Государственные органы таможни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 13:34, контрольная работа

Описание работы

Возрастание роли и значения таможенного дела и в целом таможенной деятельности как инструмента внешнеэкономической деятельности тесно связанных с внутренней и внешней политикой Российской Федерации объективно обусловливают повышение активной роли таможенных органов, ее системы в осуществлении задач и функций в сфере таможенного дела. Совокупность таможенных органов, учреждений и организаций - это сложный и разветвленный механизм, обеспечивающий решение многообразных, подчас разнородных, но в конечном счете объединенных функциональной общностью, единых и целостных задач. Система таможенных органов и ее отдельные составные части играют видную и одновременно свою специфическую роль в процессе таможенной деятельности.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 62.87 Кб (Скачать файл)

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, преступлений в сфере таможенного дела, а также выявление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) получение упреждающей оперативной информации об обстановке в зоне таможенной деятельности для принятия правильных решений с целью защиты экономических интересов Российской Федерации;

3) оказание помощи органам расследования, прокуратуры и суда в сборе доказательств по уголовному делу, выполнение их поручений;

4) розыск лиц, скрывающихся от органов расследования и суда и уклоняющихся от уголовного наказания за преступления, а также розыск без вести пропавших;

5) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу экономической или экологической безопасности РФ;

6) участие в совместных оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых ФСБ, МВД, ФПС и другими компетентными органами в интересах обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;

7) оказание помощи международным таможенным организациям, иностранным таможенным органам и полиции в борьбе с контрабандными операциями и по другим вопросам, предусмотренным международными договорами РФ;

8) обеспечение собственной безопасности объектов таможенной инфраструктуры;

9) обеспечение безопасности сотрудников таможенных органов, членов их семей, их имущества, а также лиц, оказывающих таможенным органам конфиденциальную помощь;

10) выявление, предупреждение и пресечение фактов коррупции и других должностных преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов. Данное направление деятельности таможенных органов в последнее время особенно актуально, поскольку преступления, связанные с нарушением режима таможенной границы и в целом таможенного законодательства являются одним из наиболее распространенным видом преступной деятельности.

С переходом от монополии  государства на внешнеэкономическую  деятельность к ее либерализации  существенно возросла роль и ответственность  таможенных органов в регулировании  международного обмена. Их основное назначение — защита экономической безопасности государства путем обеспечения  движения людей, товаров, грузов через  границу, взимания таможенных платежей, таможенное оформление и таможенный контроль. Очевидно, что такого рода деятельность самым непосредственным образом связана с соблюдением  законности и правопорядка, охраной  прав и интересов граждан, организаций, государства и общества, борьбой  с контрабандой и применением  мер ответственности, иначе говоря, с выполнением функций правоохранительных органов.

В силу этих причин таможенные органы России с самого начала своего образования были включены в систему  правоохранительных органов государства. Их правоохранительный статус закреплен  Указом Президента РФ от 18 сентября 1993 г. “О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации”. В соответствии с Указом от 23 декабря 1993 г. “Об отнесении таможенных органов  к государственным военизированным  организациям” Правительству РФ было поручено обеспечить вооружение таможенной службы в целях повышения их роли в борьбе с преступностью.

Таможенный кодекс РФ конкретизировал  основные направления правозащитной  деятельности системы таможенных правоохранительных органов (ст. 8, 10); регламентировал оперативно-розыскную  деятельность и дознание (разд. IX), а  также особенности производства по делам о нарушении таможенных правил (разд. X). Все это дополнительно  подчеркивает значимость правоохранительных функций таможенных органов и  функций таможенных органов в  сфере оперативно- розыскной деятельности, но при этом следует помнить, что  сфера деятельности таможенных органов  на этом не исчерпывается. В этой связи  особо следует отметить деятельность таможенных органов по борьбе с таможенными  правонарушениями.

В период, предшествовавший принятию Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ), таможенные органы при  решении вопросов о привлечении  к административной ответственности  за таможенные правонарушения руководствовались  преимущественно общими положениями  норм административного законодательства - Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

ТК РФ, используя фундаментальные  положения административного права и его принципы, определяет основные правила таможенных процедур, существенно меняет регулирование вопросов о субъектах ответственности (введена ответственность юридического лица, двусубъектность ответственности за совершение одного правонарушения), предусматривает ответственность военнослужащих, порядок наложения взысканий при совершении нескольких нарушений таможенных правил и многие другие положения, что составляет основу данного направления деятельности таможенных органов.

За совершение нарушений  таможенных правил законодатель предусмотрел следующие виды взысканий, перечень которых дается в ст.242 ТК РФ и охарактеризованных в других статьях ТК РФ:

 1. Предупреждение.

Как мера ответственности  за нарушение таможенных правил предупреждение выносится в письменной форме, о  чем составляется постановление по делу. Применяется в качестве основного взыскания и, как правило, по таможенным правонарушениям, которые не имеют тяжких последствий.

 2. Штраф (ст.243 ТК РФ).

Таможенный кодекс РФ за нарушения таможенных правил предусматривает  два вида штрафа:

- исчисляемый применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда, под которой понимается установленная законом минимальная месячная оплата труда на день совершения правонарушения, а если такой день невозможно установить - на день обнаружения правонарушения;

- исчисляемый, исходя из стоимости товаров и транспортных средств, в виде их свободной (рыночной) цены на день обнаружения правонарушения.

