Лекции по "Общей и таможенной статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 11:56, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Таможенная статистика как научная дисциплина.

План:
Предмет и содержание таможенной статистики.
Сущность таможенной статистики как составной части статистических наук.
Объект таможенной статистики.
Разделы таможенной статистики.
Задачи таможенной статистики.
Правовая и нормативная база таможенной статистики

Файлы: 20 файлов

Тема 1.Таможенная статистика как научная дисциплина.doc

— 78.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 10. Методы изучения взаимосвязей показателей таможенной статистики.doc

— 524.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 11. Индексный метод в таможенной статистике.doc

— 193.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 12. Особенности стоимостного учета товаров в таможенной статистики.doc

— 128.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 13. Характеристика информационных потоков Документ Microsoft Word.doc

— 74.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 14. Основные напрвления повышения информационного содержания статистических данн.DOC

— 79.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 15. Правовая и нормативная база специальной статистики.doc

— 49.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 16.Статистика декларирования.doc

— 235.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 17. Статистика таможенных платежей.doc

— 205.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 18. Статистика валютного контроля.doc

— 136.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 19. Статистика таможенных правонарушений.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

 

5. Группировки, используемые в статистике таможенных правонарушений. Основные группировочные признаки

 

 

     Статистика  таможенных правонарушений изучает  ряд аспектов, по которым характеризуется  состояние правопорядка в сфере  компетенции таможенных органов. Таких аспектов пять:     

- товарный,     

- субъектный,     

- статейный,     

- режимный,     

- территориальный.     

 В соответствии  с этими аспектами определяются  и группировочные признаки.     

 Один из важнейших  – товарный аспект. При ведении статистики таможенных правонарушений особое внимание отводится товарам, перемещение которых через границу влияет на безопасность страны. К таким товарам относятся оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и устройства, наркотические средства и сырьё для их производства. 

 При изучении товарного  аспекта группировочным признаком  является наименование товара  или группы товаров. По выделенным  группам обобщаются данные о  числе правонарушений, количестве  заведённых дел, сумме санкций  материального характера и т. д.     

 При изучении субъектного  аспекта статистика таможенных  правонарушений учитывает четыре  категории лиц: юридические, физические, должностные и лица без образования  юридического лица. Категория субъектов  правонарушений является группировочным  признаком.     

 Изучение качественного  состава правонарушений связано  с квалификацией их по всему  перечню составов таможенных  правонарушений, т. е. по соответствующим  статьям или группам статей  административного или уголовного  кодексов. При изучении данного  аспекта группировочным признаком является наименование статьи или группы статей соответствующего кодекса.     

 Режимный аспект  изучается в целях выявления  тех направлений движения товаров,  которые явились непосредственными  объектами правонарушений. Кроме  того, данный аспект изучается в целях выявления тех таможенных режимов, которые используются для уклонения от налогообложения товаров. Группировочным признаком является наименование таможенного режима или группы режимов. Таможенные режимы с этой целью группируются на ввозные, вывозные и прочие. К ввозным режимам относятся:     

- выпуск для внутреннего  потребления,     

- реимпорт,     

- таможенный склад,     

- беспошлинная торговля,      

- переработка на таможенной  территории,     

- переработка для внутреннего потребления,     

- временный ввоз.     

 К вывозным режимам  относятся:     

- экспорт,     

- реэкспорт,     

- переработка вне  таможенной территории,     

- временный вывоз.     

 К прочим режимам относятся:      

- международный таможенный транзит,      

- уничтожение,     

- отказ в пользу государства,      

- свободная таможенная зона, свободный  склад,     

- иные специальные таможенные  режимы, предусмотренные действующим  законодательством.     

 Территориальный аспект  изучается для определения наиболее криминогенных зон на территории РФ и вне её, в которые и из которых незаконно перемещаются товары. Территориальный аспект исследуется в разрезе деятельности региональных таможенных управлений (РТУ). Анализируются сведения о внешнеторговом обороте, его составляющих, тенденции развития Российского и зарубежного рынков и т.п. Как правило, характеристики территориального аспекта статистика таможенных правонарушений изучает в качестве внешних факторов, влияющих на состояние правопорядка в сфере компетенции таможенных органов.

