Управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:16, лекция

Описание работы

Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства рыночных товаров и услуг с целью получения прибыли, доли на рынке и удовлетворения потребностей экономических субъектов.
Производственное предприятие – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготавливать нужную потребителю продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля, ассортимента.

Файлы: 1 файл

Экономика на малых предпр..doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

 

Правовое поле для регулирования  государственной поддержки малого предпринимательства в России обеспечивается правовыми актами, начиная с Конституции РФ, которая защищает все виды собственности и обеспечивает свободу предпринимательства, и заканчивая указами Президента  РФ и постановлениями Правительства РФ.

Законодательными и нормативными правовыми актами формируется система экономических, финансовых, материальных и других стимулов, гарантирующих необходимую поддержку определенным категориям субъектов малого предпринимательства, устанавливаются общие правила их поведения в рыночной экономике, одновременно вводятся в действие некоторые преграды существованию незаконного предпринимательства, лжепредпринимательства. Формирование правовой среды решает многие проблемы, стоящие на пути малого предпринимательства, начиная с момента регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования предмета их деятельности и заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования.

В конституции РФ изложены условия  и принципы развития законного предпринимательства, установлены права и даны гарантии гражданам, занимающимся предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью.

Гражданский Кодекс РФ устанавливает  гражданские права и свободы, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, упорядочивает организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. В части первой ГК РФ изложены в относительно простой форме механизм создания, реорганизации и прекращения деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, защита прав собственности и других прав субъектов гражданского оборота, установлены пределы имущественной ответственности организаций и индивидуальных предпринимателей, сформулированы основные положения о регламентации заключения и исполнения сделок и общие положения о договорах, которые обстоятельно развиты в части второй ГК РФ. В части второй ГК РФ дана правовая трактовка всей системы договорных отношений, которые могут осуществлять хозяйствующие субъекты, установлены права, обязанности и ответственность участников договоров при исполнении или ненадлежащем их исполнении, установлена система правовых гарантий субъектам предпринимательства, что является важным условием развития в стране законного предпринимательства. В части четвертой установлена правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности, в частности защита фирменного наименования организации, товарных знаков и знаков обслуживания, наименования мест происхождения товаров, коммерческого обозначения, а также изобретений, полезных моделей, промышленных образцов.

Основные элементы поддержки малого предпринимательства в стране были сформулированы в постановлении  Правительства РФ от 11 мая 1993г. №446 «О первоочередных мерах по развитию и  государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Впервые были обозначены приоритетные виды деятельности малых предприятий, пользующиеся государственной поддержкой:

- производство и переработка  сельскохозяйственной продукции;

- производство продовольственных,  промышленных товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;

- оказание производственных, коммунальных  и бытовых услуг;

- строительство объектов жилищного,  производственного и социального  назначения;

- инновационная деятельность.

 

Монополизм – тип экономических отношений, при котором отдельные предприниматели могут навязывать собственные интересы своим конкурентам и обществу, игнорируя их действительные потребности и возможности.

Монополистическая деятельность - действия, противоречащие антимонополистическому законодательству страны и подавляющие свободную конкуренцию.

Первый в России антимонопольный  Закон «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в 1991г. Был организован Государственный  комитет по антимонопольной политике. Сейчас главный антимонопольный орган в России – это Федеральная антимонопольная служба. В октябре 2002г. Вступил в силу Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон 1991г., разработанный Министерством по антимонопольной политике. Злоупотребления доминирующим положением на рынке в основном касаются естественных монополий – энергетика, связь, ЖКХ. Статья 5 Закона «злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке» направлена против:

- навязывания невыгодных условий договоров;

- нарушение установленного порядка  ценообразования;

- изъятие товаров с рынка  с целью поддержания дефицита;

- создание препятствий доступа  на рынок;

- установления монопольно низких  цен.

Основными нарушениями естественных монополий состоят в прекращении предоставления услуг (разного рода отключений) и невыгодных условий договоров.

В сравнении с западными странами в нашем законодательстве очень  мягкое отношение к тем, кто формально  не относится к доминирующему  участнику рынка, т.е. к тем, чья доля на рынке менее 35%. А это как правило местные локальные монополисты.

