Лекции по "Общей и таможенной статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 11:56, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Таможенная статистика как научная дисциплина.

План:
Предмет и содержание таможенной статистики.
Сущность таможенной статистики как составной части статистических наук.
Объект таможенной статистики.
Разделы таможенной статистики.
Задачи таможенной статистики.
Правовая и нормативная база таможенной статистики

Файлы: 20 файлов

Тема 1.Таможенная статистика как научная дисциплина.doc

— 78.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 10. Методы изучения взаимосвязей показателей таможенной статистики.doc

— 524.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 11. Индексный метод в таможенной статистике.doc

— 193.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 12. Особенности стоимостного учета товаров в таможенной статистики.doc

— 128.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 13. Характеристика информационных потоков Документ Microsoft Word.doc

— 74.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 14. Основные напрвления повышения информационного содержания статистических данн.DOC

— 79.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 15. Правовая и нормативная база специальной статистики.doc

— 49.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 16.Статистика декларирования.doc

— 235.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 17. Статистика таможенных платежей.doc

— 205.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 18. Статистика валютного контроля.doc

— 136.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 19. Статистика таможенных правонарушений.doc

— 114.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 2. Становление и развитие таможенной статистики в России..doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Тема 2. Становление и развитие статистики внешней торговли

 

План:

1. Внешнеторговая и  таможенная статистика Российской  империи

2. Внешнеторговая и  таможенная статистика в Советском  Союзе

3.Статистика внешней  торговли в условиях перехода  экономики РФ на рыночные отношения

4.Таможенная статистика  внешней торговли РФ. Перспективы  развития внешней торговли России.

 

Исторически статистика внешней торговли базировалась на отчетности таможенных учреждений. С этим фактом связано первоначальное название данной отрасли статистики, сохранившееся до настоящего времени во многих странах мира- «таможенная статистика».

Если в начальный  период своего развития таможенная статистика занималась лишь простой регистрацией ввоза товаров из-за границы и  вывоза за границу в целях соблюдения фискальных интересов государства, то по мере дальнейшего роста международного товарообмена она становится важным инструментом исследования экономической жизни во всех странах.      

 Изучение статистического  учёта внешней торговли и таможенной деятельности позволяет выделить 8 этапов в развитии таможенной статистики.

Первый этап – вторая половина ХVI века до начала ХIX века. На границах Российского государства устанавливаются таможенные посты и вводятся пошлины на ввозимые и вывозимые товары. Начал осуществляться учет ввоза и вывоза товаров и уплаты пошлин.

Второй этап – начало ХIX века до 1930 г. В этот период началась публикация статистических данных о внешней торговле. Первый отчёт был опубликован в 1802 г. и назывался «Государственная торговля в разных её видах». Сэтого времени публикация статистических данных становится ежегодной. Вся таможенная статистика велась таможенными учреждениями. Они заполняли специальные статистические ведомости и направляли их в Главное таможенное управление, где данные сводились по определённым обобщающим показателям.

Третий этап – с 1930 г. до начала Великой Отечественной войны. В 1930 г. организуется отдел статистики в Главном таможенном управлении и вся статистическая отчетность таможенных органов собирается им. Публикации о внешней торговле становятся ежемесячными. В этот период параллельно с Главным таможенным управлением сбор данных о внешней торговле осуществляет Народный Комиссариат внешней торговли. Комиссариат проводил сбор данных от хозяйственных организаций, участвующих во внешней торговле и от торговых представительств в зарубежных странах.

Четвёртый этап – годы Великой Отечественной войны. В этот период весь учёт внешней торговли проводится учётно–экономическим отделом Народного Комиссариата внешней торговли. Таможенным управлением в годы войны учёт не проводился.

Пятый этап – годы после Великой Отечественной войны до 1959г. В этот период восстанавливается довоенная ситуация. Статистический учёт внешней торговли ведут Главное таможенное управление и Народный Комиссариат внешней торговли.

Шестой этап – с 1959 г. до 1988 г. В этот период в соответствии с приказом Министерства торговли вся статистика внешней торговли была возложена на планово-экономическое управление Министерства торговли (бывший Народный Комиссариат внешней торговли). За Главным таможенным управлением в этот период сохранился учёт транзита, контрабанды, пассажиров и багажа, транспортных средств и международной почтовой корреспонденции и почтовых посылок. На основе этой информации таможенное управление готовило статистические обзоры об экспорте и импорте товаров.

Седьмой этап – с 1988 до 1995 г. В 1988 г. постановлением Совета Министров СССР было принято решение о возрождении таможенной статистики. Основными причинами такого решения послужили либерализация экономики и подписание СССР ряда межправительственных и международных соглашений. На этом этапе сбор данных о внешней торговле ведут:

- Государственный таможенный  комитет (ГТК) по данным декларационного  массива;

- Государственный Комитет  по статистике (Госкомстат) по данным форм отчётности предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью;

- Министерство внешнеэкономических  связей по данным торговых

представительств и  другим источникам.

