Управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:16, лекция

Описание работы

Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства рыночных товаров и услуг с целью получения прибыли, доли на рынке и удовлетворения потребностей экономических субъектов.
Производственное предприятие – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготавливать нужную потребителю продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля, ассортимента.

Файлы: 1 файл

Экономика на малых предпр..doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

-независимое управление;

- собственный капитал;

- локальный район действия;

- относительно небольшой  размер по отношению к отрасли в целом.

Количественные критерии: число занятых на предприятии, оборот (продажа, активы, прибыль).

В США до 10 занятых мелкие, до 50 - малые, до 500 – средние. Это малый  бизнес.

В ЕС  микро от 1 до 9 человек, малые  до 50, средние до250. Годовой оборот этих предприятий не должен превышать 7 млн. евро для малых и 40 млн. евро для средних, либо балансовая стоимость активов – не более 27 млн. евро.

В России: по числу занятых: микро  – до 50 чел., малые – от 50 до 100 чел., средние – 101-250 чел. По объему продаж (выпускаемой продукции): микро – до 60млн.руб, малые – до 400 млн. руб., средние – 1 млрд.руб. 

Количественное определение МП удобно своей простотой, но не достаточно для уяснения специфических особенностей малого бизнеса и той роли, которую  он играет в производственной системе.

Его дополняют качественные определения. Существенны, в частности, различия между МП и крупным бизнесом в  том, что касается целей производства, характера менеджмента, организации  производственного процесса, отношений  руководства с персоналом предприятия, особенностей финансирования .

Преимущества малых предприятий:

1)  Главным преимуществом МП в условиях современного рынка является намного более гибкая, чем у КП, реакция на быстро меняющийся спрос: умение “уловить” возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей, более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования. Эта маневренность вытекает из описанных выше особенностей МП: оно не связано обширной производственной программой, разработанной на перспективу; не обременено многочисленным персоналом, требующим сложных навыков управления; не отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов от вложенного капитала; ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая “ниша”, и манипулировать ценами на свою продукцию; перед ним вряд ли встанет проблема организованного противодействия наемных работников, отстаивающих с помощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработной платы.

2) Кроме того, малое производство, как правило, более экономично. У МП, по сравнению с крупными предприятиями (КП), короче сроки капитального строительства, для их создания нужен относительно меньший стартовый (уставной) капитал.

3)Оборачиваемость средств у них в два-два с половиной раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. Эти предприятия обычно лучше используют свой капитал, оборудование и производственные площади, не держат крупных запасов.

  4) Они успешнее экономят на административно-управленческих расходах благодаря простоте и гибкости процедуры управления. Собственники малых предприятий всегда имеют высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, более склонны к сбережению и инвестированию, лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках.

5) Преимущества маневренности и  экономичности становятся особенно  важными, когда предприятие достигает высокого уровня специализации. Наиболее жизнеспособные МП, как правило, узко специализированы и именно в таком качестве полноправно участвуют в производственном процессе как его неотъемлемый компонент, в существовании которого насущно заинтересован крупный бизнес.

6) А также: непосредственная  связь с потребителем, высокая  восприимчивость к научно-техническим  достижениям, вовлечение широких масс трудоспособного населения  в активную предпринимательскую деятельность и как следствие, повышение его экономического сознания.

Малый бизнес чутко реагирует на растущую зависимость потребительского спроса от колебаний моды, успевая  удовлетворять все новые, нередко индивидуальные запросы покупателей (работа на заказ). Во многом его развитие предопределено глубокими изменениями, происходящими в современной культурной среде. Если несколько десятилетий назад залогом успешного сбыта товара было его соответствие рыночным стандартам, то теперь - новизна, оригинальность внешнего облика. Аналогичные тенденции присущи в сфере услуг, в которой спрос все более определяется качеством и разнообразием сервиса.

Развитию малого бизнеса способствует и региональная дифференциация производства и потребления. Значительная часть МП создается для освоения ресурсов сырья, имеющих местное значение, с целью избежать повышения транспортных тарифов, а также там, где велики сезонные колебания условий производства или спроса.

