Шпаргалка по "Предпринимательству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:31, шпаргалка

Описание работы

Этические аспекты бизнеса.
Функции предпринимательства.
Субъекты предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

Предпринимательство и бизнес-культура.doc

— 706.50 Кб (Скачать файл)
  1. Государственное регулирование предпринимательства в Украине.

Государственное регулирование предпринимательства в Украине получило законодательное закрепление в ст. 15 Закона Украины “О предпринимательстве”. 
Государство использует множество форм воздействия и механизмов для непосредственного или опосредованного воздействия на субъектов предпринимательской деятельности. В них проявляются различные аспекты государственного воздействия на нее, которые включают содействие предпринимательству, планирование, регулирование. Кроме того, государство во взаимоотношениях с предпринимателями может выступать в качестве покупателя, собственника, менеджера экономики. 
Регулирование предпринимается вследствие необходимости защиты общественных интересов от злоупотреблений и нарушений со стороны субъектов предпринимательской деятельности и для защиты субъектов предпринимательства от нарушений их прав другими предпринимателями. Нельзя отрицать, что есть субъекты предпринимательской деятельности, которые для достижения целей получения прибыли не обеспокоены этическими или правовыми проблемами, ими руководит лишь желание быстро получить прибыль. В этих ситуациях государственное регулирование является средством корректировки определенных вредных результатов предпринимательской деятельности. 
Хотя государственное регулирование предпринимательской деятельности основывается на законодательстве, однако не исчерпывается им, поскольку это сложный процесс, охватывающий в комплексе различные организационно-правовые средства. Организационный аспект государственного регулирования проявляется в создании определенных государственных органов и наделении их соответствующими полномочиями для оказания целенаправленного воздействия на экономические отношения и предпринимательскую деятельность. 
Важное значение в осуществлении государственного регулирования предпринимательства имеет Указ Президента Украины “О введении единой регуляторной политики в сфере предпринимательства” от 22.02.2000 г. № 89/2000 (далее — Указ). Указ издан в целях недопущения сужения содержания и объема права граждан на предпринимательскую деятельность, введения эффективного государственного регулирования в сфере предпринимательства.

Установлено, что обеспечение проведения единой государственной регуляторной политики в сфере предпринимательства является одним из основных приоритетов в деятельности органов исполнительной власти по осуществлению экономических реформ. Для целей этого Указа единой государственной регуляторной политикой в сфере предпринимательства признается деятельность, направленная на достижение оптимального регулирования государством предпринимательской деятельности, устранения правовых, экономических и административных препятствий в реализации права на предпринимательскую деятельность. 
Единая государственная политика в сфере предпринимательства осуществляется путем упорядочения нормативного регулирования предпринимательской деятельности. Для целей этого Указа нормативным регулированием предпринимательской деятельности признается издание нормативно-правовых актов, а также директивных писем (далее — регуляторные акты). 
В Указе установлено, что основными принципами упорядочения нормативного регулирования предпринимательской деятельности являются: 
— целесообразность, достаточность и соответствие нормативного регулирования требованиям рыночных отношений; 
— эффективность и обеспечение достижения позитивных экономических и социальных результатов применения регуляторных актов; 
— системность, последовательность и координирован-ность действий по разработке, изданию и исполнению регуляторных актов; 
— гласность в процессе подготовки проектов наиболее важных регуляторных актов, которые существенно влияют на рыночную среду, права и интересы предпринимателей, и публичное обсуждение этих проектов; 
— обязательность и своевременность доведения изданных регуляторных актов до субъектов предпринимательской деятельности. 
На Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства возложена координация деятельности органов исполнительной власти по подготовке проектов, изданию и исполнению регуляторных актов.

В Указе установлено, что проекты регуляторных актов подлежат обязательному согласованию с Государственным комитетом Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. 
Предусмотрено, что проекты регуляторных актов, которые существенно влияют на рыночную среду, права и интересы предпринимателей, подлежат опубликованию для публичного обсуждения. Решение об опубликовании таких проектов для публичного обсуждения принимает и опубликование проекта обеспечивает Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. 
Запрещено внесение Президенту Украины и Кабинету Министров Украины проектов регуляторных актов, издание Кабинетом Министров Украины, иными органами исполнительной власти регуляторных актов без обоснования целесообразности вмешательства государства в соответствующую сферу предпринимательской деятельности, адекватности и эффективности предлагаемых путей и способов разрешения затронутых в проекте вопросов, характеристики ожидаемых социально-экономических последствий применения мер, которые предусматриваются в проекте, а также без предварительного согласования соответствующего проекта регуляторного акта в порядке, предусмотренном ст. 4 Указа. 
Государственное регулирование предпринимательской деятельности не является достаточным для создания благоприятного окружения предпринимательства. Необходимо формирование комплекса организационно-правовых средств для создания макросреды предпринимательской деятельности, включая развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства, правовые механизмы стимулирования развития предпринимательской деятельности и эффективной системы защиты прав и законных интересов предпринимателей, а также общественных и государственных интересов в сфере предпринимательства.

