Государственные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы – является рассмотрение не только понятия и признаков органов государства, но и их основных классификаций, делая акцент на классификацию по принципу разделению властей, дать характеристику органам государства, с определением их понятия и видов, изучение и сравнительный анализ деятельности органов государственной власти.
Цель предусматривает решение ряда задач - определение понятия механизма государства, органа государства, выделение признаков и видов, детальное рассмотрение: юридического поля, функций, компетенций, взаимосвязи органов государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Косарим.docx

— 67.83 Кб (Скачать файл)

                             ВВЕДЕНИЕ

Тема «Органы государства» достаточно объемна и широка. Она тесно  связана с такими понятиями как  «механизм государства» и «государственный аппарат». Ведь орган государства  – это составляющая часть механизма  государства.

Механизм государства - это система  специальных органов и учреждений, посредством которых государство  осуществляет свои функции.

Государственный аппарат, в свою очередь, представляет собой систему государственных  органов, наделенных властными полномочиями. Он включает в себя основные кадры  государственных служащих, работников центральных органов власти всех типов: законодательной, исполнительной, судебной.

Понятие органа государства в механизме  и аппарате государства является самым важным. Орган государства  представляет собой первичную ячейку, первичный структурный элемент  механизма государства. Признаки государственных  органов: создаются и действуют  на основе правовых актов, деятельность регламентируется нормами права; наделены властными полномочиями, круг данных полномочий зависит от места государственного органа в системе механизма государства; обладают определенным кругом прав и  обязанностей, совокупность которых  называется компетенцией; состоят из государственных служащих и соответствующих  подразделений, объединенных едиными  целями. В настоящее время существует огромное количество государственных  органов.

Необходимо отметить, что с развитием  человеческого общества создавались  именно такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. И, конечно же, для каждой нации и  в каждом государстве создавалась  своя особая система органов власти. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами  его территории, географическим положением и другими факторами. На мой взгляд, типов органов государства существует столько же, сколько и государств, и все они в своих функциях, признаках, компетенциях имеют некоторые сходства и различия. Поэтому существуют некоторые классификации органов государств, однако и эти классификации поводятся по различным основаниям. Нужно заметить, что виды органов государства и их компетенции зависят и от формы государства, то есть от формы правления и формы государственного устройства.

В своей работе я бы хотел рассмотреть  не только понятие и признаки органов  государства, но и их основные классификации, делая акцент на классификацию по принципу разделению властей, так как, на мой взгляд, она наиболее полно  отражает признаки и виды властвующих  органов.

Я взял именно эту тему для своей  работы, чтобы изучить, насколько  органы всех ветвей власти важны для управлении государством. Также мне кажется, что вопросы разграничения предметов ведения, полномочий, ресурсов и ответственности между различными органами власти в федеративном государстве являются одними из важнейших, поскольку при решении данных вопросов происходит определение роли и места органов власти в решении единых задач, стоящих перед государством.

Целью настоящей работы – является рассмотрение не только понятия и признаков органов государства, но и их основных классификаций, делая акцент на классификацию по принципу разделению властей, дать характеристику органам государства, с определением их понятия и видов, изучение и сравнительный анализ деятельности органов государственной власти.

Цель предусматривает решение  ряда задач - определение понятия механизма государства, органа государства, выделение признаков и видов, детальное рассмотрение: юридического поля, функций, компетенций, взаимосвязи органов государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОРГАНА ГОСУДАРСТВА И ЕГО ПРИЗНАКИ

Механизм государства является сложным образованием, он состоит  из различных частей и блоков, где  основным элементом является орган  государства.

Государственный орган – это  составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует  с другими элементами государственного механизма.1

Государственные органы так же можно  определить, как структурные звенья государственного аппарата, посредством которых функционирует государство.

Понятие «государственный орган» можно  рассматривать с двух сторон. С одной стороны, орган государства представляет собой орган власти, с другой же, — это орган, выполняющий определенные задачи и функции.

Орган государства имеет  собственную структуру, устанавливаемую  законом, а так же определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Причем все органы государства  должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с другими  частями государственного механизма.

Каждый орган государства  имеет свой предмет ведения, т.е. осуществляет какую-то определенную деятельность, а так же обладает своей компетенцией, т.е. наделен определенными полномочиями.

Компетенции государственного органа – это совокупность прав и обязанностей, возложенных на данный орган законом.

Свою компетенцию государственные  органы  могут реализовывать в  трех формах:

  • путем издания предписаний общего характера (издание нормативных актов);
  • путем принятия предписаний индивидуального характера (акты применения);
  • путем осуществления организационной деятельности.

