Управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:16, лекция

Описание работы

Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства рыночных товаров и услуг с целью получения прибыли, доли на рынке и удовлетворения потребностей экономических субъектов.
Производственное предприятие – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготавливать нужную потребителю продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля, ассортимента.

Файлы: 1 файл

Экономика на малых предпр..doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 7. Пути входа в бизнес.

Создание предприятия. Покупка  существующего бизнеса. Франшиза как  метод входа в бизнес и обеспечения эффективной работы предприятия.

 

Создание малого предприятия представляет собой упорядоченную, определенную законом последовательность действий учредителей и компетентных регистрирующих органов по образованию коммерческой организации в их взаимосвязи.

В законе не содержатся сведения о  каких-либо иных действиях, которые  следовало бы отнести к порядку  создания коммерческой организации, в  соответствии с чем расширенному толкованию данный перечень не подлежит. Именно в данном контексте понимается положение ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК РФ: «Нарушение установленного законом порядка образования юридического лица... влечет отказ в государственной регистрации юридического лица».

Основным, кульминационным и вместе с тем завершающим этапом является государственная регистрация коммерческой организации. Действительно, в соответствии с п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной Регистрации, тогда же согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ и возникает его правоспособность.

Понятие «порядок создания коммерческой организации» часто путается с понятием «порядок государственной регистрации коммерческой организации». Между тем очевидно, что второе понятие по своему содержанию уже первого. ГК РФ устанавливает (ч. 2 п.2 ст. 52), что учредители сами (в Учредительном договоре) определяют порядок совместной деятельности по созданию юридического лица, а по отношению к понятию «порядок государственной регистрации» это звучало бы, по крайней мере, некорректно. Между тем содержание понятия «порядок государственной регистрации коммерческой организации» полностью входит в объем понятия «порядок создания коммерческой организации», в силу чего отказ в государственной регистрации коммерческой организации по причине нарушения порядка ее регистрации также является правомерным.

Однако идеальная модель, соответствующая  данному толкованию понятия «порядок создания коммерческой организации», не соответствует сложившейся в  действительности модели порядка создания юридического лица. Внесение записи не является завершающим этапом в приобретении юридическим лицом дееспособности, лишь с получением которой можно по-настоящему говорить о завершении создания организации. Дело в том, что в соответствии с действующим порядком регистрации организация, которой присвоен регистрационный номер, обязана осуществить в определенный срок еще целый ряд мероприятий, чтобы приобрести реальную дееспособность.

Если в «узком» значении понятие  «порядок создания коммерческой организации» — это действия, определенные законом, то в «широком» — это вся совокупность действий, так или иначе связанных с созданием организации и приобретением ею полной право- и дееспособности.

Помимо указанных в законе этапов, порядок создания коммерческой организации  в «широком» смысле включает еще  несколько. В том числе так называемые после регистрационные действия, т.е. предусмотренные настоящим порядком регистрации коммерческих организаций, необходимые для осуществления финансовых операций и получения в установленных законом случаях лицензии.

Мировая практика показывает, что половина созданных малых фирм прекращают свою деятельность в первые четыре года. Наиболее распространенные причины ликвидации малых фирм — это отсутствие предпринимательского опыта и экономических знаний у учредителя, неправильная коммерческая оценка идеи, плохой прогноз величины рынка и поведения на нем, ошибки в планировании инвестиций и в финансовом учете, невозможность получения или погашения кредита, неправильная организация управления.

При организации малого предприятия обычно приходится пройти через три стадии. Подготовительная стадия — определяется предмет и масштаб деятельности, выбирается организационно-правовая форма предприятия, определяется место его расположения и разрабатывается предпринимательская концепция (бизнес-план). Организационно-правовые формы малого предприятия регламентируются Гражданским кодексом РФ. Учредительная стадия — подготавливаются учредительские документы, осуществляется государственная регистрация, и оформляются счета, печати, бланки и тому подобное. Третья стадия — организационная. На этой стадии создается сеть реализации, определяются поставщики, подбирается персонал, организуется управление и научно-производственный процесс.

