Цели, задачи и функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы следующие: дать определение функции государства, охарактеризовать функции и выявить их отличия от целей и задач государства, а так же отметить их основные признаки; изучить классификацию функций российского государства, а также формы осуществления функций и их эволюцию.

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП 2.docx

— 174.77 Кб (Скачать файл)

Функциональная  характеристика позволяет изучать  не только государство конкретного  типа, вида, формы у того или иного  народа в той или иной конкретно-исторический период, но и государственность этого  народа. Рассматривая развитие, изменение  функций можно видеть и то, как  развивалась, изменялась в определенной связи и сама государственная  организация общества в длительном историческом процессе.9

 

 

§3. Общая характеристика функций, их отличие от целей и задач

 

 

 

Итак, характеризуя функции государства, следует учитывать следующие  моменты:

—  функции нужно отличать от целей и задач, стоящих перед  государствам;

—  функции отражают ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи;

— в реальной деятельности государство  может отклоняться от своих функций;

— функции государства объективно заданы целями и задачами государства;

— если цели и задачи государства  определяют его функции, то функции  государства, в свою очередь, требуют  соответствующего построения государства, соответствующего способа его организации (то есть того, что традиционно характеризуется  через понятие формы государства);

— функции государства подвержены эволюции, в связи со сменой целей и задач у государства могут:

а) исчезать одни функции и появляться другие;

б) меняться содержание одной и  той же функции;

— функции государства осуществляются в специальных организационно-правовых формах (законодательной, правоприменительной, правоисполнительной, правоохранительной, контрольно-надзорной) и свойственными  государству методами;

 

— функции государства как целого следует отличать от функций его  органов (функций элементов государства).10

Функции государства по сути своей  объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций несомненно вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Так, если государство перестанет осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его  разрушению.

В то же время объективный характер функции государства вовсе не означает, что они реализуются  помимо воли и сознания людей. Напротив, роль субъективного фактора здесь  очень велика. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным  потребностям общества. Значит, сначала  должны быть осознаны объективные общественные потребности, а уж затем определены функции государства и механизм их осуществления. Причем все это  обеспечивается сознательной деятельностью  людей. Ошибки и недостатки в функционировании государства оборачиваются для  общества разной остроты кризисными явлениями.11

Функции государства различны, порядок  их возникновения и изменения  зависит от очередности задач, которые  встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые  оно преследует. Задача — это  то, что требует разрешения, а  функция — вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а следовательно, и разные его функции. Выполнение каких либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых — к возникновению других.

Каждая функция государства  имеет свой объект воздействия и  свое содержание. Объект — определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты  и служат критерием разграничения  функций государства. Содержание функций  показывает, что делает государство, какие управленческие действия в  данной сфере оно совершает, чем  конкретно занимаются его соответствующие  органы.12

Цели и задачи, а вместе с ними и некоторые функции государства  в решающей степени зависят от его социально-классовой сущности и содержания, социально-классовой  предопределенности и направленности, а также в значительной мере - от идеологической обусловленности. Нет и не может быть у государства таких целей и задач, а вместе с ними и соответствующих функций, которые бы небыли обусловлены его сущностью, содержанием, идеологическими воззрениями правящих кругов, его социально-классовым назначением.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Классификация и характеристика

основных функций  РФ

§1. Основные критерии классификации функций

 

 

 

Существуют различные основания  для классификации функций государства.

В  юридической  литературе  выделяются  в  меньшем  или  большем  количестве следующие критерии классификации:

  - по объектам воздействия;

  - по продолжительности действия;

  - по социальной значимости;

  - по правовым формам существования (принципу разделения властей);

  - на основании территориального  масштаба

Общепринятым считается разделение функций по объектам воздействия  на внутренние и внешние. Внутренние функции связаны с реализацией задач  внутри государства.   Внешние   функции   связаны   с    реализацией    задач    на межгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-правовых отношений.

В зависимости от продолжительности  времени  своего  действия  функции государства подразделяются на  постоянные и  временные.  Постоянные  функции присущи государству на всех этапах его существования и  развития  (например экономическая     функция),      временные      функции      характеризуются непродолжительностью  существования,  что   обусловлено   спецификой   задач государства на отдельных этапах его жизни.

По социальной значимости принято  выделять основные и неосновные. Относительно устоявшимися представлениями об  основных  и  неосновных функциях можно рассматривать определения,  согласно  которым  под  основными функциями  понимаются  наиболее  важные   направления   его   деятельности, охватывающие собой  ряд  отдельных  однородных  направлений  государственной работы,   а   под   неосновными   функциями государства   подразумевается относительно более узкие направления его деятельности,  входящие  в  состав основных  функций  как  элемент   их   внутренней   структуры.

К числу критериев можно  отнести  и  принцип  разделения  властей  на законодательную, исполнительную и судебную. Действительно,  деятельность  государства  по   осуществлению   своих функций облекается в правовые формы:

  - правотворчество;

  - исполнительно-распорядительная;

  - правоохранительная;

А значит и функции  государства  подразделяются  на  законодательные, управленческие и судебные,  что  в  принципе  отражает  механизм  реализации государственной  власти.

