Таможня, в системе таможенных органов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Возрастание роли и значения таможенного дела и в целом таможенной деятельности как инструмента внешнеэкономической деятельности, тесно связанных с внутренней и внешней политикой Российской Федерации, объективно обусловливают повышение активной роли таможенных органов, ее системы в осуществлении задач и функций в сфере таможенного дела.
Совокупность таможенных органов, учреждений и организаций - это сложный и разветвленный механизм, обеспечивающий решение многообразных, подчас разнородных, но в конечном счете объединенных функциональной общностью, единых и целостных задач.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. История становления и развития таможни в России………………………….5
1.1. Зарождение таможни: сущность и содержание………………………………….....5
1.2. Происхождение слова «Таможня» и его значение…………………………………7
1.3. Общая характеристика структуры таможенных органов………………………...11
Глава 2. Таможня, как самостоятельный элемент системы таможенных органов….13
2.1.Таможня в системе таможенных органов. Создание, реорганизация и подчиненность таможни. Классификация таможен…………………………………...13
2.2. Организационная структура таможни. Статус таможни и её полномочия……...16
2.3.Управление таможней. Начальник таможни, его назначение и полномочия……26
Глава 3. Совершенствование структуры таможенных органов, расположенных в Уральском федеральном округе……………………………………………………...…31
3.1. Реорганизация структуры таможенных органов, расположенных в Уральском федеральном округе……………………………………………………………………..31
3.2. Мероприятия по проведению реорганизации структуры таможенных органов, расположенных в Уральском федеральном округе…………………………………....33
3.3. Проблемы совершенствования в таможенных органах и пути их решений…….39
Заключение……………………………………………………………………………….42
Список использованных источников…………………………………………………...45

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 83.72 Кб (Скачать файл)

Так, таможней названа «администрация, призванная осуществлять контроль за перемещением через границу имущества и капиталов»[ Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь.М.1994]. При этом интересно отметить, что К.Г. Борисов упоминает особое понятие «служба контроля таможенных учреждений», определяемое как «любая служба, на которую возложена обязанность осуществлять виды контроля, которым регулярно подвергаются импортные, экспортные и транзитные грузы или пассажиры, их багаж, ручная кладь, валюта и валютные ценности, почтовые отправления при международных перевозках»[ Борисов К.Г. Международное таможенное право: Учеб. пособие. М., 2001]. Таким образом, обоснованно ставится вопрос о неоднородности таможенной администрации и о невозможности сведения ее деятельности только к контрольным операциям.

В русле приведенного выше толкования высказывается мнение, что  таможенные органы создаются для  реализации всего комплекса мероприятий, составляющих таможенное дело (взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и т.д.)[2]. В этом случае реализация совокупности таможенных функций государства должна ставиться в соответствие таможенному делу, но при этом неоднозначно решается вопрос — осуществляют ли таможенное дело только таможенные органы или таможенные органы реализуют лишь часть таможенного дела в соответствии с закрепленными за ними функциями. Действительно, таможенные органы «предназначены для реализации полномочий федеральной власти в сфере таможенного регулирования и внешнеэкономических отношений (п. «ж», «л» ст.71 Конституции РФ)». Цель деятельности таможенных органов состоит, таким образом, в обеспечении, реализации целей и применении инструментария таможенного регулирования. Однако таможенное законодательство по данному вопросу имеет явный пробел: цель деятельности таможенных органов не конкретизирована, не раскрыто содержание термина «в таможенных целях»[7], а главное, на наш взгляд, нет достаточных оснований отождествлять «таможенные цели» государства с конкретными целями деятельности таможенных органов. Представляется, что понятие «таможенные цели» государства наиболее емкое и формирует конкретные цели деятельности таможенных органов.

1.3. Общая характеристика  структуры таможенных органов

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться  в деятельность таможенных органов  при осуществлении ими своих  функций.

Должностными лицами таможенных органов являются граждане Российской Федерации, замещающие в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации, должности сотрудников и федеральных  государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации.

