Основные правила предоставления тарифных преференций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Для проведения исследования была поставлена цель – показать современное состояние предоставления тарифных преференций в отношении наименее развитых и развивающихся стран в торговле с Российской Федерацией и Таможенным союзом и направления дальнейшего развития предоставления.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
Рассмотреть возникновение тарифных преференций;
Рассмотреть понятие тарифных преференций;
Проанализировать условия получения тарифных преференций;
Рассмотреть условия и способы предоставления тарифных преференций в СНГ;
Проанализировать статистические данные, а также выявить особенности предоставления тарифных преференций СНГ и развивающимся странам.

Содержание работы

Введение 2
1. Место и роль тарифных преференций 3
1.1. Исторические аспекты развития системы тарифных преференций 3
1.2. Понятие тарифных преференций 5
2. Теория и практика предоставления тарифных преференций 7
2.1. Условия предоставления тарифных преференций 7
2.2. Взаимосвязь тарифных преференций и страны происхождения товара 19
2.3.Особенности предоставления преференций 21
3. Анализ статистических данных 27
3.1. Отличительные особенности предоставления тарифных преференций 27
3.2. Проблемные вопросы 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
Список использованной литературы 40

Файлы: 1 файл

Тарифных преференций.docx

— 72.68 Кб (Скачать файл)

Для использования преференциального  беспошлинного режима ввоза в  отношении товаров, происходящих из государств - участников СНГ, декларанту необходимо представить сертификат о происхождении товара по форме «СТ-1».

Последовательное проведение экономических реформ создало предпосылки для дальнейшего углубления многостороннего экономического сотрудничества и усиления интеграционных процессов внутри Сообщества Независимых Государств на субрегиональном уровне. Начало новому этапу экономической интеграции было положено Заявлением президентов Белоруссии, Казахстана, России и Украины от 23 февраля 2003 года о подготовке к формированию Единого экономического пространства (ЕЭП).

В сентябре 2003 года главы  четырех государств подписали Соглашение о формировании Единого экономического пространства. Оно ратифицировано всеми  государствами - участниками ЕЭП  и вступило в силу 20 мая 2004 г.

Под ЕЭП государства-участники  понимали экономическое пространство, объединяющее таможенные территории государств-участников, на котором функционируют механизмы  регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное  движение товаров, услуг, капитала и  рабочей силы. Договоренности, достигнутые  между государствами - участниками экономического пространства, предусматривали проведение единой внешнеторговой политики, а также согласованной в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговой, денежно-кредитной и валютно-финансовой политики.

Появление нового интеграционного  проекта было вызвано неудовлетворенностью стран-участниц реальной экономической отдачей от деятельности существующих региональных объединений в рамках СНГ, их медленным продвижением к интеграции.

Таким образом, в ЕЭП вошли  наиболее экономически и технологически развитые страны СНГ, тесно связанные  друг с другом не только в сырьевой, но и в обрабатывающей отраслях. На долю четырех государств, формирующих  ЕЭП, суммарно приходится более 90% экономического потенциала Содружества.

Однако отдельные принципиальные разногласия с украинскими партнерами по вопросу создания наднациональных органов и унификации таможенных режимов государств - участников ЕЭП в торговле с третьими странами не позволили в дальнейшем углублять интеграцию в рамках ЕЭП3.

Белоруссия, Казахстан и  Россия четко обозначили свои намерения  по дальнейшему продвижению к  более глубокой степени интеграции , не ограничиваясь лишь созданием зоны свободной торговли. Таким образом, с августа 2005 года «четверку» ЕЭП можно условно обозначить как «3+1».

Украинская сторона определяет этапность своего участия исходя из принципа разноуровневой и разноскоростной  интеграции с учетом норм и правил ВТО.

Согласно Решению глав государств - участников ЕЭП от 16 августа 2006 г. № 313 соглашения, направленные на формирование Таможенного союза  Белоруссии, Казахстана и России, а  в дальнейшем и единого экономического пространства, будут подписаны, но теперь уже в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

В связи с этим в настоящее  время на экспертном уровне России, Белоруссии и Казахстана проводится работа по формированию номативно-правовой базы Таможенного союза на основе уже разработанных в рамках ЕЭП и ЕврАзЭС документов.

