Лекции по "Общей и таможенной статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 11:56, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Таможенная статистика как научная дисциплина.

План:
Предмет и содержание таможенной статистики.
Сущность таможенной статистики как составной части статистических наук.
Объект таможенной статистики.
Разделы таможенной статистики.
Задачи таможенной статистики.
Правовая и нормативная база таможенной статистики

Файлы: 20 файлов

Тема 1.Таможенная статистика как научная дисциплина.doc

— 78.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 10. Методы изучения взаимосвязей показателей таможенной статистики.doc

— 524.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 11. Индексный метод в таможенной статистике.doc

— 193.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 12. Особенности стоимостного учета товаров в таможенной статистики.doc

— 128.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 13. Характеристика информационных потоков Документ Microsoft Word.doc

— 74.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 14. Основные напрвления повышения информационного содержания статистических данн.DOC

— 79.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 15. Правовая и нормативная база специальной статистики.doc

— 49.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 16.Статистика декларирования.doc

— 235.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 17. Статистика таможенных платежей.doc

— 205.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 18. Статистика валютного контроля.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Тема 18. Статистика валютного контроля.

 

План:

1.Правовая и нормативная база статистики валютного контроля. Цель и объект статистики валютного контроля.

2. Формы статистической  отчетности

3.Валютный контроль: понятие, формы. Организация валютного контроля. 4.Показатели эффективности валютного контроля.

 

1.Правовая и нормативная база статистики валютного контроля. Цель и объект статистики валютного контроля.

Законодательство  Российской Федерации по этому вопросу представлено:

- Федеральным  Законом №173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле»;

- статьями 15.25 «Нарушения  валютного законодательства» и  16.19 (часть 4) «Неправомерные действия  с помещенными под определенный  таможенный режим товарами и  (или) транспортными средствами»  Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) Российской Федерации;

- статьей 193 «Невозвращение  из-за границы средств в иностранной  валюте» Уголовного Кодекса Российской  Федерации.

Последняя редакция действующего Федерального Закона №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также ст. 15.25 КоАП, дополненная частями 5 и 6 и ст. 16.19 КоАП, дополненная частью 4, обязывают таможенные органы осуществлять валютный контроль на путях выявления случаев:

- несвоевременной  и/или неполной репатриации платежей (т.н. экспортной выручки), причитающихся российским экспортерам за экспортированные ими товары;

- необоснованного  перевода российскими импортерами  платежей за импортируемые товары.

Целью осуществления валютного  контроля силами таможенных органов является обеспечение исполнения участниками внешнеторговой деятельности положений валютного законодательства при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров и/или транспортных средств.

Задачами валютного контроля, осуществляемого силами таможенных органов, являются:

· обеспечение своевременной и полной регистрации (возврата) платежей (т.н. экспортной выручки), причитающихся российским экспортерам за экспортированные ими товары;

· отслеживания обоснованности платежей, производимых российскими импортерами за импортируемые ими товары;

· обеспечение соблюдения валютного законодательства при перемещении через государственную границу Российской Федерации валюты, валютных ценностей и ценных бумаг физическими лицами.

Цель статистики валютного контроля – формирование полной и достоверной картины по направлению деятельности «Валютный контроль» и информирование руководства ФТС о соблюдении законодательства в области валютного контроля.

 

2. Формы  статистической отчетности

 

Формы статистической отчетности по направлению деятельности «валютный контроль» в количестве четырех утверждены ежегодным приказом ФТС России «Об отчетности таможенных органов по основным направлениям деятельности перед ФТС России».

1) Форма №18-контроль «Сведения о результатах валютного контроля» ежемесячной периодичности, подлежащая представлению региональными таможенными управлениями и таможнями, непосредственно подчиненными ФТС России до 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Эта форма должна содержать сведения о количестве:

· выявленных случаев не поступления экспортной выручки либо задержек таких поступлений с указанием их оценки в тысячах долларов США, с привязкой к соответствующим статьямКоАП;

· случаев выявленных нарушений, информация о которых передана в органы Росфиннадзора;

· возбужденных дел об административных правонарушениях и переданных в органы Росфиннадзора.

2) Форма №1-вал (физические лица) «Сведения о ввозе и вывозе иностранной валюты физическими лицами», ежемесячной периодичности, подлежащими представлению:

· таможнями – в региональные таможенные управления до 15-го числа месяца, следующего за отчетным;

· региональными таможенными управлениями и таможнями, непосредственно подчиненными ФТС России – в ГНИВЦ ФТС России до 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Ко всем формам статистической отчетности по направлению «валютный  контроль» предпосылаются детально сформулированные Методические рекомендации, однозначно регламентирующие порядок  заполнения форм и призванные оказать  методическую помощь в их заполнении.

