянного характера являются разновидностью мер нетарифного регулирования неэкономической разновидности.

Применение запретов и ограничений нетарифного характера  должно осуществляться только на основании  опубликованных нормативных актов. Это правило распространяется и  на вопросы, связанные с назначением  мер юридической ответственности  за несоблюдение нетарифных мер. Так, Конституционный Суд РФ разъяснил, что нормы ст. 16.3 КоАП РФ не допускают привлечение к административной ответственности лица за деяние, квалификация которого основывается на законе и находящихся с ним в нормативном единстве иных актах, если они не были доступны для всеобщего сведения.

Следует заметить, что  классификация нетарифных барьеров, приведенная в актах толкования, является условной. Полагаем, что критерии деления мер нетарифного регулирования  на виды должны быть нормативно закреплены, на что неоднократно указывали ученые.

В целом запреты и  ограничения нетарифного характера  обладают рядом общих признаков:

    • виды и порядок реализации указанных мер установлены нормативно;
    • применяются дифференцированно в зависимости от категории перемещаемого товара, в сочетании с таможенным тарифом и/или с иными мерами нетарифного регулирования;
    • необходимость их соблюдения зависит от избираемого декларантом таможенного режима;
    • соблюдение нетарифных мер обеспечивается принудительной силой государства.

Информация о работе Пути совершенствования нетарифного регулирования ВЭД