Аспекты управления на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 00:06, контрольная работа

Описание работы

Институт государства существует уже 6000 лет. За этот немалый период общество прошло путь от аграрного до информационного. Соответственно, за это время менялась и роль государства в обществе. В начальный период развития главным было захватить власть и удержать её. В ту эпоху не существовало понятия «государственное управление», а тем более, специальной науки о нём.

Содержание работы

Введение
Характеристика темы
Аспекты управления
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Аспекты управления.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

 

Характеристика темы

 

Аспекты управления

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Институт государства существует уже 6000 лет. За этот немалый период общество прошло путь от аграрного до информационного. Соответственно, за это время менялась и роль государства в обществе. В начальный период развития главным было захватить власть и удержать её. В ту эпоху не существовало понятия «государственное управление», а тем более, специальной науки о нём.

Лишь промышленный переворот и переход к индустриальному обществу дали миру устойчивое значение понятия управления и первых специалистов в этой области. Не случайно к пионерам управления относят Г. Форда, Ф. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона и других организаторов производства, сумевших впервые соединить знания, технику  и человека в сложную динамическую систему, которая в экономической теории получила название «менеджмент». А в области государственно-правового знания эта наука стала называться «теория государственного управления».

Предметом науки, т. е. объектом её изучения являются общие закономерности развития знаний и принципов об управлении, а также взгляд на управление с различных точек зрения. Эти точки зрения традиционно называются аспектами и представляют собой угол восприятия проблемы, предмета или явления исходя из какого-то круга идей и понятий конкретной области жизни. В данном случае темой реферата являются аспекты управления, т. е. стороны этого понятия и всего с ним связанного, наполняющие этот термин различным смыслом и содержанием, в зависимости от точки зрения, с которой он рассматривается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика темы

 

Для того, чтобы охарактеризовать (раскрыть) данную тему, необходимо, прежде всего, дать определения ключевых терминов, составляющих тему реферата: «аспект» и «управление».

АСПЕКТ (от лат. aspectus — вид) — точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие; перспектива, в которой выступает явление, сторона предмета, сторона предмета, изучаемого определённой наукой: философский аспект, экономический аспект и др.[1]

УПРАВЛЕНИЕ — функция организо­ванных систем (биологических, техни­ческих, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержа­ние режима деятельности, реализацию ее программы, цели. Социальное управление — целенаправленное воздействие на общество для упорядочения, сохранения, со­вершенствования и развития его опре­деленной качественной специфики. Оно обусловлено системной природой общества, общественным характером тру­да, необходимостью общения людей в их жизнедеятельности, в процессе об­мена продуктами материальной и ду­ховной деятельности.

Управление как система предполагает наличие подсистем: ор­ганизации отношений ее элементов, режима ее функционирования в виде совокупности определенных механиз­мов, действующих под определенным контролем сообразно определенным нормам, развития по известной про­грамме в направлении к какой-то це­ли.

Основные этапы процесса управления:

                   сбор и обработка информации;

                   ее анализ, диагноз и прогноз;

                   систематизация (синтез);

                   установление на этой основе цели (целеполагание);

                   выработка ре­шения, направленного на достижение цели;

                   последовательная конкретизация общего решения в виде планирования, программирования, проектирования, выработки конкретных (частных) управленческих решений;

                   организация деятельности для выполнения реше­ния;

                   контроль за этой деятельностью (включая вопросы подбора и расста­новки кадров);

                   сбор и обработка ин­формации о результатах деятельности и новый цикл этого непрерывного в идеале процесса.

На практике наблю­даются два типа социального управления: стихийный и сознательный (плановый). При первом воздействие на общество про­исходит в результате взаимодействия различных социальных сил (рынок, традиции, обычаи и т. п.), второе предполагает наличие специальных органов управления, действующих по заданной программе. Для социалисти­ческого общества характерно научное пла­новое управление социальными процессами, предполагающее активное познание закономерностей его развития и раз­работку соответствующей целенаправ­ленной программы деятельности. Со­циальное управление при социализме осуществ­ляется на принципах демократическо­го централизма, постепенно развива­ясь в коммунистическое общественное самоуправление. Из социального управления, как особые его отрасли, выделяются управление государственное, управление производством, управление в технике и др.[2]

Важно понимать разницу между управлением и менеджментом. Менеджмент – рациональное управление современным произ­водством, тесно связанное с улуч­шением организации на основе по­стоянного внедрения новых прин­ципов, форм, структур и методов управления с целью повышения эффективности производства, биз­неса. Основная цель менеджмента — достиже­ние высокой эффективности произ­водства, лучшего использования ресурсного потенциала предприя­тия, фирмы, компании[3]. А понятие управления скорее ближе не к бизнесу, а к власти. С данной точки зрения нельзя, например, называть менеджерами представителей государственных структур, чиновников. Их можно называть «управленцы», «функционеры», даже «бюрократы». Соответственно, науку управления нельзя отождествлять с наукой менеджмента. Об управлении с точки зрения властных структур будет сказано ниже.

В раскрытии понятия государственного управления, а на его основе всего богатства соответствующего научного знания важ­ное значение принадлежит толкованию термина "управление". Дело в том, что в каждое в содержание понятия привнесено столько различных смы­слов, интерпретаций, семантических нюансов, что порой даже специалистам трудно понять, о чем идет речь и что имеется в виду, в результате чего последнее стало охватывать почти безбрежное множество самых разнокачественных явлений, отношений и процессов.

