Основные правила предоставления тарифных преференций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Для проведения исследования была поставлена цель – показать современное состояние предоставления тарифных преференций в отношении наименее развитых и развивающихся стран в торговле с Российской Федерацией и Таможенным союзом и направления дальнейшего развития предоставления.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
Рассмотреть возникновение тарифных преференций;
Рассмотреть понятие тарифных преференций;
Проанализировать условия получения тарифных преференций;
Рассмотреть условия и способы предоставления тарифных преференций в СНГ;
Проанализировать статистические данные, а также выявить особенности предоставления тарифных преференций СНГ и развивающимся странам.

Содержание работы

Введение 2
1. Место и роль тарифных преференций 3
1.1. Исторические аспекты развития системы тарифных преференций 3
1.2. Понятие тарифных преференций 5
2. Теория и практика предоставления тарифных преференций 7
2.1. Условия предоставления тарифных преференций 7
2.2. Взаимосвязь тарифных преференций и страны происхождения товара 19
2.3.Особенности предоставления преференций 21
3. Анализ статистических данных 27
3.1. Отличительные особенности предоставления тарифных преференций 27
3.2. Проблемные вопросы 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
Список использованной литературы 40

Файлы: 1 файл

Тарифных преференций.docx

— 72.68 Кб (Скачать файл)

Так, документами, на основании  которых могут быть предоставлены  преференции (подтверждающими страну происхождения товара), являются:

1) сертификат происхождения  товара (документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товара; используется также при ввозе товаров, на которые установлена тарифная квота; в редких случаях - для обеспечения безопасности) (формы А – для развивающихся стран, наименее развитых стран, стран СНГ; формы СТ-1 – для конкретного перечня стран);

2) декларация о происхождении  товара (представляет собой заявление о стране происхождения товара, сделанное изготовителем при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товара).

В соответствии со ст.61 ТК ТС сертификат о происхождении товара – документ, однозначно свидетельствующий  о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров .9

В планах комиссии Таможенного  союза предполагается создание единой формы сертификата страны происхождения, до этой поры действуют формы сертификатов, выдаваемые ранее.

Сертификат происхождения  должен включать в себя:

- письменное заявление  отправителя о том, что товар  удовлетворяет соответствующему  сертификату качества;

- письменное удостоверение  компетентного органа страны  ввоза, выдавшего сертификат, о  том, что представленные в сертификате  сведения соответствуют действительности.

Если иное не предусмотрено  соглашениями между Российской Федерацией и страной вывоза, то сертификат должен содержать следующие необходимые сведения о товаре, на который он выдан:

1) наименование и адрес экспортера;

2) наименование и адрес импортера;

3) наименование (описание) товара;

4) средства транспортировки и маршрут следования;

5) количество мест, характер упаковки, маркировку;

6) вес брутто и нетто.

Для подтверждения происхождения  товара в конкретном государстве - участнике  Соглашения «О создании зоны свободной  торговли» разработана специальная форма сертификата о происхождении товара - форма СТ-1.

Сертификат о происхождении  товара по форме СТ-1 представляется в обязательном порядке при декларировании :

1) товаров, за исключением товаров, ввозимых из республики Белоруссия;

2) товаров, если должностными лицами таможенного органа обнаружены признаки того, что заявленные сведения о стране происхождения товара, влияющие на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, являются недостоверными.

Сертификат о происхождении  товаров выдает торгово-промышленная палата страны происхождения (ТПП). Срок действия сертификата формы СТ-1 составляет 12 месяцев со дня его выдачи. Сертификат СТ-1 может быть выдан и после отгрузки товара.

Для получения сертификата, как правило, требуются следующие  документы:

1) уставные и регистрационные документы (свидетельство о регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговую инспекцию, решение о создании, Устав);

2) контракт (копия);  

3) счет-фактура или копия счета;

4) сертификат качества или документ, подтверждающий его происхождение;

5) справка Госкомстата;

Заполнение сертификата  производится в 3 экземплярах (первый считается оригиналом, второй и третий – копиями, выполненными на незащищенных бланках) в отпечатанном виде на русском языке. Наличие подчисток в сертификате недопустимо. Исправления вносятся путем зачеркивания ошибочной информации и надпечатывания скорректированных сведений, заверенных затем подписью и печатью уполномоченного органа государства.