Вследствие этого в  нынешнем виде организация ЕЭП утратила статус саморазвивающейся структуры интеграции на постсоветском пространстве и поэтому она не включена в схему НСП России.

Следующим блоком национальной преференциальной системы России является Евразийское экономическое сообщество (далее - ЕврАзЭС), сформированное в соответствии с Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. и Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г.

ЕврАзЭС - это международная  организация, в состав которой входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. ЕврАзЭС создан в целях углубления интеграции и формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Основной целью ЕврАзЭС  является повышение эффективности  формирования Единого экономического пространства, начатого в Таможенном союзе, с использованием новых, перспективных форм и механизмов взаимодействия. Создание Евразийского экономического сообщества направлено на более эффективную реализацию общих выгод и национальных интересов его членов.

Во-первых, на формирование более емкого общего рынка за счет объединения национальных рынков.

Во-вторых, на совместную защиту от возможного экономического ущерба со стороны третьих стран и  усиление потенциала противодействия  общим экономическим угрозам, в  частности, связанным с обострением  международной конкуренции, обусловленной  развитием процессов глобализации в мировой экономике.

В-третьих, на формирование льготных условий для движения внутри общего рынка товаров и услуг, произведенных на его территории, а также капиталов и рабочей силы.

В-четвертых, на реализацию национальных экономических интересов  государств - членов Сообщества.

Развитию интеграции способствуют потенциально весьма емкий рынок  государств - членов ЕврАзЭС, взаимодополняемая  сырьевая база, совместимые производственно-технические  и потребительские стандарты, единые технические параметры инфраструктуры транспорта и связи.

В рамках ЕврАзЭС получены позитивные результаты в области  взаимного сотрудничества в торгово-экономической сфере, либерализации взаимной торговли. К настоящему времени сделаны важные шаги по формированию единой таможенной территории, по гармонизации и унификации национальных внешнеэкономических законодательств государств - членов ЕврАзЭС.

В торговле между странами Сообщества практически устранены  имевшиеся ограничения и действует режим свободной торговли без изъятий, проводится работа по формированию Общего таможенного тарифа.

Формирование таможенного  союза является одной из главных  целей создания ЕврАзЭС и предполагает скоординированное движение по пути унификации внешнеторгового и таможенного законодательства, а также проведение согласованной пограничной политики.

В настоящее время политика Евразийского экономического сообщества со статусом международной правосубъектной  организации, зарегистрированной в ООН, нацелена на повышение влияния этого регионального объединения во взаимоотношениях с другими субъектами международного права, обеспечение выхода альянса на мировые рынки. ЕврАзЭС правомочно представлять и защищать интересы участников Сообщества в отношениях с другими государствами, их региональными объединениями, международными организациями, включая ВТО.

Соглашение о свободной  торговле Российской Федерации, Республики Сербии и Республики Черногории (правопреемниц Югославии с июля 2006 года) формируют следующий блок НСП России.

Основой для трехсторонних  преференциальных уступок послужило  действующее и по сей день Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 года. С момента его подписания применяется беспошлинный преференциальный режим в отношении товаров, происходящих из Югославии и ее правопреемниц и ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией, за исключением товаров-изъятий.

Со стороны Сербии и  Черногории перечень российских товаров, подпадающих под изъятия из режима свободной торговли, содержит 16 товарных позиций, с российской стороны - 42.

Товары, к которым применяются  иные условия взимания ввозной пошлины при импорте в Россию из Сербии или Черногории, перечислены в двух первых списках. В первый список вошли товары - изъятия из преференциального режима, а именно: мясная, кондитерская, вино-водочная, табачная продукция; товары легкой и текстильной промышленности; некоторая машинно-техническая продукция и легковые автомобили. Во второй список включены лекарственные средства, к которым применяются специальные (сниженные) ставки ввозных таможенных пошлин.

Третий список (приложение № 3 к Протоколу об изъятиях из режима свободной торговли к Соглашению) сформирован из товаров, изъятых  из беспошлинного режима торговли при  экспорте из России в Сербию или  Черногорию. В него вошли: удобрения минеральные или химические; насосы воздушные или вакуумные; воздушные или газовые компрессоры и вентиляторы; краны, клапаны, вентили и аналогичная арматура; подшипники и их части; двигатели и генераторы; трансформаторы, аккумуляторы электрические (кроме электрогенераторных установок); некоторые наименования тракторов; грузовые и легковые автомобили.

