Анализ состояния формирования таможенных органов Кыргызской республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышеизложенного, актуальность темы обусловливается:
1. Возросшим интересом к научному обобщению и осмыслению исторического опыта создания и деятельности таможенной службы Кыргызской Республики как важного государственного органа в осуществлении экономических реформ.
2. Необходимостью концептуального пересмотра и обновления взглядов на взаимодействие и единство таможенной службы и экономических реформ, как средство решения прежде всего политических и экономических проблем, стоящих перед государством и обществом.

Файлы: 1 файл

курсовая по таможенному делу.docx

— 96.58 Кб (Скачать файл)

Таможенная служба уникальна  по самой своей природе. С одной  стороны, она выполняет задачи фискальные и сервисные, с другой-правоохранительные и карательные"1. Во-первых, на ней  лежит миссия регулирования внешнеэкономической  деятельности, сбора пошлин и налогов, и, таким образом, пополнения государственного бюджета. Во-вторых, она защищает государство  от контрабанды оружия, товаров, наркотиков и т. п. В-третьих, таможня путем  проведения таможенного контроля и  офомления контролирует внешнеторговый оборот.

Следует отметить, что Кыргызстан, начиная со второй половины 19 века, был в составе Российской империи, а с 1917 г. в составе СССР. Безусловно, невозможно построить новую таможенную службу КР, не учитывая огромный опыт, наработаный веками Российской и  Советской таможенной службой. Поэтому, изучение истории таможенной службы России и СССР может оказать только позитивное влияние на развитие таможенных органов КР.

На основе обширного историко-правового  материала отражается зарождение, формирование и развитие таможенных органов республики. Также, в данном параграфе четко  прослеживается формирование таможенной службы как особого вида государственной  службы в Кыргызской Республике.

Можно отметить, что в  становлении таможенных органов 1-м  этапом можно назвать период от момента  принятия Указа Президента "О  создании ГТИ РК" 31-декабря 1991 г. и  до момента подписания Президентом  КР проекта Таможенного кодекса  от 30 июля 1997 г. Данный этап - это этап концептуального обоснования роли и значения таможенных органов КР особенностей их организации и функционирования в новых условиях, преоделение разрушительных для них последствий распада Советского Союза, создание сети таможенных органов на границах с бывшими республиками СССР и с Китайской Народной республикой. Так как, именно в данный период таможенные органы создали материально-техническую базу, завершили создание таможенной инфраструктуры, утвердили таможенную атрибутику, ввели специальные звания, укомплектовали квалифицированными кадрами таможенные органы, приняли первые нормативные акты регулирующие проведение таможенного контроля, взимание таможенных платежей и борьбу с таможенными правонарушениями.

2-й этап становления  таможенных органов связан с  подписанием Президентом КР Таможенного  кодекса от 30 июля 1997 г. и до  принятия Указа президента КР  от 26 сентября 2002 г. реорганизации  ГТИ в Департамент таможенной  службы Комитета по доходам  при Министерстве финансов КР. Именно ТК КР от 30 июля 1997 г.  закрепил статус правоохранительных  органов таможенным органам республики  и дал позитивный импульс развитию  фискальной деятельности и деятельности  по осуществлению таможенного  контроля и таможенного оформления. Впервые за данный период таможенные органы республики стали заниматься предварительным следствием по преступлениям отнесенных к компетенции таможенных органов. Таможенные органы активно усилили оперативно-розыскную деятельность в борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил. Данный этап - это этап дальнейшего развития сети таможенных органов, -специализированных таможен, таможенных органов внутри таможенной территории Кыргызстана в местах наибольшей концентрации товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю и оформлению. Данный этап характеризируется совершенствованием организационно-правовой структуры и аппарата управления таможенных органов республики, форсированного создания и развития объектов таможенной инфраструктуры, обеспечивающей осуществление таможенного дела на основе нового таможенного законодательства.

3-й этап становления  таможенных органов республики  связан с принятием Указа Президента  от 26 сентября 2002 г. о создании  Департамента таможенной службы  Комитета по доходам при Министерстве  финансов КР и до настоящего  времени. Третий этап - это этап, своебразие которого заключается  в том, что основной упор  в процессе развития системы  таможенных органов республики  переносится на модернизацию  и обеспечение полномасштабного  функционирования таможенной службы  в соответствии с потребностями  полного перехода экономики республики  на условия рыночных отношений  и адаптации таможенного дела  к стандартам международного  сообщества.

