Основные правила предоставления тарифных преференций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Для проведения исследования была поставлена цель – показать современное состояние предоставления тарифных преференций в отношении наименее развитых и развивающихся стран в торговле с Российской Федерацией и Таможенным союзом и направления дальнейшего развития предоставления.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
Рассмотреть возникновение тарифных преференций;
Рассмотреть понятие тарифных преференций;
Проанализировать условия получения тарифных преференций;
Рассмотреть условия и способы предоставления тарифных преференций в СНГ;
Проанализировать статистические данные, а также выявить особенности предоставления тарифных преференций СНГ и развивающимся странам.

Содержание работы

Введение 2
1. Место и роль тарифных преференций 3
1.1. Исторические аспекты развития системы тарифных преференций 3
1.2. Понятие тарифных преференций 5
2. Теория и практика предоставления тарифных преференций 7
2.1. Условия предоставления тарифных преференций 7
2.2. Взаимосвязь тарифных преференций и страны происхождения товара 19
2.3.Особенности предоставления преференций 21
3. Анализ статистических данных 27
3.1. Отличительные особенности предоставления тарифных преференций 27
3.2. Проблемные вопросы 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
Список использованной литературы 40

Файлы: 1 файл

Тарифных преференций.docx

— 72.68 Кб (Скачать файл)

Прямой поставкой считается  поставка товаров, транспортируемых из развивающейся страны, на которую  распространяется тарифный преференциальный режим, в страну, предоставившую тарифные преференции, без провоза через территорию другого государства.11

Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем.

Основные проблемы, возникающие  при решении вопроса о правомерности предоставления тарифных преференций в связи с соблюдением условий прямой поставки, следующие.

Нередко имеет место несоответствие номеров пломб отправителя на прибывших контейнерах с номерами пломб, указанными в коносаменте. В  ряде случаев такое несоответствие свидетельствует о небрежности, допускаемой отправителями, перевозчиками при составлении товаротранспортных накладных (перепутаны цифры 48-84 и т.п.) или досмотровыми инспекторами при составлении актов таможенного досмотра (неверно указываются номера имеющихся пломб). В ряде случаев в акте таможенного досмотра содержится фраза "пломба не нарушена", номер же ее не указывается. Все перечисленные моменты не позволяют подтвердить правомерность предоставления тарифной преференции.

В ряде случаев причина  несоответствия номеров пломб отправителя  с номерами пломб, обнаруженных при  таможенном оформлении, связана с  проведением контроля государственными органами страны отправления (например, фитосанитарного, ветеринарного и  пр.)

Нарушение пломб отправителя, которое может происходить в  пункте пропуска на границе Таможенного  союза при проведении контроля государственными органами. В данном случае следует  иметь ввиду, что досмотр товаров  и транспортных средств, находящихся  под таможенным контролем, иными  государственными органами, осуществляющими  санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный, ветеринарный и другие виды государственного контроля, должен проводиться одновременно с таможенным досмотром, если таможенным органом принято решение о его проведении. В иных случаях контроль за совершением государственными контрольными органами операций с находящимися под таможенным контролем товарами и транспортными средствами может проводиться таможенным органом с применением таможенного наблюдения как формы таможенного контроля .12

Факт применения таможенного  наблюдения и его результаты уполномоченное должностное лицо отражает в рапорте, составленном в произвольной форме на имя лица, принявшего решение о его проведении. В данном случае объяснение причин нарушения пломб отправителя может содержаться в документах пограничного таможенного контроля. Однако на практике объяснения причин несоответствия пломб в пакетах документов отсутствуют.

Необходимо отметить, что  тарифные преференции в международной  практике используются на недостаточно высоком уровне. Это связано с  трудностями по выполнению требований к стране происхождения товара, а  также с расходами по предоставлению подтверждения страны происхождения. Проведенные исследования показывают, что в отношении примерно 80% товаров, ввезенных в ЕС из стран-бенефициаров ОСП ЕС, могли быть предоставлены преференции, тогда как льготы по тарифу предоставлены в отношении менее 40%, при этом в отношении отдельных категорий товаров, таких как текстильные изделия, доля товаров ввезенных с использованием преференций была лишь немногим более 30%, что отчасти объясняется более строгими правилами, которые действуют в отношении определения страны происхождения таких товаров для целей предоставления преференций.