Государственные органы, как  и все структурные элементы государства, обладают специфическими признаками, которые отличают его, с одной  стороны, от государственных учреждений и предприятий, с другой – от негосударственных  органов.

Основные признаки государственного органа:

  1. Государственный орган является самостоятельным элементом аппарата

государства и образуется в установленном законом порядке. Иными словами, для образования государственного органа необходима правовая основа, т.е. издание специального нормативного правового акта. Система государственных органов устанавливается обычно конституцией (основным законом государства).

  1. Для   осуществления  своих   задач   каждый  государственный  орган

наделяется необходимыми государственно-властными полномочиями, т.е. юридическими возможностями выступать от имени государства.

Государственно-властное полномочие предполагает ряд юридических возможностей:

    • возможность издавать юридически обязательные  нормативные и

индивидуальные правовые акты;

    • возможность   использовать  в   качестве   средств   обеспечения

исполнения правовых предписаний  средства убеждения и поощрения, а в отдельных случаях использовать самостоятельно или инициировать использование  государственного принуждения;

    • возможность  материально  обеспечивать  свою  деятельность за

 счет бюджетных средств.

Государственно-властные полномочия, реализуемые государственными органами, закреплены правовыми нормами. Именно государственно-властные полномочия подчеркивают взаимосвязь государственного механизма в целом и отдельного государственного органа, взаимосвязь государства и права.

Государственно-властные полномочия характерны только для государственных  органов и отсутствуют у других государственных организаций.

  1. Важным   признаком   государственного   органа   является   наличие

собственной компетенции. Компетенция государственного органа – категория достаточно объемная и многообразная. Она включает в себя следующие элементы:

    • предмет  ведения  государственного  органа  –  круг

 подведомственных вопросов (юрисдикция);

    • полномочия по решению подведомственных вопросов, предпола-

гающие наличие установленных законом прав и обязанностей государственного органа;

    • формы   и   методы   деятельности   государственного   органа,

используемые в процессе реализации государственно-властных полномочий.

Компетенция государственного органа непосредственно наполняет  процесс реализации возложенных  на него задач и функций.

  1. Государственный   орган   имеет   особую   внутреннюю   структуру,

состоящую из подразделений (управлений, отделов, отделений, комиссий и др.), скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы.

  1. Орган государства располагает материальной базой и финансовыми

средствами (здания, средства связи, прочее оборудование, деньги), которые  требуются для осуществления  его компетенции. Значит, государственный орган – это всегда учреждение, состоящее на содержании государства, финансируемое из бюджета государства, средства которого формируются за счет налогов.

  1. Орган  государства  состоит  из государственных служащих, которые

находятся в особых правоотношениях  между собой, государственным органом  и государством. Права и обязанности  государственных служащих определяются законом и составляют их правовой статус. К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

  1. Орган  государства, участвуя в реализации функций государства,

использует для этого соответствующие формы и методы правового воздействия.

  1. Орган государства имеет территориальный масштаб деятельности.
  2. Органы государства тесно взаимодействуют между собой и

устанавливают правовые связи  личного состава. Они образуют единый социальный организм, главной задачей  которого является обеспечение нормального  функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, территориальной  целостности государства.

  1. Орган государства, при необходимости, ликвидируется в установлен-

ном законом порядке.

Таким образом, цели, задачи и структура государственного органа, порядок его образования и  сама деятельность регулируется нормами  права. Орган государства представляет собой относительно самостоятельное  звено механизма государства  и состоит из государственных  служащих, права и обязанности  которых определены законом.

Хотя органы государства  тесно взаимодействуют, однако каждый из них выполняет вполне конкретные задачи, формируется определенным образом, деятельность каждого из них организованна соответствующим образом.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА

Классификацию органов государства  можно проводить по различным  основаниям. Остановимся на самых  основных.2

По  характеру формирования различают первичные и производные  органы государства. Первичные никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре (представительные органы). Производные создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями (исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и др.).

По характеру компетенции  выделяют органы общей и специальной  компетенции. Органы общей компетенции  правомочны решать достаточно широкий  круг вопросов (например, парламент, правительство). Органами специальной компетенции  являются министерства, ведомства, которые  специализируются на деятельности в одной сфере общественной жизни, выполнении одной функции (министерство юстиции, министерство культуры и т.д.).

По способу осуществления  своих полномочий различают коллегиальные (парламент, правительство, исполкомы) и единоличные (министерства, управления, отделы) органы государства.

В зависимости от территориальной  сферы деятельности органы государства подразделяются на высшие и местные. Однако некоторые органы не являются государственными, к ним можно отнести органы местного самоуправления. Высшие органы в наиболее полной форме обладают высшей государственной властью, которая распространяется на всю территорию государства. Местные же органы государства функционируют в административных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

Информация о работе Государственные органы