Оригинал сертификата  происхождения товара предоставляется  вместе с декларацией на товары и другими документами, необходимыми для осуществления таможенных операций.

Сертификат оформляется  на специальном, защищенном бланке формата А4, изготовленном типографским способом. Срок действия сертификата формы СТ-1 составляет 12 месяцев со дня выдачи.

В случае утраты или повреждения  сертификата о происхождении  товара выдается официально заверенный его дубликат. При выдаче дубликата в графе 12 "Удостоверение" указывается дата выдачи дубликата, а в графе 5 "Для служебных отметок" указываются слово "Дубликат", номер и дата оригинала утерянного сертификата формы СТ-1. Дубликат сертификата вступает в силу с даты выдачи оригинала; суммарный срок действия оригинала и дубликата не может превышать 12 месяцев.

Происхождение товара из страны - пользователя схемы тарифных преференций  РФ удостоверяется с помощью специальной  формы сертификата о происхождении товара - формы «А», принятой в рамках Общей системы преференции (GSP (Generalized System of Preferences)).

Данный сертификат служит основанием для применения ввозных  таможенных пошлин в размере 75% от базовой  ставки в отношении товаров, происходящих их развивающихся стран, и освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из наименее развитых среди развивающихся стран.

Также как и сертификат о происхождении товаров формы  СТ-1, сертификат формы «А» выдается торгово-промышленной палатой страны на основе акта экспертизы происхождения продукции.

Как правило, для получения  сертификата необходим следующий  список документов (данный перечень может  быть расширен в зависимости от конкретного  случая):

1) уставные и регистрационные документы (свидетельство о регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговую инспекцию, решение о создании, Устав);

2) экспортный контракт (копия);

3) счет-фактура или инвойс;

4) копия экспортной лицензии (для продукции, подлежащей лицензированию при экспорте);

5) справка Госкомстата;

6) экспортная декларация (при выдаче впоследствии).

Срок действия сертификата  по форме «А» составляет 12 месяцев  со дня его выдачи. Сертификат представляется таможенным органам в напечатанном виде, без исправлений. Расхождение между фактически поставленным количеством товара и указанным в сертификате не должно превышать 5%.

Бланк сертификата о происхождении  товара по форме "А" изготавливается типографским способом на бумаге с защитной сеткой или защитным цветовым полем (образец сертификата на английском и русском языках прилагается).

Примечания с требованиями по заполнению сертификата могут  быть напечатаны типографским способом на оборотной стороне бланка как  на языке, на котором заполняется  сертификат, так и на любом другом языке, либо могут полностью или  частично отсутствовать. Сертификат должен быть заполнен с помощью печатающего  устройства компьютера или на пишущей  машинке (за исключением отдельных  обозначений). В сертификате не допускается наличие каких-либо подчисток и помарок. Вносимые в сертификат исправления могут быть произведены путем зачеркивания ошибочных данных и впечатывания необходимых сведений. Каждое такое исправление заверяется печатью компетентного органа, уполномоченного выдавать сертификаты.

Сертификат о происхождении  товара представляется одновременно с  таможенной декларацией и другими  документами, представляемыми при  помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под  таможенную процедуру. При утрате сертификата  принимается его официально заверенный дубликат.

Если сертификат о происхождении  товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.

При проведении таможенного  контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или  организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.