В научной литературе управление рассматривается в разных аспектах, и, соответственно, в его понятие вкладывается разное содержание. Причем имеются в виду не просто разные подходы к управлению, разные его стороны, а понимание самого управления, на базе которого и формулируются его концепции. Например, одно из определений термина — сознательное целенаправленное воздействие со стороны государства, экономических субъектов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия в нужное русло и получить желаемые результаты[4].

Давно и преимущественно в юридической науке управление характеризуется через термин "деятельность", означающий, что управление состоит из специфических видов человеческого труда, фиксируемого в адекватных им формах. Смысл такой дея­тельности видят в совершении действий административного свойства, в направленности ее на исполнение законов, в созда­нии правовых актов, их реализации и проведении организацион­ных мероприятий.

В управлении, вне сомнения, осуществляется деятельность людей и имеются сложные проблемы ее организации, но термин "деятельность" не раскрывает социальной сущности управления, его специфического места и роли в жизни людей.

Немало научных публикаций характеризует управление как от­ношение, входящее в систему общественных отношений. В них показано, что управление представляет собой особое отношение в человеческой жизнедеятельности: в иерархической общественной структуре это отношение, как правило, вертикальное по характеру и связано с наличием у вышестоящей стороны способности властно выражать и осуществлять свою волю.

Следует признать, что в определенных своих проявлениях уп­равление можно представить в виде отношения, ибо оно, дейст­вительно, входит в систему общественных отношений и форми­рует определенные отношения между людьми, как "по вертика­ли", так и "по горизонтали". Но столь абстрактное понимание управления опять же уводит в сторону от анализа и описания его собственных, уникальных качеств, в том числе выделяющих его из системы общественных отношений и позволяющих ему ока­зывать особое влияние на саму эту систему.

Наиболее близким, адекватным, отвечающим сущности уп­равления является его определение посредством термина "воз­действие", который указывает на главное в управлении — мо­мент влияния на сознание, поведение и деятельность людей. Ведь управление существует тогда, когда некий его субъект на что-то влияет, что-то изменяет, преобразует, переводит из одно­го состояния в другое, чему-то придает новое направление дви­жения или развития. Во многих процессах может быть деятель­ность ("объемная"), могут быть отношения (и прочные), но если нет действительного воздействия — влияния, обеспечивающего какую-то цель, то нет и управления. В известном смысле воздей­ствие — это результирующая деятельности, взаимодействия, от­ношения.

Импульсом и формирующей силой в управлении служат зна­ния, мысль и воля человека. Управляющее воздействие, прежде чем осуществиться, стать реальностью, возникает в сознании че­ловека, проходит в нем путь развития от интуитивного ощуще­ния необходимости что-то изменить, от замысла и раздумий до конкретных решений, подкрепленных расчетами, ресурсами, проектами, моделями и главное волей — желанием и стремлени­ем сделать дело. А это значит, что управляющее воздействие не­обходимо должно содержать в себе момент целеполагания (об этом сказано в определении).

Целеполаганием в той или иной мере занят каждый человек. Огромная роль в целеполагании общественного развития и кон­кретных видов деятельности принадлежит науке, художественно­му творчеству, религии, идеологии, другим формам познания и мышления, политике и политическим институтам. Поэтому в управлении целеполагание имеет особый характер, который можно обозначить как практическую целенаправленность. В управлении все сказанное, описанное и обду­манное, выраженное в литературной форме и политических до­кументах выступает уже как бы проработанным применительно к реальным возможностям власти и собственности, сформулиро­ванным с учетом наличных материальных, финансовых, инфор­мационных, правовых и организационных ресурсов.

В этом смысле любое управляющее воздействие должно всег­да содержать в себе точную цель и точное направление движения к ней, к тому же оно должно быть практичным, т. е. вызывать дей­ствительное движение к цели и приближение к ней.

Далее, управление необходимо там и тогда, где и когда воз­никает потребность в распределении и согласовании деятельнос­ти энного количества людей. Отдельный человек самоуправляет своей социальной активностью. Но чтобы группа совершила какие-либо скоординированные поступки и действия, уже не обойтись без того, чтобы сообща не определить общие цели и их реализации не подчинить совместно намеченное поведение каж­дого из членов группы. Любая целенаправленная коллективная деятельность нуждается в управлении и таком его важном прояв­лении, как организационный момент.

"Организовывать" означает располагать людей в пространст­венной (территория, сооружения) и функциональной (социаль­ные роли, виды работ) координатах, соединять их с орудиями и средствами труда, обеспечивать их взаимодействие и взаимооб­мен в труде и общественной жизни, расширять их созидательные возможности путем согласования и концентрации усилий. Из­вестно, что организация расширяет возможности людей, придает им новое качество.

В уп­равлении осуществляется прямое и практическое регулирование, при котором та или иная социальная норма не только провоз­глашается, признается, утверждается и т. д., но на самом деле претворяется в жизнь, применяется при решении обозначенных целей, как бы опредмечивается. Любые преобразования в обще­стве не снимают проблем социального нормирования, выработ­ки и практической реализации норм труда, нормативов расходов сырья и энергии, стандартов получаемой продукции, стимулов и санкций. Все это крайне необходимые моменты, которые долж­ны быть надлежащим образом представлены в каждом управля­ющем воздействии.

В итоге можно утверждать, что когда произносится термин "управляющее воздействие", то предполагается, что специфика такого воздействия, выделяющего его из ряда других, состоит в его целеполагающих, организующих и регулирующих свойствах. Наличие именно такой триады свойств позволяет говорить о су­ществовании управляющего воздействия.

Информация о работе Аспекты управления на предприятии