Управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:16, лекция

Описание работы

Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства рыночных товаров и услуг с целью получения прибыли, доли на рынке и удовлетворения потребностей экономических субъектов.
Производственное предприятие – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготавливать нужную потребителю продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля, ассортимента.

Файлы: 1 файл

Экономика на малых предпр..doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

- наличие нежилых помещений,  необходимых для размещения офиса  будущей организации и осуществления  намеченных видов деятельности, или возможностей для заключения  договора аренды нежилых помещений;

- предварительного изучения предполагаемого  рынка, на который предприниматель  будет предлагать для реализации  результаты предпринимательской  деятельности;

- формирование команды квалифицированных  учредителей (партнеров) собственного дела, хорошо знающих технологию осуществления определенных видов деятельности, ведение бухгалтерского и финансового учета и др.

Будущий предприниматель должен быть компетентен в той области  деятельности, в которой он намеревается создать свое собственное дело.

Будущий малый предприниматель  должен понимать важнейшее правило: в организации своего бизнеса (дела) он должен рассчитывать на собственные  силы. Задумав собственное дело в  форме малого предприятия, будущий  предприниматель должен ответить на ряд  вопросов:

- для кого будет работать его фирма, кто его будущие потребители (покупатели), есть ли для него место на рынке. Процесс принятия предпринимательского решения должен начинаться с оформления идеи – для кого производить продукцию, товары, выполнять работу, кому оказывать услуги (в зависимости от вида и типа рынка);

- что и какие товары производить, какие конкретно выполнять услуги и затем уже определить есть ли у него условия для осуществления своей деятельности. При этом следует помнить, что предприниматели имеют право заниматься только законной и лицензируемой деятельностью;

- как производить продукцию, выполнять работы, оказывать услуги, на какой технической и технологической основе, с какими качественными характеристиками, с какими издержками, с каким уровнем конкурентоспособности. Поэтому очень важно знать, какое сложилось соотношение на рынке между спросом и предложением товара, который собирается предложить предприниматель (на определенном территориальном рынке). Если спрос большой и устойчивый, то есть смысл создавать собственное дело и производить данные товары (работы, услуги).

Будущий предприниматель, планируя создать  собственное дело, должен руководствоваться  следующими принципами:

- нужно найти потребность и  удовлетворить ее, поскольку предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение чужих потребностей. Предприниматель работает не для себя, а для удовлетворения конкретных потребностей, а сам соответственно получает (прибыль) доход;

-  производить товары следует  с более низкими издержками (себестоимостью), иначе на рынке товар будет неконкурентоспособен, а значит не реализован;

-  устанавливая цену на товар  нужно учитывать поведение конкурентов,  покупательский спрос потребителей, уровень насыщения рынка. Завышенная  оптовая (розничная) цена не позволит своевременно продать товар, а заниженная – получить необходимый объем прибыли. Проблема ценообразования играет существенную роль в механизме создания и функционирования собственного дела, общий алгоритм которого можно выразить следующей схемой: предпринимательская идея – цели предпринимателя – разработка предпринимательского проекта – реализация его в виде создания собственного дела – функционирование организации (первая стадия жизненного цикла).

Важно на этапе создания малого предприятия определить, что необходимо для реализации предпринимательской идеи, четко сформулировать цели, определить предполагаемые пути.

Предпринимательская идея – это  потенциальная возможность и  необходимость собственной самореализации индивида для достижения собственных целей путем удовлетворения потребностей других.

Приступая к созданию малого предприятия, целесообразно руководствоваться  следующими условиями:

  1. достигнуты могут быть только ясные цели (например, нельзя просто сформулировать цель: «качество наших товаров надо повысить». Каких товаров, насколько повысить, за счет чего и т.д. Качество можно повысить, но издержки производства возрастут. Поэтому, при продаже товаров вы не получите необходимый объем прибыли для развития фирмы).

Следовательно формулировка цели должна содержать:

- количественные показатели, которые  фирма должна достичь, но нужно  учитывать поведение конкурентов,  покупателей, сегмент рынка, рыночные  ниши;

- срок, в течение которого цель  должна быть достигнута (или этапы):

- результаты, которые получат фирма и сотрудники;

- состав привлекаемых ответственных  исполнителей;

- определение затрат на достижение  и условий осуществления этой  цели.

2) краткосрочная цель способствует  большей мобилизации, но нельзя  забывать и о долгосрочной. Цель фирмы должна быть сконцентрирована на самом важном – ваши товары должны удовлетворять потребность, неудовлетворенную другими товарами. Если данная потребность уже удовлетворена, то необходимо возбудить спрос на вашу продукцию другими мерами, сформулировать новый спрос, новый рынок.

  1. цель нужно соизмерять с возможностями малого предприятия, его техническим, интеллектуальным, кадровым, финансовым уровнем и сырьевыми возможностями.
  2. цель необходимо конкретизировать в мероприятиях, при этом должно быть понимание целей и мероприятий другими сотрудниками, т.е. должны быть убеждены в целесообразности достижения этой цели.  Чем больше сотрудников малого предприятия имеет возможность участвовать в выборе и постановке цели, тем выше будет результат при ее реализации.

 

Каждый предприниматель, начиная  свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в  финансовых, материальных, трудовых и  интеллектуальных ресурсах, источниках их получения, а также уметь четко  рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. Это объясняется тем, что в современной экономике именно фирмы производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека.