Восьмой этап - с 1995 по настоящее время. В 1995 г. было подписано соглашение об информационном сотрудничестве между ГТК РФ и Госкомстатом РФ ( Указание ГТК РФ № 01-12/1522). В соответствие с этим соглашением функция сбора информации о внешней торговле страны была передана ГТК. Госкомстат РФ оставил за собой сбор данных по некоторым товарным группам.

 

1 Внешнеторговая  и таможенная статистика Российской  империи

Русская таможенная статистика внешней торговли (учет вывоза и ввоза товаров) прошла длительный исторический путь, хотя точную дату ее возникновения в качестве одной из функций таможенного ведомства вряд ли можно назвать.

Конец XV в. позволил объединить вокруг Москвы ближайшие княжества, что повлекло за собой политические и экономические изменения существовавших мелких формаций. Русские правители многое сделали в то время для создания отлаженного механизма таможенного обложения, которое, по свидетельствам историков, было весьма высоким.

Так, по Новгородской таможенной грамоте 1571 г. с горожан брали  пошлину в размере 0,75% стоимости товара, с жителей пригорода — 2%, с торговцев других областей — 4%, с иноземцев — 7%'.

Русский ученый и историк  Константин Лодыжанский приводит статистику таможенных доходов Московского  государства времен Бориса Годунова за год. Так, из общей суммы государственных  доходов в 1 430 тыс. руб. таможенные пошлины составили 60,5 тыс., в том числе на долю Москвы приходилось 12, Пскова — 12, Казани — 11, Смоленска — 4, Новгорода — 6, Костромы — 1,3, Ярославля — 1,2, Торжка — 0,8, Твери — 0,7 тыс. руб.

Таможенные книги Москвы 1693-1694 гг. дают развернутую картину внешней и внутренней торговой статистики конца XVII в. В записных книгах Московской большой таможни впервые дается статистика привоза в Москву иностранных товаров.

Б Б. Кафенгауз использовал  материал Малороссийской и Новгородской книг 1693-1694 гг. при изучении русского рынка XVIII в Он включил этот материал в свою работу преимущественно в форме таблиц и разного рода итоговых подсчетов с целью сопоставления их с данными таможенных книг XVIII в по Великому Новгороду и Макарьевской ярмарке, на которых он строит характеристику внутреннего рынка России изучаемого им периода.

В России таможенным делом  занимались многие государственные  структуры.

Так, в 1716 г. Петром I была учреждена Государственная Коммерц-коллегия, в которой были сосредоточены все дела, относящиеся к внешней и внутренней торговле России. Коллегия обязана была иметь сведения о строении купеческих кораблей, заведовать таможенной статистикой и определять тарифные пошлины на товары, наблюдать за ходом российской торговли, изыскивать средства для ее развития и не допускать монополии, наносящей ущерб обществу. Отчеты Коммерц-коллегии формировали таможенную статистику внешней торговли того периода. К примеру, К. Лодыжанский на базе данных Коммерц-коллегии обобщает внешнеторговую статистику 1793—1890 гг. С 1796 г. деятельность Коммерц-коллегии расширилась на основе нового положения. Она была разделена на семь частей В ее компетенцию входили: внешняя торговля и изменения в таможенном тарифе и торговом уставе; внутренняя торговля; торговые сообщения; дела таможенные; счетная часть; бухгалтерская часть; секретная часть.

Среди вопросов, решаемых с помощью таможенной статистики внешней торговли в конце XIX — начале XX в., приоритет принадлежал вопросу влияния международной торговли на платежный баланс России.

Протекционисты в России выдвигали аргументы, сводившиеся  к тому, что повышенные ввозные  таможенные пошлины ведут к сокращению расходов, созданию положительного торгового  баланса, сокращению вывоза золота за границу; импорт товаров, по их мнению, сопровождается падением курса рубля и обесцениванием бумажных денег.

Введенный в 1906 г. новый  таможенный тариф учитывал новые  факторы экономической политики, направленной на дальнейшее развитие капиталистических отношений н  развитие внешнеэкономических связей.

Статистика внешней  торговли России базировалась на данных, собиравшихся Департаментом таможенных сборов Министерства финансов и публиковавшихся  в ежегоднике «Обзор внешней торговли России по Европейским и Азиатским  границам». Все товары, служившие предметом экспортно-импортных операций, российская таможенная статистика классифицировала по 4 категориям:

1. «Жизненные припасы», включавшие все виды хлебов, муку, крупы, мясо-молочные продукты, рыбу, яйца, соль, сахар, спирт, чай, табак, с 1911 г. — битую птицу и дичь.

2. «Сырые и полуобработанные материалы» — лес, лесопродукты, руда, каменный уголь и кокс, нефть, металл, цемент, асбест, поташ, смола, кость, кожа, перо, пряжа, шерсть, шелк, волокно, сало, растительное масло и т.д.

