Цели и задачи Евразийской экономической комиссии Таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 18:42, научная работа

Описание работы

Цель работы – изучить назначение Евразийской экономической комиссии, ее цели и задачи.
В первом разделе разобраны базовые понятия, на которых базируется проведенное исследование.
Первая глава посвящена целям и задачам Евразийской экономической комиссии, из которой можно сделать вывод о том, что одна из приоритетных задач направлена на разработку предложений по дальнейшему развитию интеграции.

Файлы: 1 файл

tseli_i_zadachi_evrazyskoy_ekonomicheskoy_komissi.docx

— 40.94 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКЙ ИНТЕГРАЦИИ

2.1. Создание Евразийского экономического союза

 

Дальнейший вектор развития евразийской интеграции (после ТС и ЕЭП) был определен президентами России, Белоруссии и Казахстана в Декларации о Евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года.

Перед государствами-членами ТС и ЕЭП поставлена стратегическая задача по качественному углублению интеграции. Это, прежде всего, полная реализация потенциала Таможенного союза и Единого экономического пространства, завершение к 1 января 2015 г. кодификации международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу ТС и ЕЭП, и создание на этой основе Евразийского экономического союза.

Главным инструментом реализации данной задачи должен стать Договор о Евразийском экономическом союзе, подготовка которого началась в 2012 году, а 29 мая 2014 г. в г.Астане он был подписан главами государств ТС и ЕЭП.6

В июне-декабре 2014 года стороны должны завершить все внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления Договора в силу с 1 января 2015 г., то есть ратифицировать его.

Цель Договора – обеспечить переход к следующей после ТС и ЕЭП стадии интеграции, устранить барьеры для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, реализовать скоординированную, согласованную или единую политику в ведущих отраслях экономики.

Основу Договора составили действующие соглашения ТС и ЕЭП, которые были систематизированы, переработаны и дополнены. Также источником формирования текста Договора явилась договорно-правовая база Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС) в той части, в которой она не противоречит договоренностям ТС и ЕЭП. При этом нормативно-правовая база Союза существенно расширена за счет включения новых тем и направлений, по которым не было договоренностей в ТС и ЕЭП.

Положения Договора приведены в соответствие с правилами и нормами ВТО.   

Принципиально отметить, что в институциональной части Договора определяется международно-правовой статус Союза как международной организации региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью. Союз может проводить внешнеторговую политику и заключать договоры с третьими странами.

Функциональная часть Договора закрепляет базовые договоренности Союза по таким направлениям сотрудничества, как таможенно-тарифное регулирование, внешнеторговая политика, техническое регулирование и санитарные меры и т.д.

 

2.2. Основные направления развития Евразийской интеграции

 

Создание общего финансового рынка — важнейшая задача стран-участниц Единого экономического пространства. Важнейшей задачей ЕЭП должно стать создание общего финансового рынка, который обеспечит эффективное распределение капитала, позволит диверсифицировать риски, повысить конкуренцию на рынке финансовых услуг и снять барьеры по взаимному допуску.

Следует отметить, что экономики трех стран развивались с разной скоростью, и сегодня существуют различия в регулировании и надзоре на финансовом рынке. Поэтому первым шагом на пути к интеграции является гармонизация национальных законодательств стран-участниц ЕЭП в финансовой сфере.

Для этого планируется в рамках ЕЭП принять два соглашения: Соглашение о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках государств-членов ЕЭП и Соглашение по обмену информацией между уполномоченными органами государств-членов Единого экономического пространства и Евразийской экономической комиссией. 
Целью первого соглашения является сближение подходов к регулированию деятельности на финансовом рынке, в частности в сфере требований и условий выдачи лицензии на осуществление финансовых услуг. Реализация второго соглашения создаст условия надзорным органам для обмена как общедоступной информацией, так и информацией конфиденциального характера. Принятие данных мер будет способствовать ускорению интеграционных процессов в финансовой сфере и созданию в перспективе общего рынка финансовых услуг в рамках ЕЭП.7

Вместе с тем в настоящее время имеют место некоторые проблемы в сфере рынка страховых услуг. В частности, требуют решения вопросы взаимного признания полисов по обязательному страхованию гражданской правовой ответственности владельцев транспортных средств в рамках ЕЭП и сокращения барьеров для осуществления трансграничного перестрахования в рамках ЕЭП.