Таможенными органами являются:

1) федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный в области  таможенного дела (ФТС);

2) региональные таможенные  управления (РТУ);

3) таможни;

4) таможенные посты.

Деятельность таможенных органов основана на принципах:

1) законности;

2) равенства лиц перед  законом, уважения и соблюдения  их прав и свобод;

3) единства системы таможенных  органов и централизованного  руководства;

4) профессионализма и  компетентности должностных лиц  таможенных органов;

5) ясности, предсказуемости,  гласности действий должностных  лиц таможенных органов, понятности  требований таможенных органов  при проведении таможенного контроля  и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах  осуществления внешнеэкономической  деятельности, таможенном законодательстве  Таможенного союза и законодательстве  Российской Федерации о таможенном  деле;

6) единообразия правоприменительной  практики при проведении таможенного  контроля и совершении таможенных  операций;

7) недопущения возложения  на участников внешнеэкономической  деятельности, лиц, осуществляющих  деятельность в сфере таможенного  дела, перевозчиков и других лиц  чрезмерных и неоправданных издержек  при осуществлении полномочий  в области таможенного дела;

8) совершенствования таможенного  контроля, применения современных  информационных технологий, внедрения  прогрессивных методов таможенного  администрирования, в том числе  на основе общепризнанных международных  стандартов в области таможенного  дела, опыта управления таможенным  делом в иностранных государствах - торговых партнерах Российской  Федерации. [6]

Таможня является таможенным органом, входящим в единую федеральную  централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и  обеспечивающим реализацию задач и  функций ФТС России в регионе  деятельности таможни.

Таможня в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами  и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми  актами Банка России, иными нормативными правовыми актами в области таможенного  дела, нормативными и иными правовыми  актами ФТС России, а также  Общим  положением о таможне.

Таможня осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов  исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными  объединениями и иными организациями, физическими и юридическими лицами. Таможня осуществляет руководство деятельностью подчиненных таможенных постов (далее - таможенные посты) и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом. [3]

Глава 2. Таможня, как самостоятельный элемент системы таможенных органов

2.1.Таможня в системе  таможенных органов. Создание, реорганизация и подчиненность таможни. Классификация таможен

Таможня, представляет собой самостоятельный элемент единой системы таможенных органов России и является таможенным органом третьего уровня, занимая промежуточное положение между таможенными постами и РТУ.

Принятие решения о  создании, реорганизации или ликвидации таможен:

1. Решения по этим вопросам  принимал только ГТК, решения  оформлялись приказом председателя  комиссии.

2. Решение принималось  министерством экономического развития  и торговли.

3. С 2006 года окончательные  решения по этим вопросам принимает  только ФТС,  решения оформляются  особым приказом руководителя ФТС.

При создании новой таможни  решаются следующие вопросы:

1) принимается решение о создании;

2) утверждается ее назначение;

3) утверждается код таможенного органа;

4) определяется регион (зона) деятельности;

5) определяется перечень подчиненных таможенных постов;

6) определяется перечень пограничных пунктов пропуска;

7) международные пункты пропуска, которые контролируются таможней;

8) подчиненные отделы таможенного оформления и таможенного контроля;

9) присваивается категория таможни;

10) определяется ее характер;

11) утверждается штатное расписание таможни;

12) определяется способ создания таможни:

- выделение новой таможни  из более крупной;

- реорганизация действующей  таможни;

В этом случае от действующей  таможни изымается часть региона  деятельности, эти части объединяются в регион деятельности новой таможни, после этого принимается решение о передаче действующих таможенных постов из состава одних таможен в другие.

- создание новых таможен,  без реорганизации действующих.

Таможня, имеет следующие  системные характеристики таможенного  органа:

1) является правоохранительной организацией;

2) является бюджетной организацией;

3) имеет федеральный статус, то есть является федеральным учреждением на территории конкретного региона;

4) является объектом директивного управления со стороны ФТС и РТУ.

