Цели и задачи Евразийской экономической комиссии Таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 18:42, научная работа

Описание работы

Цель работы – изучить назначение Евразийской экономической комиссии, ее цели и задачи.
В первом разделе разобраны базовые понятия, на которых базируется проведенное исследование.
Первая глава посвящена целям и задачам Евразийской экономической комиссии, из которой можно сделать вывод о том, что одна из приоритетных задач направлена на разработку предложений по дальнейшему развитию интеграции.

Файлы: 1 файл

tseli_i_zadachi_evrazyskoy_ekonomicheskoy_komissi.docx

— 40.94 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет торгового и таможенного дела

 

Кафедра таможенного дела

 

 

 

ОТЧЕТ

по научно-исследовательской работе – 2

 

 

на тему: Цели и задачи Евразийской экономической комиссии Таможенного союза

 

Специальность 036401 – Таможенное дело

 

 

Студент (ка)______группы_______ФИО                 ___________________

(подпись)

Руководитель

практики от кафедры ТД

ученая степень, ученое звание,           ФИО       _______________________

(оценка за отчет – зачет/не  зачет)

                                                                                       

(подпись руководителя )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014 

РЕФЕРАТ

 

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ, ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО, ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОЧИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ, ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ.

 

Целью практики является закрепление, углубление и систематизация знаний и развитие навыков ведения самостоятельной работы.

Задачами практики являются:

− формирование и развитие профессиональных знаний в сфере таможенного дела;

− закрепление полученных теоретических знаний по обще-профессиональным и специальным дисциплинам;

− овладение необходимыми методами, навыками самостоятельного ведения научно-исследовательской работы по избранному направлению;

− более глубокое изучение отдельных дисциплин.

Основные задачи научно-исследовательской практики направлены на формирование следующих профессиональных компетенций:

- способность самостоятельно  повышать уровень профессиональных  знаний, реализуя специальные средства  и методы получения нового  знания, и использовать приобретенные  знания и умения в практической  деятельности;

- способность на научной  основе организовать свой труд, самостоятельно оценивать результаты  своей деятельности;

- умение проводить научные  исследования по различным направлениям  таможенной деятельности, критически  оценивать полученные результаты  и делать выводы;

- способность представлять  результаты научной деятельности  в устной и письменной формах, владением навыками ведения научной  дискуссии и аргументирования  в научном споре.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном мире ни одно государство не может создать функционирующую экономику без широкого развития внешнеэкономических связей, использования передовых научных достижений и технологий. Даже благополучные в экономическом отношении страны давно уже избрали для себя путь интеграции, ведущим в конечном итоге к политическому и экономическому сближению. А это влияет на жизнь широких слоев населения. Всё вышеперечисленное обуславливает актуальность данной работы.

Евразийская экономическая комиссия создана решением Президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в конце 2011 года, как единый постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства. Основой для решения по созданию ЕЭК стало понимание того, что Казахстан, Россия и Беларусь смогут не только снизить негативные последствия глобального финансово-экономического кризиса, но и активно позиционировать себя на мировых рынках.

Цель работы – изучить назначение Евразийской экономической комиссии, ее цели и задачи.

В первом разделе разобраны базовые понятия, на которых базируется проведенное исследование.

Первая глава посвящена целям и задачам Евразийской экономической комиссии, из которой  можно сделать вывод о том, что одна из приоритетных задач направлена на разработку предложений по дальнейшему развитию интеграции.

В связи с этим, вторая глава работы посвящена направлениям Евразийской интеграции и предложены рекомендации по совершенствованию стратегии интеграции.  
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Единое экономическое пространство (ЕЭП) является третьим в рамках процесса экономической и политической интеграции на Евразийском (постсоветском) пространстве форматом и этапом, после создания Зоны свободной торговли СНГ и Таможенного союза. Решение о создании Единого экономического пространства вступило в силу 1 января 2012 года, в данном регионально-экономическом блоке принимают участие Беларусь, Казахстан и Россия.

