Влияние мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на инвестиционное развитие Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 12:35, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является оценка влияния мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на инвестиционное развитие РФ.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать роль и задачи таможенно-тарифного регулирования в инвестиционном развитии РФ.
2. Рассмотреть основные направления, формы и инструменты таможенно-тарифного регулирования.
3. Оценить тенденции и особенности таможенно-тарифного регулирования в зарубежных странах.
4. Охарактеризовать особенности таможенно-тарифного регулирования в России.
5. Изучить проблемы законодательства РФ о тарифно-таможенном регулировании.
6. Внести предложения по совершенствованию методов тарифно-таможенного регулирования для повышения инвестиционной привлекательности РФ

Содержание работы

Введение
Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование как фактор инвестиционного развития государства
1.1. Цели и задачи таможенно-тарифного регулирования в инвестиционном развитии РФ
1.2. Виды, меры и инструменты таможенно-тарифного регулирования
Глава 2. Анализ тарифно-таможенного регулирования в России и за рубежом
2.1. Тенденции и особенности таможенно-тарифного регулирования в зарубежных странах
2.2. Особенности таможенно-тарифного регулирования в России
Глава 3. Совершенствование таможенно-тарифного регулирования для повышения инвестиционной привлекательности РФ
3.1. Совершенствование законодательства в области таможенно-тарифного регулирования.
3.2. Предложения по совершенствованию мер тарифно-таможенного регулирования для повышения инвестиционной привлекательности РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом коля.docx

— 136.55 Кб (Скачать файл)

 

 

3.2. Предложения по совершенствованию мер таможенно-тарифного регулирования для повышения инвестиционной привлекательности РФ.

 

В современных условиях, при постоянной изменчивости конъюнктуры на внешнем  и внутреннем рынке, различных экономических  и политических факторах, таких как  вопрос о вступлении в ВТО, организации общего торгово-экономического пространства таможенного союза встает вопрос о постоянном совершенствовании мер таможенно-тарифного регулирования. Сегодня актуальность решения этих проблем носит обязательный характер.

Качественное изменение условий  осуществления таможенно-тарифной политики в рассматриваемый период вызывает необходимость принятия адекватных содержательных институциональных и организационно-процедурных управленческих решений.

С ростом инвестиционной активности в российской экономике в посткризисный  период должна усилиться стимулирующая  функция таможенно-тарифной политики, направленная на создание условий для  переноса высокотехнологичных производств  на территорию России, развитие производственно-технологической  кооперации, расширение экономически эффективного доступа к новым  технологиям, машинам, оборудованию для  крупномасштабной модернизации производственных мощностей. В целях привлечения  иностранных инвестиций необходимо обеспечить существенное снижение издержек, возникающих по причине обременительных  таможенных и административных процедур, при получении международных  инвестиционных товарных кредитов и  прямых вложений капитала.

С учетом задачи ускорения перехода к инновационной экономике должна повыситься роль таможенно-тарифных мер  в реализации селективной промышленной и структурной политики: достаточная  степень тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной продукции, постепенное  открытие рынков по мере их становления, сегментирования и роста конкурентоспособности  отечественных производств в 5 целях  сохранения конкурентной среды. Основополагающее значение здесь будет иметь наличие конкретных, подкрепленных инвестициями, развитием инфраструктуры, маркетинговыми планами программ отраслевого развития, в рамках которых при необходимости меры по корректировке ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин станут составной частью отраслевых стратегий. Одновременно настройка таможенно-тарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО.

 

Эволюция российского таможенного  тарифа на протяжении последних лет  состоит в снижении среднего уровня ставок. Если в 2001 г. среднее значение российского тарифа составляло 14,1%, то в 2002 г. это значение уменьшилось  до 12%, а в 2008 г. оно составляло 10,96%. Однако снижение среднего уровня тарифа еще не дает правильного представления  о том, действительно ли произошло  уменьшение реальной протекционистской  защиты внутреннего рынка страны. Для этого необходимо выяснить, в  какой мере произошло снижение пошлин в российском таможенном тарифе, активно  воздействующих на торговлю, насколько  это снижение затронуло систему  тарифного протекционизма страны и  не происходило ли это снижение за счет сокращения таких ставок, которые  потеряли свое значение.

В Российской Федерации в 2001 г. ставки таможенного тарифа свыше 10% составляли более 46% от общего количества ставок. В 2008 г. их количество уменьшилось до 38,9%. Основной ставкой российского  таможенного тарифа в 2008 г. была ставка 5%, которая составляла 41,3% от общего количества ставок. Вторая по частоте  встречаемости (23,4%) – ставка тарифа 15% и третья – ставка тарифа 10%, которая  встречается в 19,5% случаев. Сравнение  тарифов 2001 г. и 2008 г. показывает, что  происходит их «стягивание» в зону 5–15% за счет уменьшения ставок 20–30%.

