Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 07:57, доклад
Налоговые органы Российской Федерации — единая централизованная система органов контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
Взаимодействие между налоговыми органами России происходит как бы в двух направлениях - "по вертикали" и "по горизонтали".
Доклад
по дисциплине «Налоги и налогообложение»
Система налоговых органов в РФ
Выполнила
Иванова Александра Михайловна
студентка
социально-экономического факультета
специальности «Финансы и кредит» очной формы обучения
2013 г.
Система налоговых органов в РФ
Налоговые органы Российской Федерации — единая централизованная система органов контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
Взаимодействие между налоговыми органами России происходит как бы в двух направлениях - "по вертикали" и "по горизонтали".
Взаимодействие "по вертикали" обусловлено тем, что система налоговых органов Российской Федерации является трехуровневой. На федеральном уровне действует центральный аппарат ФНС РФ и сборам и межрегиональные инспекции ФНС России. На уровне регионов функционируют управления ФНС России. На местном уровне - инспекции ФНС России по районам, инспекции по районам в городах, инспекции в городах без районного деления, межрайонные инспекции.
Каждое из этих звеньев системы налоговых органов имеет свои, локальные, задачи, функции и полномочия, но решают одну общую задачу - обеспечение поступления средств в бюджет России. Налоговые органы разного уровня связаны друг с другом отношениями административного подчинения и взаимодействуют "по вертикали"
За последние 15 лет название уполномоченного федерального органа исполнительной власти, возглавляющего систему налоговых органов, неоднократно изменялось.
На разных этапах эту роль выполняли:
• Государственная налоговая служба Российской Федерации (ГНС России) (с 1991 по 1998 г.);
• Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) (с 1999 по 2004 г.);
• Федеральная налоговая служба (ФНС России) (осень 2004 г. – по настоящее время).
1. Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач.
6 апреля 2010 года Распоряжением
Председателя Правительства
Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя Службы.
Основные задачи Федеральной налоговой службы:
Свои функции и полномочия ФНС России осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.
Межрегиональные инспекции создаются на уровне ФНС России и охватывают своей деятельностью всю Россию, все субъекты РФ.
Как видно из сказанного выше, межрегиональные инспекции создаются в целях усиления налогового контроля в определенных отраслях народного хозяйства или сферах деятельности, наиболее "подверженных" уклонению от уплаты налогов. Эти инспекции имеют задачи и функции, серьезно отличающиеся от задач и функций районных инспекций ФНС России.
Межрегиональные инспекции ФНС России занимают промежуточное положение между федеральной службой и территориальными инспекциями. С одной стороны, они выполняют достаточно большое количество управленческих функций по отношению к нижестоящим налоговым инспекциям. С другой стороны, в их деятельности присутствуют и элементы работы территориальных инспекций, прежде всего - сбор и анализ информации о нарушениях налогового законодательства, взаимодействие с правоохранительными органами и конкретными налогоплательщиками, проведение налоговых проверок по своему кругу вопросов. В то же время, в межрегиональных инспекциях ФНС России не состоят на учете налогоплательщики, они не ведут учет поступлений
Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральному округу созданы для:
• осуществления
• проверки эффективности
работы управлений ФНС России
по субъектам РФ по
• осуществления в
пределах своей компетенции
В настоящее время начато создание 10 межрегиональных инспекций ФНС России по каждому из 10 федеральных округов. Кроме того, в стадии создания находятся межрегиональные инспекции по газовому комплексу и по нефтяному комплексу, на которые предполагается возложить обязанности по контролю за уплатой налогов крупнейшими налогоплательщиками, сосредоточенными в этих отраслях.
2. Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации выполняют аналогичные функции по организации и координации взаимодействия с районными инспекциями ФНС, расположенным в регионе.
В некоторых случаях региональные управления ФНС организуют получение и предварительную обработку информации, необходимой для осуществления налогового контроля, от региональных подразделений других министерств или органов государственного управления региона. В этом случае, информация после ее обработки на региональном уровне, передается в районные налоговые инспекции для использования при налогообложении юридических и физических лиц.
Руководитель Управления ФНС России по субъекту РФ назначается руководителем ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента России по соответствующему субъекту РФ. Руководитель Управления утверждает структуру и функции структурных подразделений аппарата Управления, которые зависят: от численности населения региона; количества налогоплательщиков - юридических и, физических лиц; поступления налогов.
Управления ФНС по субъектам РФ реализуют наряду с уже вышеперечисленными следующие функции:
Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (далее - Управление) является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) и входит в единую централизованную систему налоговых органов.
Управление находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольно.
Управление имеет сокращенное наименование: УФНС России по Камчатскому краю.
3. инспекции по районам.
УФНС России по субъектам РФ утверждают состав и виды межрайонных специализированных инспекций. Их направленность зависит от экономики региона и ее ориентации. Межрайонные инспекции имеют двойное подчинение: УФНС России и межрегиональной инспекции, администрирующей соответствующий сектор экономики. Межрайонные отраслевые инспекции осуществляют мониторинг и налоговый контроль за специфическими для региона крупными налогоплательщиками.
К числу крупных налогоплательщиков в регионах отнесены юридические лица, начисленные налоги и сборы в федеральный бюджет составляют от 75 млн. до 500 млн. руб., или выручка от реализации товаров (работ, услуг) - от 1 млрд. до 6 млрд. руб., или активы - от 1 млрд. до 7 млрд. руб.
Администрирование обычных налогоплательщиков осуществляют инспекции по районам и городам. В результате преобразований в ряде регионов были созданы инспекции по административным округам, а также межрайонные территориальные инспекции.
Инспекции ФНС по районам, районам в городах, городах без районного деления реализуют следующие функции:
Необходимость взаимодействия налоговых органов одного уровня - взаимодействия "по горизонтали" - обусловлена следующими факторами:
1. Налогоплательщики, зарегистрированные
на территории, контролируемой одной
инспек-цией, осуществляют хозяйственную
деятельность на территории
2. Налогоплательщики ведут
хозяйственную деятельность на
территории одной инспекции, но
имеют объект налогообложения, зарегистрированный
на территории другой
3. Налогоплательщики, зарегистрированные на территории, контролируемой одной инспек-цией, проводят хозяйственные операции с предприятиями, банками, гражданами, зарегистрированными на территории других инспекций.
4. Налогоплательщики по
разным причинам могут
Взаимодействие "по горизонтали" осуществляется путем обмена информацией между налоговыми органами одного уровня, путем организации встречных проверок и одновременных проверок хозяйствующих субъектов на нескольких территориях. В некоторых случаях налоговая инспекция передает право на взыскание неуплаченных налогов другой налоговой инспекции.
Обмен информацией между налоговыми органами одного уровня может организовываться на постоянной основе в соответствии с нормативными документами, изданными вышестоящими налоговыми органами, и в инициативном порядке.