Также хотелось отметить важность разработки единого стратегического документа по развитию финансовых рынков стран ЕЭП. В настоящее время в каждом из государств-членов ТС и ЕЭП приняты и действуют долгосрочные национальные программы развития финансовых рынков. В Республике Беларусь — Программа развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь на 2011–2015 годы, в Республике Казахстан — Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период, в Российской Федерации — Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 года и Стратегия развития банковского сектора РФ на период до 2015 года. 
В соответствии со статьей 5 Приложения V к Соглашению о торговле услугами и инвестициях в государствах-участниках Единого экономического пространства к 2020 году должен быть завершен процесс гармонизации национальных законодательств, регулирующих рынки финансовых услуг государств-членов ТС и ЕЭП. Поэтому целесообразно систематизировать все направления деятельности по формированию единого рынка услуг и капиталов.

В связи с этим Евразийская экономическая комиссия считает необходимым к 2015 году разработать Стратегию развития финансовых рынков государств-участников ЕЭП, что позволит определить ориентиры развития интеграционных процессов на перспективу и согласовать долгосрочную политику стран в области развития финансовых рынков. 
С созданием интегрированного финансового рынка возникнет необходимость его регулирования на макроуровне. Поэтому актуальное значение приобретает создание наднационального органа по регулированию финансового рынка ЕЭП. 8

Говоря о развитии интеграционных процессов в рамках ТС и ЕЭП, нельзя не отметить проблемы взаимодействия бизнес-структур стран.

Для предпринимательского сектора стран важное значение имеет отмена процедуры повторной сертификации товаров, поставляемых в рамках ЕЭП.Кроме того, товаропроизводители при осуществлении экспортных операций вынуждены оформлять сертификат происхождения на каждую партию товара, что приводит к временным и финансовым затратам. Поэтому актуальное значение имеют решение этого вопроса и формирование более гибкого механизма развития взаимной торговли между государствами ЕЭП.9

Отдельной проблемой является взаимодействие стран в сфере производства и оборота алкогольной продукции. Все еще сохраняются серьезные ограничения со стороны России и Беларуси по доступу казахстанской продукции на их рынок.

В связи с этим Евразийской экономической комиссией совместно с компетентными органами Сторон подготовлен проект Соглашения о производстве и обороте этилового спирта и алкогольной продукции на единой таможенной территории Таможенного союза и Едином экономическом пространстве.

Развитие малого и среднего бизнеса в наших странах сдерживается наличием всевозможных административных барьеров. Так, серьезным фактором, ограничивающим взаимодействие бизнес-структур государств ТС и ЕЭП, являются сохраняющиеся проблемы в таможенной и транспортной сферах, высокая стоимость и длительное время транспортировки, невозможность использования каботажа на территории России резидентами Казахстана и Беларуси, отсутствие стабильных условий ведения бизнеса.

Деятельность по устранению барьеров, в том числе в сфере оказания услуг и инвестиций в настоящее время проводится силами отраслевых департаментов блока по экономике и финансовой политике ЕЭК, в том числе на площадке Консультативного комитета по вопросам предпринимательства при Коллегии ЕЭК.

На повестке дня стоят вопросы повышения конкурентоспособности государств ЕЭП, развития производств с высокой добавленной стоимостью, активизации сотрудничества наших стран в научно-технологической сфере. Это позволит решить важнейшую задачу, стоящую перед нашими странами — задачу модернизации и диверсификации экономического развития. Поэтому на повестке дня стоят проблемы инновационного развития стран, создания наукоемкой экономики, развития высокотехнологичных производств.

В связи с этим важное значение приобретает создание нормативно-правовой базы по защите интеллектуальной собственности. С созданием Единого экономического пространства система защиты интеллектуальной собственности также должна быть единой.10

Говоря сегодня об экономическом сотрудничестве государств ТС, нельзя не отметить вопросы транспортного взаимодействия наших стран. В частности, в рамках ЕЭП достигнуты и реализуются с 1 января 2013 года договоренности по использованию унифицированных железнодорожных тарифов. Т.е. если раньше в государствах ТС действовали три тарифа (экспортный, импортный и внутригосударственный), то в настоящее время перевозка грузов грузоотправителями стран ТС в рамках ЕЭП осуществляется по внутригосударственному тарифу. Реализация данной нормы, безусловно, будет способствовать эффективному использованию транзитного потенциала наших стран, развитию торгово-экономического сотрудничества и углублению взаимодействия бизнес-структур государств ТС и ЕЭП.

Говоря сегодня о социальном измерении развития государств, необходимо отметить нерешенность многих проблем в сфере трудовой миграции, что является серьезным тормозом для активизации экономического сотрудничества в регионе, создания совместных производств, сокращения безработицы и повышения уровня жизни населения в наших странах.

Взаимодействие государств-членов ТС и ЕЭП в сфере трудовой миграции является одним из приоритетных направлений деятельности Евразийской экономической комиссии.

