Управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:16, лекция

Описание работы

Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства рыночных товаров и услуг с целью получения прибыли, доли на рынке и удовлетворения потребностей экономических субъектов.
Производственное предприятие – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготавливать нужную потребителю продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля, ассортимента.

Файлы: 1 файл

Экономика на малых предпр..doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Функции государства в современной  экономике многообразны и меняются с развитием общества и экономики. Меняются также механизмы, способы, методы осуществления этих функций. Задача государства – создать  нормальные условия для функционирования всех видов бизнеса. Методы регулирования малого бизнеса могут быть прямыми (административными) и косвенными (экономическими). Прямые методы означают непосредственную помощь конкретному малому предприятию (финансирование) или помощь всем малым предприятиям, предоставляя им налоговые льготы. Косвенные (селективные, т.е. выборочные) методы означают поддержку не всем малым предприятиям, а только отдельным категориям. Например, поддержка развития инноваций, экспортный бизнес, либо в конкретных регионах.

Причины поддержки государством малого бизнеса:

-  малый бизнес обеспечивает  занятость населения, создавая  новые рабочие места;

- придает экономике гибкость  при сотрудничестве и конкуренции  с крупным бизнесом;

- инновации малых предприятий  в производстве новых товаров и услуг;

- не требуют затрат государства  на социальные программы.

Направления регулирования  государством экономики:

  1. создание общих условий функционирования бизнеса;
  2. помощь отдельным субъектам для их лучшей адаптации к условиям хозяйствования.

Чтобы создать благоприятные условия  для предпринимательской деятельности государство должно проводить фискальную, научно-техническую, инвестиционную, ценовую, амортизационную, кредитно-денежную и  другие виды политики.

Под фискальной политикой государства понимается регулирование экономики посредством системы налогообложения с целью ее стабилизации и оживления. Фискальная (бюджетная) политика государства направлена в первую очередь на сглаживание экономических колебаний. Налоговая система является одной из форм  общего воздействия на экономику в целом и малый бизнес в частности. В развитых странах два вида налоговой системы:

- прогрессивный (США), когда более  низкие доходы облагаются более  низкими ставками (налог на прибыль  имеет многоступенчатую структуру);

- одинаковый размер ставки налога  на прибыль для всех предприятий  и льготы для предприятий малого  бизнеса.

Под финансово-кредитной политикой государства понимается целенаправленное управление государством банковским процентом, денежной массой и кредитами. Суть этой политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они в свою очередь, на потребительский и инвестиционный спрос. С помощью неё государство справляется со спадом производства и с инфляцией. Главную роль в реализации кредитно-денежной политике играет Центральный банк России.

Научно-техническая политика – важнейший фактор подъема экономики и превращения страны в мощное индустриальное государство. Под НТП понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хозяйство(автоматизация производства, разработка новых материалов и технологий.

Амортизационная политика – является составной частью научно-технической политики. Устанавливая нормы амортизации, порядок её начисления и использования, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства, скорость обновления основных фондов.

Инвестиционная политика. С её помощью государство воздействует на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.

Государственное предпринимательство - прямое вторжение государства в экономику. Образует особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках госсектора и связана с участием госпредприятий в производстве и сбыте товаров и услуг. При этом государство выступает самостоятельным субъектом хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели и является вмешательством государства в воспроизводственный процесс (что особенно необходимо в малорентабельных отраслях).

Планирование и регулирование  – важнейшие рычаги по управлению экономикой страны. Исходя из экономической политики и имеющихся ресурсов, государство устанавливает на плановый период основные макроэкономические показатели: темпы роста валового национального продукта и национального дохода. Уровень инфляции и безработицы, минимальный размер заработной платы, дефицит бюджета, ставку процента и др.

Ценообразование – это один из рычагов воздействия государства на экономику и предпринимательскую деятельность, обеспечения его стабильности. Используя ценовую политику, государство тем самым воздействует на спрос и предложение, перераспределение дохода и ресурсов, обеспечение минимального прожиточного минимума, антимонопольные, антиинфляционные и другие процессы в желательном для государства направлении.

Структурная политика. В результате предшествующего развития наша экономика в структурном плане является гипертрофированной (однобокой, имеющей сырьевое направление).

