Цели, задачи и функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы следующие: дать определение функции государства, охарактеризовать функции и выявить их отличия от целей и задач государства, а так же отметить их основные признаки; изучить классификацию функций российского государства, а также формы осуществления функций и их эволюцию.

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП 2.docx

— 174.77 Кб (Скачать файл)

2. Экономическое, торгово-финансовое  сотрудничество. Современный уровень  развития общества требует более  широкого участия государств  в международно-экономическом и  торгово-финансовом сотрудничестве. Происходит дальнейшая специализация  государств на международном  рынке труда, производства и  товаров. Экономическая, финансово-кредитная  система любого цивилизованного  государства постепенно становится  частью международного хозяйства  и финансово-кредитной системы.  Мировое хозяйство, наука и  культура, связь и технологии  развиваются по единым рыночно-экономическим  законам, подчиняя себе новые  страны и регионы.

3. Культурное и научно-техническое  сотрудничество. Все растущее влияние  культурного, научно-технического  процессов на жизнь людей обусловило  необходимость координации деятельности  государств в интересах решения глобальных проблем современности и социального развития. В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и др. По инициативе этих и других специализированных органов ООН проводятся многочисленные международные фестивали, выставки, конгрессы и семинары. Осуществляются совместные разработки учеными и научными организациями многих стран. Развивается международный рынок научно-технических знаний (купля-продажа патентов, лицензий, технологий и др.), произведений музыкального и сценического искусства, международный книгообмен. Происходит широкая интернализация культурных и научно-технических достижений.

4. Международная охрана окружающей  среды. Эта функция выделилась  в самостоятельную сферу деятельности  большинства государств современности.  Экологическая обстановка с каждым  годом продолжает ухудшаться  и ставит под угрозу перспективу  нормальной жизнедеятельности человека  на Земле. Загрязнение природы  "не признает" национальные  границы и распространяется на  всю окружающую среду, что требует  координированной, целенаправленной  деятельности всех государств. Такая  деятельность широко проводится  как в рамках специализированных  органов ООН, так и других  межгосударственных организаций.28

 

 

 

 

Глава III. Формы осуществления функций государства и их эволюция.

§1. Правовые формы реализации функций государства

 

 

 

Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

Различаются правовые и не правовые формы реализации функций государства (См. приложение 1).

Под правовыми формами осуществления  функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических  актов. Соответственно этому к правовым формам реализации функций государства  относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на оперативно-исполнительную и охранительную.29

Правотворческая деятельность всегда представляет собой ту или иную юридическую процедуру, то есть урегулированную правом последовательность в совершении правотворческих действий, операций, направленных на определенный правотворческий результат. Правотворческая процедура как достаточно сложная и длящаяся во времени деятельность имеет свои стадии, то есть промежуточные этапы этого процесса, решающие конкретные задачи.

В Российской Федерации наиболее распространенной является такая форма правотворчества, как принятие нормативно-правовых актов органами государства. В рамках этой правотворческой процедуры наиболее разработана законодательная процедура (процедура издания законов).

Выделяют следующие стадии законодательной процедуры:

1. Стадия реализации права законодательной инициативы, то есть права официального внесения законопроекта в высший представительный орган страны, который в таком случае обязан рассмотреть данный законопроект. Субъекты права законодательной инициативы в Российской Федерации перечислены в ст. 104 Конституции.30

2. Стадия обсуждения законопроекта, которое в Российской Федерации происходит на заседании Государственной Думы. На этой стадии вносятся поправки, изменения, дополнения или исключаются из законопроекта ненужные положения.

3. Стадия принятия законопроекта путем голосования в Государственной Думе, одобрения Советом Федерации и подписания Президентом России. Детально эта процедура регулируется Конституцией и регламентами деятельности высших органов государственной власти.

4. Стадия официального опубликования закона.31

 

Правоприменительная деятельность связана с исполнением законодательных и иных нормативных правовых актов с целью применения нормы права в конкретном случае, т. е. в рамках этой деятельности происходит рассмотрение и разрешение управленческих дел и споров. Правоприменительная деятельность характеризуется такими общими функциями управления, как организация, регулирование, распорядительство, учет, кадровое обеспечение системы управления и т. д. Такая деятельность включает в себя: установление фактических обстоятельств дела; поиск специальной правовой нормы для применения в конкретной ситуации и конкретном случае; выявление юридической значимости и масштаба действий этой правовой нормы, уяснение ее содержания, толкование нормы права; принятие решения по делу, издание индивидуального акта управления; исполнение правового акта и осуществление контроля за его исполнением.32 В правоприменительной деятельности, как отмечалось, выделяются оперативно-исполнительная и правоохранительная деятельности.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.33

Правоохранительная деятельность связана с осуществлением контрольно-надзорной управленческой функции. В рамках этой формы защищаются права и свободы граждан и других субъектов права, рассматриваются возникающие в области управления правовые споры, применяются меры административного правового принуждения к физическим и юридическим лицам, используются особые принудительные средства и методы воздействия. Правоохранительная форма управления призвана охранять установленный порядок управления, предотвращать сбои в системе управления, обеспечивать законный режим функционирования органов управления и должностных лиц, это деятельность по осуществлению функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей. 34

В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления  следователей, протесты и представления  прокуроров, приговоры и решения  судов и т.п.). Специфика этих актов  в том, что они служат целям  профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности  лица, совершившего правонарушение, а  следовательно, во всех случаях - охране прав личности, защите интересов граждан  и общества в целом.35

От правовых форм функционирования государства отличаются чисто фактические  или организационные формы реализации его функций, которые заключаются  в однородной по своим внешним  признакам деятельности государства, не влекущей за собой юридических  последствий. В то же время формы  организационной, фактической деятельности так или иначе реализуются  в пределах определенного правового  урегулирования, на основе выполнения требований законности.