На сегодняшний день снята значительная часть ограничений по допуску на общий рынок труда граждан Казахстана и России, кроме того, увеличен срок временного пребывания трудящихся-мигрантов и членов их семей на территориях двух стран без регистрации до 30 суток.

Данные шаги способствуют повышению качества экономического взаимодействия и темпов роста экономик наших государств. В дальнейшем нам предстоит напряженная работа по ликвидации оставшихся бюрократических барьеров на пути свободного передвижения наших граждан.

Вместе с тем, следует признать, что вопросы социального и медицинского обеспечения трудящихся-мигрантов, посещения их детьми дошкольных учреждений в соответствии с договоренностями в рамках ЕЭП регулируются законодательством государства трудоустройства и поэтому не обеспечивают равных условий при их реализации. Не урегулированы на уровне «тройки» и вопросы, связанные с пенсионным обеспечением трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Сторон, взаимным признанием их документов об образовании, работой по патенту (на основе гражданско-правового договора) и некоторые другие.

Для решения большинства проблем требуются финансовые затраты принимающих государств и, в этой связи, соответствующие предложения по их урегулированию нуждаются в серьезной проработке.

Снятие внутренних формальностей, мешающих гражданам действовать в рамках ЕЭП так же, как они действуют на отечественном внутреннем рынке, высвобождает ресурсы для экономического роста, способствует увеличению занятости и развитию крупномасштабных производств. Все это в широком смысле означает существенное повышение благосостояния наших народов, ведет к развитию контактов и общения, служит дальнейшему сближению простых граждан государств-партнеров.

Сегодня нет альтернативы региональной интеграции. Меры, предпринимаемые странами ТС и ЕЭП по углублению взаимодействия и формированию в ближайшем будущем Евразийского экономического союза, становятся важным фактором их устойчивого развития в перспективе.11

 

2.3. Совершенствование стратегии развития ЕврАзЭС

 

Анализ национальных документов в сфере стратегического развития показал, что модели экономического развития в государствах – участниках Единого экономического пространства отличаются, а текущий уровень интеграционного взаимодействия и полномочий Евразийской экономической комиссии  не позволяет ставить вопрос о подготовке документа, характеризующего совместное социально-экономическое развитие.

В этой связи цель разработки Стратегии развития ЕАЭС - определение

направлений развития ЕАЭС, реализация которых будет содействовать решению национальных задач и формированию дополнительных источников развития государств – членов ЕАЭС за счет реализации интеграционного потенциала.

Стратегия развития Евразийского экономического союза будет разрабатываться в соответствии со следующими задачами и принципами12:

1. Необходимость определения  экономических векторов развития  Республики Беларусь, Республики  Казахстан и Российской Федерации  в рамках Союза, основанного на  имеющихся ресурсах государств  – членов ЕАЭС и объективных  возможностях их совместного  эффективного использования в  тех сферах экономики, которые  обладают максимальным интеграционным  потенциалом.

2. Положения Стратегии  носят рекомендательный характер. Стратегию следует рассматривать как дополнительный инструмент в целях развития каждого государства – члена ЕАЭС.

3. Гармонизация с  уже принятыми национальными  стратегическими документами Сторон. Это предполагает, что реализация  Стратегии не потребует пересмотра  уже принятых национальных нормативных  правовых актов в сфере стратегического целеполагания, а также не потребует дополнительных бюджетных расходов.

4. Совокупный эффект  от реализации Стратегии должен  в максимальной степени соответствовать  экономическим интересам всех  государств – членов ЕАЭС.

Исчерпание традиционных факторов экономического роста государств – членов ЕАЭС требует поиска новых источников его формирования в среднесрочном и долгосрочном периоде. С учетом перспектив развития отношений между государствами – членами ЕАЭС и того, что реализуемые национальные стратегические документы экономического развития не учитывают возможностей, которые могут быть использованы в условиях функционирующего интеграционного объединения, в качестве такого источника выступает интеграционный потенциал ЕАЭС. На основании анализа состояния экономик Сторон, а также оценки перспектив их развития, цель экономического развития ЕАЭС на долгосрочный период заключается в достижении и поддержании качественного и устойчивого экономического роста.

Выбор направлений развития ЕАЭС определен:

- во-первых, общими национальными приоритетами. Целью действующих долгосрочных программ (стратегий, планов) экономического развития государств – членов ЕАЭС является повышение благосостояния граждан, развитие экономической, социальной, политической сфер, укрепление позиций в мировом сообществе. Общими направлениями развития являются поддержание макроэкономической стабильности и повышение конкурентоспособности национальных экономик, прежде всего за счет перехода на инновационный путь развития и реализации общесистемных преобразований экономики.

Информация о работе Цели и задачи Евразийской экономической комиссии Таможенного союза