Действия должностных лиц таможенных органов при проведении мероприятий в целях выявления и пресечения контрабанды наркотических средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:16, дипломная работа

Описание работы

Целями написания данной работы является изучение проблем борьбы с незаконным оборотом через таможенную границу стран Таможенного союза наркотических средств и психотропных веществ, изучение анти-наркотической политики РФ и зарубежных стран.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..5
ГЛАВА 1. Правовая основа борьбы с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров……………………………………10
1.1. Международное законодательство и законодательство Таможенного союза по борьбе с контрабандой и незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров…..10
1.2. Основные правовые проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков через таможенную границу………………………………….14
1.3. Проблемы выявления и задержания перевозчиков наркотических средств и психотропных веществ…………………………………………17
ГЛАВА 2. Понятие контрабанды наркотических средств и способы сокрытия наркотических средств при незаконном перемещении через таможенную границу…………………………………………………………….22
2.1. Способы сокрытия наркотических средств при незаконном перемещении их через таможенную границу авиационным транспортом и мероприятия, направленные на выявление контрабанды наркотиков на воздушных судах…………...22
2.2. Классификация основных наркотических средств, используемых в незаконном международном обороте…………………30
2.3. Некоторые используемые методы выявления контрабанды наркотиков при таможенном оформлении и досмотре..44
ГЛАВА 3. Использование авиационного транспорта, как основного канала экспресс-доставки наркотических средств…………………………………..48
3.1. Организация работы таможенных органов по выявлению наркокурьеров в пассажиропотоке………………………………………48
3.2. Организация работы таможенных органов по выявлению наркотиков в багаже пассажиров…………………………………………61
3.3. Выявление контрабанды, сокрытой в грузах, перемещаемых авиационным транспортом………………………………………………...67
Заключение………………………………………………………………………..85
Список использованной литературы…………………………………………..88

Файлы: 1 файл

Сайфулаева Н..doc

— 455.00 Кб (Скачать файл)

Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, заключение главами государств, входящих в состав Содружества Независимых Государств. На основе этого Соглашения решением совета глав государств Содружества независимых Государств от 10.02.95 были приняты Основы таможенных законодательств государств - участников СНГ;

Решение о совместных мерах по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ (Москва, 12.03.93);

Соглашение о сотрудничестве между Правительством РФ и Правительством Республики Индии по вопросам, относящимся к компетенции Министерства безопасности РФ и Министерства финансов Республики Индии, в области борьбы против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Нью-Дели, 28.01.93);

Протокол №4 о взаимодействии и сотрудничестве между Федеральной службой безопасности РФ и Министерством национальной безопасности Азербайджанской Республики в сфере борьбы с контрабандой, наркобизнесом и международной экономической преступностью в РФ и Азербайджанской Республике (Баку, 01.06.95);

Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел Независимых Государств в сфере борьбы с преступностью (совершено в городе Алма-Ате 24 апреля 1992 года).

Соглашение о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией (совершено в городе Чолпом-Ате Республики Кыргызстан 3 августа 1992 года).

Эти соглашения, а также ряд других, не охватываемых данной работой соглашений, имеют большое значение, поскольку определяют и конкретизируют порядок взаимодействия между договаривающимися сторонами в области регулирования незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

По общему правилу ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется только юридическими лицами имеющими соответствующую лицензию на основании Постановления Правительства РФ от 21 марта 2011 года «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» и Положений 1 и 2, утвержденных выше указанным Постановлением Правительства РФ.

К наркотическим средствам относятся средства, содержащиеся в списке наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров Единого Перечня товаров, к которым, применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза,  с внесенными в него изменениями Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011г. № 1023 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ, в связи с совершенствованием контроля за оборотам прекурсоров, наркотических средств и психотропных веществ.

Но вообще, гораздо чаще наркотические средства и психотропные вещества выступают в качестве предмета преступления, предусмотренного в статьях 228-233 УК РФ:

Статья 228 УК РФ. Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконное приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

Статья 228.1 УК РФ. Незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконный сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

Статья 228.2 УК РФ. Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ.

