Цели, задачи и функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы следующие: дать определение функции государства, охарактеризовать функции и выявить их отличия от целей и задач государства, а так же отметить их основные признаки; изучить классификацию функций российского государства, а также формы осуществления функций и их эволюцию.

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП 2.docx

— 174.77 Кб (Скачать файл)

Наиболее  изменчивыми, жестко привязанными к  социальному назначению и форме  конкретного государства являются классовые функции (направления  деятельности государства, которые  в наибольшей степени выражают классовые  интересы, волю того класса, той социальной силы, группы, которые господствуют в данном обществе, захватывают и  осуществляют государственную власть).

К классовым  функциям относится прежде всего  подавление господствующим классом  с помощью государства (главным  образом карательных органов  государства — армии, полиции) своих  классовых противников. Причем подавление на первоначальных этапах развития государственности  осуществляется посредством внеэкономического  принуждения: присваиваются результаты чужого труда, чужое имущество, классовые  противники устраняются от участия  в политической, духовной жизни общества (а иногда и физически), переселяются в регионы с тяжелыми условиями  жизни, используется судебное и в  основном внесудебное преследование:

Классовые функции могут осуществляться также  и экономическим путем, что характерно для последующих этапов государственности: с помощью системы налогов, сборов, пошлин, тарифов, участия государства  в денежной системе, например путем  эмиссии, инфляции, применения трудового  законодательства, устанавливающего жесткую  систему штрафов, ограничений в  заработной плате, продолжительность  рабочего дня, трудовую повинность и  т.п.

Еще к  классовым функциям относятся депортация, лишение средств производства, физическое уничтожение, социальная дифференциация общества (общество бывает открытым, закрытым, мобильным, жестким).

На марксистско-ленинском  этапе классовые функции объявлялись  основными, выражающими классовую  сущность государства. Делались попытки  теоретически обосновать, что эти  классовые функции являлись общесоциальными, выгодными всему обществу. Использовалась схема: классовые функции социалистического  государства выражают интересы большинства  народа, трудящихся, следовательно, они  общесоциальны.

При этом игнорировалось, что классовые функции  загоняют общесоциальные проблемы в  тупик, а государство формирует  особый слой — правящую элиту, которая  с помощью династического механизма  присваивает общественные и государственные  должности, социальные, бытовые, медицинские  привилегии и, прикрываясь демагогической завесой служения классу, определенной социальной группе или даже обществу, народу, фактически с помощью государства  обеспечивает лишь собственные номенклатурные, бюрократические, элитарные интересы.

Наряду  с классовым содержанием функций  государства большое значение в  жизнедеятельности государственно-организованного  общества всегда имело и национальное содержание функций (государственная  деятельность должна обеспечивать именно национальные интересы этноса, формирующего государство; задача гармонизации интересов  этноса и этнических меньшинств на самой территории государства, если население имеет многонациональный  характер; отношения с диаспорой, которая формируется из соотечественников  за рубежом, и др.).

Это очень  важная характеристика государства. Она  связана с той деятельностью  государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности, традиций, самого существования и воспроизводства  этноса, который, собственно, и выступает в государственной организованной форме как действующий субъект всемирной истории.

Национальная  характеристика функций государства  охватывает не только их содержание, направленность, но и то, как это содержание реализуется, т.е. с помощью каких способов в каких формах эти функции  осуществляются: в демократических  или авторитарных, политических или  насильственных.

