Влияние мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на инвестиционное развитие Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 12:35, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является оценка влияния мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на инвестиционное развитие РФ.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать роль и задачи таможенно-тарифного регулирования в инвестиционном развитии РФ.
2. Рассмотреть основные направления, формы и инструменты таможенно-тарифного регулирования.
3. Оценить тенденции и особенности таможенно-тарифного регулирования в зарубежных странах.
4. Охарактеризовать особенности таможенно-тарифного регулирования в России.
5. Изучить проблемы законодательства РФ о тарифно-таможенном регулировании.
6. Внести предложения по совершенствованию методов тарифно-таможенного регулирования для повышения инвестиционной привлекательности РФ

Содержание работы

Введение
Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование как фактор инвестиционного развития государства
1.1. Цели и задачи таможенно-тарифного регулирования в инвестиционном развитии РФ
1.2. Виды, меры и инструменты таможенно-тарифного регулирования
Глава 2. Анализ тарифно-таможенного регулирования в России и за рубежом
2.1. Тенденции и особенности таможенно-тарифного регулирования в зарубежных странах
2.2. Особенности таможенно-тарифного регулирования в России
Глава 3. Совершенствование таможенно-тарифного регулирования для повышения инвестиционной привлекательности РФ
3.1. Совершенствование законодательства в области таможенно-тарифного регулирования.
3.2. Предложения по совершенствованию мер тарифно-таможенного регулирования для повышения инвестиционной привлекательности РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом коля.docx

— 136.55 Кб (Скачать файл)

Для России, интегрирующейся в мировое хозяйство и приобщающейся к деятельности многосторонних экономических организаций, определяющих поведение участников международной торговли, знание современной системы таможенно-тарифного регулирования и тенденций ее развития представляет практический интерес. Это важно с точки зрения как обеспечения соответствия поведения российских операторов общепризнанным правилам взаимодействия на мировом рынке (например, установленным в конвенциях Всемирной таможенной организации, членом которой является Россия), так и участия ее в разработке новых и совершенствовании действующих таких правил.

Исследование существующих многосторонних норм и правил таможенно-тарифного  регулирования позволит России повысить эффективность функционирования таможенного  тарифа в нашей стране, рациональнее сочетать его защитные, фискальные и регулирующие функции, тем самым  более полно использовать созидательный  потенциал национальной таможенно-тарифной политики.

Углубленный анализ зарубежной и российской практики таможенно-тарифного регулирования, а также международно-правовых оснований  этой деятельности представляется особенно своевременным и полезным в связи  с активизацией работы по формированию Таможенного союза России с Казахстаном  и Белоруссией. Возникает все  больше конкретных, практических вопросов относительно выстраивания единой таможенно-тарифной политики стран-участниц, последовательности и характера необходимых действий в этом направлении, и ответы на часть  из этих вопросов (в том числе  опирающиеся на опыт ЕС) содержатся в дипломной работе.

Целью дипломной работы является оценка влияния мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на инвестиционное развитие РФ.

Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать роль и задачи  таможенно-тарифного регулирования  в инвестиционном развитии РФ.

2. Рассмотреть основные направления,  формы и инструменты таможенно-тарифного  регулирования.

3. Оценить тенденции и особенности  таможенно-тарифного регулирования  в зарубежных странах.

4. Охарактеризовать особенности  таможенно-тарифного регулирования  в России.

5. Изучить проблемы законодательства  РФ о тарифно-таможенном регулировании.

6. Внести предложения по совершенствованию  методов тарифно-таможенного регулирования  для повышения инвестиционной  привлекательности РФ

Объектом исследования является система  мер таможенно-тарифного регулирования  внешнеторговой деятельности.

Теоретической и методологической основой проведенного исследования послужили труды ученых-теоретиков в области финансов, государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности и международных отношений. Использовались научно-исследовательские  разработки, связанные с регулированием внешнеэкономической деятельности, оптимизацией ставок таможенных пошлин. Проанализированы фундаментальные  исследования современных российских авторов по проблемам таможенно-тарифного, нетарифного регулирования внешнеэкономической  деятельности. Выводы и предложения, сформулированные по результатам исследования, учитывают современные подходы  органов государственного управления РФ к совершенствованию национального  таможенно-тарифного регулирования.

Теоретическая значимость результатов  исследования состоит в развитии теории таможенной деятельности в части  формирования таможенно-тарифных мер, влияющих на инвестиционное развитие России.