Все рассмотренные выше группировочные признаки позволяют  строить и анализировать типологические группировки, которые в дальнейшем дают возможность отображать и изучать  структуру правонарушений и штрафных санкций материального характера по указанным пяти направлениям. Типологические группировки также могут использоваться для изучения сил и средств подразделений таможенных органов, занимающихся правоохранительной деятельностью. Так, например, личный состав анализируется по должностям, специальным званиям, образовательному уровню и т.п.     

 Наряду с типологическими  для анализа правонарушений или  личного состава правоохранительных  подразделений могут широко применяться  и вариационные (или структурные)  группировки, которые строятся по значениям количественных признаков. Они могут применяться при изучении субъектов правонарушений по возрасту, личного состава правоохранительных подразделений по стажу работы, выслуге лет и т.д.     

 При изучении взаимосвязи  нескольких признаков могут использоваться аналитические группировки, например, для анализа влияния различных факторов на результаты правоохранительной деятельности (влияния стажа работы сотрудников на раскрываемость правонарушений).

6. Основные показатели статистики таможенных правонарушений     

 Показатели статистики  таможенных правонарушений призваны  характеризовать правоохранительную  деятельность объективно и всесторонне.  К показателям статистики таможенных  правонарушений прежде всего  относятся сводные характеристики, которые могут быть получены на этапе сводки данных, т.е. групповые и итоговые подсчёты. К таким показателям относятся:     

- количество выявленных  правонарушений,     

- количество заведённых  дел,     

- количество изъятых  товаров,     

- стоимость изъятых товаров,     

- сумма штрафных санкций  материального характера, 

     - число прекращённых дел,     

- число лиц, совершивших  правонарушения и т.д.     

 Кроме того, статистика  таможенных правонарушений призвана  анализировать и характеризовать  деятельность правоохранительного блока таможенных органов по следующим направлениям:     

- выявляемость таможенных  правонарушений,

- рассматриваемость дел,      

- качество проведения  расследований по делам о нарушении  таможенного законодательства,     

- сложность дел,     

- взыскиваемость санкций  материального характера,     

- загруженность сотрудников,      

- эффективность правоохранительной  деятельности.     

1. Показатель выявляемости  таможенных правонарушений может  определяться в двух вариантах:

где   – показатель выявляемости, рассчитанный через количественные характеристики;

– количество заведённых дел;

 – количество оформленных партий товаров.

где   – показатель выявляемости, рассчитанный через стоимостные характеристики;

 – сумма наложенных взысканий;   

S – статистическая стоимость товарооборота.      

2. Процент раскрываемости преступлений ( ) рассчитывается как

отношение числа раскрытых  преступлений ( ) к числу зарегистрирован-

ных (  ) и является одним из основных показателей по оценке оперативно-розыскной деятельности:

     

3. Рассматриваемость  дел об административных правонарушениях  оценивается показателем:

где   – показатель рассматриваемости дел об административных правонарушениях;

– количество рассмотренных дел  об административных правонарушениях;

– общее количество возбужденных дел  об административных правонарушениях.      

4. Качество заведения  дел и проведения расследований  определяется показателем:

где   - показатель качества заведения дел;

 - количество прекращённых (отменённых) дел;

- количество заведённых дел.     

5. Сложность правоохранительной  деятельности оценивается показателем доли дел об административных правонарушениях с проведением административного расследования в общем числе дел об административных правонарушениях (  ):

где   - количество дел об административных правонарушениях,

по которым проводилось  административное расследование;

 - общее число дел об административных  правонарушениях.     

6. Взыскиваемость санкций  материального характера оценивается показателем, который рассчитывается как отношение сумм взысканных санкций к суммам начисленных таможенным органом санкций по административным правонарушениям.      