Владение и управление успешным предприятием может являться весьма благодарным способом зарабатывания на жизнь и одновременно обеспечивать финансовую независимость. Но, прежде чем начать свое дело, необходимо принять во внимание некоторые из тех факторов, которые могут определить успех вашего начинания и свести к минимуму неудачи. Люди, которые успешно занимаются собственным бизнесом, как правило, демонстрируют высокие результаты по следующим позициям:

- наличие сильного желания быть  независимым; 

- получение удовольствия и удовлетворения  от самого процесса занятия  бизнесом;

-акцентирование внимания на конкретных товарах и услугах, удовлетворяющих существующую потребность;

- наличие практического опыта  занятия бизнесом;

- знание основ бухгалтерского  учета и контроля движения  денежных средств. 

Имеет смысл начать заниматься собственным  бизнесом в свободное от основной работы время, поскольку это обеспечивает целый ряд важных преимуществ. На начальном этапе создания бизнеса много неопределенности, и ваша нынешняя работа может продолжить приносить вам доход и прочие блага. Возможно, что члены вашей семьи, которая фактически уже представляет собой своего рода "организационную структуру", могут помочь вам в ведении вашего бизнеса, в то время как вы будете заниматься вашей основной работой. При этом ваши дети смогут понять проблемы и преимущества занятия бизнесом.

Определение рынка сбыта является важнейшим решением, которое предстоит принять любому, кто начинает свое дело. Большинство предприятий достигают максимального успеха, когда обслуживают тот или иной конкретный сегмент рынка. Например, в США наиболее успешные сети закусочных продают товары весьма ограниченного ассортимента, такие как мороженое, пончики, куры-гриль или гамбургеры. Те же закусочные, которые предлагают своим посетителям пространные меню, зачастую оказываются нерентабельными. Необходимо найти единственную специфическую потребность и попытаться удовлетворить ее как можно лучше.

Следует избегать рынков сырьевых товаров. На таком рынке единственным вашим  оружием в конкурентной борьбе является цена ваших товаров, которую вам  придется установить на самом низком уровне, чтобы выжить. Если вы живете в стране с низкой стоимостью рабочей силы, вы можете изыскать возможности для экспорта вашей продукции в те страны, где труд стоит значительно больше. С другой стороны, если ваш товар изготовлен в стране с высокой стоимостью рабочей силы, вы рискуете тем, что кто-то другой где-то в другом месте получит перед вами ценовое преимущество и станет серьезной угрозой для вашего бизнеса. В этом случае можно рассмотреть возможность переноса производства в другой регион мира, где рабочая сила стоит меньше.

 Предприятия, предлагающие услуги, обычно обладают большей "властью  ценообразования", чем предприятия,  предлагающие товары. "Власть  ценообразования" - это способность  уменьшить угрозу потери вашего рынка в случае, если вашему конкуренту удастся обеспечить большую лояльность клиентов. В сфере услуг, будь то прокат инструментов или малярное дело, клиенты, как правило, готовы скорее заплатить справедливую цену за надежное и отличное обслуживание, чем искать конкурента, предлагающего более дешевые услуги.

 

Любой предприниматель при создании собственного малого предприятия проходит следующие этапы:

- возникновение и обоснование  идеи о занятии определенным  видом предпринимательской деятельности;

- постановка ближайших и перспективных целей осуществления своей идеи;

- формирование конкретного решения  об открытии своего дела в  определенной организационно-правовой  форме;

- подбор квалифицированных и  надежных соучредителей создаваемого  предприятия;

- определение финансовых источников, необходимых для ведения предпринимательской деятельности на первом этапе функционирования предприятия;

- разработка необходимых учредительных  документов;

- проведение комплекса организационных  мероприятий по созданию собственного  дела: проведение первого собрания учредителей, выбор фирменного наименования, подбор квалифицированных сотрудников, изготовление печати, штампов, выбор товарного знака и др.;

