Основные правила предоставления тарифных преференций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Для проведения исследования была поставлена цель – показать современное состояние предоставления тарифных преференций в отношении наименее развитых и развивающихся стран в торговле с Российской Федерацией и Таможенным союзом и направления дальнейшего развития предоставления.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
Рассмотреть возникновение тарифных преференций;
Рассмотреть понятие тарифных преференций;
Проанализировать условия получения тарифных преференций;
Рассмотреть условия и способы предоставления тарифных преференций в СНГ;
Проанализировать статистические данные, а также выявить особенности предоставления тарифных преференций СНГ и развивающимся странам.

Содержание работы

Введение 2
1. Место и роль тарифных преференций 3
1.1. Исторические аспекты развития системы тарифных преференций 3
1.2. Понятие тарифных преференций 5
2. Теория и практика предоставления тарифных преференций 7
2.1. Условия предоставления тарифных преференций 7
2.2. Взаимосвязь тарифных преференций и страны происхождения товара 19
2.3.Особенности предоставления преференций 21
3. Анализ статистических данных 27
3.1. Отличительные особенности предоставления тарифных преференций 27
3.2. Проблемные вопросы 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
Список использованной литературы 40

Файлы: 1 файл

Тарифных преференций.docx

— 72.68 Кб (Скачать файл)
   

 

 

Введение 2

1. Место и роль тарифных  преференций 3

1.1. Исторические аспекты  развития системы тарифных преференций 3

1.2. Понятие тарифных преференций 5

2. Теория и практика  предоставления тарифных преференций 7

2.1. Условия предоставления  тарифных преференций 7

2.2. Взаимосвязь тарифных  преференций и страны происхождения  товара 19

2.3.Особенности предоставления  преференций 21

3. Анализ статистических  данных 27

3.1. Отличительные особенности  предоставления тарифных преференций 27

3.2. Проблемные вопросы 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

Список использованной литературЫ 40   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним методов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности является система предоставления тарифных преференций, способствующих увеличению объема ввоза товаров, претендующих на предоставление данных преференций, в том числе связанных со страной происхождения. Также данный механизм предназначен для оказания экономической помощи странам, которым предоставляются тарифные преференции.  

Под преференциями понимаются особые льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Такие льготы устанавливаются в отношении всех товаров или их отдельных видов. 

Таким образом, активная политика в области тарифных преференций является неотъемлемой частью таможенно-тарифного регулирования на современном этапе.

Для проведения исследования была поставлена цель – показать современное состояние предоставления тарифных преференций в отношении наименее развитых и развивающихся стран в торговле с Российской Федерацией и Таможенным союзом и направления дальнейшего развития предоставления. 

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

Рассмотреть возникновение  тарифных преференций;

Рассмотреть понятие тарифных преференций;

Проанализировать условия  получения тарифных преференций;

Рассмотреть условия и  способы предоставления тарифных преференций  в СНГ;

Проанализировать статистические данные, а также выявить особенности  предоставления тарифных преференций  СНГ и развивающимся странам. 

Объектом исследования в курсовой работе являются тарифные преференции во внешней торговле. 

Предметом исследования служат механизм предоставления Российской Федерацией в составе Таможенного Союза  тарифных преференций. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Место и роль  тарифных преференций

1.2. Исторические аспекты  развития системы тарифных преференций

Таможенные преференции (в переводе с латинского Preferens) –предпочитающий. 

Определение тарифных преференций  появилось в конце прошлого века и означало наиболее благоприятный, чем обычно, таможенный режим, который  предоставляется какой-либо страной  в отношении товаров, поступающих  из некоторых стран или группы стран. 

История возникновения таможенно-тарифных преференций непосредственно связана с историей образования и развития колониальных систем мира. Именно политика преференциальных тарифов стала основой, на которой стала развиваться экономика стран монополий – все это происходило за счет ограничения внешней торговли. Особенно широкой системой колониальных таможенных преференций, охватившей около 100 зависимых стран и территорий, обладали Англия, Франция, Бельгия, Голландия. Для этих стран колонии являлись одним из основных источников обогащения. 

Так как, колонии обычно экспортировали сырье, которое свободно поступало на мировые рынки, а метрополии являлись экспортерами готовых товаров, то политика таможенных преференций имела большие преимущества для метрополий, чем для колониальных продуктов. 