Таким образом, роль преференциальных правил определения страны происхождения  состоит в том, чтобы открывать  доступ на рынок страны-импортера  товарами, действительно происходящим из государств-бенефициаров данной схемы  преференциальной торговли. Это делает преференциальные правила определения страны происхождения неотъемлемой частью соглашений о взаимном предоставлении преференций, таких как двусторонние и региональные соглашения о создании зон свободной торговли, а также систем преференций, предоставляемых в одностороннем порядке промышленно развитым государствам в отношении товаров, происходящих в развивающихся странах.

Характерной чертой многих преференциальных режимов, о которой  необходимо упомянуть, является недостаточный  уровень использования тарифных преференций. Это связано с трудностями по выполнению требований к стране происхождения товара, о которых упоминалось выше, а также с расходами по предоставлению подтверждения страны происхождения. Проведённые исследования показывают, что в отношении примерно 80 % товаров, ввезённых в ЕС из стран-бенефициаров ОСП ЕС, могли быть предоставлены преференции, тогда как фактически льготы по тарифу были предоставлены в отношении менее 40 %, при этом в отношении отдельных категорий товаров, таких, как текстильные изделия, доля товаров, ввезённых с использованием преференций, была лишь немногим более 30 %, что отчасти объясняется более строгими правилами, которые действуют в отношении определения страны происхождения таких товаров для целей предоставления преференций.

Целевые проверки и проверки, проводимые таможенными органами в  рамках ведомственного контроля, выявляют многочисленные несоответствия сертификатов, содержащихся в пакетах документов к таможенным декларациям, требованиям к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара. Имеют место несоответствие подписей и печатей, и исправления. Подчас в таможенной декларации указывается наименование страны, отличной от выдавшей сертификат. В пакетах по марки документов в лучшем случае содержатся пояснения перевозчика (агента линии) о транзите товара через территорию третьего государства.

Как указывалось выше, следствием использования тарифных префренций является недополучение денежных средств в федеральный бюджет. Некоторые страны, из числа государств, которым предоставляются тарифные преференции, являются в настоящее время прогрессивно развивающимися странами, уровень ВНД на душу населения которых превышает российский .13

Таким образом, стоит пересмотреть список стран, в отношении которых предоставляются тарифные преференции.

ЕС принимает решение  о сокращении такого списка стран. Евросоюз намерен существенно изменить действующую  систему торговых преферен-ций, которая направлена на поддержку экспорта развивающихся стран путем предоставления им односторонних тарифных уступок. Эти планы вызвали волну резкой критики со стороны представителей гражданского общества.

В качестве базы для предоставления преференций Европейская комиссия предполагает использовать классификацию стран по уровню доходов Всемирного банка. Однако, как отмечали неправительственные организации в ходе слушаний в Европейском Парламенте 24 мая 2011 г., такой подход может привести к исключению из схемы ряда стран, действительно нуждающихся в помощи. Многие государства, в частности, богатые ресурсами, благополучны лишь внешне, хотя в них существует высокий уровень бедности. Однако ЕС считает, что такая ситуация указывает на неадекватное распределение доходов внутри страны, а торговые преференции не могут решить эту проблему . 14

Страны, которые достигли высокого или выше среднего уровня доходов, будут исключены из льготного торгового режима ЕС. «Почти 40% наших нынешних преференций обеспечивают режим благоприятствования для России, Бразилии, Китая, Индии и Таиланда, которые более не нуждаются в преференциях для поддержания и развития своего успеха», – заявил Карел де Гюхт. В группу стран с доходом выше среднего попали также Азербайджан, Беларусь и Казахстан.

Несмотря на то, что в  рамках Таможенного союза принято  достаточно большое количество международных актов, регламентирующих применение тарифных льгот и тарифных преференций, многие вопросы в этой области пока не унифицированы и определяются как иными международными договорами, так и национальным законодательством государств-членов Таможенного союза. Это вызывает определенные трудности в работе таможенных органов, а также при осуществлении предпринимательской деятельности участниками ВЭД . 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведенной  работы можно сделать следующие  выводы.

Согласно постановлению  Правительства РФ от 22 октября 1997 г. № 1347 с января 1998 г. действует новое  положение, предусматривающие пересмотр действующей системы не чаще, чем один раз в год. На сегодняшний момент термин «национальная система преференций» России не имеет до сих пор своего понятийного определения в основных законодательных актах, таких как Таможенный Кодекс и Закон «О таможенном тарифе». Поэтому весьма актуальное значение приобретает развитие данных понятий и положений о НСП. 