3. «Животные продукты» — рогатый скот, лошади, свиньи, птица живая.

4. «Фабрично-заводские изделия» — стекло, фарфор, фаянс, изделия из дерева, металла, льна, шерсти, бумажные ткани, бумага, книги, спички, каучук.

Необходимо иметь в  виду, что давая достаточно полное представление о масштабах и направлениях российского экспорта и импорта и их структуре, наша статистика нередко расходилась с аналогичными показателями таможенной статистики европейских стран, что обусловливалось в значительной мере различиями в методике ее составления. Здесь сказывались и сложности в различной стоимостной оценке привозимых и вывозимых товаров, а также и различия в определении стран вывоза. Так, германская статистика считала при вывозе в Россию товары только собственного производства, российская статистика относила к германским и товары, фактически только провезенные транзитом через Германию (напр., хлопок).

В целом доля России в  мировом экспорте была невелика — 4,2%. Она вывозила за границу в предвоенные  годы 6-8% своей продукции. Доля же ее в мировом импорте была еще меньше — 3,5%.

 

2 Внешнеторговая  и таможенная статистика в  Советском Союзе

Практика советской  статистики внешней торговли прошла все этапы развития, характерные  для международной торговой статистики, и оказала на нее существенное влияние.

Основные принципы функционирования внешнеторговой статистики в условиях социализма были сформулированы в 1917-1918 гг. Они касались, прежде всего, вопросов таможенной политики, а также осуществления государственной монополии на внешнюю торговлю.

Основополагающим документом для развития советской внешнеторговой статистики явился Декрет Совета Народных Комиссаров о национализации внешней  торговли от 22 апреля 1918 г. и Положение  о государственной статистике, подписанное  В.И.Лениным 25 июля 1918г..  В июне 1918 г. в России  был проведен Первый Всероссийский съезд статистиков, на котором был обсужден проект Положения о государственной статистике, а 25 июля это Положение было подписано, и в соответствии с ним был создан высший орган государственной статистики - Центральное статистическое управление (ЦСУ) на правах народного комиссариата. Первым управляющим ЦСУ был назначен П.И. Попов (1872-1950).  В сентябре 1918 г. было утверждено Положение об организации местных статистических учреждений, в соответствии с которым во всех губерниях и уездах были созданы статистические бюро. Так начала функционировать единая централизованная система государственной статистики в России после 1917 г. На практике это отразилось, прежде всего, в изменении статуса и функций таможенных учреждений, основная задача которых теперь состояла в контроле по соблюдению монополии внешней торговли, а так же в усилении централизации статистического учета внешнеторговых операций.

Внешнеторговая статистика довоенных лет была по своему характеру статистикой таможенной. До 1930 г. таможенные учреждения по документам., на основе которых осуществлялся пропуск товаров через границу, производили учет экспорта и импорта и заполняли специальные статистические ведомости, которые еженедельно направляли в Главное таможенное управление (ГТУ). В ГТУ на основании поступивших данных по установленным показателям обобщались сведения о внешней торговле страны. Таможенные учреждения осуществляли контроль за движением товаров через границы Советского Союза, вели учет всех товаров по первичным товаросопроводительным документам: железнодорожным накладным, передаточным ведомостям и т.п.

В последующие годы органы статистики неоднократно подвергались реорганизации. Так, в 1930 г. ЦСУ было передано в ведение Госплана и в 1931 г. переименовано в Центральное управление народнохозяйственного учета (ЦУНХУ) при Госплане СССР, чем подчеркивалось подчинение деятельности органов статистики нуждам планирования.

С 1930 г. был введен другой порядок  обработки документов о движении грузов через границу, при котором обработка производилась не на таможнях, а непосредственно в отделе таможенной статистики Главного таможенного управления, куда стекались все первичные документы из таможен. Таким образом, данные таможенной статистики основывались на наиболее достоверных материалах - первичных транспортных, таможенных и торговых документах. Концентрация статистического учета в ГТУ позволила изменить способ обработки статистических материалов, перейти на механизированный учет, используя для этой цели счетно-аналитические машины счетной фабрики Народного Комиссариата внешней торговли. Систематизируя огромный цифровой материал по внешнеторговым операциям в масштабе всей страны, ГТУ осуществляло также и публикацию данных о внешней торговле страны.

Тема 20. Статистика перемещения транспортных средств и физических лиц.doc

— 62.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 3. Задачи и организация таможенной статистики.doc

— 53.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 4 Единая методология таможенной статистики внешней и взаимной торговли.doc

— 116.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 5 Виды деклараций и особенности декларирования товаров.doc

— 138.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 6.Таможенная статистика взаимной торговли со странами членами ТС.doc

— 103.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 7.Статистический учет количества и стоимости товаров во внешней и взаимной торго.DOC

— 443.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 8. Система показателей и признаков в таможенной статистике.doc

— 174.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 9. Статистическое изучение динамики ВЭД на основе данных таможенной статистики.doc

— 563.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Общей и таможенной статистике"