Таким образом, первоначально  термин «таможенные преференции» относился  к тому типу тарифных взаимоотношений  между колонией и метрополией, при  которых каждая сторона сохраняла  свою «тарифную индивидуальность», но также имела льготы, не предоставляемые  другим странам в форме частичного или полного освобождения от импортных, экспортных пошлин. 

Так, например, Франция начала создавать колониальную систему таможенных преференций в конце XIX века, оформив ее полностью в 1928 году. В систему таможенно-тарифных преференций Франции было вовлечено около 30 зависимых стран и территорий. 

Ряд колоний (в их числе Алжир, Тунис, Индокитай) были включены в таможенную территорию Франции, и ввоз из третьих стран облагался пошлинами французского таможенного тарифа, тогда как торговля с метрополией велась практически беспошлинно.  

Остальные французские владения, несмотря на их подчиненность колониальной администрации Франции, в силу ряда международных соглашений должны быть облагать все иностранные товары едиными пошлинами, что ставило третьи страны в одинаковое с метрополией положение. Однако и по отношению к товарам этих зависимых стран Франция применяла минимальную ставку своего таможенного тарифа. 

В 30-е годы Франция в дополнение к таможенно-тарифным преференциям стала вводить количественные ограничения на импорт товаров из третьих стран в колонии, включенные в ее таможенную территорию, устанавливать валютные ограничения по их внешним сделкам, что привело в дальнейшем к созданию валютной зоны франка, в рамках которой и стал развиваться таможенно-преференциальный режим. 

В Российской Федерации тарифные преференции появились с принятием  закона Российской Федерации 5003-1 от 21.05.93 года «О таможенном тарифе». В этом тарифе (статье 36 Закона Российской Федерации  “ О таможенном тарифе”) были даны основополагающие принципы и определения  тарифных преференций, а также урегулирован порядок предоставления тарифных преференций  по таможенному тарифу при осуществлении  торгово-политических отношений Российской Федерации. 

Преференции представляли собой  эффективное средство проведения торгово-экономической  политики и использовались в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники  сырья и сферы приложения капитала.  

Система предоставления преференций  в рамках Общей системы преференций  базировалась на положениях “Соглашения  об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся  стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы  преференций”. Данный документ был  подписан в 1980 г. государствами участницами: Болгария, Венгрия, Польша, СССР, Чехословакия.  

В отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации определен порядок определения страны происхождения товаров и применения ставок Импортного таможенного тарифа Российской Федерации.  

В соответствии с Законом РФ “О таможенном тарифе” товарам при уплате ввозных таможенных пошлин могут предоставляться тарифные преференции. 

Россия имела в то время собственную автономную систему преференций, бенефициаром (пользователем) которой являлись развивающиеся страны. В соответствии статьей 36 национальная схема преференций пересматривается Правительством РФ периодически, но не реже одного раза в пять лет. Согласно постановлению Правительства РФ установлено, что национальная схема преференций подлежит ежегодному пересмотру на основании мотивированного представления МВЭС и МИД РФ. 

Национальная схема преференций  включала в себя три основных элемента:

перечень развивающихся  стран – пользователей схемой преференций РФ;

перечень наименее развитых стран – пользователей схемой преференций РФ;

список товаров, на которые  преференциальный режим не распространяется.

 

 

 

 

 

 

1.2. Понятие тарифных преференций

В связи с процессом  интегрирования России в мировую  экономику и усилением внешнеторговых связей с европейскими странами важным становится изучение роли Общей системы преференций, которая уже более 30 лет применяется за рубежом и, прежде всего, в Европейском союзе. Это связано также с рядом фактов продолжающихся процессов глобализации и интеграции внешней торговли, роста переработки товаров в различных странах, увеличения объемов ввозимых товаров, претендующих на предоставление льгот, а также с расширением географии ввоза и другими факторами.

В современной методологии  регулирования международной торговли существует два основных вида правил происхождения: преференциальные и непреференциальные1. Непреференциальные правила происхождения применяются в торговле, осуществляемой на основе наличия режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ). Под РНБ понимается международно-правовой режим, в соответствии с которым каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне такие же благоприятные условия экономических, торговых и иных отношений, какие она предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству, его юридическим и физическим лицам.