ЕЭП представляет собой одну из форм межгосударственной интеграции, т.е. наднациональное регионально-экономическое сообщество стран, целью которого является либерализация внешнеэкономических отношений внутри и осуществления коллективного протекционизма за пределы вне объединения. 

Задачами ЕЭП являются обеспечение т.н. «четырех свобод» между странами-участниками: движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. Кроме того, управление и организация ВЭД в рамках ЕЭП предполагает обеспечение начал координации экономической политики государств-членов в отношении ключевых отраслей: макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, торговли, промышленного и агропромышленного комплексов, и т.д.1

С 2 февраля 2012 года за управление и организацию внешнеэкономической деятельностью в рамках Единого экономического пространства отвечает Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), которая является пока что единственным органом на постсоветском пространстве, обладающим наднациональные полномочия для реализации вышеназванных целей и задач.

ЕЭК подчиняется Высшему экономическому совету, состоящему из Глав государств или Правительств стран-участников. По своей структуре ЕЭК подразделяется на Совет комиссии, на Коллегию комиссии и на департаменты. Совет является "законодательным" органом комиссии. Он сейчас состоит из трех представителей, по одному из каждой страны-участника.

Каждое государство-член, представленное в Совете ЕЭК, имеет равное количество голосов при принятии решений, несмотря на значительные различия в размерах экономики и населения (например, совместный ВВП Беларуси и Казахстана составляет всего 17% от ВВП России, а общее числа населения - 18% от российского). При этом принятие решение происходит на сугубо консенсусной основе.

Коллегия является исполнительным органом комиссии и состоит из девяти профильных министров. По негласному правилу состав министров распределяется поровну между государствами-участниками. Сейчас три министра представители Беларуси, три - Казахстана, три - России.

ЕЭК имеет 23 департамента и 17 консультативных комитетов по соответствующим направлениям управления и организации ВЭД в рамках работы ЕЭК, которыми являются2:

- зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;

- взаимная торговля услугами и инвестициями;

- установление тороговых режимов в отношении третьих стран;

- транспорт и перевозки;

- статистика внешней и взаимной торговли;

- валютная политика;

- охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности;

- трудовая миграция;

- промышленные и сельскохозяйственные субсидии и другие.

ГЛАВА 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

 

ЕЭК начала работу в соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии3 в начале 2012 года, как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В настоящее время в составе ЕЭК представлены три страны: Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь. ЕЭК имеет статус наднационального органа управления она не подчинена какому-либо из правительств трех стран и в своей деятельности руководствуется интересами евразийского сообщества в целом, не мотивируя свои решения интересом какого-либо из национальных правительств. Решения комиссии обязательны для исполнения на территории стран-участниц Таможенного союза и ЕЭП.

Основное назначение Евразийской экономической комиссии — обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и ЕЭП, разработка предложений по дальнейшему развитию интеграции.

Первая задача ЕЭК заключается в реализации тех функций государственной власти, которые странами были переданы на наднациональный уровень и которыми стороны сами в силу законов и соглашений, заниматься не могут. В

Вторая задача - это мониторинг и контроль за соблюдением сторонами тех обязательств, которые они приняли в рамках Таможенного союза и единого экономического пространства. Стоит отметить, что в случае невыполнения сторонами своих международных обязательств в рамках ТС и ЕЭП комиссия направляет уведомление стороне-нарушительнице. Данное уведомление обязательно к исполнению. В случае неисполнения этих требований комиссия обращается в Совет. То есть это второй функционал комиссии, которая, можно сказать, является «сторожевым псом» интеграции.

И третья функция - это развитие интеграции, а именно подготовка новых международных договоров, соглашений высшего экономического Совета, решений комиссии, которые продвигают интеграцию, расширяют ее сферы, убирают те белые пятна, которые присутствуют в действующих соглашениях и которые работают в интересах всего сообщества в целом. 4

Важнейшей задачей ЕЭК на ближайшую перспективу является обеспечение необходимых макроэкономических и внешнеэкономических условий для совершения к 2015 году четвертого этапа Евразийской экономической интеграции - создания Евразийского Экономического Союза.