 Основное различие современного российского тарифа и тарифа стран ЕС заключается в том, что в тарифе стран ЕС смешанные ставки занимают 15%, а в России только 0,1%; в тарифе стран ЕС отсутствуют комбинированные ставки, а в российском тарифе их доля составляет 12,2%; в тарифе стран ЕС специфические ставки составляют 5%, а в российском тарифе – 2,9%; в товарных группах тарифа ЕС могут встречаться как смешанные, так и специфические ставки по отдельным позициям.

Следует отметить, что в российском таможенном тарифе не встречаются так  называемые мегатарифы, т.е. тарифы, ставки которых превышают 100%.

А между тем это эффективная  мера защиты внутреннего рынка страны. Так, в таможенном тарифе США количество используемых мегатарифов на агропродовольственном рынке равно 19, что составляет примерно 2% от общего количества таможенно-тарифных позиций для сельскохозяйственных товаров. Импорт сельскохозяйственной продукции ЕС ограничивается 141 мегатарифом, Японии – 142. Следует отметить, что в ЕС большинство мегатарифов относится к сельскохозяйственным товарам. Анализ показывает, что в ЕС высокие средние ставки пошлин характерны для таких групп сельскохозяйственных товаров, как сахарная свекла, сахарный тростник, заменители сахара (подсластители), зерновые культуры, мукомольно-крупяная продукция, животные корма. Мегатарифы на данные группы товаров высоки в силу того, что большая часть ставок на входящие в них товарные позиции установлена на высоком уровне. Максимальная ставка таможенного тарифа ЕС в размере 540% взимается с ввозимой измельченной или сухой сахарной свеклы. В ЕС очень высокие ставки таможенных пошлин установлены также на виноградный сок, бананы, готовые или консервированные грибы. В Японии из 142 применяемых мегатарифов 49 являются самыми высокими по сравнению с тарифами ЕС. Самая высокая средняя пошлина приходится на молочную группу и составляет 322%. Мегатарифы применяются почти к 2/3 товарных позиций данной группы, причем для 20 из них ставки пошлины превышают 500%.

Присоединение России к ВТО влечет за собой определенные обязательства  в области таможенно-тарифного  регулирования, которые связаны в том числе со снижением средней ставки импортного таможенного тарифа.

Если обязательства по переговорам  механически отнести к моменту  вступления России в ВТО, то через  несколько лет средняя ставка российского таможенного тарифа должна снизиться до 6–8%, что нежелательно для России, для которой очень  важной остается фискальная направленность таможенно-тарифного регулирования.

В настоящее время утвержден базовый перечень ЕТТ более чем из 4 тыс. позиций. Сформирован проект ЕТТ, включающий более 11 тыс. десятизначных подсубпозиций.

Конкретные предложения по совершенствованию  национального таможенно-тарифного  регулирования, которое в настоящее  время выполняет преимущественно  фискальные функции, а таможенный тариф  выступает, по сути, дополнительным налогом  на потребителей и промышленность, заключаются в следующем.

1. Подчинить структуру и ставки  таможенного тарифа РФ целям  и задачам разработанной Концепции  социально-экономического развития  страны до 2020 г. и формируемой  на ее основе национальной  промышленной политики. Речь, прежде  всего, идет о более тщательном  учете состояния и специфики  отдельных отраслей и производств,  по отношению к которым таможенно-тарифное  регулирование может в различной  степени и комбинации выполнять  протекционистские, структурные,  стимулирующие или фискальные  функции. Положение конкретных  отраслей и производств на  внутреннем рынке страны определяется, главным образом, уровнем их  конкурентоспособности. С точки зрения критерия конкурентоспособности на внутреннем рынке различные виды выпускаемой в России продукции сведены в диссертации в пять основных групп, требующих соответствующей расстановки акцентов в таможенно-тарифном регулировании импорта.

2. Сделать акцент на использовании импортного таможенного тарифа как инструмента разумной защиты уязвимых для импорта сегментов внутреннего рынка, повышения конкурентоспособности российских товаропроизводителей, в том числе придать большую гибкость и адресность таможенному тарифу путем выделения новых товарных подпозиций на уровне национальных знаков товарной номенклатуры для идентификации наиболее чувствительных к импорту товаров, дифференциации уровней ставок пошлин вплоть до их дробления в зависимости от экономической целесообразности, широкого применения сезонных и временных пошлин, тарифных квот, иных специальных тарифных мер.

