Цели, задачи и функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы следующие: дать определение функции государства, охарактеризовать функции и выявить их отличия от целей и задач государства, а так же отметить их основные признаки; изучить классификацию функций российского государства, а также формы осуществления функций и их эволюцию.

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП 2.docx

— 174.77 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

 

«Цели, задачи и функции государства». По моему мнению, актуальность данной темы не вызывает сомнений, поскольку на современном этапе построения правового государства, когда старая система практически изжила себя, а новая еще окончательно не сформирована, юристу необходимо знать основные направления деятельности государства.

  Государству дается много  определений, но ни в науке,  ни в международном праве не  существует единого и общепризнанного.  Я представляю вниманию наиболее краткое из понятий:

  Государство - это организация  политической власти, необходимая  для выполнения как сугубо  классовых задач, так и преследования  общих целей, вытекающих из  природы всякого общества.

Общечеловеческое предназначение государства  в  более  широком  смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения  и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества  различных  слоев населения и  общественных сил; обеспечения  общесоциальной  направленности  в содержании всех осуществляемых им функций.

  Познание государства предполагает рассмотрение не только того постоянного, стабильного, устойчивого, что характеризует государственно - организованное общество, но и его динамики, т. е. того, как этот социальный институт живет, действует, изменяется, развивается, как выполняет свое социальное назначение. Немалую роль в этом изучении, играет изучение функций государства, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства, как особой формы организации политической власти, но и общества в целом.

Вопрос о функциях государства  имеет не только теоретическое, но и  практическое значение. Он позволяет  взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего  строения и содержания, но и рассмотреть  его с точки зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С  помощью функций представляется возможным, с достаточно высокой  точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его  организованности и эффективности.

Рассмотрение понятия задач  и целей  деятельности  государства  требует ответа и на вопрос об их взаимодействии с его основными  функциями. Задачи  и  функции   государства   —   явления   соотносимые,    тесно взаимосвязанные,  но не совпадающие.  Их  нельзя  ни  противопоставлять,  ни отождествлять.   В   задачах   государства   определяются   его   социальное назначение, историческая миссия в  тот или иной исторический  период.  Задачи  государства  воплощаются  в  жизнь посредством осуществления его функций.

Цели и задачи моей работы следующие: дать определение функции государства, охарактеризовать функции и выявить их отличия от целей и задач государства, а так же отметить их основные признаки; изучить классификацию функций российского государства, а также формы осуществления функций и их эволюцию.

Объектом исследования в моей работе выступает государство, его обязанности,  полномочия, деятельность. Предмет исследования данной работы  будет составлять вопрос  о целях,  задачах и функциях государства: их понятии,  классификации, характеристике.

Познать, что, как и для чего государство «делает» - вот главная задача моей работы.

  Кроме этого, мне кажется,  что подробное изучение данной  темы поможет глубже развить  представления о государстве  как о социальном институте,  о том, как этот институт  живет, действует, изменяется, каковы  основные тенденции его развития, как он выполняет свое социальное  назначение.

В своей работе я постаралась раскрыть данную тему, базируясь на различной правовой литературе, переложив некоторые аспекты этого вопроса на российскую действительность.

Курсовое исследование написано при использовании литературы по теории государства и права, специализированных исследований раскрывающих затронутую в работе тему, нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также материалов периодической печати, интернет ресурсов. Список использованных источников и литературы представлен в конце курсовой работы.

Структура курсовой работы обусловлена поставленными в исследовании задачами и состоит их трех глав. Глава первая посвящена изучению понятия функции, их характеристике и отличию от целей и задач. Во второй главе работы раскрыты основные критерии и классификация функций современной РФ. Третья глава курсовой работы посвящена изучению основных форм осуществления функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Цели и задачи государства. Понятие функции государства.

§1. Понятие функции государства

 

 

 

На мой взгляд, при уяснении понятия  функции государства необходимо отправляться от цели и задачи государства, то есть задаться вопросом: зачем людям  необходимо государство, каково его  назначение?

Анализируя достижения мировой  государственно-правовой науки, сегодня  можно прийти к выводу о том, что  государство нужно людям для  более эффективной организации  охраны их прав и интересов. Охрана прав и интересов граждан - главная  забота государства и соответственно этому должны быть определены основные направления его политической деятельности и сформирована внутренняя структура  государства.1

Кстати сказать, даже внешним ознакомлением  со структурой создаваемой в конкретном государстве различных министерств  и ведомств можно судить о характере  государства, об основной задаче и функциях, которые данное государство ставит перед собой. Так, в Советском  Союзе в одно время насчитывалось  около 170 союзных министерств и  ведомств. По количеству министерств  и ведомств СССР явно был рекордсменом мира. Однако их большое количество явно не было сориентировано на деятельность во благо народа. В период СССР, например, Председатель КГБ, Министр обороны, Министр иностранных дел были членами Политбюро и имели значительно большую возможность для решения проблем своего ведомства, нежели министр сельского хозяйства или жилищно-коммунального хозяйства. Некоторые ведомства, например, Ведомства по правам человека, Конституционный суд, как обязательные атрибуты правового (справедливого) государства, вообще не были организованы. СССР - явно был сориентирован на установление господства в мире, а об уровне жизни своих граждан, по существу, не заботился.2

Решение всех проблем, возникающих  в общественной жизни людей, на справедливой основе является одним из важнейших  устоев современного общества. Поэтому  обеспечение справедливости в обществе - главное социальное назначение правового  государства, отсюда должны быть определены его функции.

