Шпаргалка по "Предпринимательству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:31, шпаргалка

Описание работы

Этические аспекты бизнеса.
Функции предпринимательства.
Субъекты предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

Предпринимательство и бизнес-культура.doc

— 706.50 Кб (Скачать файл)

1) совместного предприятия;

2) производственной кооперации;

3) лизинга;

4) проектного финансирования;

5) лицензирования;

6) управления по контракту;

7) подрядного производства  и др.

Партнерские связи в сфере товарообмена

Под товарообменными подразумеваются операции по движению товарных ценностей (переход права собственности от одного товара к другому) без применения денежной формы взаиморасчетов.

Существует несколько разновидностей товарообменных операций, в т.ч.:

1) бартерные операции;

2) встречные поставки;

3) коммерческая триангуляция.

3. Сделки в сфере торговли

Сделки в сфере торговли отличаются своим разнообразием. Все они основаны на договоре купли-продажи. Причем договор купли-продажи может заключаться напрямую, а может - с участием посредников.

Отношения партнеров в таких сделках оформляются в виде договора купли-продажи или договором поставки.

Сделки в сфере торговли могут осуществляться в виде внешнеэкономических сделок и сделок внутри территории станы.

Внешнеэкономические сделки в сфере торговли делятся на:

1) экспортные;

2) импортные;

3) реэкспортные.

  1. Формы сотрудничества в сфере финансовых и страховых отношений, а также в сфере социального партнерства.

Наиболее важными формами сотрудничества являются факторинг и коммерческий трансферт.

При факторинге во взаимоотношения вступают предприниматель и так называемая фактор-фирма. Основой этих взаимоотношений является приобретение фактор-фирмой дебиторской задолженности предпринимателя.

Как правило, в качестве фактор-фирм выступают банки. Дебиторская задолженность банком на договорной основе, за что банк взимает определенный процент. Как правило, продавец дебиторской задолженности получает 70 - 90 % требуемой суммы платежа, а оставшаяся сумма является для фактор-фирмы некоторой гарантией и выплачивается продавцу после получения банком счета на оплату дебиторской задолженности.

Потребность в продаже дебиторской задолженности возникает при поставке товара с отсрочкой платежа.

Распространение факторинговых операций связано с тем, что при экономике, развивающейся в нормальных условиях, срок платежа обычно колеблется от нескольких недель до нескольких месяцев, а если фактор-фирма сразу оплачивает требования по таким платежам, то оборачиваемость средств увеличивается и тот, в чью пользу предоставляется платеж, обычно делает скидку с цены. Эта скидка является, как правило, прибылью фактор-фирмы.

Коммерческий трансферт используется при внешнеэкономических связях. Эта операция предполагает приобретение партнерами друг у друга капиталов в национальной валюте. Однако такая покупка валюты не предполагает ее физического перемещения через границу. Схема коммерческого трансферта следующая:

ПТ - продавец товара;

1 - заключение договора  между фирмами двух стран;

2, 3 - открытие счетов инопартнеров  в банках и перечисление на  их счета оговоренной заранее  суммы. Счета временно блокируются до выполнения обязательств по контракту.

4 - проверка банками наличия  средств;

5, 6 - оплата товаров в  валюте страны, где осуществляется  покупка;

7, 8 - поставка товаров.

Коммерческий трансферт очень часто пользуется в межбанковских связях, например открытие корреспондентских счетов.

Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей) и соответствующими органами публичной власти в процессе определения и реализации социальных и экономических прав и интересов сторон.

Сторонами социального партнерства на уровне предприятия являются работники и работодатели в лице их представителей, уполномоченных в установленном порядке.

(2) Сторонами социального  партнерства на национальном, отраслевом и территориальном уровнях являются профессиональные союзы, патронаты и соответствующие органы публичной власти в лице их представителей, уполномоченных в установленном порядке.

(3) Органы публичной  власти являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей либо их представителей, уполномоченных законом или работодателями.