Помимо этого вида правил, существует также другой вид —  преференциальные правила происхождения, представляющие собой: специальные правила происхождения; правила, предусматриваемые в соглашениях о зонах свободной торговли; правила, применяемые в других механизмах торгово-экономической политики (например, Ломейская конвенция), и т. д. Главным нормативно-правовым документом мировых преференциальных правил применения преференций и порядка определения страны происхождения является Общая система преференций.

Суть Общей системы  преференций состоит в предоставлении развивающимся странам преимуществ по доступу их товаров на рынки развитых стран. Основной формой преференций являются тарифные льготы, фиксируемые в виде преференциальных импортных пошлин. Название «общая» объясняется тем, что эти преференции применяются в отношении развивающихся и наименее развитых стран практически всеми развитыми странами как односторонняя уступка, а не результат торгово-экономических переговоров. В результате было создано более десятка различных схем ОСП и такое же количество различных комплексов правил происхождения. Следовательно, каждая схема ОСП имеет собственные правила происхождения, соблюдение которых необходимо для получения преференциальных тарифных ставок.

Создание Общей системы  преференций было санкционировано  принятием ряда рекомендательных документов международных организаций, среди которых наиболее существенными являются «Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику», принятые на учредительном заседании ЮНКТАД в 1964 г.; Резолюция № 21 ЮНКТАД, принятая в 1968 г.; Хартия экономических прав и обязанностей государств (статья 19/1974), содержащие обращение к развитым странам предоставить общие, взаимные и не дискриминационные преференции для развивающихся государств во всем, что касается доступа товаров на внутренний рынок развитых стран. Данные рекомендательные акты были призваны способствовать поощрению роста экспорта и ускорению, темпов экономического развития развивающихся стран. Принцип преференциальности, несмотря на рекомендательный характер, приобрел характер общепризнанной нормы международного права.

Довольно часто при  взаимном товарообороте в отношениях между развивающимися странами также  используются преференциальные ставки, но уже в рамках Глобальной системы  торговых преференций (ГСТП). Глобальная система торговых преференций, в отличие от ОСП, представляет собой систему торговых преференций, формируемую на основе Соглашения о ГСТП, подписанного в 1988 г. в Белграде (Югославия). Соглашением предусмотрено: развитие ГСТП за счет расширения числа товаров, на которые распространяются торговые льготы, снятие как тарифных, так и нетарифных ограничений, а также заключение между развивающимися странами взаимных соглашений о торговле и финансовом сотрудничестве. 

 

 

  

                                          2. Теория и практика предоставления тарифных

преференций.

2.1. Условия предоставления  тарифных преференций

Важнейшим элементом модели национальной системы преференций  являются группы стран-пользователей тарифными преференциями, которые, в свою очередь, подразделяется на несколько категорий.

 
 Преференциальную систему  в ее нынешнем состоянии можно  разделить на 7 блоков в зависимости  от страны получателя.

В первом блоке представлены страны СНГ.

Преференциальная торговля внутри Содружества Независимых  Государств осуществляется на основе многосторонних и двусторонних соглашений государств - участников СНГ.

В состав СНГ входят 12 бывших советских республик, а ныне независимых государств: Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина.

Основными направлениями  деятельности Содружества в экономической  сфере являются сотрудничество государств-участников в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евроазиатского рынков, формирование единых принципов таможенной политики в рамках Содружества.

Товары, происходящие из стран  СНГ и ввозимые в Российскую Федерацию с их таможенных территорий при осуществлении торговых операций между резидентами этих стран, ввозными таможенными пошлинами не облагаются в соответствии с положениями Соглашения о создании зоны свободной торговли (подписано в Москве 15 апреля 1994 г.).

Однако до сих пор свободная  беспошлинная торговля осуществляется между государствами СНГ на двусторонней основе с многочисленными изъятиями  и ограничениями, часто вводимыми  спонтанно и без согласования с партнерами2.

Происхождение товара с таможенной территории стран СНГ и возможность применения к нему режима свободной торговли определяются специальными Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденными Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30 ноября 2000 г.

Информация о работе Основные правила предоставления тарифных преференций