Влияние мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на инвестиционное развитие Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 12:35, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является оценка влияния мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на инвестиционное развитие РФ.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать роль и задачи таможенно-тарифного регулирования в инвестиционном развитии РФ.
2. Рассмотреть основные направления, формы и инструменты таможенно-тарифного регулирования.
3. Оценить тенденции и особенности таможенно-тарифного регулирования в зарубежных странах.
4. Охарактеризовать особенности таможенно-тарифного регулирования в России.
5. Изучить проблемы законодательства РФ о тарифно-таможенном регулировании.
6. Внести предложения по совершенствованию методов тарифно-таможенного регулирования для повышения инвестиционной привлекательности РФ

Содержание работы

Введение
Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование как фактор инвестиционного развития государства
1.1. Цели и задачи таможенно-тарифного регулирования в инвестиционном развитии РФ
1.2. Виды, меры и инструменты таможенно-тарифного регулирования
Глава 2. Анализ тарифно-таможенного регулирования в России и за рубежом
2.1. Тенденции и особенности таможенно-тарифного регулирования в зарубежных странах
2.2. Особенности таможенно-тарифного регулирования в России
Глава 3. Совершенствование таможенно-тарифного регулирования для повышения инвестиционной привлекательности РФ
3.1. Совершенствование законодательства в области таможенно-тарифного регулирования.
3.2. Предложения по совершенствованию мер тарифно-таможенного регулирования для повышения инвестиционной привлекательности РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом коля.docx

— 136.55 Кб (Скачать файл)

1.2. Виды, меры и инструменты таможенно-тарифного  регулирования.

Видами таможенно-тарифного  реулирования в России являются действия, направленные на приведение к оптимальным в конкретных экономических условиях ставкам тарифов, установление необходимого объема спроса и предложения. Ими являются прямое и косвенное регулирование. Как было сказано выше в таможенное регулирование входит тарифное регулирование (установление тарифов, ставок таможенных пошлин) и нетарифное регулирование (лицензирование, квотирование).

Прямое таможенно-тарифное регулирование  — административное вмешательство  государства в действующие тарифы, участие государства в формировании уровней, структуры и движения тарифов, установление определенных правил ценообразования. Его оказывают государственные субсидии, снижающие издержки индивидуальных производителей. Один из видов таких субсидий- снижение или замораживание цен на отдельные товары и услуги,достигаемые путем специальных доплат производителю или потребителю. 
 
При прямых методах регулирования государство прямо воздействует на тарифы путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих тариф, вмешательство государства путем субсидирования, снижая издержки индивидуальных производителей 
 
Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста. 
 
Прямое регулирование тарифов осуществляется методом установления:  
 
· предельных тарифов; 
 
· уровней рентабельности по отдельным видам услуг –соотношение затрат к прибыли(товаров, работ); 
 
· размеров надбавок и наценок; 
 
· порядка декларирования тарифов и их изменения; 
 
· порядка предварительного уведомления о предстоящем изменении тарифов.  
 
Косвенное таможенно-тарифное регулирование — это регулирование не самих тарифов, а факторов, влияющих на них. 
 
Косвенное вмешательство в образование тарифов обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на ввозимую, так и вывозимую продукцию.  
Т.е. вводятся или отменяются количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, изменение ставок, размеров эмиссии денег и т.д. Косвенное регулирование, как правило, направлено на изменение конъюнктуры, на создание определенного положения в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в целом - на установление оптимального соотношения между спросом и предложением. Эти методы проявляются в воздействии на факторы установления тарифов, которые носят макроэкономический характер. 

Косвенное влияние на тарифы осуществляется применением следующих мер:  
 
· льготного налогообложения; 
 
· льготного кредитования; 
 
· выделения субсидий, дотаций из соответствующих бюджетов; 
 
· реализации инвестиционных программ.

Т. о. установление тарифов включает в себя сочетание форм прямого  и косвенного воздействия на их стоимость.

Государство путем установления и  регулирования тарифов должно целенаправленно  создавать условия равновесия во внешнеэкономической деятельности. Следовательно, наиболее оптимальным  является гибкое сочетание государством прямых и косвенных методов таможенно-тарифного  регулирования.

Меры таможенно-тарифного регулирования  представляют собой совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятель­ности. Таможенно-тарифные меры - это такие меры государственного воз­действия на внешнеэкономические связи страны, которые основаны на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Система тарифных мер регулирования включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза с этой территории. Основной принцип таможенно-тарифного регулирования - это принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин, запрещающего субъектам таможенно-тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлины.

Таможенно-тарифными мерами регулирования ВЭД в ТС являются:

  • Единый Таможенный тариф с Единой товарной номенклатурой ВЭД ТС (далее - ЕТН ВЭД);
  • Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС;
  • Сезонные пошлины.

ЕТТ ТС - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих  стран, систематизированный в соответствии с ЕТН ВЭД. Ввозная таможенная пошлина определена как, обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств-членов ТС (ст. 2 Соглашения «О Едином Таможенно-Тарифном Регулировании»).

В Едином таможенном тарифе применяются  следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин (ст. 3 Соглашения «О ЕТТР»):

а) адвалорная ставка таможенной пошлины;  
б) специфическая ставка таможенной пошлины;  
в) комбинированная ставка таможенной пошлины.  
 
Адвалорная (стоимостная) ставка таможенной пошлины устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара. Поэтому необходимая сумма таможенной пошлины рассчитывается как произведение таможенной стоимости и соответствующей ставки пошлины в процентах.  
 
Специфическая ставка таможенной пошлины устанавливается в денежном выражении за определенную единицу облагаемых товаров. В качестве денежного эквивалента выступает евро. Например, пиво безалкогольное - 0,6 евро за 1 л или зажигалки карманные газовые (не подлежащие повторной заправке) - 5 евро за 1000 шт.  
 