Основными принципами социального партнерства являются:

a) законность;

b) равноправие сторон;

c) паритет представительства сторон;

d) полномочность  представителей сторон;

e) заинтересованность  сторон в участии в договорных  отношениях;

f) соблюдение сторонами  норм действующего законодательства;

g) взаимное доверие  между сторонами;

h) оценка реальных  возможностей выполнения обязательств, взятых на себя сторонами;

i) приоритетность  примирительных методов и процедур  и обязательность взаимных консультаций  сторон по вопросам труда и  социальной политики;

j) отказ от односторонних  действий, нарушающих договоренности (коллективные трудовые договоры и коллективные соглашения), и взаимное информирование об изменениях ситуации;

k) принятие решений  и осуществление действий в  рамках согласованных сторонами  правил и процедур;

l) обязательность  выполнения коллективных трудовых  договоров, коллективных соглашений и иных договоренностей;

m) контроль за  выполнением коллективных трудовых  договоров и коллективных соглашений;

n) ответственность  сторон за невыполнение взятых  на себя обязательств;

o) создание государством  благоприятных условий для развития социального партнерства.

Система социального партнерства включает следующие уровни:

a) национальный уровень, устанавливающий основы регулирования  социально-экономических и трудовых  отношений в Республике Молдова;

b) отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда и социальной сфере в отдельной отрасли (отраслях) национальной экономики;

c) территориальный  уровень, устанавливающий основы  регулирования отношений в сфере  труда и социальной сфере в  административно-территориальных единицах второго уровня;

d) уровень предприятия, устанавливающий конкретные взаимные  обязательства работников и работодателей  в сфере труда и социальной  сфере.

Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:

a) коллективные переговоры по разработке проектов коллективных трудовых договоров, коллективных соглашений и их заключение на двух- и трехсторонней основе через представителей сторон социального партнерства;

b) участие в рассмотрении  проектов нормативных актов и  предложений, касающихся социально-экономических реформ, в совершенствовании трудового законодательства, обеспечении гражданского примирения, разрешении коллективных трудовых конфликтов;

c) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования  трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

d) участие работников (их представителей) в управлении  предприятием.

  1. Предпринимательство как современная форма хозяйствования.

Как известно, в прошлом выделяли землю, труд и капитал как ключевые факторы производства, ныне к ним добавляют новый фактор - предпринимательский потенциал (потенциальную возможность максимально эффективного использования совокупности кадровых, материальных и нематериальных ресурсов). Формирование и использование этого потенциала - это практически и есть суть понятия «предпринимательство», которое принято считать особой сферой производственно-хозяйственной или иной деятельности с целью получения определенной выгоды.

Предпринимательством, как правило, называют инициативно-самостоятельную хозяйственно-коммерческую деятельность отдельных физических и юридических лиц, ее вполне ориентирован на получение прибыли (дохода). Такая деятельность осуществляется от своего имени, на свой риск и под личную имущественную ответственность отдельного физического лица - предпринимателя или юридического лица - предприятия (организации).

Основными функциями предпринимательской деятельности принято считать: 1)творческую - Генерирование и активное использование новаторских идей и пилотных проектов, готовность к оправданному риску и умение рисковать в бизнесе (предпринимательстве) 2)ресурсную - Формирование и производительное использование собственного капитала, а также информационных, материальных и трудовых ресурсов, 3)организационно-сопроводительную - Практическая организация маркетинга, производства, продаж, рекламы и других хозяйственных дел. Предпринимательская деятельность может осуществляться без использования и с использованием наемного труда, без образования или с образованием юридического лица.

Важно осознавать, что предпринимательство (бизнес) всегда должно осуществляться по научно обоснованным принципам. К этим принципам относятся: 1) свободный выбор бизнес деятельности, 2) привлечение на добровольных началах ресурсов (денежных средств и имущества) индивидуальных предпринимателей и юридических лиц для создания и развертывания такой деятельности, 3) самостоятельное формирование программы деятельности, выбор поставщиков ресурсов и потребителей продукции , установление цен на товары и услуги, наем работников, 4) свободное распоряжение прибылью (доходом), остающейся после внесения обязательных платежей в соответствующие бюджеты, 5) самостоятельное осуществление предпринимателями - юридическими лицами внешнеэкономической деятельности.