В основе решения о создании ЕЭК лежит понимание того, что вместе три страны смогут не только снизить негативные последствия глобальной нестабильности, но и активно позиционировать себя на внешних рынках. Таможенный союз и Единое экономическое пространство открыты для участия в нем других государств, которые разделяют цели этого объединения и готовых принять на себя требуемые обязательства.

Важнейшая особенность Комиссии заключается в том, что все принимаемые решения основаны на коллегиальной основе. Коллегия Евразийской экономической комиссии состоит из 9 членов, один из которых является Председателем Коллегии Комиссии.

Председатель Коллегии и Члены Коллегии назначаются сроком на 4 года решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств с возможным продлением полномочий. Коллегия принимает решения путем голосования. Каждый Член Коллегии обладает одним голосом.

Один из главнейших принципов деятельности ЕЭК – поддержание всестороннего диалога с ключевыми партнерами. Первый уровень диалога — межгосударственный, предусматривающий выстраивание эффективного взаимодействия с национальными органами власти в процессе выработки и принятия решений. Второй уровень диалога — прямая форма работы с бизнес-сообществом.

ЕЭК занимает активную позицию на международной арене с целью представления деятельности евразийского сообщества и вовлечения в интеграционные процессы ключевых партнеров из европейского и азиатско-тихоокеанского регионов.

Уже сейчас очевиден макроэкономический эффект создания данного регионального объединения. Активизируются торгово-экономические связи между нашими странами. В целом за период с начала функционирования Таможенного союза оборот взаимной торговли увеличился почти в 2 раза. В 2012 году взаимный товарооборот между тремя странами составил 68,6 млрд долл. США, за 10 месяцев 2013 года данный показатель составил 52,9 млрд долл. США.

Государства Таможенного союза демонстрируют неплохие результаты экономического роста. Прирост произведенного ВВП за 2012 год в целом по ТС и ЕЭП составил 3,5% по сравнению с 2011 годом, учитывая, что, например, еврозона в прошлом году увеличила показатель экономического роста на 1,4%, а «большая семерка» и вовсе сократила на 0,4%. В январе-сентябре 2013 года темп роста ВВП в странах ТС и ЕЭП составил 1,7%. Уровень безработицы, рассчитанный в соответствии с критериями Международной организации труда (МОТ), в октябре 2013 года в Казахстане остался на уровне предыдущих месяцев — 5,2%, в России повысился до 5,5%. В целом по странам ТС и ЕЭП безработица оценивается на уровне 5,4% численности экономически активного населения. Для сравнения уровень безработицы в Европейском союзе в сентябре составил 11%, в США в октябре 2013 года — 7,3%.5

Вместе с тем в 2013 году наблюдалисья некоторые тенденции снижения темпов промышленного роста в Беларуси, Казахстане и России, что связано, прежде всего, с сохранением серьезных угроз в мировой экономике (наличием макроэкономических проблем в еврозоне, фискальных проблем в США, замедлением роста крупных развивающихся рынков), сокращением спроса на многие экспортные товары государств ЕЭП.

Сохраняются угрозы падения темпов экономического роста государств ЕЭП в среднесрочной перспективе, что может сопровождаться снижением конкурентных преимуществ национальных экономик ЕЭП, возможной деградацией научно-производственного потенциала на фоне формирования новых направлений роста мировой экономики. В ее структуре в ближайшие 3–5 лет сформируются новые технологические траектории, которые могут закрыть существующие сегодня возможности.

Поэтому важное значение на современном этапе имеет активизация интеграционных процессов на евразийском пространстве, что будет способствовать повышению конкурентоспособности национальных экономик стран ЕЭП, развитию производств с высокой добавленной стоимостью. Важное значение имеет принятие мер по развитию технологической и научной кооперации, корпоративной интеграции, стимулированию инновационной деятельности экономических субъектов, разработке стратегических концепций промышленного развития, реализации политики освоения экономиками стран ЕЭП производств, основанных на пятом и шестом технологических укладах.

Информация о работе Цели и задачи Евразийской экономической комиссии Таможенного союза