1,1.   Цели и задачи таможенно-тарифного регулирования

Государство в рамках своей таможенной территории может осуществлять комплекс мероприятий, нацеленных на регулирование  различных параметров внешней торговли. Этот комплекс может включать следующие  формы и методы воздействия на различные параметры экспортно-импортных  операций: 
 
1. нетарифное регулирование - государство использует систему правовых, административных и иных инструментов регулирования внешней торговли; 
 
2. тарифное регулирование - государство как носитель таможенного суверенитета использует таможенный тариф и систему таможенных пошлин. 
 
Таможенно - тарифное регулирование – совокупность методов государственного воздействия на внешнеторговую деятельность, основанных на применении таможенных пошлин, процедур, правил. Таможенно - тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли.  
 
Правовую основу таможенно-тарифного регулирования составляют: 
 
· Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993г., в котором установлены цели и сферы использования таможенно – тарифных мер, определены основные понятия, используемые в правовом механизме как тарифного, так и нетарифного регулирования торгово-экономических отношений РФ, закреплены общие принципы и правила применения таможенно - тарифных мер. 
 
· Таможенный кодекс РФ 
 
· Система подзаконных нормативно- правовых актов по таможенно – тарифному регулированию, издаваемых Президентом РФ, Федеральной таможенной службой. 
 
С помощью таможенно-тарифного регулирования государство влияет на внешнеэкономический оборот страны и на свой внутренний рынок путём установления таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений на ввозимые и вывозимые товары. Государственное регулирование импорта и экспорта товаров есть мера объективная, т.к. от того, как это регулирование будет построено, во многом зависит степень развития экономики страны. Государством проводится определённая таможенная политика, которая по своей структуре подразделяется на два вида: 
 
· протекционистская политика – предусматривает защиту государством своей национальной экономики, всяческое стимулирование и поощрение к её развитию путём высоких таможенных пошлин, ограничений и запретов на ввозимые зарубежные товары для обеспечения минимальной конкуренции на внутреннем рынке и таким образом поддержки развития отечественного производителя 
 
· политика свободной торговли (фритредерство) – направлена на поощрение импорта зарубежных товаров и насыщение внутреннего рынка этими товарами путём минимальных таможенных ставок, запретов и ограничений, связанных с импортированием. 
 
Таможенно-тарифное регулирование является принципиальным и трудоемким действием, которое включает в себя несколько взаимосвязанных операций: 
 
· определение страны прохождения продукта; 
 
· определение таможенной стоимости продукта; 
 
· определение таможенных платежей. 
 
Таможенно - тарифное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, и находится в ведении Российской Федерации (п. 1 ст. 1 ТК РФ). 
 
Цели и задачи таможенно-тарифного регулирования. 
 
Цели таможенно-тарифного регулирования могут формулировать только органы высшей государственной власти той страны, которая является носителем суверенитета на своей таможенной территории. 
 
Цели таможенно-тарифного регулирования можно классифицировать на основе различных признаков и критериев. По продолжительности периода регулирования цели делятся на долгосрочные (стратегические), среднесрочные (3-10 лет) и краткосрочные. Долгосрочные цели формируются законодателем иногда прямо в тексте специального закона, а текущие (среднесрочные) правительством, ФТС. 
 
К долгосрочным целям относятся: 
 
1. Протекционистская - защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции; 
 
2. Фискальная – обеспечение поступления средств в бюджет. 
 
Среднесрочные цели таможенно – тарифного регулирования: 
 
Основной целью таможенно - тарифного регулирования любого государства является обеспечение его экономических интересов, а именно: 
 
· участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики; 
 
· содействие проведению структурной перестройки; 
 
· · обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России; 
 
· участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка; 
 
· стимулирование развития национальной экономики; 
 
· Получение политических уступок от стран-партнеров. 
 
· Обеспечение наиболее применимых условий для интеграции российской и мировой экономик 
 
· содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России; 
 
· Решение задач социального характера, уменьшение влияния кризисных ситуаций на социальный и экономический сектор; 
 
· иные цели, определяемые Федеральной таможенной службой и Правительством Российской Федерации.

В ходе применения таможенно-тарифного  механизма решаются следующие основные задачи:

  • поддержка конкурентоспособности продукции отечественных предприятий на внутреннем рынке;
  • повышение модернизационной и инновационной составляющей российской экономики;
  • повышение конкурентоспособности российского экспорта;
  • интеграция в единую систему таможенно-тарифного регулирования Таможенного союза.
  • поддержание необходимого уровня инвестиционной привлекательности отраслей или производств;

Эффективность использования механизма во многом зависит от нормативного порядка и правил таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Законодательной основой такого регулирования являются нормы ТК и Закон "О таможенном тарифе". В последнем установлены цели и сфера использования таможенно-тарифных мер, определены основные понятия, используемые в правовом механизме как тарифного, так и нетарифного регулирования торгово-экономических отношений России, закреплены общие принципы и правила применения таможенно-тарифных мер. В соответствии с нормами этого Закона регламентация конкретных вопросов данной сферы передается в компетенцию Правительства РФ. Однако Правительство устанавливает ставки ввозных таможенных пошлин в определенных законодательным органом границах или определяет порядок предоставления тарифных льгот, перечень которых содержится в Законе.

