Аспекты управления на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 00:06, контрольная работа

Описание работы

Институт государства существует уже 6000 лет. За этот немалый период общество прошло путь от аграрного до информационного. Соответственно, за это время менялась и роль государства в обществе. В начальный период развития главным было захватить власть и удержать её. В ту эпоху не существовало понятия «государственное управление», а тем более, специальной науки о нём.

Содержание работы

Введение
Характеристика темы
Аспекты управления
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Аспекты управления.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Следовательно, управление представляет собой целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, кол­лективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специаль­но созданные структуры (государство, общественные объедине­ния, партии, фирмы, кооперативы, предприятия, ассоциации, союзы и т. д.)[5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аспекты управления

 

Управление как общественное явление, отработанное и при­способленное людьми для решения жизненных проблем, имеет многогранный характер, состоит из разнообразных элементов и взаимосвязей. Это обусловлено тем, что в управлении как субъ­ектом, так и объектом управляющего воздействия выступает че­ловек — сложнейшее биосоциальное создание природы и обще­ства. Влияет и то, что управление органично включено в меха­низмы взаимодействия природы, человека, общества.

Комплексный и многогранный характер управления порожда­ет теоретические посылки, которые необходимо учитывать при исследовании и научном описании различных его элементов, сторон, их взаимосвязей и проявлений.

Во-первых, каждый под­ход (взгляд, ракурс) к управлению несет в себе познавательный смысл, "схватывает" и высвечивает какую-то особую грань, сторону этого сложного общественного явления.

Во-вто­рых, каждый аспект исследования выполняет свою познаватель­ную функцию и их не следует противопоставлять друг другу, вы­пячивать один и принижать другой, считать один справедливым, а другой ошибочным. Только равноправие и глубина различных аспектов исследования способны приближать нас к истине.

И, в-третьих, единство сущности управления предполагает всё же, что различные аспекты исследования управления, выявленные ими различные его элементы, стороны, грани и т. д. должны быть между собой логически согласованы, соотноситься с сущ­ностью управления, отражать и характеризовать именно управле­ние, а не что-то иное, близкое к нему или похожее на него. Это особенно актуально для практики управления, в которой управ­ление проявляет себя как сложная целостность во всем богатстве своих элементов и их свойств. Здесь уже ничего мысленно не выделишь, "не разложишь по полочкам", а надо обо всем знать, все учитывать и использовать. Не случайно самые большие труд­ности управление вызывает не в познании, а в применении.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

Очень большое значение для осознания сущности управления и его практического использования имеют экономические иссле­дования. Именно усилиями прежде всего экономистов был зало­жен менеджмент — теория управления бизнесом, предпринима­тельством, производством, услугами. Синтез экономических и технологических знаний, осуществленный Г. Фордом, Ф. Тейло­ром, Г. Эмерсоном, А. Файолем и другими известными специа­листами, стал фактически тем "первозданным" толчком, кото­рый постепенно привел к становлению той системы знаний, ко­торую в наши дни мы называем "теорией управления". Опыт XX века доказал, что управление есть обязательная интегрирующая функция любой коллективной экономической деятельности, обу­словленная специализацией и кооперацией труда, производства и обслуживания. Логично, что при анализе экономических ас­пектов управления особое внимание уделяется вопросам функ­ционирования и развития производственных сил, в частности, с точки зрения роста производительности труда, взаимосвязям и взаимодействиям производительных сил и производственных от­ношений, проявлениям управления в свободной рыночной эко­номике, государственному программированию экономической жизни. К этому примыкают анализы сущности и особенностей управления на различных уровнях экономической деятельности: территориальный экономический регион, национальная и транс­национальная корпорация, холдинг, фирма, производственное объединение, предприятие и т. д.

Экономически исследуется само управление, которое, с одной стороны, требует существенных общественных затрат (духовных и материальных) на свое формирование и осуществление, а с другой — призвано приносить какие-то объективные результаты, общественную пользу, давать социальный эффект. И отдельным людям, и их коллективам, и обществу в целом всегда важно знать экономическую цену (стоимость) управления — разницу между полученной пользой (решенной проблемой) и издержка­ми на нее.