Среди должностных лиц  таможенных органов имеет место  ошибочное мнение, что предусмотренное  санкциями некоторых статей ТК РФ взыскание в виде штрафа, установленного применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда, является якобы указанием на то, что субъектами ответственности по этим статьям могут быть только физические либо должностные лица.

Например, за нарушение сроков представления таможенному органу Российской Федерации таможенной декларации, документов и дополнительных сведений (ст.263 ТК РФ) субъектом ответственности, как правило, может быть именно юридическое лицо. Исчисление же штрафа применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда применяется лишь в связи с тем, что в подобных случаях непосредственным объектом нарушения являются не товары и транспортные средства, а специфические требования таможенных органов. Штраф применяется в качестве основного наказания.

3. Отзыв лицензии или квалификационного аттестата.

 Данный вид взыскания имеет специфических субъектов и может применяться к:

- владельцам таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов, складов временного хранения;

- таможенным брокерам, таможенным перевозчикам;

- специалистам по таможенному оформлению. Отзыв лицензии или квалификационного аттестата применяется только в качестве дополнительного взыскания к перечисленным выше лицам и лишь в случае совершения ими нарушения таможенных правил в связи с осуществлением ими деятельности, предусмотренной лицензией или квалификационным аттестатом.

4. Конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

Конфискация состоит в  принудительном безвозмездном обращении  товаров и транспортных средств, обладающих вышеперечисленными признаками, в федеральную собственность. Конфискация  производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, а также  независимо от того, установлено это  лицо или нет.

Данный вид взыскания  может применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного.

5. Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

Данный вид взыскания  представляет собой принудительное изъятие денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену товаров и  транспортных средств, обладающих вышеперечисленными признаками, на день обнаружения правонарушения. Он может применяться в качестве основного или дополнительного взыскания.

Следует иметь в виду, что взыскание стоимости товаров  и транспортных средств является самостоятельным видом административного воздействия.

Взыскание стоимости товаров  и транспортных средств как самостоятельный  вид административного воздействия  следует отличать от взыскания стоимости  товаров и транспортных средств  как меры, применяемой при невозможности  конфискации товаров и транспортных средств на стадии исполнения постановления  таможенного органа в части конфискации (ч.3 ст. 380 ТК РФ). В последнем случае в качестве вида взыскания применяется конфискация товаров и транспортных средств, однако, если по каким-либо причинам исполнить постановление таможни в этой части не представляется возможным, - оно реализуется через взыскание их стоимости.

6. Конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

Данный вид взыскания  предусмотрен лишь в санкции ст.276 ТК. РФ "Перемещение товаров и  транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля".

 

 

 

3. Правовые и организационные особенности составных частей системы таможенных органов РФ.

 

Мы рассмотрели в крупных  чертах системообразующие факторы  таможенного дела в России. Теперь исследуем особенности каждой из составленных частей этой четырехуровневой системы.

Первый уровень. Государственный  таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ). Согласно ТК, это центральный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации.

Определение, безусловно, верное и  могло бы удовлетворить, если быв  далее следовала пусть общая, но комплексная характеристика правового  статуса, компетенции, структуры, организацией и прочих функций Комитета его  рабочих связей с другими государственными органами. Но такой характеристики ТК не содержит.

В достаточной мере не восполнило этот пробел и Положение о Государственном  таможенном комитете Российской Федерации  от 25 октября 1994 г. Будучи шагом  вперед на тот период, сейчас оно выглядит во многом декларитивным и фрагментарным.

Вывод: во-первых, нужен целостный  комплекс норм, касающихся правового  статуса, функций и структуры  ГТК РФ, во-вторых, требуется новое  Положение о ГТК РФ, где  эти  нормы были бы юридически закреплены. Такова задача на ближайшую перспективу.

Указом Президента РФ от 25 мая 1999 г  ГТК РФ назван в числе “иных  федеральных органов исполнительной власти”, каковыми являются государственные  комитеты, федеральные службы, осуществляющие межотраслевое регулирование. Применительно  к ГТК РФ это означает, что на него возложены координация и  отчасти контроль за всем, что связано  с постановкой и производством  таможенного дела в народно-хозяйственных  отраслях страны. Этот вывод основывается также на ст. 11 ТК – о нормативных актах ГТК РФ, ст. 13 – о взаимодействии таможенных органов с иными государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

Что касается места ГТК РФ в системе  таможенных органов, таможенные органы как следует из названного Положения, он является функциональным, организационным  и методическим центром данной системы, направляет деятельность всех ее звеньев, способствуя ее развитию и укреплению целостности. Рассмотрим этот основополагающий на сегодня правовой акт подробнее

ГТК РФ возглавляет таможенное дело в России, взаимодействуя с другими  органами исполнительной власти (федеральными, субъектов РФ и местными), общественными объединениями; руководствуется Конституцией РФ, Таможенным кодексом, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также Положением о ГТК РФ. Решает свои задачи, т.е. функционирует, либо с опорой на службы центрального аппарата, либо через непосредственно (напрямую) и оперативно подчиненные объекты: региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, подведомственные лаборатории, учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и др.

Финансируется из федерального бюджета, а также из иных предусмотренных  законодательством РФ источников (так, все валютные средства, поступающие  от внеплановых таможенных доходов  и сборов, направляются в валютный фонд ГТК РФ с целью развития материально-технической  базы и социального сектора).

ГТК РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и  со своим наименованием, счета (в  том числе валютные) в банках и  других кредитных учреждениях.

Информация о работе Государственные органы таможни