  1. Основные элементы потенциала субъекта предпринимательской деятельности.

Для успешного взаимодействия с другими субъектами предпринимательского бизнеса, своевременного обеспечения динамического конкурентного преимущества над ними каждому предпринимателю надлежит обзавестись обширной ресурсной базой, которая могла бы составить его потенциал.

Обычно под потенциалом предпринимательской фирмы понимают совокупность различных ресурсов, которые находятся в распоряжении данной фирмы и пускаются ею в ход в процессе деловой деятельности. В состав этой совокупности ресурсов входят земельные площади, производственные мощности, численность и качество персонала работников, финансовые ресурсы, мастерство менеджеров, прочность внутренних организационных структур фирмы, эффективность стратегических и управленческих установок, многообразие методов взаимодействия с другими субъектами бизнеса. Таким образом, первое, наиболее общее определение потенциала предпринимательской фирмы может быть связано с подлежащими реализации возможностями этой фирмы. Потенциал субъектов предпринимательского бизнеса воспринимается, прежде всего, как его ресурсная база. Поэтому, нет никакой разницы между «потенциалом» и «ресурсным потенциалом». Ресурсный потенциал предпринимательских структур – это то, без чего ни одна из них, не в состоянии осуществлять деловую деятельность и успешно конкурировать с себе подобными и другими участниками деловых отношений. По мере развития деловой деятельности владельцы и менеджеры фирмы стремятся к постоянному укреплению своего потенциала, а главное – к обеспечению количественного и качественного превосходства над соперниками в объеме и составе собственных возможностей ведения дел, обусловленных этим потенциалом. Поэтому потенциал субъектов предпринимательского бизнеса следует всегда рассматривать как необходимую предпосылку успешной конкуренции независимо от предмета и содержания деловой деятельности. Действительно, ресурсный потенциал предпринимательской фирмы является интегральным фактором ее успеха в конкурентной борьбе. Однако, для правильного понимания смысла категории «конкурентный потенциал предпринимательских структур» целесообразно подчеркнуть, что сами по себе элементы ресурсного потенциала предпринимательской фирмы еще не окончательно свидетельствуют о конкурентных возможностях данной фирмы. Чтобы получить законченную картину необходимо указать на два новых параметра: на наличие в арсенале предпринимательской фирмы реальных инструментов превращения потенциала в фактор действительной конкуренции, а также на результаты сравнительного анализа потенциалов, конкурирующих между собой субъектов бизнеса, в ходе которого можно сделать вывод о наличии, либо об отсутствии у этих субъектов бизнеса конкурентных преимуществ друг перед другом.

Можно выделить следующие элементы ресурсного потенциала предпринимательской фирмы, а именно:

- материальный потенциал, включающий в себя совокупность  предметов деятельности (средства  и предметы труда), а также технологии  производства товаров, оказания  услуг и выполнения работ, применяемые  фирмой, в том числе инновационные технологии;

- коммерческий капитал, включающий  в себя совокупность созданных  и подлежащих реализации товаров, алгоритмов оказания услуг, навыков  выполнения работ;

- информационный потенциал, включающий в себя совокупность  профессиональной и деловой информации, имеющейся в распоряжении компании, а также технологии создания, воспроизведения, представления и защиты информации;

- финансовый потенциал, включающий  в себя совокупность финансовых  активов фирмы, а также финансовых  обязательств фирмы в отношении других субъектов бизнеса;

- человеческий потенциал, включающий в себя используемые  человеческие ресурсы, объединяемые  внутри предпринимательской фирмы, в том числе интеллектуальный (образовательный) потенциал данной  фирмы;

- организационный потенциал, включающий в себя организационную структуру компании, уровень внутрифирменного менеджмента, а также внутренние и внешние деловые коммуникации данной компании;

- предпринимательский потенциал, включающий в себя деловые  способности учредителей предпринимательской фирмы, ее сотрудников и менеджеров («потенциал предприимчивости»).

  1. Основные направления предпринимательских партнерских связей.

В условиях рынка от предпринимателя требуется умение и даже предрасположенность действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных связей. 
Партнерские связи (реальные и потенциальные) играют важную роль в предпринимательстве. Выбор партнерских связей зависит от ряда факторов, их можно классифицировать следующим образом.

  • Долговременные (или постоянные), эта форма используется тогда, когда предприниматель планирует поставку на рынок профильного товара в течение длительного времени. Инициатива установления долговременных связей может исходить как от одной, так и от другой стороны.
  • Кратковременные (или на определенный срок). Эта форма используется в случаях:

а) когда предприниматель стремиться произвести опытную партию товара и испытать рынок на его восприятие; 
б) когда оба предпринимателя, выступающие в качестве договаривающихся сторон, не уверены в возможностях друг друга выполнить принимаемые на себя обязательства или в способности рынка воспринять производимый на основе таких связей товар; 
в) когда в основе партнерских связей лежит производство товара, имеющего ограниченный спрос, и осуществляется разовая поставка на основе предварительного заказа потребителем.