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

Важные аспекты управления раскрыты социологической мыс­лью (К. Маркс, М. Вебер, Т. Веблен, Д. Бернхэм и др.), которая доказала глубокие коррелятивные зависимости между состояни­ем управления и уровнем упорядоченности общественных про­цессов. Здесь и двойственный характер управления (ведение общих дел и классовая функция); и концепция "идеальной" уп­равленческой бюрократии — общей теории административного управления; и отождествление управления с автоматизирован­ным регулированием в машинно-технологических системах, что привело к технократическим подходам к управлению и их моди­фицированию в представлениях об информационном или технотронном обществах; и идеи о становлении класса менеджеров и многое другое, что, в общем-то, отражает реальные перемены происходившие в управлении в течение последних двух веков. Возникло научное течение "социология управления", в рамках которой управление рассматривается в качестве сложного механизма взаимоотношений между классами, сословиями, социальными слоями и профессиональными группами, представителями разных народов. Одновременно социологические знания, отражающие социальный "срез" жизни общества, привнесены в теорию и практику управления, что позволило углубить социаль­ные характеристики многих управленческих элементов и взаимо­связей[6].

 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

Разумеется, что управление обычно связано с властью (в ши­роком социологическом смысле), исходит из нее, опирается на власть, вовлекает власть в свои управляющие воздействия. Зна­чит, в нем явственно обнаруживаются политические аспекты, ха­рактеризующие возможности управления в распределении цен­ностей и упорядочении общественных процессов.

Любая государственная власть реализуется в тех или иных организационных формах. Совокупность последних и составля­ет механизм государственного управления. Центральное место в ме­ханизме занимает государственный ап­парат, включающий в себя совокупность органов государствен­ной власти и тот особый слой людей, которых можно назвать государственными чиновниками или служащими и которые осу­ществляют профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Наряду с государственным аппаратом в механизм государст­венного управления включаются и некоторые формы непосредствен­ной демократии (референдумы, выборы и т.п.), т.е. формы реализации государственной власти непосредственно населени­ем.

Механизм государства состоит из особого разряда людей, реализующих функции государства. С другой стороны, это система государственных органов и учреждений, связанных иерархической соподчиненностью и правомочных совершать действия, составляющие монополию государства. Наконец, для обеспечения выполнения возложенных на него функций он рас­полагает необходимыми организационными и материальными средствами, в том числе и «вещественными придатками» для принуждения в случае необходимости к исполнению велений государства.

Механизм государства, как и механизм государственного управления, представляет собой, таким образом, материализованное, непосредственное существование самого государства, это ре­альная организационно-материальная сила, располагая которой государство властвует.

Решающую роль в механизме играют государственные органы. Именно они специально образуются для осуществления государственного управления. Особенностью го­сударственных органов является то, что они обладают такими средствами и возможностями, которых не имеет никакая другая организация, а именно государственно-властными полномочи­ями.

Последние необходимы для эффективного выполнения государством своих управленческих функций. Государство, действуя через свои органы, возлагает на них определенные обязанности и соответ­ствующие права. Полномочия — это и есть соединение юриди­ческой обязанности органа с его правом. У государственного органа не существует прав в чистом виде, это не какие-то его привилегии, они возникают лишь в связи с необходимостью для данного органа выполнять возложенные на него обязанности. Более того, каждое конкретное право государственного органа выступает одновременно и в качестве его обязанности. Таким образом, существует принципиальное различие между субъек­тивными правами гражданина и правами (полномочиями) госу­дарственных органов, поскольку для последних возможное по­ведение есть одновременно и должное поведение.

Помимо наличия у государственного органа государствен­но-властных полномочий к его основным чертам можно отнести следующие: орган образуется в установленном государством порядке; он уполномочен государством осуществлять задачи и функции последнего; он действует в установленном для него государством порядке; органы государства являются частями единого государственного аппарата.

Каждый орган государства, наконец, характеризуется наличи­ем определенной компетенции (кругом вопросов его ведения и совокупностью полномочий, взятых вместе), структуры, кад­рового состава[7].