Помимо преимуществ, у МП имеются  и уязвимые места (недостатки):

1) Главное из них - малая величина индивидуального капитала, ограниченность собственных ресурсов. Для подавляющего большинства МП основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Но коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с МП, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты КП, и сопряжены с гораздо большим риском.

2) Малому бизнесу приходится  платить за ссуды более высокий процент, чем платят крупные заемщики. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих МП хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение МП особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку в отличие от КП они имеют лишь ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

3) Как правило, все малые предприятия,  чтобы выжить в суровой конкурентной  борьбе, стремятся использовать  только самые новые технологии. Некоторые в результате выживают  и занимают устойчивое положение  на рынке, а другие становятся банкротами. В этом состоит первый недостаток малого предприятия – чрезмерный риск, на который идут непосредственно собственники предприятия.

4) В малом предприятии владелец, он же основатель, менеджер и предприниматель, отвечает за все аспекты существования предприятия. Часто все зависит от его настроения, его интеллектуальных способностей, взаимоотношений между учредителями, поэтому малые предприятия нестабильны еще и в этом плане.

5) Высокая интенсивность труда  – совмещение нескольких должностей.

К числу недостатков малого предпринимательства следует отнести сравнительно низкую доходность, высокую интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в конкурентной борьбе, что приводит к постоянному обновлению в секторе малого предпринимательства вследствие массовых банкротств. Так из вновь организуемых малых предприятий через год остается около 50 процентов, через три года — 7—8, через 5 лет — не более 3 процентов. Вместе с тем общее число малых предприятий растет или остается неизменным, на месте ликвидированных предприятий постоянно рождаются новые.

Вследствие названных причин отличительной  чертой малого предпринимательства  является его неустойчивость, проявляющаяся  в массовом разорении МП, “вымывании”, вытеснении их из производства в процессе жесткого “естественного отбора” в условиях рыночной конкуренции.

Малое предпринимательство, не смотря на его огромные масштабы, не настолько  урегулировано, как крупный бизнес. Поэтому в некоторых моментах его работы могут возникнуть неприятные проблемы, связанные с правовой организацией или экономическими особенностями (рис.1).

Рис. 1.Особенности малых предприятий

 

Первая их особенность состоит в том, что малые предприятия благодаря своему большому числу обеспечивают работой большую часть населения. Во-вторых, в результате появления новых малых предприятий происходит изменение уровня конкуренции на различных нишах рынка. Стоит отметить, что большинство малых предприятий занимается торговлей или предоставляет различные услуги населению.

За счет появления малого предпринимательства  и доступности к созданию малого предприятия в обществе формируется средний класс – залог экономической стабильности страны.

В условиях современной рыночной экономики  малое предприятие считается наиболее гибким и устойчивым к различным экономическим изменениям, которые происходят довольно-таки часто, а иногда носят и глобальный характер. Заостряя свое внимание на минимизации многих составляющих малого предприятия (численности, оборотов капитала и т.п.), не стоит забывать, что малое предприятие – это сформировавшийся элемент экономики, который не является промежуточной стадией перед перевоплощением в крупную фирму. Оно юридически независимо и имеет, хоть и не очень большой, но все-таки уставный капитал.

В промышленно развитых странах  малые предприятия дают значительную долю совокупного валового продукта.

Жизнеспособность малых предприятий  определяют свобода и простота их создания, отсутствие административного  принуждения, льготная система налогообложения, рыночный механизм ценообразования.

Для МП выбор целей и способов деятельности определяется окружающей средой.

Успешное развитие малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой обусловлено тем, что  крупное производство не противопоставляется мелкому, а проводит принцип кооперирования крупных и мелких предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый бизнес, взаимно дополняя друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

Крупное производство в большей  степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос. Малые  предприятия успешно функционируют  на небольших рыночных сегментах, придавая хозяйству гибкость, мобильность, способность  к быстрым структурным и техническим сдвигам. Фундаментальные изменения во вкусах потребителей, технологиях, управленческих методах, финансовых рынках дают малому бизнесу преимущество над крупными. Их не бюрократические структуры, вместе с концентрацией права принятия решения в руках владельца, позволяют извлекать выгоду из возможностей, которые появляются от изменений в окружающей среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 2. Развитие малого предпринимательства в России.