Анализ  национального содержания функций  государства демонстрирует и  социальную ценность государства, эффективность  существования этноса в государственно организованной форме. Этот анализ показывает, почему распад, а тем более исчезновение государства представляет собой  не что иное, как национальную катастрофу. Становится понятным, почему право  наций на самоопределение в своем  финальном содержании формулируется  как право на образование собственного государства, почему эту же конечную цель имеют многие национально-освободительные  движения, почему, подчас не считаясь с  имущественными жертвами, человеческими  жизнями, так яростно борются  за формирование собственной государственности  те или иные социальные и национальные силы.39

Переходя  к обсуждению второго процесса эволюции функций государства, а именно к  развитию и изменению функций  под воздействием развивающейся  внешней среды, следует сразу  сказать, что на функции государства  оказывает определяющее влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации. Функции всех, без исключения, современных государств подвержены воздействию научно-технических достижений XXI века. Причем это воздействие двоякое. С одной стороны появляется жизненно важное направление деятельности государства: поддержка науки, особенно фундаментальной, использование ее результатов, развитие и обогащение интеллектуального потенциала общества. С другой - ограничение опасности, которая проистекает от неконтролируемого появления и использования современных научно-технических достижений. Это особенно касается ядерных технологий, генетики, медицинской биологии и т. п.

Важной  деятельностью государства является ограничение вредных последствий  научно-технического прогресса в  этих областях. Новые технологии порождают  новые проблемы и трансформируют понимание традиционных ценностей. Современные виды технологий, применяемые, например, в области медицины, позволяют  врачам делать то, что далеко выходит  за рамки традиционного воздействия  на организм человека (трансплантация органов человека, изменение полов, искусственное оплодотворение, клонирование, возникновение проблем эвтаназии). Прежние представления о традиционной медицинской этике рушатся, ибо  помимо «автономной ответственности  профессионала» возникает еще и  «автономия пациента». В связи с  колоссальной мощью научной технологии наука и техника становятся одновременно и величайшей надеждой для человеческого  прогресса и одной из серьезных  угроз, что требует новых подходов к этической оценке и правовому  регулированию их результатов. Получается, что без контролирующего и  регламентирующего государственного вмешательства в данную область  не обойтись.

Определяющее  влияние на эволюцию функций государства  оказывает и экологический фактор. Суть этого влияния заключает в том, что если каждое современное государство не возьмет на себя обязанность поддерживать условия существования людей на собственной территории, а также не станет взаимодействовать с другими государствами в сохранении общепланетарной среды существования человечества, то в самое ближайшее время неминуем общецивилизационный коллапс, глобальный кризис. Таков современный экологический императив в его государственном преломлении. Радиоактивные отходы, промышленное загрязнение водных и воздушных ресурсов, сокращение лесов — этих легких Земли, — иные неблагоприятные последствия - все это ужасающие реалии современного человеческого существования. Безотходные технологии — один из способов решения экологических проблем.

Человечество  — особый биологический вид, который  существует, создавая одновременно условия  для своего уничтожения, вымирания. Эти условия - отходы жизнедеятельности  человека в самом широком смысле. Защита от этой угрозы всегда выступала  социальной функцией. Уже в догосударственной организации общества происходили постоянные перекочевки кланов, первобытных групп из-за загрязнения среды обитания. И только создание в древности канализационных сооружений, пусть и примитивных, позволило человечеству перейти к оседлости, образовать города, иные постоянные поселения. Но сейчас проблема значительно сложней: безотходные технологии – это одна из целей, достижение которой только и позволит человечеству существовать. Без их создания, всепланетного применения, как полагают многие ученые, человечеству не выжить. Государственная деятельность в этом направлении - безусловное требование современности. Эволюция функций в этой области приобретает иной качественный уровень, требует иной степени обязательности,      обеспеченности экономическими, административными, правовыми средствами и методами.

Интернационализация мировой экономики, всеобщее переплетение экономических  интересов, появление и господство транснациональных компаний, иные экономические  факторы планетного значения - еще одна сфера, оказывающая влияние на эволюцию функций. Путь от конфронтации к сотрудничеству и, наконец, к партнерству проходит большинство государств современного мира во внешнеэкономической деятельности.

К новой  эволюции функций государств подталкивает и развивающаяся информатизация общества, создание баз данных, все планетных информационных систем, формирование общепланетного информационного пространства.