 

Таможенное регулирование в  Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством  Таможенного союза и законодательством  Российской Федерации заключается  в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и  методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений  при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

В Российской Федерации применяются  меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие  внешнюю торговлю товарами (далее - запреты и ограничения), предусмотренные  международными договорами, составляющими  договорно-правовую базу Таможенного  союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов  Таможенного союза.

  • поддержка конкурентоспособности продукции отечественных предприятий на внутреннем рынке;

Одним из важнейших условий повышения  неценовой конкурентоспособности  товаров и услуг отечественного производства на внутреннем рынке является повышение оценки их качества и престижности потребления. К числу важнейших  инструментов создания осознаваемых потребителями  различий между продуктами является формирование бренда, под которым  понимается репутация, набор ожиданий и ассоциаций, связываемых потребителями  с торговой маркой данного продукта, либо его производителя.

  • повышение модернизационной и инновационной составляющей российской экономики;

Речь идет о совершенствовании  ее элементов путем более взвешенного отношения к использованию инструментов государственного и рыночного регулирования, к оптимизации соотношения в ВВП долей секторов услуг и собственно производства, перехода от сырьевой модели развития к диверсифицированной структуре. С использованием накопленного научно-технического, интеллектуального, информационного потенциала.

  • повышение конкурентоспособности российского экспорта;

Внедрение новых технологически совершенных  производств, в частности, это касается обрабатывающих отраслей промышленности-машиностроительной, химической, легкой, связанных с  привлечением иностранного капитала.

  • интеграция в единую систему таможенно-тарифного регулирования Таможенного союза.

Сюда относятся мероприятия  по введению единого экономического пространства, упрощению процедур экспорта и импорта между странами-участницами, а также унификация стандартов и регламентов на продукцию, имеющих большое значение для развития единой системы технического регулирования.

  • поддержание необходимого уровня инвестиционной привлекательности отраслей или производств;

Совершенствоание нормативной и правовой базы, регулирующей права и обязанности инвестора, улучшение экономического климата в стране, создание новых перспективных производств, модернизация существующих.

Иностранные инвестиции играют важную роль в экономике любой страны, включая Россию. Привлечение иностранных  инвестиций является объективной необходимостью. 
 
Иностранные инвестиции обусловлены международным разделением труда, развитием международных связей, интегрированием национальной экономики в мировом хозяйстве. Их использование является объективной необходимостью. Чтобы рассмотреть это понятие более подробно следует выделить определения:

Инвестиции - это денежные средства, целевые банковские вклады, акции  и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в т.ч. и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и/или достижения положительного социального эффекта. Другими словами это то, что вкладывается в инвестиционный объект.

 
 Инвестиционный объект – любые  объекты, в которые вкладываются  инвестиции. Выделяют 4 группы инвестиционных  объектов: объекты реального капитала (недвижимость, предприятия), финансовые  средства, нефинансовые средства, человеческий  капитал.

 
 Инвестирование – непосредственный  процесс вложения инвестиций  в инвестиционные объекты.

 
 Инвестиционная деятельность  – процесс, включающий как  собственно само инвестирование, так и последующее осуществление  иных действий с целью получения  от инвестиций прибыли или  иного положительного эффекта.

Исходя из вышесказанного:

Иностранные инвестиции - все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской  и других видов деятельности в  целях получения прибыли (дохода). 
 
Иностранные инвестиции на территории РФ могут вкладываться в любые объекты, не запрещенные законодательством. Они могут включать в себя: а) вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства; б) ценные бумаги; в) целевые денежные вклады; г) научно-техническую продукцию; д) права на интеллектуальные ценности; е) имущественные права.

Современную правовую базу для иностранных  инвестиций составляют более 30 законов  и указов Президента РФ, главный  из них - федеральный закон «Об  иностранных инвестициях в РФ»  №160-ФЗ от 9 июля 1999г.

Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них  доходы и прибыль, условия предпринимательской  деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Закон направлен  на привлечение и эффективное  использование в экономике РФ иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и  технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий  деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового  режима иностранных инвестиций нормам международного права.

Информация о работе Влияние мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на инвестиционное развитие Российской Федерации