В рыночной экономике предприниматели  не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и систематизировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Многие компании ведут свою деятельность безо всяких планов. В начинающих компаниях менеджеры обычно настолько заняты, что у них не остается времени на планирование. Для менеджеров небольших компаний характерна склонность полагать, что в формальном планировании нуждаются только большие корпорации. Даже во многих солидных компаниях менеджеры порой утверждают, что они отлично обходятся и без формального планирования и что, следовательно, ему не стоит придавать большого значения. Обычно менеджеры противятся составлению письменного плана, поскольку это требует времени. Кроме того, они выдвигают еще один аргумент: рынок меняется слишком быстро, поэтому от планов нет никакой пользы, - в конце концов, все планы будут пылиться на полке. 

Особое внимание уделяется таким  аспектам, как выбор маркетинговой стратегии, Особенность малых предприятий заключается в том, что их ресурсы не позволяют охватывать всю индустрию или весь рынок целиком. Для них непозволительна роскошь, присущая методу проб и ошибок. Ошибки стоят денег, а потерянные деньги отрицательно сказываются на обращении денежных средств. Но обращение денежных средств в свою очередь - это артериальная кровь малого бизнеса. Следовательно, хозяин малого предприятия должен быть чрезвычайно осторожен и точен в принятии стратегических решений. Метод более точного мышления должен привести к снижению количества совершаемых ошибок. Меньшее количество совершенных ошибок поможет обращению ваших денежных средств. А устойчивый денежный оборот сведет уязвимость малого бизнеса до минимального уровня.

Малое предприятие может быть создано и частным лицом, и предприятием, организацией, как государственной так и общественной. Во-первых, оно может быть “одноклетчатым” и более сложным, иметь филиалы, участки, представительства. Во-вторых, разнообразием целей, ради которых может быть создано предприятие: художественны и подсобных промыслов, оказание всевозможных услуг населению, запуске практически любой деятельности, не запрещенной законом. В-третьих, привлекает относительно простая процедура учреждения и регистрации.

Жизнеспособность малых предприятий  определяют свобода и простота их создания, отсутствие административного  принуждения, льготная система налогообложения, рыночный механизм ценообразования.

Отличительной чертой МП является характер его финансирования: источниками инвестиций служат семейные сбережения и (что гораздо реже) банковские ссуды, а не выпуск акций, типичный для КП. С точки зрения возможности получения банковских ссуд, к которым приходится обращаться предприятиям любого размера, МП находятся не в самом выгодном положении. Доверие банков будет увеличиваться прямо пропорционально росту объема коммерческих операций предприятия.

Формы малого предпринимательства  чрезвычайно разнообразны - от традиционной торговой лавочки или ремесленной  мастерской до инновационной фирмы, создаваемой двумя-тремя специалистами высокой квалификации и вырастающей затем в транснациональную корпорацию с огромным объемом продаж (примерами могут служить “Сони”, “Эппл”).

Компьютерная революция, начавшаяся в ведущих странах Запада в 70-е годы, выдвинула на первый план МП, кооперированное с крупным производством на основе специализации и субподряда. Имеются и независимые МП, играющие роль технологических лидеров в своей отрасли.

Таковы, например, узкоспециализированные металлургические “мини-заводы”, которые не уступают КП по качественным показателям производства и значительно превосходят их по экономичности (на них приходится около 13% мирового производства арматурной стали).

Для государственной регистрации  малого предприятия необходимо предоставить:

- заявление, представляемое в  регистрирующий орган;

- приказ учредителей (протокол);

- учредительный договор;

- устав;

- квитанцию об уплате госпошлины  за регистрацию.

В учредительном договоре определяются отношения между предприятиями и его учредителем, хозяйственника, финансовые связи, уставной капитал, отчисления из прибыли в пользу учредителя.

Уставом малого предприятия устанавливаются  цели его деятельности, порядок образования  имущества предприятия, порядок  управления, возможности выкупа, распределение прибыли, условиями реорганизации и прекращения деятельности и другие важнейшие вопросы.

Предприятия самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой  продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Управление предприятием осуществляется в соответствии с Уставом. Руководитель (директор) назначается собственником  при учреждении предприятия. Структура  управления и штаты определяются трудовым коллективом самостоятельно. С руководителями, специалистами и другими работниками могут быть заключены контракты, как особой формы трудового договора.

Процедурные вопросы ликвидации предприятия  разрешаются собственником имущества  через назначенную им ликвидационную комиссию. Обоснованные претензии кредиторов к ликвидируемому малому предприятию удовлетворяются из его имущества.

При реорганизации предприятия  его права и обязанности переходят  к правопреемникам.

Учредителями предприятия в  зависимости от форм собственности могут быть:

- государственные органы или  органы местного самоуправления  — при создании (учреждении) государственного  или муниципального предприятия;

- дееспособные граждане (физические  лица), индивидуальные предприниматели  — при создании хозяйственных товариществ и обществ;

- индивидуальные предприниматели  и (или) коммерческие организации  — при создании хозяйственных  товариществ и обществ;

- юридические лица (коммерческие  организации) — при формировании  сложных объединений и организаций  (концернов, холдинг-компаний, консорциумов и др.);

- хозяйственные общества, государственные  и муниципальные предприятия  — при создании дочерних обществ  и предприятий;

- иностранные граждане и (или)  юридические лица и российские  граждане и (или) юридические  лица — при создании совместных предприятий (предприятий с иностранными инвестициями);

- добровольные объединения граждан  на основе членства для совместной  производственной деятельности  или иного участия и объединения  имущественных паевых взносов  — при учреждении производственных кооперативов;

- фонды — при создании хозяйственных  обществ для осуществления предпринимательской  деятельности.

Информация о работе Управление предприятием