Шпаргалка по "Предпринимательству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:31, шпаргалка

Описание работы

Этические аспекты бизнеса.
Функции предпринимательства.
Субъекты предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

Предпринимательство и бизнес-культура.doc

— 706.50 Кб (Скачать файл)

Успешность инновации во многом зависит от времени выхода на рынок с новым товаром. Совсем небольшое запоздание по сравнению с соперником или отсутствие рыночной ниши могут привести к тому, что ситуация для компании осложнится.

Стремясь к непрерывному совершенствованию, компания осуществляет периодические инновации, которые могут давать явные конкурентные преимущества, несмотря на то что они часто сопряжены с большими издержками и значительным риском. Исследование рынка здесь особо не поможет. Периодические или прерывистые инновации не всегда способствуют оптимизации производственного процесса, так как они касаются его отдельных стадий. Более того, они могут негативно сказаться на практических результатах работы не только в кратковременной, но и в долгосрочной перспективе.

  1. Пути улучшения финансово-экономических показателей в современных рыночных условиях.

Существует два магистральных пути повышения экономической эффективности производства:

обеспечение роста конечного результата производства - прибыли, объемов производства и реализации продукции при тех же затратах и соблюдении требований к качеству продукции (работ, услуг);

обеспечение снижения затрат ресурсов на единицу результата при повышении качества продукции (работ, услуг).

Реализация путей повышения экономической эффективности производства связана с экономией трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

В зависимости от уровня проявления факторов основные пути повышения экономической эффективности подразделяются на народнохозяйственные, отраслевые и внутрипроизводственные.

Народнохозяйственные, отраслевые и внутрипроизводственные пути повышения эффективности производства тесным образом связаны. Наибольший социально-экономический эффект достигается в том случае, если преобразования внутри предприятия соответствуют мерам его адаптации к изменениям внешней среды.

Пути повышения эффективности деятельности предприятия подразумевают внедрение на предприятии научно-технического прогресса, в том числе революционное переоснащение производственных фондов на основе новейших научных достижений техники и технологий. Такие коренные изменения в технике, мобилизация технических, организационных, социальных и экономических факторов позволят существенно повысить показатель производительности труда.

Пути повышения эффективности деятельности предприятия подразумевают и использование режима экономии. Ресурсосберегающие факторы должны стать решающими для удовлетворения постоянно растущей потребности в топливе, сырье, материалах и энергии.

Помимо этого, пути повышения эффективности деятельности предприятия включают и мероприятия по лучшему распределению и использованию основных ресурсов и фондов организации. Очень важно максимально интенсивно использовать производственный потенциал предприятия, следить за ритмичностью производства, за максимальной загрузкой производственного оборудования. Результатом этих мероприятий будет ускоренный темп прироста готовой продукции без лишних капиталовложений и инвестиций.

Немаловажное место для роста эффективности функционирования организации занимают организационные и экономические факторы. Также необходимо развитие социальной инфраструктуры и методов управления. Необходимо совершенствовать методы и формы управления, методы планирования, стимулирования, поощрения. Особое место в снижении удельного веса расходов ресурсов и интенсификации всей экономики организации принадлежит мероприятиям по повышению уровня качества выпускаемой для реализации продукции. Уровень качества продукции должно стать основополагающим фактором, за которым требуется пристальный контроль.

Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только том случае, если качество продукции растет более быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации продукции. Улучшение качества производимой продукции можно добиться за счет многих факторов, таких как техническое совершенствование производства, проведение работ по модернизации и т.д.

Повышение эффективности производства возможно за счет рационального использования на предприятии основных средств. Улучшение использования основных средств отражается на финансовых результатах работы предприятия за счет:

- увеличения выпуска продукции

- снижения себестоимости

- улучшения качества продукции

- снижения налога на имущество

- увеличение балансовой стоимости.

 

  1. Рыночные условия и анализ сбыта.

Разработке сбытовой политики предшествует анализ эффективности существующей сбытовой системы в целом, так и по отдельным ее элементам, соответствие проводимой фирмой сбытовой политики конкретным рыночным условиям. Анализу подвергаются не столько количественные объемов продаж по продукту, но и по регионам, сколько весь комплекс факторов, оказывающих влияние на размеры сбыта: организация сбытовой сети, эффективность рекламы и других средств стимулирования сбыта, правильность выбора рынка, времени и способов выхода на рынок. 
Анализ системы сбыта предполагает выявление эффективности каждого элемента этой системы, оценку деятельности сбытового аппарата. Анализ издержек обращения предусматривает сопоставление фактических сбытовых расходов по каждому каналу сбыта и виду расходов с показателями плана с поставленной задачей обнаружения необоснованных расходов, устранения потерь, возникающих в процессе товародвижения, к повышения рентабельности функционирующей сбыта.