Специально следует обратить особое внимание  на   информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой  власти – средств массовой информации. Специфика  этой  функции заключается в способах  воздействия на общество: целенаправленная информированность населения, а подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы  передачи  информации создают необходимые условия для существования и  функционирования  других ветвей власти, всего государства. Однако не  все ученые признают такую классификацию. Они считают что это  не  функции  государства,  а функции осуществления государственной власти или ветвей  власти. То есть, происходит смешение функций государства и государственной власти.

Классификация функций государства приводится также  на  основании территориального масштаба, в пределах которого они   реализуются.   В федеративном государстве  –  это  функция  федерации  в  целом  и  субъектов федерации.  В  унитарном  государстве – это функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно-территориальном  плане, делимого государства. В конфедерации – это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функций, которые реализуются на территории  каждого из участников этого союза государств.13

Западные теоретики – приверженцы  концепции «государства  всеобщего благоденствия» (Г. Ласки,  К.  Корсланд,  Дж.  Мадэн и др.)  считают, что современному государству свойственны следующие функции: в области политической жизни – обеспечение социальных служб, развитие системы социального страхования, обеспечения полной занятости; в области экономической жизни – курс на увеличение государственной собственности, на создание «смешанной» экономики, на осуществление   ее планирования; в области социального обслуживания – обеспечение   программ образования, медицинского обслуживания,       профессионального, интеллектуального и морального «формирования» граждан.14

 

 

 

 

§2. Основные внутренние функции

 

 

 

Наиболее  распространена   классификация   функций   государства   на внутренние и внешние, то есть на  определение  деятельности  государства  по отношению к обществу, особой организации которого и является государство,  и по отношению к другим государствам.

Внутренние функции государства представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. Задачи эти сколь многочисленны, столь и разнообразны. Они затрагивают практически все сферы жизни общества и самого государства: экономическую, социальную, политическую, духовную, финансовую и др. Кроме этого государство зачастую решает задачи, далеко выходящие за пределы одной, отдельно взятой сферы, охватывающие две и более сфер.

В силу этого при определении  перечня внутренних функций государства  в научной и учебной юридической  литературе нередко их не только напрямую связывают с различными сферами  жизни общества, но и полностью  отождествляют с ними.15

К внутренним функциям современного российского государства относят  следующие:

1. Экономическую функцию;

2. Социальную функцию;

3. Функцию налогообложения и  финансового контроля;

4. Экологическую функцию;

5. Функцию охраны правопорядка;

6. Функция защиты прав и свобод  личности;

7. Духовная функция;

8. Функция по обеспечению (стимулированию) научно-технического прогресса.

 

1. Экономическая функция.

Экономическая функция государства  выражается в выработке и координации  государством стратегических направлений  развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

Данная функция зависит от того, осуществляется она в условиях распределительной  или рыночной экономики. В условиях распределительной экономики, господства государственной собственности - государство монопольно регулирует экономические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределения ресурсов, устанавливая строго централизованную систему управления экономикой.

При рыночных отношениях, свободе  предпринимательской деятельности, многообразии и равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции - экономика развивается преимущественно на основе самоуправления, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства.

Экономическая деятельность современного правового государства имеет  следующие направления: государственное  воздействие на экономическую жизнь  общества в целом, что выражается в формировании государством бюджета  и контроле за его расходованием, определении стратегии экономического развития общества, обеспечении равных условий для существования различных  форм собственности, финансировании программ промышленных и научных исследований, выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства и т.д.

В государственном регулировании  экономических процессов участвуют  высшие и местные органы государственной  власти, а также специализированные учреждения. Стимулирующее воздействие  на экономику оказывают и местные  органы государства. Они обеспечивают приток капитала и развитие бизнеса  на подопечной территории с целью  получения больших средств для  местного бюджета. Поддерживая предпринимательство, привлекая на свою территорию новые  компании, местные власти таким образом  развивают инфраструктуру, решают проблему безработицы. Для осуществления  этих задач используется механизм налогов, выделяются под строительство земельные  участки, выпускаются облигации  для финансирования новых производителей.

Экономическая функция государства  в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях. В современном гражданском обществе только хозяйственные единицы и  трудовые коллективы (производители) могут  решать, какие органы государственного и хозяйственного управления им нужны, в чем должны состоять функции  этих органов, сколько им платить  и за какие услуги.16

 

2. Социальная функция.

 Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ. В правовом государстве распределение материальных благ осуществляется и помимо свободного эквивалентного обмена между производителями и потребителями. Его социальная политика предполагает, во-первых, распределение социальных благ независимо от трудового вклада в целях обеспечения достойного уровня жизни для тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться (больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям). Во-вторых, государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья, четкую работу транспорта и связи. Тем самым обеспечивается надлежащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства. Становление социального правового государства проходит сложный и болезненный путь. Первоначально развитие и обогащение общества ведет к расслоению его на бедных и богатых. Формально провозглашенное равенство воспроизводит неравенство материальное, порождающее кризис и острые социальные конфликты в обществе. И лишь постепенно правовое государство приобретает черты государства социального, дополняет формальные гарантии свободного развития личности материальными гарантиями социальной защищенности. В целом же современное правовое государство гарантирует реальную социальную защищенность всем, кто находится в экономически невыгодном положении, и постоянно увеличивает ассигнования на социальные нужды всего населения страны.17 Правовому обеспечению социальной функции служат Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», указы Президента «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения» и т.п.

Информация о работе Цели, задачи и функции государства