Развитие общественной жизни людей  протекает в сложном взаимодействии различных интересов и в весьма динамичных условиях. В любом обществе можно встретить нищету, болезни, трудности в обеспечении стабильных источников средств к существованию. Экономические подъемы и спады, обусловленные ими безработица, социальная дезориентация, преступность требуют постоянного напряжения соответствующих структур государства и безотлагательного разрешения, возникающих при этом больших и малых проблем. При этом для государства благосостояние людей всегда должно оставаться основным смыслом его политической деятельности. Только здоровые и образованные люди могут сплачивать государствообразующее общество. Поэтому государство, имея в виду обеспечение справедливости во взаимоотношениях между людьми, должно постоянно заниматься охраной прав и интересов всех своих граждан, независимо от их национальности, пола, социального положения.3

В функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую  государство играет в решении  основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения  страны. Функции государства устанавливаются  в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том  или ином этапе его развития, и  представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач государства  определяется различными внутренними  и внешними факторами. Так, кризисные  явления в экономической жизни  страны требуют концентрации усилий государства, всех его органов на решении экономических задач. Рост преступности заставляет государство  своевременно предпринимать серьезные  практические действия по усилению борьбы с ней, выявлению и устранению причин и условий, которые ее порождают. Угроза внешней агрессии мобилизует государственный механизм на подготовку населения страны к ее отражению.4

Понятие функции государства не нужно отождествлять с понятием "политика государства". Политика больше связана не с интересами государства  в целом, а с интересами тех  конкретных групп, которые стоят  в данное время у власти, поэтому  конкретная политика в рамках одной  и той же функции государства  может осуществляться по-разному. Так, в некоторых странах на разных этапах их развития функции государства  приобретали ярко выраженную классовую  направленность (диктатура пролетариата, построение социалистической экономики). Отсюда, в функциях государства могут  проявляться как классовые, так  общесоциальные начала.5

Осуществляя свои функции, государство  использует набор конкретных средств. В механизме государства образуются соответствующие органы, в государственном  бюджете выделяются необходимые  средства, создается законодательная  база для регулирования конкретного  направления деятельности.6

В отечественной юридической литературе функциям государства даются практически  единообразные определения, которые  звучат следующим образом: «функция государства - это одно из главных  направлений его деятельности по осуществлению стоящих перед  ним задач» (А. Иванов). Или: «функции государства - это основные направления  деятельности государства, в которых  раскрывается его социальная сущность и назначение в обществе» (проф. В.И. Гойман-Червонюк). Как более полный вариант: «функции государства - это  основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами» (проф. В.М. Корельский).

Можно заметить, что в основе всех этих определений лежит понимание  функций государства как основных (главных) направлений его деятельности. Однако здесь нужно подчеркнуть  специфический смысл категории  «функция», ее особое назначение в категориальном аппарате теории государства. Иначе  не ясно, чем функция как главное  направление деятельности государства  отличается от его фактической, реальной деятельности.

Следует исходить прежде всего из того, что «функция» (в переводе с  лат. - «исполнение») - это категория  системного подхода и она применима  к характеристике любых систем: социальных, технических, биологических и др. И назначение данной категории во всех случаях состоит в том, чтобы дать эталон деятельности системы, дать описание той деятельности, осуществление которой требуется системе для достижения ее цели. Функция представляет собой своего рода образец работы системы. Поэтому функцию следует отличать, с одной стороны, от целей и задач, стоящих перед системой, а с другой - от ее реальной, фактической деятельности, то есть от той деятельности, которую система производит «на деле». В жизни, на практике системы по тем или иным причинам зачастую отклоняются от своих функций. Собственно, суть бюрократизма и заключается в уходе властной системы от своих функций.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Признаки функций

 

 

 

Государственные функции характеризуются следующими чертами (признаками):

1. Содержание  каждой функции государства складывается  из совокупности однородных аспектов  государственной деятельности. Сходные  стороны государственной деятельности  объединяются в одну функцию  исходя из специфики и характера  тех общественных отношений, на  которые они воздействуют.

2. В отличие  от функций многочисленных государственных  органов (финансовых, народного образования,  прокуратуры), специально предназначенных  для определенной деятельности, функции государства охватывают  его деятельность в целом. Сказанное  не умаляет значения отдельных  органов в осуществлении определенных  функций государства, поскольку  иногда эти органы играют ведущую  роль в решении основных задач  государства (например, ведущая роль  вооруженных сил в выполнении  функции обороны страны от  нападения извне). Таким образом,  функции государства необходимо  отличать от функций его отдельных  органов. Если функции государства  отвечают основным, общественно  значимым направлениям его деятельности, которым подчинена работа всего  государственного аппарата и  каждого из его органов, то  далеко не всегда в функциях  отдельных государственных органов  находит выражение социальное  назначение и сущность государства.

3. Функции  государства носят комплексный,  собирательный характер. В них  воплощается сосредоточение усилий  государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней или внешней деятельности.

4. Функции  государства необходимо также  отличать от видов государственной  деятельности, которые могут осуществляться  либо специально уполномоченными  на то органами, либо структурными  подразделениями различных органов  государства. Видами государственной  деятельности являются, например, расследование  уголовных дел, таможенный контроль.

5. Функции  государства нельзя отождествлять  с формами и методами их  реализации. Основными правовыми  формами осуществления функций  современного государства являются  правотворчество, исполнительно-распорядительная  и правоохранительная деятельность. Государство в соответствии с  теми задачами, которые стоят  перед ним на том или ином  этапе развития, может использовать  методы убеждения, поощрения или  принуждения в их различных  сочетаниях. Конкретная же функция  государства представляет собой  единство содержания, форм и методов  осуществления государственной  власти, неразрывно связанных с  данным направлением деятельности  государства.8

Информация о работе Цели, задачи и функции государства