Статья 229 УК РФ. Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

Статья 229.1 УК РФ. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов,  растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Статья 230 УК РФ. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ.

Статья 231 УК РФ. Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Статья 232 УК РФ. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ.

Статья 233 УК РФ. Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ.

По этим статьям Уголовного кодекса предусмотрены сроки наказаний в среднем от 2 до 10 лет лишения свободы, а конкретно -  максимальный срок за контрабанду наркотических средств организованный группой в особо крупном размере, предусматривает наказание до 20 лет лишения свободы. Но это не останавливает наркокурьеров, и они продолжают делать свое грязное дело.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Основные правовые  проблемы борьбы с незаконным  оборотом наркотиков

 

Как и ожидалось, в процессе применения нового УК РФ возникло множество вопросов. Один из них - определение на практике размера наркотических средств, влекущего уголовную ответственность по ст. 228 УК РФ за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических веществ. Речь идет, в частности, о правильном толковании и применении квалифицирующего признака ст. 228 УК РФ "крупный размер" наркотических средств.

Основным ориентиром для следственных и судебных органов при определении указанного признака является "Сводная таблица заключений Постоянного комитета по контролю наркотиков об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств, обнаруженных в незаконном хранении или обороте", составленная на основании протоколов заседаний этого комитета N 53/9-96 от 17.12.96, N 54/10-96 от 25.12.96 и N 2/56-97 от 30.04.97, имеющая силу рекомендации.

О рекомендательном характере подобных документов можно судить, исходя из ранее данных Пленумом Верховного Суда РФ разъяснений о том, что при решении вопроса о крупном размере "судам следует исходить не только из их количества, но и свойств различных видов наркотических средств по степени их воздействия на организм человека; при этом необходимо учитывать рекомендации, разработанные Постоянным комитетом по контролю наркотиков" (Постановление от 27 апреля 1993 г., которое на сегодняшний день уже не действует).

На практике же органы следствия и суда до 2011 г. воспринимали эту рекомендацию в качестве документа, имеющего исключительный характер, доминирующего в определенном смысле над самим законодательным актом. По сути, специалистами достаточно узкого профиля давалась установка, безусловно, обязательная для исполнения судебно-следственными органами.

В качестве примера можно привести Приморский край. На территории края, в основном в его южных районах, произрастает маньчжурская конопля, являющаяся сырьем для изготовления марихуаны.

В соответствии с действовавшим до недавнего времени заключением, Постоянного комитета по контролю наркотиков к небольшим размерам наркотических средств относилась марихуана высушенная весом до 5 граммов, к крупным - 500 и более. А в указанной ниже Сводной таблице к небольшим размерам тот же Постоянный комитет отнес марихуану высушенную весом до 0,1 грамма, свыше - к крупным, влекущим уголовную ответственность. Таким образом, минимальный размер наркотиков, определяющий границу между уголовной и административной ответственностью, уменьшился в 50 раз.

При этом в примечаниях к Сводной таблице сделана малоубедительная, на наш взгляд, попытка обосновать такое решение. Авторы примечания, в частности, справедливо утверждают, что биологическая активность растительных наркотиков определяется не столько их физической массой, сколько содержанием в них действующих начал. В свою очередь, содержание этих соединений в растительном материале изменяется в десятки и сотни раз в зависимости от генетических признаков, географического происхождения и способов их обработки.

Между тем применительно к Приморскому краю очаги произрастания конопли географически не изменились. Не произошло с коноплей и каких-либо генетических метаморфоз. И если в 1 грамме марихуаны 5 - 10 лет тому назад содержалось определенное количество основного начала, то и сейчас это содержание остается тем же в том же самом весовом соотношении.