Для подтверждения страны происхождения преференциального  товара в рамках трехсторонней торговли применяется Сертификат о происхождении  товара по форме «А».

В настоящее время в  целях увеличения товарооборота  между нашими странами проводятся переговоры об исключении из перечней товарных изъятий легковых и грузовых автомобилей - наиболее конкурентоспособной продукции на рынках трех стран.

Следующим блоком национальной преференциальной системы является Союз России и Белоруссии.

Экономическое сотрудничество между Россией и Белоруссией  осуществляется в рамках созданного Договором от 8 декабря 1999 года Союзного государства, которое базируется на принципах добровольности и суверенного равенства государств-участников.

Базовыми целями Союзного государства в экономической  сфере являются создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов двух государств и использования рыночных механизмов функционирования экономики, а также проведение согласованной внешней политики.

Товарооборот между двумя  странами достиг 24 млрд. долларов США  в 2007 году4. Россия поставляет в Белоруссию преимущественно минеральное сырье и энергоресурсы, доля машино-технической продукции с каждым годом неуклонно снижается.

Белоруссия импортирует  в Россию машины, оборудование и  транспортные средства, продовольственные товары и сельхозсырье, металлы и металлоизделия.

Россия остается крупнейшим покупателем белорусских тракторов, седельных тягачей, телевизоров и холодильников.

На сегодняшний день в  рамках торгово-экономического сотрудничества между Россией и Белоруссией  существует немало нерешенных проблем, в том числе в сфере таможенно-тарифного  регулирования.

В частности, не завершена  унификация экспортных и импортных  таможенных тарифов, что ведет к бюджетным потерям и сохранению таможенных процедур внутри Союзного государства. Применение в Белоруссии более низких, чем в России, вывозных пошлин на некоторые категории товаров наносит ощутимый ущерб российской экономике.

Белоруссия ввела без  согласования с Россией ряд ограничительных  мер в отношении отдельных  статей российского экспорта.

Существует и еще ряд  проблемных вопросов двустороннего  сотрудничества, которые связаны с нарушением принципа национального режима и с предоставлением белорусскими властями индивидуальных льгот и субсидий внутренним производителям.

Кроме того, различия в применяемых  на сегодняшний день мерах тарифного и нетарифного регулирования, а также валютного контроля препятствуют полной отмене таможенного контроля на границе.

Вышеуказанные проблемы наносят  ущерб российским экспортерам, разрушают действующий между нашими странами режим свободной торговли и противоречат положениям двусторонних соглашений, в частности: Соглашению о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г., Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве от 29 января 2001 г. и др.

В следующий блок национальной преференциальной системы, который  носит односторонний характер, включены Особые экономические зоны.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - Закон об ОЭЗ) особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, в том числе внешнеторговой.

Особые экономические  зоны относятся к разновидности  офшорных зон.

Юридическое содержание понятия  «офшорный бизнес» выражается в  том, что за рубежом появляется новый, в правовом смысле «самостоятельный»  субъект хозяйственных отношений5.

Таким образом, особые экономические  зоны в Российской Федерации имеют  самостоятельные таможенные режимы, в их числе и преференциальные.

Концептуально разработчики Закона об ОЭЗ исходили из того, что  создание ОЭЗ позволит обеспечить:

дополнительное привлечение  отечественных и иностранных  инвестиций в обрабатывающую промышленность;

содействие выравниванию уровня экономического развития регионов;

развитие высокотехнологичных  отраслей промышленности и сферы  услуг;

содействие переводу российской экономики на инновационный путь развития;

создание новых высококвалифицированных  рабочих мест.

На территории ОЭЗ не допускается  добыча и переработка полезных ископаемых, ломопереработка, производство и переработка продукции черной и цветной металлургии (за исключением производства особо чистых металлов и сплавов, соединений и изделий из них, материалов для электроники), производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Информация о работе Основные правила предоставления тарифных преференций