Предоставление документа, подтверждающего страну происхождения товаров, не требуется:

1) если ввозимые на  таможенную территорию таможенного  союза товары заявляются к  таможенной процедуре таможенного  транзита или таможенной процедуре  временного ввоза с полным  освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или транзиту через его территорию в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств – членов таможенного союза;

2) если товары перемещаются  через таможенную границу физическими лицами в соответствии с главой 49 ТК ТС;

3) если общая таможенная  стоимость товаров, перемещаемых  через таможенную границу, отправленных  в одно и то же время одним  и тем же способом одним  и тем же отправителем в  адрес одного получателя не  превышает сумму, установленную Комиссией таможенного союза;

4) в иных случаях, предусмотренных  таможенным законодательством таможенного союза .

3.2. Проблемные вопросы

В настоящее время вопрос предоставления тарифных преференций  в рамках таможенного союза является достаточно актуальным.

В соответствии со статьей 36 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" тарифные преференции предоставляются в отношении товаров:

- происходящих из государств, образующих вместе с Российской  Федерацией зону свободной торговли  или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза (государства СНГ);

- происходящих из развивающихся  стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации (развивающиеся и наименее развитые страны).

Перечень товаров, происходящих и  ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утверждается Комиссией ТС.10

Таким образом, правила определения страны происхождения, имеющие ограничительный характер, являются препятствием для специализации стран в мировом хозяйстве.

Тарифные преференции  предоставляются на основании сертификатов происхождения, в которых отсутствуют сведения, позволяющие произвести однозначную идентификацию товара относительно заявленного для целей таможенного оформления. Кроме того, выявляются случаи, когда преференции предоставляются на основании сертификатов, в которых оформляемый товар не поименован.

Допускаются нарушения в  заполнении граф сертификатов, в частности, данные о весе (брутто) или иные данные о количестве товаров указываются в целом, без разбивки по каждому отдельно поименованному товару. Нередки случаи, когда тарифная преференция предоставляется при расхождении в количестве декларируемого товара и количестве, указанном в сертификате, более чем на 5% и даже - 20%. В то же время как п.5 Правил определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций от 12.04.1996 прямо предусмотрено, что расхождение в сертификате не должно превышать 5%.

Результаты ведомственного контроля свидетельствуют о том, что фактически для должностных  лиц таможенных постов, принимающих  решение о выпуске товара, формальное наличие сертификата является основанием для предоставления тарифных преференций.

Тарифные преференции  предоставляются исключительно  тем товарам, перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2000 № 414 "Об утверждении перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию РФ предоставляются тарифные преференции".

Для целей предоставления тарифных преференций должно соблюдаться правило непосредственной закупки.

Товар рассматривается как  непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

На практике нередки случаи, когда по контракту определены продавец и отправитель, но фактически согласно товаросопроводительным документам и таможенной декларации отправителем товара выступает организация, не указанная во внешнеторговом договоре. Документы, подтверждающие передачу товара (прав на товар) от организации, заключившей договор, фактическому отправителю, отсутствуют.

В таможнях Калининградского региона распространена практика предоставления тарифных преференций в отношении  товаров, происходящих из развивающихся стран, в случаях, когда в графе "Отправитель" таможенной декларации указывается европейская фирма-перевозчик.

Подчас в пакетах документов, прилагаемых к декларациям, содержатся контракты, не отвечающие Рекомендациям по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов (приказ МВЭС России от 29.02.1996), и в которых отсутствуют адреса покупателя и продавца (юридические и полные почтовые адреса продавца и покупателя, контактный телефон, факс, телекс организации (предприятия) продавца и покупателя); подписи сторон (подписи лиц, уполномоченных организациями продавца и покупателя заключить контракт, заверенные печатью, с указанием их Ф.И.О. и должностей).

Небрежность декларантов  и таможенных брокеров доходит до того, что в 44-й графе таможенной декларации дается ссылка на номер  коносамента, который не совпадает ни с номером коносамента, указанного в описи к декларации, ни с номером коносамента, на основании которого осуществлялась перевозка. Тем не менее должностное лицо таможни полагает возможным предоставить в отношении товара тарифные преференции.

Условие предоставления тарифных преференций, которое наиболее сложно подтвердить, - соблюдение условий прямой поставки.

Информация о работе Основные правила предоставления тарифных преференций