Основными пользователями сведениями, содержащимися в формах статистической отчетности по направлению «валютный  контроль», могут быть Минфин России, Росфиннадзор, Банк России (Центрабанк), с которым Федеральную таможенную службу связывают соглашения о сотрудничестве и информационном обмене. Право практического осуществления такого обмена по направлению «валютный контроль» делегировано Аналитическому управлению и, - в определенной степени, - ГНИВЦ ФТС России, формирующему соответствующие базы данных, порядок формирования которых изложен в Методических рекомендациях по каждой форме.

 

3.Валютный  контроль: понятие, формы. Организация валютного контроля

 

Валютный контроль – это деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль в России является составной частью системы валютного регулирования, обеспечивающая эффективность устанавливаемых государством валютный ограничений.

Организация валютного контроля в  России строится на сочетании трех взаимодополняющих организационно-правовых форм:

  1. Общий (неспециализированный) валютный контроль, включающий в себя контроль специальной службы (Минфин РФ), а также взаимодействующих с ней налоговых и правоохранительных органов. В рамках общего контроля реализуется, так называемый, внутренний валютный контроль путем проведения проверок документации.
  2. Банковский валютный контроль, объединяющий деятельность Банка России, его территориальных учреждений, а также подотчетных ему агентов – уполномоченных банков1. Общими для них являются те направления контроля, которые связаны с наблюдением за законностью валютных операций, осуществляемых через кредитные организации.
  3. Таможенный валютный контроль, объединяющий деятельность таможенных органов по контролю за валютными операциями, связанными с перемещением валютных ценностей и товаров через таможенную границу РФ.

Одновременное применение этих трех форм позволяет государству  использовать объективно существующую способность банковской системы и таможенных органов контролировать определенные виды валютных операций, а также учитывать особенности различных валютных операций, располагая, наряду с общим, двумя специализированными формами контроля.

Недостатками такой множественности  форм контроля являются пересечение  и дублирование функций, а также отсутствие единообразного и четкого правового регулирования деятельности контролирующих органов [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Все таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют функции валютного контроля. С этой целью в их составе действуют специально созданные структурные подразделения, представленные в таблице 1.

В области осуществления  валютного контроля таможенными  органами ведется контроль за соблюдением таможенного и валютного законодательства  участниками ВЭД в части зачисления денежных средств за экспортируемые товары при экспорте и возврата валютной выручки за не ввезенные импортные товары в рамках заключенных внешнеторговых контрактов.

Работа в области валютного  контроля ориентируется на предотвращение совершения участниками ВЭД незаконных валютных операций путем уклонения от технологий валютного контроля, основанных на применении паспортов сделок, оформляемых уполномоченными банками.

Таблица 1. Подразделения таможенных органов, осуществляющие валютный контроль и их основные функции

Орган (его структурное  подразделение)

Выполняемые функции

ФТС России

(управление валютного контроля)

Разрабатывает общую концепцию валютного контроля с участием таможенных органов

Готовит проекты нормативных актов, определяющих организацию и технологию валютного контроля таможенными  органами

Обобщает и анализирует отчеты, полученные от нижестоящих таможенных органов, материалы целевых проверок участников ВЭД в целях повышения эффективности осуществления валютного контроля

Формирует и анализирует электронные  базы данных, обеспечивающие деятельность таможенных органов  по валютному контролю и учет ее результатов

Осуществляет внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства

Рассматривает обращения лиц по вопросам осуществления валютного  контроля таможенными органами

Осуществляет проведение целевых  проверок участников ВЭД, обычно при  наличии информации о нарушениях валютного законодательства в особо крупных размерах

Организует взаимодействие с другими  органами валютного контроля

РТУ

(отделы валютного контроля)

Осуществляет проведение целевых  проверок участников ВЭД по вопросам соблюдения валютного законодательства

Осуществляет внутриведомственный  контроль за соблюдением законодательства

Рассматривает обращения лиц по вопросам осуществления валютного  контроля и, в частности, в связи  с изъятиями и конфискациями  валютных ценностей, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ

Осуществляет тесное взаимодействие с другими агентами валютного  контроля

Таможни,

 Таможенные  посты

(отделы таможенного  оформления  и таможенного контроля, отделы валютного контроля)

Таможенное оформление товаров  при их вывозе с таможенной территории РФ

Контроль за операциями по перемещению  юридическими лицами через таможенную границу валютных ценностей, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ


 

4.Показатели  эффективности валютного контроля.