 

 

 

 

 

§2. Неправовые формы реализации функций государства

 

 

 

Неправовые формы не связаны  с изданием юридических актов, в  результате их применения не возникают  административно-правовые отношения. Традиционно неправовыми формами  управления считаются организационные действия и материально-технические операции. Конечно, они осуществляются в рамках действующего законодательства, но часто такая деятельность регламентируется правом лишь в общих чертах. Главная их особенность в том, что они не вызывают непосредственно юридических последствий. 36

Организационные действия (или мероприятия): общественно-организационные действия или действия организационно-инструкционного характера; проведение совещаний; распространение положительного опыта, информации о негативных явлениях в управлении и степени их распространенности; разработка методических рекомендаций и указаний; оказание практической помощи исполнителям на местах; пресс-конференции представителей администрации и пр. Организационные действия или мероприятия применяются в процессе обычной управленческой деятельности и не влияют на процесс возникновения, изменения или прекращения правоотношений, т. е. тем самым подчеркивается их подчиненная роль в системе осуществления функций публичного управления;

Материально-технические  операции: формы управленческой деятельности, призванные обеспечить эффективность государственно-служебной деятельности и связанные с ведением делопроизводства, регистрацией, оформлением, размножением и рассылкой документов, материалов, справок, обработкой информации (подсчеты, подготовка данных для машинной обработки и пр.), аналитическими расчетами, различными измерениями, материально-техническим обеспечением. Для этой формы управленческой деятельности важны не только высокая подготовленность работников обслуживающего персонала, но и оснащение органов публичного управления соответствующей техникой (компьютеры, копировальные аппараты и пр.). Материально-технические действия призваны организационно и материально обеспечить эффективную систему управления, необходимое качество управленческого труда, формализацию управленческих действий, применение специальной организационной техники.37

Говоря о методах осуществления  функций государства, надо сказать, что они достаточно многообразны. Например, при выполнении охранительной  функции, государство использует методы убеждения и принуждения, а для  реализации экономической функции  требуется уже целый набор  экономических методов – прогнозирование, планирование, защита потребителей, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Эволюция функций  государства

 

 

 

Нужно отметить, что функции государства подвергаются не только влиянию собственно государственных  изменений (См. приложение 2), но и изменений условий существования самого государства, т. е. изменений внешних условий, внешней среды, в которой «живет», действует государство.

Для определения  этого влияния в теории государства  используется понятие эволюции функции  государства, которое включает развитие и изменение функций как под  воздействием сущностных и формальных характеристик государства, так  и под воздействием развивающейся  внешней среды. При этом, разумеется, следует учитывать, что оба процесса не оторваны друг от друга, хотя и характеризуются  относительной самостоятельностью.

Появление тех или иных новых функций  на различных этапах развития государственности  конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно-следственного  характера, не жестко детерминировано  новой формой государства. Вместе с  тем такая более или менее  причинная зависимость характеризует  те функции государства, которые  представляют собой направления  деятельности государства в важнейших  областях его существования: в экономической, политической, социальной и др.38

Функции государства в некоторых своих  аспектах подвергаются мощному влиянию  стабильных этнокультурных пластов  жизни общества, национальных, территориальных  особенностей, традиций и т.п. Поэтому  новый тип государства, возникший в результате развития конкретного государственно-организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и даже развивать некоторые старые функции. Например, фактическое имперское содержание отдельных внешнеполитических функций царской России сохранял и развивал СССР, хотя формально наличие такого функционального содержания всячески отрицалось в официальной идеологии и политике социалистического государства.

Уже ранние города-государства — первоначальная государственная организация общества, появившаяся на излете присваивающей  экономики как необходимая реакция  на кризисное состояние человечества, — берут на себя общезначимые социальные функции (оборона, здравоохранение, экология и др.), и прежде всего функцию  обеспечения производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлургия, металлообработка, керамика и т.п.), тем самым демонстрируя социальную ценность государственной организации  общества. Именно эта организация  в значительной мере спасает человечество как биологический вид от вымирания, переводит человечество в социальную фазу эволюции, создает цивилизацию.

Общесоциальное  содержание функций, которое сохранялось  на протяжении всей истории государственности, придавало большую социальную ценность государству, хотя порой приобретало  и весьма разнообразные, даже причудливые  формы (поддержание мореплавания, морской  торговли, защита и воспроизводство  рыбных ресурсов, сохранение языковой или религиозной самобытности).

Важно подчеркнуть, что именно общесоциальные функции (обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий стихийных  бедствий и экологических катастроф, реализация социальных программ поддержки  здравоохранения, социального обеспечения  нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан и др.) характеризуют в  наибольшей степени деятельную сторону государства. Неисполнение или некачественное исполнение именно этих функций государства приводило и приводит к ослаблению государства, а порой и к его распаду и даже исчезновению.

Информация о работе Цели, задачи и функции государства