В соответствии с Указом Президента КР от 26 сентября 2002 г.

УП №255 ГТИ был реорганизован  в Департамент таможенной службы Комитета по доходам при Министерстве финансов КР. Следует отметить, что  данным Указом президента таможенные органы были объединены с налоговой  службой в единую организацию. Тем  самым фискальная функция таможенных органов была намного усилена. В данное время идет организационное формирование таможенных органов республики совершенно по новой структуре.

В период становления государственности  в КР таможенные органы сыграли значительную роль в укреплении экономической  безопасности и суверенитета страны, охране и регулированию перемещения  товаров и материальных ценностей  через таможенную границу. Практически  за 11 лет создана и развивается  таможенная служба, сформированная для  осуществления комплекса мер  таможенной деятельности, находящейся  на стыке внутренней и внешней  политики государства, причем ей придан статус правоохранительных органов.

"Развитие таможенного  законодательства КР" - комплексно  отражена история развития таможенного  законодательства КР.

Начиная с 1991 г., с обретением независимости, в КР были приняты  сотни нормативно — правовых актов  и ратифицировано несколько десятков международных соглашений в сфере  таможенного дела, которые регулируют как непосредственную деятельность самих таможенных органов, так и  лиц участвующих во внешнеэкономической  деятельности.

Таможенный кодекс Кыргызской Республики - базовый фундамент всей правовой базы таможенных органов. Таможенный кодекс от 30 июля 1997 г. принципиально  отличается от предыдущего законодательства в таможенной сфере. В ныне действующем  ТК более детально рассмотрены вопросы  таможенного регулирования. В отличии  от ТК 2 июля 1992 г. в основу ТК от 30 июля 1997 г. взяты экономические методы управления, что не исключает императивности содержащихся в нем норм.

Следует отметить, что по ТК 1997 г. были расширены права таможенных органов республики в области  борьбы с контрабандой и нарушениями  таможенных правил. С увеличением  круга таможенных преступлений было увеличено количество нарушений таможенных правил. С расширением полномочий в. правоохранительной сфере таможенным органам, также по ТК КР 1997 г. был введен конкретный порядок института обжалования действий и бездействий таможенных органов. Был установлен внутриведомственный, прокурорский и судебный контроль. Что дало участникам внешнеэкономической деятельности большие возможности по защите своих ущемленных прав.

Основные понятия, используемые в Таможенном кодексе 1997" г., претерпели существенные изменения. Также, в данном ТК были введены новые виды административных взысканий, не противоречащих закону.

В ТК 1997 г. более пристальное  внимание уделено нетарифному регулированию. Были введены более разнообразные  формы, виды нетарифного регулирования.

Как констатируется в диссертации, в действующем ТК КР 1997 г. существуют ряд значительных недостатков. В  данном законе не отражены исходные принципы, на которых должна строиться современная  таможенная деятельность - самооценка, выборочность, проверка после прохождения  таможенного контроля и ответственность  частного сектора, например, эксплуатация терминалов, составление и подача деклараций.

Поэтому, в данное время  очень своевременно проводятся эффективные  мероприятия по приведению нормативно-правовой основы деятельности таможенных органов  на новый качественный уровень.

Фактически резко отличается проект нового Таможенного кодекса  КР, от действующего кодекса 1997 года.

Проект ТК освобожден от тех разделов, которые посвящены  правоохранительной деятельности таможенных органов КР. Все эти соответствующие нормы перейдут в уголовно-процессуальное и административное законодательство.

Результаты проведенного исследования дают основание для  предложения проведения нижеследующих  мероприятий в области законодательной  и нормативно-правовой базы: внесение дополнений и конкретных предложений  в новый проект Таможенного кодекса  КР; подготовка нормативных актов  по правовому обеспечению функций  оперативно-розыскной деятельности, регулированию таможенных режимов, использования таможенных средств таможенного контроля; разработка правовой основы для четкого регулирования взаимодействия таможенных органов с иными правоохранительными органами; упрощение таможенных процедур и требований к таможенным документам, предназначенных для целей таможенного оформления и контроля.