Кажущаяся мелочь в определении уголовно наказуемого использования размера наркотических веществ на практике привела не только к серьезному перекосу в правоприменительной деятельности, но и в целом в стратегии и тактике борьбы с таким социально опасным явлением, как наркомания. Фактически произошел, в ущерб другим способам предупреждения этой социальной болезни, резкий крен в сторону применения мер уголовно - репрессивного характера, повлекший, в свою очередь, в значительной степени искусственный рост преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков. В Приморье, например, уже в прошлом году зарегистрировано в 2 раза больше таких преступлений.

Все это обуславливало необходимость скорейшего пересмотра основных параметров заключения Постоянного комитета по контролю наркотиков, чтобы устранить неправильное применение нового уголовного закона, чтобы избежать ошибок в правоприменительной практике. Причем сделать это надо было с привлечением широкого круга специалистов, в том числе юристов - практиков, криминологов.

Сегодня ситуация изменилась к лучшему. В целях определения крупных и особо крупных партий объемов наркотических средств действует Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, определяющий применение статей 228 и 229 УК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Проблемы  выявления и задержания перевозчиков наркотических средств и психотропных веществ.

Существует несколько маршрутов доставки наркотических средств из основного наркоопасного региона — Афганистана, провинции Гельмент (производство и выращивание опиумного мака до 80 % афганского оборота):

    1. Южный маршрут доставки героина — Афганистан — Пакистан — Красное море — Суэцкий канал — Европа.
    2. Балканский маршрут — Афганистан — Иран — Турция — Европа.
    3. Северный маршрут — Афганистан — Таджикистан -Россия — Европа или Афганистан — Туркменистан — Россия — Европа.

И на каждом маршруте доставки существуют свои проблемы выявления и задержания наркоперевозчиков.

Возьмем, к примеру, проблемы на «северном» маршруте:

    1. Отсутствие таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации по «северному» маршруту доставки афганского героина на территорию РФ и транзита через территорию РФ в страны Евросоюза. Речь идет о том, что таможенным органам России не поступает информация о юридических и физических лицах, пересекающих границу Таможенного союза с Узбекистаном, Кыргызстаном, Туркменистаном со стороны Казахстана, отвечающей за таможенное оформление товаров, перемещаемых юридическими и физическими лицами через южные границы на территорию Таможенного союза.
    2. Отсутствие взаимодействия правоохранительных подразделений таможенных органов Казахстана, России и Белоруссии по линии борьбы с контрабандой наркотиков. Суть: все разработки преступных лиц или организованных преступных группировок являются закрытой информацией и имеют ограничения по распространению и передаче третьим лицам. Поэтому организовать проверку разрабатываемого лица на международном уровне практически невозможно и едва ли, таможенные органы России или Казахстана готовы обмениваться такой информацией.
    3. Большой объем неконтролируемого ввоза импортной сельскохозяйственной продукции из стран Средней Азии, используемой наркогруппировками для доставки крупных партий наркотиков в Российскую Федерацию, часть которых уходит транзитом в страны Евросоюза.
    4. Законная и незаконная миграция граждан из стран Средней Азии по упрощенному порядку, используемая наркогруппировками для экспресс- доставки мелких партий наркотиков, в счет оплаты услуг за перевозку, трудоустройство, получение регистрации и предоставления жилья.

И это целая проблема, и особенно это касается перевозки наркотических средств внутриполостным способом сокрытия, т.е. так называемыми, глотателями.

Выявление и задержание перевозчиков наркотиков, использующих внутриполостной способ их сокрытия, представляет определенные сложности: во-первых, такого человека трудно визуально выделить, а, во-вторых, в случае не обнаружения наркотиков все действия сотрудников правоохранительных органов могут вызвать обоснованные жалобы и претензии проверяемого пассажира. В этой связи необходимо полагаться на достоверную оперативную информацию, знания, опыт и интуицию.

В практике расследования подобных преступлений у правоприменителей нередко возникают существенные трудности, связанные с ограниченным и нечетким регламентированием процедур медицинского освидетельствования, досмотра и изъятия наркотиков в законодательных актах.

Информация о работе Действия должностных лиц таможенных органов при проведении мероприятий в целях выявления и пресечения контрабанды наркотических средств