3. С целью стимулирования производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний и переноса обрабатывающих производств на территорию РФ ("импорт производств вместо импорта товаров") более последовательно проводить в жизнь принцип эскалации таможенного тарифа, снизив уровень обложения импортных материалов, комплектующих изделий и компонентов, используемых для выпуска готовых изделий в РФ (хотя здесь возможны и исключения, требующие, например, сохранения высокого уровня пошлин на материалы и комплектующие для создания благоприятных условий для развития соответствующих отечественных производств), а также более активно применять специальные таможенные режимы (переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления).

4. Упорядочить действующие системы  тарифных преференций и тарифных  льгот для повышения эффективности  регулирующей функции таможенного  тарифа, в том числе пересмотреть  существующие преференции в пользу  развивающихся стран, соотнеся  круг получателей преференций  и их размер с уровнем экономического  развития этих государств, а также  проводимой политикой в отношении  нашей страны.

5. Улучшить качество таможенного  администрирования, прежде всего,  за счет осуществления более  полного таможенного контроля  ввозимых товаров, упрощения технологии  таможенного оформления, приведения  процедур пропуска грузов через  границу в соответствие с унифицированными  международными нормами. Исключительно  важным моментом является ускорение  перехода на электронное декларирование  и электронный документооборот  при таможенном оформлении, что  позволит снизить издержки этого  процесса и сократить время  прохождения товаров, особенно  транзитных, через таможни.

 

В соответствии с требованиями развития мирового хозяйства и ВТО назрела  необходимость снижения средней  ставки таможенного тарифа, поэтому  необходимы поиски новых подходов к  исследованию таможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного тарифа с выполнения фискальной функции  на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку  она выполняет роль защиты национального производителя.

Страна имеет тем больше возможностей для маневра в ходе переговоров  по согласованию взаимных тарифных уступок, чем больше товарных позиций содержится в ее импортном таможенном тарифе. Развитость товарной номенклатуры является косвенным показателем уровня развития системы внешнеторгового регулирования  в стране.

Степень дифференциации тарифа зависит  как от применяемой товарной номенклатуры, так и от того, насколько полно  она используется. Наибольшее использование  имеет Гармонизированная система  описания и кодирования товаров, которая является основой товарных номенклатур практически всех крупных  государств.

Для общей характеристики и сопоставления  таможенных тарифов используют обобщенные показатели уровня ставок таможенного  тарифа. Для характеристики таможенного  тарифа в целом, а также для  анализа положения в области  обложения пошлинами крупных  товарных групп, подгрупп, разделов используются показатели среднего уровня тарифных ставок. Существуют и другие показатели, которые касаются не только уровня обложения, но и структуры тарифа. Такими показателями являются, например, максимальный уровень ставок тарифа (пиковые ставки тарифа), удельный вес товаров, пользующихся режимом беспошлинного ввоза и др.

Необходимость цифровых кодов обусловлена  тем, что они используются для  определения ставок таможенных пошлин, так как на основе ТН ВЭД составляется таможенный тариф - система таких  ставок. Основополагающей характеристикой  ТН ВЭД является "строгое соблюдение правила однозначного отнесения  товаров к классификационным  группировкам".

Таким образом, таможенный тариф устанавливает  соотношение между товарной номенклатурой  и ставками таможенной пошлины. Главный  вектор развития таможенного тарифа - создание наиболее приоритетных направлений  в структуре российской экономики. При этом должны быть учтены и максимально  сбалансированы интересы государства  и общества в соответствии с проблемами, условиями, целями и возможностями, имеющимися в стране.

Использование таможенного тарифа, содержащего оптимальные ставки таможенных пошлин, обладает рядом  достоинств. Так, если страна может  оказывать влияние на мировые  цены, оптимальный уровень ставки таможенной пошлины может принести ей существенный выигрыш.

 

 

 

Создание условий для экономически оправданных и обоснованных действий по привлечению иностранных инвестиций требует предварительного принятия срочных мер по повышению потребительского спроса и по оздоровлению финансово-кредитной сферы в России: реорганизации банковской системы, резкого снижения банковских процентных ставок, ликвидации спекулятивной части рынков межбанковского кредита и ценных бумаг.

Одним из факторов, сдерживающих приток иностранных инвестиций в экономику  России, является отток за рубеж  российских капиталов под предлогом  того, что они якобы не находят  в стране прибыльного приложения. В этих условиях постоянные обращения  к иностранным инвесторам с призывом вкладывать свои капиталы в российскую экономику выглядят, по меньшей мере, странно. В первую очередь, в стране должны быть созданы условия, которые  бы содействовали прекращению бегства  за рубеж отечественных капиталов  и использованию их в целях  подъема и модернизации российской экономики.

Информация о работе Влияние мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на инвестиционное развитие Российской Федерации