Этапы развития малого предпринимательства  в России. Базовые нормативные документы. Современные формы организации малого предпринимательства. Субъекты малого предпринимательства по законодательству РФ. Динамика развития малых предприятий по отраслям экономики и территории страны. Значение малого предпринимательства для экономики России. Проблемы его развития.

 

Исследуя порядок законодательных  актов, регламентирующих деятельность малых предприятий в стране, в  хронологической последовательности, можно выделить основные этапы развития малого предпринимательства в России. Законодательство регулирует общие вопросы деятельности МП независимо от их организационно-правовой формы, критерии определения малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и другие.

 

Таблица 1. Этапы развития малого предпринимательства в России

Нормативный акт

Дата принятия

Основное содержание

Последствия применения в экономике

1. «Положение об организации  деятельности малых предприятий» 

6 июня

1988г.

Введен упрощенный порядок  создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распределении хозрасчетного дохода

Началось создание в  различных отраслях промышленности и регионах страны малых предприятий

2. Закон СССР «О кооперации в СССР»

26 августа

1988г.

Созданы привилегированные условия одной форме собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов)

Отток квалифицированной  рабочей силы с государственных  предприятий в кооперативы

3. Закон СССР «О  предприятии в СССР»

4 июня

1990г.

Объявлено о равенстве  организационно-правовых форм предприятий, основанных на любой форме собственности 

Рост предприятий различных форм собственности

4. Постановление Совета  министров СССР «О мерах по  созданию и развитию малых  предприятий»

8 июля

1990г.

Определены основные документы для государственной  регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок регистрации, определены льготы по малому бизнесу по налогообложению, амортизации и др.

Развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности, их сочетании

5. Постановление Совета  Министров РСФСР «О мерах по  поддержанию и развитию малых предприятий»

18 июня

1991г.

Определены направления  государственной поддержки малого бизнеса в России

Развитие малого бизнеса  в стране

6. Закон РСФСР «О  налоге на прибыль предприятий  и организаций»

27декабря

1991г.

Определены дополнительные льготы для малых предприятий

Усилена государственная  поддержка малого бизнеса

7. Постановление Совета  Министров – Правительства РФ  «О первоочередных мерах по  развитию малого предпринимательства  в Российской Федерации»

11 мая

1993г.

Указано, что государственная  поддержка малого предпринимательства – одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития малого предпринимательства

Эффективность работы малых  предприятий

8. Федеральные и региональные  программы поддержки малого предпринимательства

1994г.- по настоящее  время

Намечены всесторонние меры по развитию малого предпринимательства  в РФ

Создание условий для  дальнейшего развития малого бизнеса

9. Федеральный закон  «О государственной поддержке  малого предпринимательства в  РФ»

12 мая

1995г.

Определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки и развития МП

 Развитие и повышение эффективности деятельности МП

10. Федеральный закон  «Об упрощенной системе налогообложения,  учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства»

8 декабря

1995г.

Предусмотрена замена совокупности установленных законодательством  РФ федеральных, региональных и местных  налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной  деятельности предприятий

Дальнейшее развитие малого бизнеса в стране

11. Федеральные законы: «О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей  при проведении государственного  контроля (надзора)»; «О лицензировании  отдельных видов деятельности»;  «О государственной регистрации  юридических лиц»

8 августа

2001г.

Пересмотрены подходы  к контролю за деятельностью предприятий, сокращено количество лицензируемых  видов деятельности, упрощена процедура лицензирования, упрощены условия регистрации юридических лиц

Устраняются административные барьеры, препятствующие предпринимательской деятельности или ограничивающие ее

12. Федеральный закон  «О развитии малого и среднего  предпринимательства в Российской  Федерации»

24 июля

2007г.

Установлены основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства

Дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства  в РФ. Предусмотрены меры по реализации государственной политики в области  развития малого и среднего предпринимательства  в РФ. Сформулированы основные принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Раскрыто содержание инфраструктуры их поддержки

Информация о работе Управление предприятием