Не менее сложным был  опыт формирования таможенного законодательства. Он показал, что его разработка нуждается  в постоянном теоретическом осмыслении, в дальнейшем развитии, научном предвидении  и прогнозировании при определенных условиях, главными из которых являются экономическая стабильность экономики  и финансов, наличие внутреннего  рынка и свободного выхода на внешний  рынок.

Определяющее значение для  развития таможенной службы республики имеет тесная экономическая интеграция в рамках государств СНГ - членов Таможенного  союза, интеграция таможенных служб, унификации таможенного законодательства и  правил таможенного контроля.

Анализ опыта и путей  развития таможенного законодательства показывает, что наибольшую практическую роль играют те нормы таможенного  права, которые оказывают активное воздействие на введение в действие механизма таможенного регулирования, как в практике национальной таможенной службы, так и на уровне стран Таможенного союза.

Совершенствование таможенного  законодательства немыслимо без  тесной совместной работы всех таможенных служб Таможенного союза по поиску и выявлению объективных законов  и тенденций, по развитию таможенного  дела, без творческого подхода  к процессам, происходящим в национальном законотворчестве.

Являясь одним из институтов регулирования внешнеэкономической  деятельности, таможенная служба Кыргызской Республики интегрирована в систему  органов исполнительной власти. Создана  правовая база и таможенная инфраструктура, способные обеспечить выполнение задач, поставленных Президентом Кыргызской Республики и Правительством страны. С каждым годом увеличивается  вклад таможенной службы в формирование доходной части государственного бюджета, укрепляются ее международные связи. Таможенная служба Кыргызстана становится важным фактором обеспечения экономической  безопасности государства и развития его внешнеторговых связей.

Однако, материально-техническое, кадровое, научно-методическое, правовое и информационное обеспечение таможенной службы пока еще не в полной мере отвечают потребностям экономики страны. В стадии формирования находится  механизм регулирования внешнеэкономической  деятельности. Возникла потребность  в выработке новых подходов к  развитию таможенной службы, в обеспечении  ее гибкости и чувствительности к  изменениям экономической ситуации в стране и ориентации на защиту национальных интересов.

Предметом исследования являются организационно-методические мероприятия  по совершенствованию таможенной службы Кыргызстана и формированию таможенного  законодательства.

Цель исследования: обосновать теоретико-методологические основы объединенного  характера таможенного дела Кыргызской Республики и исследовать пути создания и деятельности таможенной службы в  условиях перехода к рыночной экономике.

Замысел и цель исследования обусловили решение следующих задач:

- осуществить исторический  анализ наиболее распространенных  взглядов на строительство таможенных  органов и их место в экономическом  развитии страны;

- исследовать пути и  проследить тенденции создания  и развития таможенной инфраструктуры  в республике в 90-е гг.;

- выявить основные направления  развития таможенного законодательства, позиции и взгляды на формирование  таможенного права;

- выявить на примере  сотрудничества таможенной службы  Кыргызстана и стран Таможенного  союза его влияние на интеграционные  процессы;

- исходя из прогноза  возможного характера развития  таможенной службы республики  и ее воздействия на реформирование  и внешнеэкономические отношения,  выработать практические рекомендации  по методологии и методике  прогнозирования и учета таможенноведческих  детерминант в процессе социально-экономического  переустройства Кыргызстана.Комплексной проблемой остаются все сферы деятельности таможенной службы.

Требуют разработки научные  основы формирования таможенной политики и регулирования внешнеэкономической  деятельности в условиях ее либерализации  и более активного участия  республики в системе международного разделения труда. Не в полной мере предусмотрены и обоснованы способы  и методы эффективной защиты национальных товаропроизводителей. Не решена задача пополнения доходной части бюджета, не приняты меры по защите и поддержке отечественных производителей рынка, обеспечению экономической безопасности республики.

Вступление Кыргызской Республики во Всемирную торговую организацию, присоединение ее к другим международным, в том числе к региональным, союзам и соглашениям требуют  дальнейшего совершенствования  таможенной службы, более активного  регулирования внешнеэкономической  деятельности. Не все сделано в  плане совершенствования правового  обеспечения внешнеэкономической  деятельности, ужесточения методов  борьбы с контрабандой, защиты отечественных  производителей и поощрения экспорта готовой продукции.

 

2.2. Дальнейшее  развитие и совершенствование  таможенной системы Кыргызской  Республики.

Информация о работе Анализ состояния формирования таможенных органов Кыргызской республики