Статья 7 Закона «Акты и действия органов власти, направленные на ограничение  конкуренции» направлена против:

  1. создания разного рода структур, выполняющих те же функции, что и государственные органы, но на платной основе;
  2. совмещение государственных функций с проведением платных работ.

Закон «О лицензировании отдельных  видов деятельности» (от 8 августа 2001г.№128-ФЗ) вступил в силу в феврале 2002г. Его цель – сократить количество лицензий с 800 до 100 (в некоторых регионах было незаконно установлено до 1600), сократить сроки оформления лицензирования, установить среднюю плату за выдачу лицензии и продлить ее срок действия до 5 лет. Сейчас положение улучшилось, лицензирование уже не рассматривается как серьезное препятствие для роста фирмы. Тем не менее сроки получения лицензии не сократились, а даже увеличились (в среднем с 14 до 19 дней), а средние расходы возросли с 8 тыс. до 10 тыс. руб. (вместо 1, 4 тыс.руб., установленных Законом). К лицензируемым видам относятся виды деятельности осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

 Закон «О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей»  (от8 августа 2001г. №129-ФЗ) вступил  в силу в июле 2002г. Его цель  – ограничить оплату за  регистрацию до 2 тыс. руб., осуществлять регистрацию  в течение 5 дней после подачи документов  и в одном учреждении. При налоговых органах создан специальный отдел, но предпринимателям еще приходится бывать в разных государственных учреждениях: Пенсионном фонде РФ и фондах обязательного социального и медицинского страхования РФ, пожарной и санитарной инспекции. В результате, если предприниматель самостоятельно проходит всю процедуру, то у него это занимает от недели до 1 месяца (по Закону – дней). Согласно проса центра экономических и финансовых исследований и разработок, 80% предпринимателей и 74% юридических лиц, которые регистрировались с помощью посредников, не уложились в 2 тыс.руб. за регистрацию. Средняя стоимость регистрации составила от 3,5тыс. до 4 тыс. руб.

Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002г. №439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной  регистрации юридических лиц, и  требований к их оформлению».

Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004г. №110 «О совершенствовании  процедур государственной регистрации  и постановки на учет юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей».

Приказ Федеральной налоговой  службы от 1 ноября 2004г. №САЭ-3-09/16 «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя».

Д.А. Медведев подписал 14 мая 2008г. Указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», и поручил правительству РФ в двухмесячный срок разработать и внести в Государственную Думу РФ проекты федеральных законов, предусматривающих:

- усиление гарантии защиты прав  юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля;

- проведение планового мероприятия  по контролю в отношении одного  юридического лица или ИП каждым  органом государственного контроля  не более, чем 1 раз в 3 года (кроме налогового контроля).

- проведение внеплановых мероприятий по контролю в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства только в целях выявления нарушений, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, по согласованию с прокурором субъекта РФ;

- преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, сокращение количества разрешительных документов, необходимых для ее осуществления, замену обязательной сертификации декларированием производителем качества выпускаемой продукции;

- замену лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий;

- исключение внепроцессуальных  прав органов внутренних дел  РФ, касающихся проверок деятельности  субъектов малого и среднего  предпринимательства, а также возможности составления должностными лицами этих органов протоколов об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности;

- наделение органов государственной  власти субъектов РФ правом  определять порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства , в том числе занимающихся социально значимыми видами деятельности, помещений в аренду на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) за счет специально выделенных для этой цели помещений и порядок продажи в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства арендуемых не менее 3 лет помещений с возможностью рассрочки оплаты и без проведения аукциона.

Вполне закономерно встает вопрос о том, кто же относится к субъектам  малого и среднего предпринимательства. В соответствии со ст. 4 Закона № 209-ФЗ к ним относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в ЕГРИП и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц – суммарная  доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна быть выше 25%;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

– микропредприятия – до 15 человек;

– малые предприятия – до 100 человек включительно;

– средние предприятия – от 101 до 250 человек включительно;

3) выручка от реализации товаров  (работ, услуг) без учета НДС  или балансовая стоимость активов  (остаточная стоимость основных  средств и нематериальных активов)  за предшествующий календарный год не должна быть выше предельных значений, установленных Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием. Она изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Вновь созданные организации или  вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения. Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК РФ.

Информация о работе Управление предприятием