Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:16, лекция
Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства рыночных товаров и услуг с целью получения прибыли, доли на рынке и удовлетворения потребностей экономических субъектов.
Производственное предприятие – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготавливать нужную потребителю продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля, ассортимента.
- наличие нежилых помещений,
необходимых для размещения
- предварительного изучения
- формирование команды
Будущий предприниматель должен быть компетентен в той области деятельности, в которой он намеревается создать свое собственное дело.
Будущий малый предприниматель должен понимать важнейшее правило: в организации своего бизнеса (дела) он должен рассчитывать на собственные силы. Задумав собственное дело в форме малого предприятия, будущий предприниматель должен ответить на ряд вопросов:
- для кого будет работать его фирма, кто его будущие потребители (покупатели), есть ли для него место на рынке. Процесс принятия предпринимательского решения должен начинаться с оформления идеи – для кого производить продукцию, товары, выполнять работу, кому оказывать услуги (в зависимости от вида и типа рынка);
- что и какие товары производить, какие конкретно выполнять услуги и затем уже определить есть ли у него условия для осуществления своей деятельности. При этом следует помнить, что предприниматели имеют право заниматься только законной и лицензируемой деятельностью;
- как производить продукцию, выполнять работы, оказывать услуги, на какой технической и технологической основе, с какими качественными характеристиками, с какими издержками, с каким уровнем конкурентоспособности. Поэтому очень важно знать, какое сложилось соотношение на рынке между спросом и предложением товара, который собирается предложить предприниматель (на определенном территориальном рынке). Если спрос большой и устойчивый, то есть смысл создавать собственное дело и производить данные товары (работы, услуги).
Будущий предприниматель, планируя создать собственное дело, должен руководствоваться следующими принципами:
- нужно найти потребность и удовлетворить ее, поскольку предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение чужих потребностей. Предприниматель работает не для себя, а для удовлетворения конкретных потребностей, а сам соответственно получает (прибыль) доход;
- производить товары следует с более низкими издержками (себестоимостью), иначе на рынке товар будет неконкурентоспособен, а значит не реализован;
- устанавливая цену на товар
нужно учитывать поведение
Важно на этапе создания малого предприятия определить, что необходимо для реализации предпринимательской идеи, четко сформулировать цели, определить предполагаемые пути.
Предпринимательская идея – это
потенциальная возможность и
необходимость собственной
Приступая к созданию малого предприятия,
целесообразно
Следовательно формулировка цели должна содержать:
- количественные показатели, которые
фирма должна достичь, но
- срок, в течение которого цель должна быть достигнута (или этапы):
- результаты, которые получат фирма и сотрудники;
- состав привлекаемых
- определение затрат на
2) краткосрочная цель
Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источниках их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. Это объясняется тем, что в современной экономике именно фирмы производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека.
В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и систематизировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
Многие компании ведут свою деятельность безо всяких планов. В начинающих компаниях менеджеры обычно настолько заняты, что у них не остается времени на планирование. Для менеджеров небольших компаний характерна склонность полагать, что в формальном планировании нуждаются только большие корпорации. Даже во многих солидных компаниях менеджеры порой утверждают, что они отлично обходятся и без формального планирования и что, следовательно, ему не стоит придавать большого значения. Обычно менеджеры противятся составлению письменного плана, поскольку это требует времени. Кроме того, они выдвигают еще один аргумент: рынок меняется слишком быстро, поэтому от планов нет никакой пользы, - в конце концов, все планы будут пылиться на полке.
Особое внимание уделяется таким аспектам, как выбор маркетинговой стратегии, Особенность малых предприятий заключается в том, что их ресурсы не позволяют охватывать всю индустрию или весь рынок целиком. Для них непозволительна роскошь, присущая методу проб и ошибок. Ошибки стоят денег, а потерянные деньги отрицательно сказываются на обращении денежных средств. Но обращение денежных средств в свою очередь - это артериальная кровь малого бизнеса. Следовательно, хозяин малого предприятия должен быть чрезвычайно осторожен и точен в принятии стратегических решений. Метод более точного мышления должен привести к снижению количества совершаемых ошибок. Меньшее количество совершенных ошибок поможет обращению ваших денежных средств. А устойчивый денежный оборот сведет уязвимость малого бизнеса до минимального уровня.
Малое предприятие может быть создано и частным лицом, и предприятием, организацией, как государственной так и общественной. Во-первых, оно может быть “одноклетчатым” и более сложным, иметь филиалы, участки, представительства. Во-вторых, разнообразием целей, ради которых может быть создано предприятие: художественны и подсобных промыслов, оказание всевозможных услуг населению, запуске практически любой деятельности, не запрещенной законом. В-третьих, привлекает относительно простая процедура учреждения и регистрации.
Жизнеспособность малых
Отличительной чертой МП является характер его финансирования: источниками инвестиций служат семейные сбережения и (что гораздо реже) банковские ссуды, а не выпуск акций, типичный для КП. С точки зрения возможности получения банковских ссуд, к которым приходится обращаться предприятиям любого размера, МП находятся не в самом выгодном положении. Доверие банков будет увеличиваться прямо пропорционально росту объема коммерческих операций предприятия.
Формы малого предпринимательства чрезвычайно разнообразны - от традиционной торговой лавочки или ремесленной мастерской до инновационной фирмы, создаваемой двумя-тремя специалистами высокой квалификации и вырастающей затем в транснациональную корпорацию с огромным объемом продаж (примерами могут служить “Сони”, “Эппл”).
Компьютерная революция, начавшаяся в ведущих странах Запада в 70-е годы, выдвинула на первый план МП, кооперированное с крупным производством на основе специализации и субподряда. Имеются и независимые МП, играющие роль технологических лидеров в своей отрасли.
Таковы, например, узкоспециализированные металлургические “мини-заводы”, которые не уступают КП по качественным показателям производства и значительно превосходят их по экономичности (на них приходится около 13% мирового производства арматурной стали).
Для государственной регистрации малого предприятия необходимо предоставить:
- заявление, представляемое в регистрирующий орган;
- приказ учредителей (протокол);
- учредительный договор;
- устав;
- квитанцию об уплате
В учредительном договоре определяются отношения между предприятиями и его учредителем, хозяйственника, финансовые связи, уставной капитал, отчисления из прибыли в пользу учредителя.
Уставом малого предприятия устанавливаются цели его деятельности, порядок образования имущества предприятия, порядок управления, возможности выкупа, распределение прибыли, условиями реорганизации и прекращения деятельности и другие важнейшие вопросы.
Предприятия самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Управление предприятием осуществляется в соответствии с Уставом. Руководитель (директор) назначается собственником при учреждении предприятия. Структура управления и штаты определяются трудовым коллективом самостоятельно. С руководителями, специалистами и другими работниками могут быть заключены контракты, как особой формы трудового договора.
Процедурные вопросы ликвидации предприятия
разрешаются собственником
При реорганизации предприятия
его права и обязанности
Учредителями предприятия в зависимости от форм собственности могут быть:
- государственные органы или
органы местного
- дееспособные граждане (физические
лица), индивидуальные
- индивидуальные
- юридические лица (коммерческие
организации) — при
- хозяйственные общества, государственные
и муниципальные предприятия
— при создании дочерних
- иностранные граждане и (или) юридические лица и российские граждане и (или) юридические лица — при создании совместных предприятий (предприятий с иностранными инвестициями);
- добровольные объединения
- фонды — при создании