 

КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

 

Следует отметить также, что управление как явление культу­ры довольно часто характеризуется с этической, эстетической (ху­дожественной) и педагогической точек зрения. В управлении, вне сомнения, реализуются нравственные качества людей, и само оно может анализироваться и оцениваться в нравственных (мо­ральных) категориях. Общественное значение имеет не только восприятие  управлением  нравственных  ценностей, но  и  тот нравственный "заряд", который оно несет в себе, как и нравст­венные последствия в сознании и поведении людей, которые дает его практическая реализация. Входит в жизнь, хотя медлен­но и с трудом, этика управления (Д. Карнеги). Очень плодотвор­ные рассуждения по проблемам управления преподносят худо­жественная литература, театр, кино, даже живопись и архитекту­ра, раскрывающие возможности управления в формировании ха­рактеров людей, выработке определенных стереотипов поведе­ния, утверждении   и   проявлении   ценностных   ориентиров   в жизни. Достаточно здесь назвать произведения таких авторов, как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, М. А. Шоло­хов и других наших соотечественников, в которых зависимости между состоянием управления и событиями глобального или частного уровня описаны весьма сильно и убедительно. Эстети­ческое  отражает, в принципе, гармоничность, совершенство, пропорциональность, оптимальное   соотношение  явлений, их сторон, граней, экономичность. Тем самым оно служит опреде­ленным идеалом для управления, к чему последнее и должно по­стоянно стремиться. Управление, реализуемое посредством уп­равляющих воздействий, содержит в себе значительный педаго­гический потенциал: оно обучает и воспитывает людей, форми­рует их характеры и мировоззрение, обогащает их знаниями и опытом.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

В управлении всегда задействованы люди со своими интере­сами, целями, идеалами, ценностями, волей, мотивами, установ­ками и другими психологическими элементами. Часто как раз эти субъективные элементы играют решающую роль в управле­нии, определяют его содержание, форму и результативность. Акцент на психологических аспектах управления, инициированный идеями психоанализа (3. Фрейд), позволил приступить к позна­нию управления как очень сложного и актуального механизма психологического взаимодействия людей. Были вскрыты источ­ники и формы индивидуальной, коллективной и общей домини­рующей воли, обоснованы структуры и процедуры согласования интересов и жизненных ориентации (компромисс, консенсус, конфликтология и т. д.), сформировались различные по исход­ным посылкам концепции (доктрины) "человеческих отноше­ний". Началась разработка психологической теории решений (Ю. Козелецкий). Стало все более проясняться понимание того, что только знание и учет многообразия и "таинства" человеческого сознания создают условия для действительно рационально­го и эффективного управления.

 

 

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

Управление, сущность которого, может быть, осознается только в наш век, имеет длительную историю становления, раз­вития и практического действия. Исторический аспект управле­ния содержит огромное теоретическое и практическое знание, ибо позволяет увидеть место и роль управления в различных типах человеческой цивилизации (А. Дж. Тойнби) и при реше­нии самых различных социальных, религиозных и национальных проблем (по России: Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, М. М. Ми­хайловский). Много об управлении размышляли и испытывали его на собственном опыте правители и государственные деятели, полководцы и мыслители, начиная со времен Древнего Китая, Вавилона, Древнего Египта и Древнего Рима. Естественно, что сюжетами об управлении очень богата художественная литерату­ра на историческую тему. Как раз исторический анализ более всего свидетельствует о том, что управление всегда — в разные исторические эпохи и в разных национальных культурах — отли­чалось сложным, многогранным характером.

 

ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

 

В философской литературе уп­равление анализируется с точки зрения проявления в нем сущностных самоуправляемых свойств общества. Оно признано ис­торическим феноменом, содержащим и преломляющим в себе многие диалектические закономерности природы, общества и мышления. Положения и выводы философской мысли создают методологическую и мировоззренческую основу научного познания и практического совершенствования управления, способст­вуют ориентации творческих поисков.

 

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

 

Управление самым тесным образом взаимодействует с правом, приобретает во многих случаях правовую форму, использует силу права, осу­ществляется в установленных правовых процедурах.

Правовые аспекты управления принципиальны для практики управления, поскольку их незнание (или игнорирование) превращает часто управленческие решения и действия в ничтожные. В управлении осуществляются разнообразные виды человеческого труда, ис­пользуются соответствующие орудия и средства труда.

Но последний аспект оказывает на государственное управление столь глубо­кое влияние, что требует самостоятельного и обширного рассмотрения[8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Аспекты управления на предприятии