Важным этапом при создании сбытовой системы является планирование сбытовой системы и сбытовой политики. 
Алгоритм процесса планирования сбытовой политики: анализ рыночной конъюнктуры; определение видов продукции для сбыта; составление сметы затрат на сбыт; селекция каналов сбыта; организация торговых коммуникаций; планирование и анализ хода и динамики продаж; планирование и оценка деятельности персонала службы сбыта; координация деятельности системы сбыта. 
Исходным пунктом планирования сбытовой политики является анализ рыночной конъюнктуры. Конъюнктура - это сложившаяся на рынке экономическая ситуация, характеризующаяся определенным соотношением спроса и предложения, уровнем цен и товарных запасов. Анализ конъюнктуры предполагает исследование факторов, которые имеют особое роль в прошлом, настоящем и будущем. Формой анализа конъюнктуры является конъюнктурный обзор или справка, в которых дается представление об особенностях развития рынка, его тенденциях, выявляются основные причинные связи между разнообразными явлениями. 
При определении товарных групп для сбыта торгово-посредническая компания должна решить следующие задачи: удовлетворение запросов потребителей; оптимальное использование потенциала фирмы; оптимизация финансовых результатов фирмы; завоевание новых покупателей. 
Кроме того, при выборе товара должны быть учтены следующие факторы: соотношение стоимость и качества товара, стадия жизненного цикла товара, уровень конкуренции, наличие товаров-заменителей. Все эти вопросы решаются в рамках ассортиментной политики. 
Смета затрат на сбыт представляет собой протокол, в котором фиксируются объемы продаж, торговых расходов и прибыли от реализации. На основе индивидуальных смет для каждого вида товара составляется сводная смета сбыта продукции. Селекция каналов сбыта является стратегическим решением фирмы. Канал сбыта - это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому субъекту право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к конечному потребителю. Использование каналов сбыта основывается на следующих предпосылках: 
необходимость и вероятность экономии финансовых ресурсов при распределении продукции;  
организации продажи товара более эффективным способом;  
прирост объемов реализации и более доступная продажа товара на целевых рынках. При этом надобно точно ведать, какой вид сбыта целесообразен для конкретного товара. 
Организация торговых коммуникаций включает организацию отношений с существующими и перспективными заказчиками, разработку и проведение мероприятий по стимулированию торговых посредников, public relations и т.д. 
При выборе месторасположения торговой точки основным критерием является уровень покупательной способности района. При оценке предпочтительного варианта также оцениваются: затраты на транспорт при доставке товара, развитость конкуренции, частота покупок, наличие маршрутов общественного транспорта, наличие автостоянки. 
Планирование сбыта завершается составлением прогноза объемов продаж с учетом планируемых ограничений. Прогноз сбыта необходим для планирования торговых операций фирмы в краткосрочном и среднесрочном периоде, составления сметы затрат, менеджмента запасами, планирования прибыли. Данному вопросу следует уделить особое внимательность в виду его важности при оценке эффективности сбытовой деятельности. 
Организация сбыта в системе предприятия и его менеджмента играет весьма важную роль в том смысле, что осуществляет обратную связь производства с рынком, является источником информации о спросе и потребностях потребителей. Поэтому разработка сбытовой политики кладется в основу программы маркетинга как про каждому конкретному продукту, так и по производственному отделению в целом. Если на основе расчетов окажется, что расходы по реализации нового товара, чрезмерно высоки и не позволяют обеспечить определенный уровень рентабельности, руководство производственным отделением может принять решение о нецелесообразности дальнейшей разработки и внедрения в производство данного товара. Специалисты-маркетологи могут не только определить будущую прибыльность изделия, но и привнести свои предложения о модификации и о новых сферах использования соответствующих изделий. 
Так как основная проблема любой фирмы состоит в сбыте продукции, то конечно, что результативность деятельности такой фирмы во многом зависит от эффективности ее сбытовой системы. При этом важными моментами являются затраты на создание и эксплуатацию системы сбыта, универсальность и уникальность системы сбыта, ее действенность в определенных условиях. 
Комплексное исследование рынка предполагает тщательное изучение экономической конъюнктуры. Конъюнктурные исследования, связанные с изучением спроса и предложения на рынке и на отдельных его сегментах, емкости и характера рынка, уровня цен и ценовой эластичности спроса и предложения, степени и условий рыночной конкуренции, необходимые для принятия соответствующих решений на всех уровнях деятельности, в том числе и сбытовой. 
Анализ осуществляется по демографическим, климатическим, географическим, экономическим, гуманитарным и психологическим критериям. Также рынок разделяется на группы потребителей: по возрасту; по стадиям жизненного цикла товара; по отношению к пользованию кредитными карточками; по каким-нибудь ещё признакам и комбинациям с перечисленными выше. 
Сегментация оказывается мощным орудием при: 
разработке нового товара;  
увеличении потенциала существующих маркировок;  
уклонении от каннибализации (то есть одержать победу при продаже не за счет наших конкурентов, а за свой собственный). 
Результативность стратегической работы в значительной степени зависит от того, насколько правильно были выбраны рынки сбыта, насколько квалифицированно осуществлен отбор партнеров на рынке, какая у нашего предприятия имеется информация о методах и особенностях работы фирм-конкурентов на конкретных рынках сбыта и т.д. Важно ведать, какие фирмы лидируют на рынке, их финансовые и производственные возможности, стабильность положения активных и потенциальных партнеров нашего предприятия на рынке и многие другие характеристики производственно-сбытовой деятельности фирм. Необходимо иметь информацию по фирмам-покупателям, фирмам-конкурентам, фирмам-нейтралам или возможным потенциальным покупателям, с которыми особенно активно следует работать нашему предприятию, осуществляющему сбытовую дело. 
Углубленное исследование рынка предполагает необходимость его рассмотрения как дифференцированной структуры в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств товара, что в широком смысле определяет понятие рыночной сегментации. 
Рыночная сегментация представляет собой, с одной стороны, метод для нахождения частей рынка и определения объектов, на которые направлена маркетинговая дело фирмы; с прочий стороны - это управленческий подход к процессу принятия фирмой решений на рынке, основа для выбора правильного сочетания элементов маркетинга. Сегментация проводится с поставленной задачей максимального удовлетворения запросов потребителей в различных товарах, а также рационализации затрат фирмы-изготовителя на разработку программ производства, выпуска и реализации товара. Процесс сегментации может состоять из следующих этапов: 
отбор признаков сегментации;  
отбор метода сегментации;  
отбор целевого рыночного сегмента;  
позиционирование товара. 
Фирма может употребить тремя стратегиями охвата рынка (выбора целевого сегмента): недифференцированный маркетинг, дифференцированный маркетинг и концентрированный маркетинг. Фирма, прибегающая к недифференцированному маркетингу, обычно создает товар, рассчитанный на самые крупные сегменты рынка. Когда к подобной практике прибегают несколько фирм одновременно, в крупных сегментах возникает интенсивная конкуренция, а покупатели в более мелких сегментах получают меньше удовлетворения. 
При выборе стратегии охвата рынка надобно учитывать следующие факторы: 
Ресурсы фирмы. При ограниченности ресурсов наиболее рациональной оказывается стратегия концентрированного маркетинга. 
Степень однородности продукции. Стратегия недифференцированного маркетинга подходит для единообразных товаров, таких, как грейпфруты или сталь. Для товаров, которые могут отличаться приятель от друга по конструкции, таких, как фотокамеры и автомобили, больше подходят стратегии дифференцированного или концентрированного маркетинга. 
Степень однородности рынка. Если у покупателей одинаковые вкусы, они закупают одни и те же количества товара в одни и те же отрезки времени и одинаково реагируют на одни и те же маркетинговые стимулы, уместно использовать стратегию недифференцированного маркетинга. 
Маркетинговые стратегии конкурентов. Если конкуренты занимаются сегментированием рынка, применение стратегии недифференцированного маркетинга может оказаться гибельным. И наоборот, если конкуренты применяют недифференцированный маркетинг, компания может получить выгоды от использования стратегий дифференцированного или концентрированного маркетинга.