  • Случайные. Эта форма связей почти всегда играет вспомогательную роль в деятельности предпринимателя и представляет собой форму извлечения дополнительной прибыли.

Таким образом, партнерские связи – это такие договорные отношения, которые устанавливаются несколькими предпринимателями и дают возможность каждому из них получить искомый уровень прибыли путем обмена результатами деятельности (покупка, поставка продукции) в товарной или денежной форме. 
Партнерские связи в сфере бизнеса выступают не только важным составным элементом предпринимательских действий по реализации делового проекта (взаимоотношения с рынком, с коллективом наемных работников, с партнерами), но и являются необходимым условием договорных отношений между несколькими предпринимателями, дают возможность каждому из них получить определенный уровень прибыли за счет обмена результатами деятельности. Каждый предприниматель заинтересован найти наиболее эффективную форму партнерских связей, а это можно лишь путем сравнительного анализа вариантов сотрудничества.

Партнерские связи предпринимателей развиваются по трем направлениям:

  • отношения с поставщиками;
  • отношения с потребителями продукции (услуг), производимой предпринимателем;
  • отношения с партнерами, оказывающими предпринимателю деловые услуги (консалтинг, аудит, обучение и т. п.).

Основные направления развития возможных партнерских связей и их группировка по сферам предпринимательской деятельности показаны в табл.

  1. Сущность и необходимость предпринимательских партнерских связей.

Любое предприятие нуждается в эффективных партнерских связях – это является главным условием его благополучного функционирования в рамках того или иного фрагмента целостного хозяйственного процесса. В настоящее время, наиболее важным становится предрасположенность к сотрудничеству и постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого осуществляется переориентация деятельности в соответствии с условиями рынка, то есть партнерские отношения позволяют фирме достичь, сохранить и усилить свои конкурентные преимущества.

Таким образом, партнерство в бизнесе можно определить как вид экономических отношений, основанных на совместных действиях и усилиях сторон, объединенных общим интересом (выгодой для обеих сторон), направленных на достижение конкретных целей, которые хорошо понимаются участниками таких отношений. Другими словами, под партнерскими экономическими отношениями понимается совокупность способов и форм целенаправленной организации взаимоотношений сторон для достижения общих целей.

Партнерские связи обеспечивают фирмам доступ к более разнообразным ресурсам, чем могла бы иметь или приобрести фирма в отдельности. В этой связи, целью современных межфирменных отношений всегда является получение необходимого доступа к каким-либо ресурсам (материально-техническим ресурсам, готовой продукции, финансовой среды), рынкам, технологиям или каналам распределения.

В целом бизнес построен на взаимодействии субъектов рыночной экономики между собой. Отношения сотрудничества между фирмами – это не новый тип отношений в бизнесе. Эти отношения существовали всегда (в формальном или неформальном виде) между фирмой и ее контрагентами (поставщиками, покупателями, посредниками и др.). Однако за последние годы содержание договорных отношений в бизнесе сильно изменилось и приобрело новые формы. Освоение этих форм российскими предприятиями началось сравнительно недавно.

В широком смысле слова любые взаимоотношения между субъектами рыночной экономики, результатом которых стало заключение договора, являются проявлением межфирменного сотрудничества.

  1. Формы сотрудничества  в сфере производства товаров и в торговле.

Основой предпринимательства является установление партнерских связей между юридическими, между юридическими и физическими и между физическими лицами.

Партнерские связи должны функционировать в определенной экономико-правовой форме.

В связи с этим партнерские связи осуществляются в виде сделки. Сделку можно охарактеризовать с двух сторон:

1.Сделка - это коммерческий  обмен ценностями между партнерами  или объединение усилий партнеров  с целью получения коммерческой  выгоды.

2. Сделка - это действие, направленное  на установление, изменение или прекращение правоотношений юридических и физических лиц в области хозяйственной деятельности.

Сделки могут быть выгодные и невыгодные. Отметим., что сделки с одним и тем же товаром могут иметь разный эффект (вчера сделка с данным товаром принесла прибыль 20 тыс. руб., а сегодня уже 35 тыс. руб.). Отчего зависит коммерческая результативность сделки? Прежде всего оттого, какие условия закладываются в процесс подготовки и осуществления сделки, т. е. в какую экономико-правовую форму облекается и сама предпринимательская цель, и средство ее достижения. В этой связи говорят о формах партнерских связей (и формах сделок как средства внешнего оформления таких связей).

Сделки бывают односторонние, например, дарение, завещание, доверенность, и взаимные, предполагающие участие двух или более лиц.

Сделки имеют свои характерные особенности в зависимости от сферы хозяйственной деятельности.

В сфере производства сделки могут существовать в форме:

Информация о работе Шпаргалка по "Предпринимательству"