Таможня обычно входит в  структуру таможенных органов России, кроме таможен центрального подчинения.

Таможня, всегда является самостоятельным  юридическим лицо, отдельной государственной организацией.

Она имеет следующие атрибуты государственной организации:

Самостоятельный бухгалтерский баланс; обособленное государственное имущество; гербовую печать и другие печати функционального назначения; специальное наименование; специальный код в классификаторе таможенных органов России; специальную подчиненность; имеет паспорт таможни; регион деятельности; категорию; имеет особую организационную структуру; специальные банковские счета для ее финансирования, для перечисления таможенных платежей в доходы федерального бюджета; до недавнего времени имел право на оперативное управление закрепленным имуществом, как объектом федеральной собственности.

Таможни могут иметь 2 варианта подчинения:

1) прямое подчинение ФТС  (ГТК)  - центрального подчинения;

2) таможни подчиненные  РТУ – регионального подчинения.

Каждая таможня, как федеральная  организация имеет свой паспорт.

Паспорт -  утверждаемый документ, имеет элементы закрытости, он содержит следующие основные сведения:

1) её наименование;

2) дата создания или реорганизации;

3) регион деятельности таможенного органа, этот регион может совпадать и не совпадать с территорией субъекта федерации;

4) площадь региона, его административное деление;

5) категория таможни;

6) характер таможни (внутренняя или пограничная);

7) организационная структура таможни;

8) штатная численность на определенную дату по категориям;

9) сведения о таможенных постах.

Причинами постоянно меняющегося  количества таможен является:

1) создание новых таможен приказами ФТС (ГТК);

2) ликвидация действующих таможен.

Классификация таможен:

1. Подчиненность таможен:

1.1. Таможни напрямую подчиненные  ФТС (таможни центрального подчинения);

1.2. Таможни, подчиненные РТУ.

2. Место нахождения (дислокации) таможни:

2.1. Пограничная таможня (приграничная);

2.2. Внутренняя.

3. По периоду создания  таможен:

3.1.Таможни, созданные при СССР;

3.2. Таможни, созданные после распада СССР (с 1992 года).

4. Наличие, отсутствие  подчиненных таможенных постов:

4.1. Таможни, имеющие подчиненные  посты в своей структуре;

4.2. Таможни, не имеющие  таможенных постов.

5. По признаку специализации:

5.1. Универсальные (многопрофильные);

5.2. Специальные таможни;

5.3. Центрально-энергетические  таможни;

5.4. Оперативные.

6. По масштабам региона  деятельности таможен:

6.1. Таможни, которые действуют  на территории отдельного субъекта  РФ;

6.2. Таможни, у которой  регион деятельности это только  часть территории субъекта федерации.

7. По категориям:

7.1. Таможни высшей категории (энергетические);

7.2. Таможни первой категории  (пограничные таможни);

7.3. Таможни второй категории.

8. По количеству должностных  лиц:

8.1. Таможни крупные (свыше  500-600 человек);

8.2. Таможни средние (300-500 человек);

8.3. Небольшие по численности (до 300 человек).

9. По объему взимаемых  таможенных платежей:

9.1. до 1 миллиарда рублей;

9.2. от 1- до 5  миллиардов рублей;

9.3. от 5 – до 10 миллиардов  рублей;

9.4. от 10 – до 15 миллиардов  рублей;

9.5. свыше 15 миллиардов  рублей.

2.2. Организационная структура  таможни. Статус таможни и её полномочия

Организационная структура  таможен определяется следующими факторами:

1) площадь региона деятельности;

2) категория таможни;

3) штатная численность  таможни;

4) наличие пограничных пунктов пропуска в регионе деятельности таможни;

5) специализация таможни;

6) масштабы внешней торговли, особенно импорта в ее регионе. Количество участников ВЭД зарегистрированных в этом регионе;

7) характер таможни, ее дислокация (пограничная или внутренняя).

Структура таможни может  включать следующие элементы:

Информация о работе Таможня, в системе таможенных органов РФ