- разработка обоснованного бизнес-плана;

- государственная регистрация  предприятия в установленном порядке;

- постановка на учет в налоговом  органе по месту нахождения  предприятия (месту жительства  индивидуального предпринимателя);

- открытие в установленном порядке  в любом банке расчетных (текущих)  и др. счетов;

- заключение договоров на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий и других факторов производства, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности;

- получение в соответствии с  законодательством разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов  деятельности;

- проведение глубоких маркетинговых  исследований рынка, выбор способов  продвижения товаров на рынок,  определение путей сбыта продукции  потребителям и методов формирования ценна продукцию или услуги;

- заключение договоров поставки, купли-продажи товаров (услуг)  с потребителями;

- проведение необходимой рекламной  компании товаров (услуг);

- организация учета доходов  и расходов хозяйственных операций в соответствии с нормативными документами Минфина РФ.

На основе результатов исследования, проведенного в марте 2005 года общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" совместно с ВЦИОМ, экспертным путем было выделено восемь ключевых аспектов функционирования малого бизнеса, которые легли в основу опроса собственников и высших менеджеров малых предприятий.

На жизнь хватает, на развитие - нет

Финансовое состояние бизнеса  по результатам исследования оказалось самым благополучным аспектом предпринимательского климата. Позитивные оценки этой стороны жизни компаний в целом по выборке и в большинстве регионов преобладают. Однако когда речь заходит не столько об общей ситуации, сколько о конкретных вещах, таких как доступ к кредитам или возможности для инвестирования и развития, настрой респондентов становится иным. Так, оценивая текущее финансовое состояние бизнеса, ровно половина респондентов заявила, что "положение относительно устойчивое, для поддержания бизнеса хватает, для развития – нет". Вероятно, именно эта формулировка наиболее адекватно отражает истинное положение малого предпринимательства.

Причина подобной ситуации лежит на поверхности. Любой компании, очень  трудно стабильно инвестировать  в свое развитие, не прибегая к заемным средствам. А вот доступ к банковским кредитам у малых фирм остается весьма ограниченным. 60 % респондентов заявили, что главным источником финансирования предприятия выступает его собственная прибыль, 30 % используют для этого личные накопления, и лишь 16 с небольшим процентов бизнесменов используют для развития в основном кредиты. Всего 26 % российских малых предпринимателей заявили об опыте использования банковских кредитов для финансирования своего бизнеса (причем в Москве, как это ни странно на первый взгляд, эта доля существенно ниже средней - всего 10,3 %), еще 24,3 % сообщили, что пытались, но либо условия оказались невыгодными, либо в кредите отказал банк. Потребительский кредит в российских банках оказалось получить проще, чем коммерческий.

Среди причин того, что получить кредит не удалось, предприниматели чаще всего  называли высокие процентные ставки (47,4 %) и невозможность предоставить залог в требуемых банком объемах (27,2 %). Далее следуют невозможность  предоставить требуемые банком финансовые документы и слишком короткие сроки кредитования (порядка 18 %).

На какие же цели используют кредиты  счастливчики, которым удалось их получить? В большинстве случаев (56,4 %) заемные средства используются для пополнения оборотных средств. Около трети опрошенных на занимаемые деньги приобретают материальные активы (землю, помещения, сооружения, оборудование, транспортные средства и т. п.).

Нематериальные активы (лицензии, сертификаты, патенты, товарные знаки, результаты НИОКР, программное обеспечение и другие объекты интеллектуальной собственности) на заемные средства приобретали 8,1 % опрошенных.

Кабальная аренда

Специфической проблемой для малого предпринимательства является обеспеченность доступа к производственным площадям, включая офисные помещения. Во многих регионах такие площади либо в большом дефиците и поэтому запредельно дороги, либо же их приобретение или аренда сопряжены с необходимостью преодолевать разного рода административные барьеры.

Информация о работе Управление предприятием