Управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:16, лекция

Описание работы

Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства рыночных товаров и услуг с целью получения прибыли, доли на рынке и удовлетворения потребностей экономических субъектов.
Производственное предприятие – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготавливать нужную потребителю продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля, ассортимента.

Файлы: 1 файл

Экономика на малых предпр..doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Ответственность перед собственником имущества  предприятия.

Предпринимательство может осуществляться собственником и несобственником  имущества, используемого в процессе предпринимательской деятельности.

Предприниматель, не являющийся собственником, осуществляет свою деятельность на праве  хозяйственного ведения. Предприятию, осуществляющему на этой основе предпринимательскую  деятельность, предоставлены широкие  права по владению, пользованию и распоряжению переданным ему имуществом. Наиболее характерны эти отношения для государственных и муниципальных предприятий, которые наделяются необходимыми основными и оборотными средствами государственными органами (министерством, местной администрацией) и работают под их контролем с определенными ограничениями по распоряжению основными средствами. Заключение сделок, не обусловленных целевым назначением предприятия, по иску собственника (т.е. в рассматриваемом контексте государственного органа или уполномоченного им органа) могут быть признаны недействительными.

Собственник, передавший свое имущество  в хозяйственное ведение другому  предпринимателю, вправе получать часть  прибыли от использования его  имуществом в размере, определенном уставом предприятия. На этом основании к предпринимателю-собственнику может быть предъявлен иск по поводу определения этой доли и ее взыскания.

Органы, рассматривающие  споры предпринимателей

Защита прав предпринимателей в  основном осуществляется арбитражным  судом, а в отдельных случаях - судом. В суде рассматриваются дела, если хотя бы одной из сторон является гражданин, не имеющий юридического статуса предпринимателя.

Деятельность арбитражного суда, его  компетенция регулируются Законом  от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах" и Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ), утвержденным 5 мая 1995 г.

Арбитражный суд рассматривает  споры предпринимателей между собой, возникающие, в частности, в связи  с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств, а также споры в сфере управления. К числу таковых в первую очередь относятся возбуждаемые по инициативе предпринимателей споры о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных органов, адресованные конкретным лицам или группе лиц, не соответствующих законодательству и нарушающих охраняемые законом права и интересы предпринимателей (организаций и граждан), а также о возмещении убытков, причиненных такими актами; об обжаловании отказа о государственной регистрации; о взыскании штрафов антимонопольными, налоговыми и другими контролирующими органами, если законодательством не предусмотрено списание ими денежных средств в бесспорном порядке; споры о возврате из бюджета неосновательно списанных денежных средств в виде экономических санкций; споры по условию контрактов о принятии заказов на поставку для государственных нужд.

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.

Посредством применения юридической  ответственности реализуется государственное  принуждение к исполнению экологических  требований. При этом следует иметь в виду, что юридическая ответственность не является единственным инструментом принуждения к исполнению экологических требований в механизме права окружающей среды. С учетом специфики функций этого механизма такую роль играют также государственная экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологический контроль, в определенной мере - экономические меры (например, платежи за загрязнение окружающей среды).

Об особом месте юридической  ответственности в механизме  обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды свидетельствует роль санкции в структуре эколого-правовой нормы. В соответствии с общей теорией права норма права, являющаяся первичной ячейкой экологического права, состоит из трех взаимосвязанных элементов - гипотезы, диспозиции и санкции. Санкция - это элемент правовой нормы, в котором определяются меры государственного и иного взыскания, применяемые к нарушителю предусмотренного диспозицией правила. Таким образом, санкция является мерой юридической ответственности за экологическое правонарушение. При отсутствии санкции фактически отсутствует правовая норма. Отсутствие санкций обрекает экологическое требование на бездействие.

Ответственность за экологическое  правонарушения выполняет ряд основных функций:

· стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;

· компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и  возмещение вреда здоровью человека;

· превентивную, обеспечивающуюся предупреждение новых правонарушений;

· карательную, заключающуюся в  наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Основанием возложения юридической  ответственности в рассматриваемой  сфере служит экологическое правонарушения.

Виды юридической ответственности  за экологические правонарушения.

Принципиальное значение для экологии имеет регулирование имущественных  отношений в сфере природопользования, поскольку от форм собственности  на природные объекты во многом зависят  рациональность и эффективность  их использования, сочетание экологического, административного, публичного и гражданско-правового, частного подходов к владению, пользованию и распоряжению природными объектами, возможности государственного, производственного, общественного и муниципального экологического контроля. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством (ст.75-76 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Имущественная (гражданско-правовая) ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается  главным образом в возложении на правонарушителей обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований.