  1. Этика, культура и психология предпринимательства.

Этика – система норм поведения и обязанностей людей по отношению друг к другу и обществу в целом. Этика деловых отношений – это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в профессиональной деятельности. В нее входят:

-  этическая оценка внутренней и внешней политики коммерческой организации;

-  моральные принципы членов коммерческой организации;

-  моральный климат в коммерческой организации;

-  нормы делового этикета.

Деловая этика базируется на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями.

Предприниматель – это человек, постоянно готовый идти на риск, энергичный, настойчивый, умеющий преодолевать трудности и преграды на пути к намеченной цели, человек с нестандартным мышлением, способный принимать управленческие решения. Этика предпринимательской деятельности помогает не только наращивать прибыль, но и сохранить клиентов. По подсчетам специалистов, удержать старых партнеров в пять раз дешевле, чем завоевать благосклонность новых. Предприниматель всегда ориентируется на потребителя. В этих целях до вложения инвестиций в основной капитал приходится затрачивать немало денег, времени и сил на формирование этики, культуры компании и соответствующую подготовку ее работников.

В предпринимательстве существует правило: постоянно заботься о своих клиентах и сотрудниках, а рынок позаботится о тебе.

Управленческая этика – совокупность правил и форм делового общения с людьми, позволяющая выразить им уважение, способствующая установлению взаимопонимания между руководителем и подчиненными.

Руководитель – это прежде всего лидер, способный влиять на людей и коллектив, побуждать их эффективно работать для достижения поставленных целей. Его успех зависит от личных качеств и стиля руководства. Руководитель имеет власть над подчиненными, потому что решает такие важные вопросы, как уровень оплаты труда, характер выполняемой работы, степень загруженности работника, его продвижение по службе и т. д. Но абсолютной власти не существует, как не бывает и универсальных способов влияния на людей. Руководитель должен быть компетентным в делах компании, чувствовать настроение людей, не злоупотреблять своей властью, чтобы не вызвать негативную реакцию подчиненных. Важным фактором влияния руководителя является способность выделить главное в делах компании. Он создает ситуацию зависимости каждого сотрудника от результатов общего дела. Наиболее эффективной является система руководства, основанная на поощрениях. Вознаграждаются добросовестное, инициативное выполнение распоряжений руководства, интенсивная творческая работа. При этом стимулирование должно быть весомым для исполнителя и посильным для организации.

Руководителю важно стать полноправным членом коллектива, жить его интересами. Практика показала, что хорош тот руководитель, который способен обеспечить высокую производительность труда подчиненных в свое отсутствие. Для этого нужно обладать необходимым авторитетом. Авторитет – это общественное признание личности руководителя, положительная оценка коллективом его деловых и этических качеств.

Руководитель может работать в сложившимся до него коллективе, а может создать новый коллектив. В первом случае руководителю следует стать своим человеком  в коллективе, имеющем сложившиеся традиции и привычки. Для этого важно познакомиться с традициями и поддержать наиболее прогрессивные из них. Выразив одобрение всему хорошему, что есть в коллективе, можно начать борьбу с отжившими традициями.

Во втором варианте руководитель сам становится инициатором формирования прогрессивных традиций в коллективе. Прежде всего нужно развивать гласность, соблюдать меру между материальным и моральным поощрением, не строить отношения с подчиненными только на основе материальных стимулов. При отсутствии морального фактора работники могут перейти к другому руководителю.

Существуют разные формы психологического воздействия на подчиненных, например, убеждение. Руководитель не просто приказывает, а предоставляет подчиненным определенную информацию, обосновывая ее, обращается к разуму и здравому смыслу людей, чтобы добиться их согласия с высказанной точкой зрения. Метод убеждения наиболее эффективен при работе с людьми, имеющими высокий интеллектуальный и образовательный уровень. Он не поможет при общении с теми, чей интеллектуальный и профессиональный уровень намного ниже. Не действует он и там, где необходимо срочно принять какое-либо решение.

Информация о работе Шпаргалка по "Предпринимательству"