Законодательной основой поддержки  малого предпринимательства являются:

- Федеральный закон от 14 июня 1995г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В 2004г. Государственная Дума РФ приняла поправки к Закону1995г. исключив ряд статей.

- Закон «О защите прав юридических и физических лиц при проведении государственного контроля» вступил в силу в августе 2001г. цель – сократить число проверок до одной в течение двух лет (пожарные, СЭС).

- Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» - февраль 2002г. цель – сократить количество лицензий, сроки лицензирования, установить среднюю плату за выдачу лицензии, увеличить срок действия до 5 лет.

- Закон «О государственной регистрации юридических лиц» - июль 2002г. цель – ограничить плату за регистрацию до 2тыс.руб. осуществлять регистрацию в течение 5 дней после подачи документов и в одном учреждении.

- Указ президента Д.А. Медведева от 14 мая 2008г. «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». 

В настоящее время с участием Федерального фонда поддержки малого предпринимательства разработаны  финансово-кредитные механизмы, которые  при участии государства смогут обеспечить более свободный доступ малых предприятий к внешним источникам финансирования. Это гарантийные механизмы; субсидирование процентной ставки; микро-финансирование; лизинг; льготные займы через систему фондов поддержки малого предпринимательства; венчурное (рисковое) финансирование; внебюджетные финансовые ресурсы.

Федеральный Закон от 24. 07.2007 №209-ФЗ (ред. 23.072008) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» был принят Государственной Думой РФ 06.07.2007г. Ст. 1 Закона регулируются отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяются понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки. Он направлен на развитие, обеспечение благоприятных условий и конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, и очень многие вопросы развития малого и среднего бизнеса отданы на откуп региональным властям. Законом предусмотрено пять основных видов поддержки: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, а также помощь в подготовке и повышении квалификации кадров (ст. 16 Закона № 209-ФЗ).

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которые предоставляются за счет средств федерального бюджета.

Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях, но это имущество должно использоваться по целевому назначению.

Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования для снабжения информацией. Информация является общедоступной и размещается в Интернете на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства может осуществляться в виде создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих им консультационные услуги, в виде обеспечения деятельности таких организаций, а также компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров может осуществляться в виде:

– разработки примерных образовательных  программ, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства, на основе государственных образовательных стандартов;

– создания условий для повышения  профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищенным группам населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого и среднего предпринимательства;

– учебно-методологической, научно-методической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства.

Согласно ст. 7 Закона № 209-ФЗ в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами могут предусматриваться следующие меры:

– специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

– упрощенная система ведения бухгалтерской  отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

– упрощенный порядок составления  субъектами малого и среднего предпринимательства  статистической отчетности;

– льготный порядок расчетов за приватизированное  субъектами малого и среднего предпринимательства  государственное и муниципальное  имущество;

– особенности участия субъектов  малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и  муниципальных нужд;

– меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

– меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства;

– меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

– иные направленные на обеспечение  реализации целей и принципов  Закона № 209-ФЗ меры.

 

 

Интересный опыт государственной  поддержки малого бизнеса накоплен в Челябинской области, где в  отличие от всей России наблюдается устойчивый рост числа предприятий этой сферы. Ежегодно здесь проводятся областные съезды предпринимателей сферы малого бизнеса, создана мощная информационная база, малые предприятия обеспечиваются бесплатной информацией по интересующим их вопросам. Для работников малого бизнеса систематически проводятся семинары и курсы. В целях преодоления административных барьеров ведутся специальные книги учета, куда заносится информация о том, кто, когда и кого проверял. Хорошо работающим предприятиям предоставляются кредиты банка, а если бизнес-проект такого предприятия представляется перспективным, сулит новые рабочие места, то 50% банковской ставки администрация области оплачивает безвозмездно. В результате различных мер по поддержке малого бизнеса в Челябинской области, где много крупных металлургических предприятий, 10% доходов бюджета приносит  именно деятельность малого бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 4. Правовое регулирование деятельности малого предприятия.

Гражданский, Налоговый, Трудовой кодексы. Законодательные и ведомственные акты, обеспечивающие безопасность бизнеса, предоставления услуг и защиту прав потребителей. Меры защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Информация о работе Управление предприятием