Но, безусловно, самое мощное влияние на эволюцию функций государств оказывает объективная потребность исключить саму возможность использования ядерного и другого оружия массового поражения, устранить опасность бесконтрольного использования ядерных, химических и иных технологии. В настоящее время как никогда ранее актуальна проблема прекращения гонки вооружений и разоружения. Она охватывает широкий спектр вопросов, требующих разрешения: и социально-экономических, и научно-технических, и, конечно же, политико-правовых. Отличаясь остротой и сложностью, зависимостью от множества факторов и многогранностью; они не могут быть устранены усилиями одной лишь страны или небольшой группы государств. Разоружение — это проблема глобального масштаба, от решения которой зависят судьбы всех народов планеты, сегодняшнего и будущих поколений.

Одними  из наиболее насущных и сложных аспектов разоружения являются вопросы запрещения и ликвидации оружия массового уничтожения, самых варварских и антигуманных средств ведения войны, когда-либо известных и изобретенных человечеством. От того, каким образом, когда и  в каком объеме будут они решены, во многом зависит, насколько будет  предотвращена угроза возникновения  новой мировой войны, массового  истребления людей с помощью  ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения.

- Эволюция  функций затрагивает в той  или иной степени все без  исключения современные государства.  Вместе с тем происходит эволюция  функций, затрагивающая отдельные  государства, особенно в экономической  области, в частности тогда,  когда конкретные общества развиваются  в направлении рыночной экономики,  переходят от социалистических, распределительных отношений к  товарно-денежным, от тоталитарных  режимов — к либерально-демократическим.40

В сфере  науки для государства появляется новая область деятельности —  поддержка и защита интеллектуальной собственности, т.е. создание условий  для успешной научной и иной творческой деятельности, охрана принадлежности результатов научного труда их создателям, обеспечение справедливой оценки этого  труда и достойного вознаграждения за использование полученных результатов. В XX в. цивилизация подвергалась испытаниям, вызванным социальной борьбой вокруг государственной (общественной) и частной  собственности. Но XXI в. характеризуется  социальными столкновениями в сфере  вещной и интеллектуальной собственности, а не только в сфере частной  и государственной, как это было ранее.41

 

 

 

 

 

 

 

 

§4. Некоторые вопросы  функционирования современного российского  государства

 

 

 

Сейчас  членение функций на внутренние и  внешние утратило в известной  степени свое значение, т.к. многие внутренние функции приобретают внешний  характер (например, экологическое  направление деятельности государства), и наоборот.

Более важным становится выделение глобальных функций  государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической  сферах, в области создания и использования  ядерной, информационной технологии, в  области защиты прав и свобод человека и других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

Особую  проблему представляет решение вопроса  о централизации и децентрализации  функций государства, который имеет  несколько аспектов. В условиях тоталитарного  и, как правило, унитарного государства происходит чрезмерная централизация функций - большинство вопросов решается в центре. В условиях федеративного государства, создания новых государственных образований, например СНГ, с неизбежностью встают вопросы разграничении сфер деятельности между центром и субъектами федерации, между надгосударственными органами и органами государства. При этом возникает целый ряд противоречий, касающихся раздела собственности, четкого определения границ (государственных и административных), двойного гражданства, свободы передвижения граждан и многих других вопросов.

Например, в пределах Российской Федерации преобладают проблемы децентрализации функций. Необходимо разграничить сферы деятельности полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти на местах как бы трех уровней: органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, органами власти автономных областей и округов и органами власти краев, областей и городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Есть  такие вопросы, при решении которых  централизация, понимаемая как монополия  центра, не только неизбежна, но и полезна  делу. Это относится к таким  стратегическим вопросам, к совместная оборона, обеспечение национальной безопасности и политической стабильности, освоение космоса, обеспечение транспорта, связи и т.п. Но есть вопросы другого  рода, где объективно требуется децентрализация функции государства, учет местной специфики, который может быть осуществлен только местными органами власти. Например, в процессе перехода к рыночной экономике для обеспечения стабильных рабочих мест необходимо тесное взаимодействие центральных органов и органов местного самоуправления.42

Информация о работе Цели, задачи и функции государства