 

Результаты осуществления таможенными  органами валютного контроля характеризуются в 2005 – 2006 гг. показателями, приведенными в таблице 2.

Таблица 2. Результаты осуществления таможенными органами валютного контроля

Показатель, млрд. долл. США

2005

2006

Объем экспортных операций с расчетами  денежными средствами, охваченных технологиями валютного контроля

220,5

278,0

Объем импортных операций с расчетами  денежными средствами, охваченных технологиями валютного контроля

80,0

117,3

Объем ввезенной валюты физическими лицами

1,6

2,4

Объем вывезенной валюты физическими  лицами

3,8

5,0

Объем ввезенной валюты юридическими лицами

12,9

12,6

Объем вывезенной валюты юридическими лицами

2,7

12,8


 

В неторговом обороте таможенные органы  осуществляют контроль за ввозом в РФ и вывозом из РФ физическими и юридическими лицами наличной иностранной валюты, валюты РФ, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также дорожных чеков, с одновременным созданием баз данных персонифицированного учета сведений о перемещении физическими лицами валюты суммами, превышающими в эквиваленте 10000 долларов США, а также о перемещении валюты юридическими лицами. Результаты этой работы также представлены в таблице 2. Для визуального анализа структуры данные таблицы 2 представим в виде диаграммы (рис. 1).

Рис. 1. Динамика и структура результатов валютного контроля, млрд.долл.США

За 2006 год подразделениями  валютного контроля таможенных органов  проведено 37,6 тысяч проверок (за 2005 год – 22,3 тыс.), в ходе которых выявлено 23,2 тысяч нарушений валютного законодательства на сумму 720 млн. долл. США (за 2005 год – 9,3 тысяч на сумму 942 млн. долл. США). Возбуждено 4,2 тысяч дел об административных правонарушениях, которые направлены в территориальные управления Росфиннадзора для рассмотрения, где в результате рассмотрения дел по 64% (2005 год - 49 %) назначено административное наказание.

Соответствующие показатели по РТУ за 2006 год приведены в  таблице 3.

Таблица 3. Показатели эффективности валютного контроля по РТУ

№ п/п

Показатель

ЦТУ

ЮТУ

УТУ

СТУ

СЗТУ

ПТУ

ДВТУ

ЦЭТ

1

Количество проверок, тыс. ед.

12,3

8,1

3,4

3,1

3,7

4,4

2,0

0,57

2

Выявлено случаев нарушений, тыс. ед.

1,7

1,1

4,2

2,8

6,0

3,41

1,8

0,014

3

Сумма предметов нарушений, млн. долл. США

89,0

64,0

140,0

65,5

79,0

132,5

51,2

97,4

4

Возбуждено дел об АП

952

383

738

465

963

446

223

14

5

Доля дел об АП в общем количестве проверок, %

7,7

4,7

21,7

15,0

26,0

10,1

11,2

2,5


Серьезным информационным ресурсом, призванным обеспечить повышение  эффективности валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, явилось подписанное в ноябре 2006 года Соглашение об информационном взаимодействии Центрального Банка РФ и ФТС, что позволит с учетом возможностей, открываемых новой формой ГТД, комплексно решать вопросы построения новых автоматизированных технологий валютного контроля во внешнеторговой деятельности, основанных на сопоставлении банковской и таможенной информации (о платежах и поставках товаров).

Контрольные вопросы

1.Правовая и нормативная база статистики валютного контроля. Цель и объект статистики валютного контроля.

2. Формы статистической  отчетности

Тема 19. Статистика таможенных правонарушений.doc

— 114.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 2. Становление и развитие таможенной статистики в России..doc

— 94.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 20. Статистика перемещения транспортных средств и физических лиц.doc

— 62.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 3. Задачи и организация таможенной статистики.doc

— 53.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 4 Единая методология таможенной статистики внешней и взаимной торговли.doc

— 116.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 5 Виды деклараций и особенности декларирования товаров.doc

— 138.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 6.Таможенная статистика взаимной торговли со странами членами ТС.doc

— 103.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 7.Статистический учет количества и стоимости товаров во внешней и взаимной торго.DOC

— 443.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 8. Система показателей и признаков в таможенной статистике.doc

— 174.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 9. Статистическое изучение динамики ВЭД на основе данных таможенной статистики.doc

— 563.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Общей и таможенной статистике"