7. Загруженность сотрудников  правоохранительного блока таможенных органов характеризуется такими показателями как среднее количество заведённых дел, приходящихся на одного сотрудника, среднее количество протоколов на одного сотрудника, среднее количество уголовных дел на одного сотрудника и т.д. Указанные показатели используются для определения нормативов штатной численности соответствующих служб и подразделений.     

8. Эффективность правоохранительной  деятельности и её оценка с  помощью статистических показателей  сложная, не решённая окончательно  задача. На сегодняшний день оценка эффективности проводится в отношении заведения дел о нарушении таможенных правил. Для этого используется показатель эффективности заведённых дел ( ). Он рассчитывается как отношение средней суммы наложенных санкций по одному делу ( ) к количеству сотрудников правоохранительного блока (N):

при этом средняя сумма  наложенных санкций на одно дело определяется как отношение суммы наложенных санкций по всем выявленным правонарушениям  к количеству выявленных правонарушений.     

 Все показатели, рассмотренные  выше, анализируются в динамике, при сопоставлении с аналогичными  показателями за предыдущий период  или анализируются за длительный  период времени в виде временного  ряда.

 

7. Основные направления анализа данных статистикитаможенных правонарушений      

 Планирование и  реализация оперативно-розыскных  мероприятий осуществляется на  основе всесторонней информации  об оперативной обстановке.     

 Оперативная обстановка  – это совокупность сведений  об условиях, факторах, оказывающих влияние на содержание, ход и конечные результаты оперативно-розыскной деятельности таможенных органов. Объектом статистического исследования может выступать как в целом оперативная обстановка на конкретной таможне, так и оперативная обстановка по различным направлениям правоохранительной деятельности, например, по линии борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.  

    Можно выделить три основных направления статистического анализа оперативной обстановки:     

- анализ состояния и развития криминогенной ситуации в сфере ВЭД,     

- анализ состояния  сил и средств правоохранительных  подразделений таможенных органов,      

- изучение внешней  среды, в которой происходят  правонарушения и осуществляется  их выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие.     

 Изучение первого  направления включает сбор и  анализ следующих сведений:     

- о количестве и  характере совершённых правонарушений  в сфере таможенного дела;     

- о месте и времени  совершения правонарушений;     

- о субъектах и предметах правонарушений;     

- о наиболее распространённых  видах и способах совершения  правонарушений;     

- о структуре и  динамике правонарушений и т.д.      

 Второе направление  – изучение деятельности правоохранительных  подразделений таможенных органов, как элемента оперативной обстановки. Данное направление включает сбор и анализ следующей информации:     

- о наличии и состоянии  сил борьбы с правонарушениями;  

о наличии и состоянии средств  борьбы с правонарушениями;     

- об уровне организации взаимодействия между подразделениями одного таможенного органа и между различными правоохранительными организациями, которые осуществляют свою работу на конкретной территории или на конкретном направлении работы;     

- сведения об эффективности  оперативной деятельности.     

 Силы оперативных  подразделений – это численность  штатных и нештатных сотрудников.  К численности нештатных сотрудников  относятся лица, оказывающие содействие  штатным сотрудникам в решении  определённых законом задач на  конфиденциальной основе. К числу средств борьбы с правонарушениями и преступлениями относится численность используемой специальной техники.    

Тема 2. Становление и развитие таможенной статистики в России..doc

— 94.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 20. Статистика перемещения транспортных средств и физических лиц.doc

— 62.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 3. Задачи и организация таможенной статистики.doc

— 53.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 4 Единая методология таможенной статистики внешней и взаимной торговли.doc

— 116.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 5 Виды деклараций и особенности декларирования товаров.doc

— 138.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 6.Таможенная статистика взаимной торговли со странами членами ТС.doc

— 103.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 7.Статистический учет количества и стоимости товаров во внешней и взаимной торго.DOC

— 443.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 8. Система показателей и признаков в таможенной статистике.doc

— 174.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 9. Статистическое изучение динамики ВЭД на основе данных таможенной статистики.doc

— 563.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Общей и таможенной статистике"