Налоговая ответственность.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.

В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов  государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Знание налоговых проблем является частью общеэкономической культуры бизнеса.

Ответственность за налоговые нарушения  формируется в рамках специального регулирования имущественных отношений  при налогообложении. Прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений сделала такого рода ответственность одной из главных составляющих системы налоговых правоотношений и потребовала ее глубокой правовой регламентации. Нередко создается противоречивая ситуация, порожденная гражданско-правовым характером имущественных отношений и административно-правовым характером налоговых отношений, что должно быть разъяснено нормами специальных налоговых законов.

Налоговая система не может функционировать без института ответственности. В соответствии с Законом об основах налоговой системы исполнение обязанностей налогоплательщика обеспечивается мерами административной и уголовной ответственности, а также финансовыми санкциями.

По своей правовой природе налоговая ответственность сходна с административной ответственностью.

Налоговая ответственность – это применение финансовых санкций за совершение налогового правонарушения уполномоченными на то государственными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налога.

Виды налоговых правонарушений

1. Нарушение налогового законодательства  проявляется в нарушении различных  правовых норм и тем или  иным образом связано с правильным  исчислением, полным и своевременным  внесением налогов в бюджет  и внебюджетные фонды. Таким образом, основной вид нарушений в налоговой сфере составляют нарушения, совершаемые налогоплательщиками по незаконному уклонению от уплаты налогов. В зависимости от субъекта ответственности действующее законодательство устанавливает три самостоятельных вида налоговой ответственности:

а) ответственность налогоплательщиков за нарушения порядка исчисления и уплаты налогов (ст. 13 Закона об основах  налоговой системы);

б) ответственность сборщиков налогов  за нарушение порядка удержания  и перечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц (ст. 22 Закона о подоходном налоге);

в) ответственность банков и иных кредитных организаций за неисполнение (несвоевременное исполнение) платежных  поручений налогоплательщиков (ст. 15 Закона об основах налоговой системы).

2. Из анализа п. 1 ст. 13 Закона  об основах налоговой системы  и иных законодательных актов  о налогообложении можно сделать  вывод о том, что в настоящее  время налоговая ответственность  налогоплательщиков и лиц, содействующих  уплате налога, наступает при совершении ими одного из десяти составов правонарушений, имеющих самостоятельный характер. Данные составы можно классифицировать в зависимости от объекта, на который направлены противоправные деяния, следующим образом:

сокрытие или занижение объектов налогообложения

1) сокрытие дохода (прибыли);

2) занижение дохода (прибыли);

3) сокрытие иного объекта налогообложения; 

нарушение установленного порядка учета объектов налогообложения

4) неучет иного объекта налогообложения; 

5) отсутствие учета объектов налогообложения, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период;

6) ведение учета объекта налогообложения  с нарушением установленного  порядка, повлекшее за собой  сокрытие или занижение дохода  за проверяемый период;

нарушение порядка представления  документов в налоговый орган 

7) непредставление в налоговый  орган документов, необходимых для  исчисления и уплаты налога;

8) несвоевременное представление  в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и  уплаты налога;

нарушение порядка уплаты налога

9) задержка уплаты налога, в том  числе неисполнение (несвоевременное  исполнение) платежных поручений  налогоплательщиков;

10) несвоевременное удержание, удержание  не полностью или не перечисление  в бюджет суммы налогов сборщиком налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 6. Планирование создания малого предприятия.

Определение величины желаемого дохода предпринимателя и способов его  получения. Изучение возможностей региона  по реализации требуемого объема товаров (работ, услуг). Расчет размера первоначальных инвестиций, определение источников инвестиционного капитала. Выбор организационно-правовой формы предприятия. Выбор места расположения предприятия, разработка каналов продвижения продукции (работ, услуг) и методов стимулирования продаж. Определение численности персонала и системы оплаты труда. Выбор системы учета производственной деятельности. Обзор рисков ведения выбранного вида бизнеса.

 

Малые предприятия как коммерческие организации создаются в соответствии с принципами, установленными ГК РФ, федеральными законами об отдельных организационно-правовых формах предпринимательской деятельности, другими законодательными и нормативными актами, регулирующими (регламентирующими) весь процесс создания и функционирования предпринимательских организаций.

Создание малых предприятий  предполагает существование у будущего (или действующего) предпринимателя  следующих основных предпосылок:

- наличие имущества для формирования  начального капитала;

- наличие определенного объема  финансовых средств, необходимых для формирования минимального уставного (складочного) капитала;

Информация о работе Управление предприятием