Процесс вхождения  России во Всемирную Торговую  Организацию также требует пересмотра  НСП в сторону ее унификации  и гармонизации с Общей системой  преференций и практикой торгово-политических  отношений. 

В настоящее время  пользователями российской схемы  тарифных преференций, помимо  действительно слаборазвитых стран,  являются также ряд экономически быстро прогрессирующих государств, которые относятся к «развивающимся» в силу традиций или политической установки ведущих развитых стран на предоставление таким «развивающимся» государствам известных привилегий в международных экономических отношениях.

Новый, всё более дифференцированный подход к различным по уровню развития странам-бенефициарам национальных схем тарифных преференций давно является актуальным и уже приводится в  жизнь многими странами. Россия также должна пойти по этому пути, что, с одной стороны, увеличило бы в перспективе поступления в бюджет от импортных пошлин, а с другой стороны, повысило бы эффективность российской схемы тарифных преференций как торгово-политического инструмента в отношениях с третьим миром. 

Для постепенного преобразования  таможенно-тарифного регулирования в механизм для создания условий экономического роста в настоящий момент созрело ряд предпосылок. Во-первых, по причине благоприятной конъюнктуры на мировых рынках государственный бюджет находится в состоянии профицита, что создает возможность незначительного снижения налогового бремени. Во-вторых, существует потенциал использования не реализованного в полной мере механизма тарифной эскалации. В-третьих, возможно компенсировать упущенную выгоду от постепенного открытия импортного рынка, не производимого в стране технологического оборудования и сырья за счет обложения вывоза сырьевой продукции высокодоходными экспортно-ориентированными производителями.

Комплекс предлагаемых в  данной курсовой работе мер по совершенствованию механизма таможенно-тарифного регулирования, основанный на выявленном потенциале развития, должен способствовать повышению эффективности государственного регулирования и ориентирован на создание условий развития экономики страны. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Смитиенко Б.М. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелова и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2. Рыбалкин В.Е. Международные  экономические отношения: Учебник  / под ред. В.Е. Рыбалкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

3. Ануфриева Л.П. Международное  частное право: Учебник! Часть  2. Субъекты международного частного  права / Л.П. Ануфриева М.: «Проспект», 2004

4. Соглашение от 20.11.2009 года  о правилах определения страны  происхождения товаров в содружестве  независимых государств (с изменениями,  внесенными Протоколом от 18.10.20011 и 28.09.2012)

5. Таможенный кодекс таможенного  союза (в ред. Протокола от 16.04.2010). Приложение к Договору о Таможенном  кодексе таможенного союза, принятом  Решением Межгосударственного Совета  Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза)  на уровне глав государств  от 27 ноября 2009 года № 17.

6. Таможенный кодекс таможенного  союза, статья 59 [электронный источник] Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=100808

7. Сертификат происхождения  продукции (СТ-1, форма А). [Электрон. ресурс]: Орган по сертификации «Стратег». Режим доступа: World Wide Web. URL: http://strateg.su.

8. Соглашение от 25 января 2008 года «О едином таможенно-тарифном регулировании».

9. А. Щеглов. Преференциальные  и непреференциальные правила определения страны происхождения. [Электрон. ресурс]:.И.Л.Т.С. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.ilts.ru.

10. Письмо СЗТУ РФ от 21.03.2007 №07-01-18/7182 «О предоставлении  тарифных преференций».

11. Страна и группы кредитования (Country and Lending Groups). Всемирный Банк.

1Смитиенко Б.М. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелова и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. 

 

Смитиенко Б.М. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелова и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения: Учебник / под ред. В.Е. Рыбалкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения: Учебник / под ред. В.Е. Рыбалкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

Ануфриева Л.П. Международное частное право: Учебник! Часть 2. Субъекты международного частного права / Л.П. Ануфриева М.: «Проспект», 2004.

Соглашение от 20.11.2009 года о правилах определения страны происхождения товаров в содружестве независимых государств (с изменениями, внесенными Протоколом от 18.10.20011 и 28.09.2012)

Таможенный кодекс таможенного союза (в ред. Протокола от 16.04.2010). Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятом Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17.

Таможенный кодекс таможенного союза, статья 59 [электронный источник] Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=100808

Сертификат происхождения продукции (СТ-1, форма А). [Электрон. ресурс]: Орган по сертификации «Стратег». Режим доступа: World Wide Web. URL: http://strateg.su.

Информация о работе Основные правила предоставления тарифных преференций