Комбинированная ставка таможенной пошлины, включает в себя как стоимостные, так и количественные показатели перемещаемых товаров. При этом, в зависимости от вида комбинированной ставки размер таможенной пошлины может определяться либо путем сравнения либо путем сложения полученных величин. Например, комбинированная ставка для одежды меховой овчинной - 20 % там. стоим., но не менее 30 евро за 1 шт. указывает на исчисление таможенной пошлины посредством последовательного определения величин по стоимостной (20 % там. стоим.) и количественной (30 евро за 1 шт.) составляющих ставки.  
 
Окончательный размер таможенной пошлины определяется путем сравнения по наибольшему показателю. Комбинированная ставка для спортивной обуви - 15 % там. стоим. плюс 0,7 евро за 1 пару, также указывает на последовательность расчета по стоимостной и количественной составляющим, однако размер таможенной пошлины определяется путем сложения полученных результатов.

 

Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа являются едиными и не подлежат изменению  в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов  сделок и иных обстоятельств, за исключением  случаев, предусмотренных Соглашением  «О ЕТТР».

При ввозе товаров на единую таможенную территорию государств участниц таможенного  союза могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или  снижения ставки ввозной таможенной пошлины.

 

Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:

  • ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных процедур, установленных таможенным законодательством;
  • ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;
  • ввозимых в рамках международного сотрудничества государств участниц таможенного союза в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией таможенного союза (ст. 5 Соглашения «О ЕТТР»).

Для оперативного регулирования ввоза  товаров на единую таможенную территорию государств участниц таможенного союза  при необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году, применяемые вместо ввозных таможенных пошлин (ст. 3 Соглашения «О ЕТТР»). Примером ввода сезонных пошлин может послужить ввоз сахара-сырца в таможенный союз в размере $50 за тонну которые вступили в силу с 1 марта и действовали два месяца - до 30 апреля. С октября прошлого года пошлина составляла $140 за тонну. Эти пошлины были введены в условиях снижения производства свекловичного сахара в РФ из-за засухи, для снижения цен на внутреннем рынке.

В Постановлении Правительства  РФ № 795 установлены ставки вывозных пошлин, на отдельные виды промысловых  морепродуктов, сельскохозяйственной продукции и животноводства, полезных ископаемых, руды, удобрений, лесоматериалов и прочего.

Согласно ст. 74 ТК ТС к льготам  по уплате таможенных платежей относятся:

  • тарифные преференции. К примеру если товар находится в Перечне товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран (ст. 8 п. 1.4 «в» Соглашения «о ЕТТР»), при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, и страна находится в Перечне наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций таможенного союза (ст. 8 п. 1.4 «б» Соглашения «о ЕТТР»), то ставка составляет 75 % от ставки установленной в ЕТТ в соответствии со ст. 7 Соглашения «о ЕТТР».
  • тарифные льготы - освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин (вне зависимости от страны происхождения товара).
  • Основные тарифные льготы (например, в отношении гуманитарной и технической помощи, при ввозе товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, в отношении транспортных средств, осуществляющих международные перевозки) закреплены в ст. 6 Соглашении «О ЕТТР». Например, тарифные льготы предоставляются в отношении транспортных средств, собранных в рамках промышленной сборки на территории одной страны таможенного союза, при их перемещении на территорию другой страны-участницы. Суть такой льготы заключается в следующем: импортные автомобильные комплектующие ввозятся, например, на территорию России по сниженным (нулевым) ставкам ЕТТ, а затем после промышленной сборки готовый автомобиль беспошлинно вывозится на территорию иных стран таможенного союза;
  • льготы по уплате налогов (ст. 150 Налогового кодекса РФ при ввозе, ст. 151 п. 2 Налогового кодекса РФ при вывозе товаров);
  • льготы по уплате таможенных сборов предусматривают полное либо частичное освобождение, как от уплаты сумм таможенных платежей, так и от применения к товарам мер нетарифного регулирования.

Среди наиболее широко применяемых  таможенных процедур, предусматривающих  льготные условия для ввоза товаров  на территорию таможенного союза, можно  отметить временный ввоз, таможенный транзит, переработку, реимпорт.

Кроме того, ТК ТС в ст. 202 устанавливает  иные льготные таможенные процедуры ("свободная  таможенная зона" и "свободный  склад"), порядок применения которых  предусмотрен Соглашением «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических  зон на таможенной территории таможенного  союза и таможенной процедуры  свободной таможенной зоны».

Таможенная стоимость товара - стоимость  товара, определяемая в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан  от 25 января 2008 г. «Об определении  таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного  союза» и используемая для целей:

обложения товара пошлиной;

внешнеэкономической и таможенной статистики (глава 6 ТК ТС);

применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических  отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление  валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в  соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 13 августа 2006 № 500 устанавливается порядок  определения таможенной стоимости  товаров, вывозимых из Российской Федерации.

Декларирование, контроль и корректировка  таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного  союза при ввозе в Российскую Федерацию, осуществляются в соответствии с главой 8 Таможенного кодекса  Таможенного союза, с Соглашениями между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О порядке  декларирования товаров» и «О порядке  декларирования таможенной стоимости  товаров перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».

При таможенном декларировании товаров  в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:

1) декларация на товары;

2) транзитная декларация;

3) пассажирская таможенная декларация;

4) декларация на транспортное  средство.

Формы и порядок заполнения таможенной декларации, определяются решением Комиссии Таможенного союза.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств – членов Таможенного союза.

Информация о работе Влияние мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на инвестиционное развитие Российской Федерации