  1. Формирование миссии и целей организации.

Миссия рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Обычно определение миссии организации преследует решение следующих задач:

  • выявить область активных действий организации и отсечь пути развития, которые ведут в никуда;
  • определить основные принципы конкурентной борьбы;
  • выработать общую базу для разработки целей организации;
  • выработать концепцию деятельности, вдохновляющую сотрудников организации.

Цели миссии — это видение того, что из себя должна представлять организация или за что она должна бороться. В них должны быть отражены интересы всех групп влияния или различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования (собственники, менеджеры, сотрудники и рабочие, потребители, поставщики, банки, правительственные учреждения, местные органы управления, общественные организации и др.).

При разработке миссии учитываются следующие группы факторов:

  1. История возникновения и развития организации, ее традиций, достижений и промахов, сложившийся имидж.
  2. Существующий стиль поведения и способ действия собственников и руководителей.
  3. Ресурсы, т. е. все то, чем организация может управлять: наличные денежные средства, признанные продуктовые марки, уникальные технологии, талант сотрудников и т. п.
  4. Окружающая среда, представляющая совокупность всех факторов, которые воздействуют на возможности организации достигать своих целей с помощью выбранных стратегий.
  5. Отличительные достоинства, которыми обладает организация.

Например, миссия гостиничной компании "Марриот" формулируется следующим образом: "Мы стремимся быть лучшими в мире по обеспечению пребывания и пищей наших клиентов путем поощрения персонала предоставлять клиентам необыкновенные услуги и соблюдать интересы акционеров".

Следование приведенным выше правилам — весьма сложная задача. Это является одной из главных причин того, что далеко не все организации имеют четко сформулированные миссии, а некоторые их просто не имеют.

Главная исходная база для формирования целей организации — маркетинг и нововведения. Именно в данных областях находятся те ценности организации, за которые готов платить потребитель. Если организация не в состоянии на хорошем уровне сегодня и завтра удовлетворить запросы потребителей, то у нее не будет и прибыли. В других областях деятельности (производстве, кадрах и др.) цели представляют ценность только в той мере, в какой они улучшают возможности организации удовлетворять запросы потребителей и осуществлять нововведения (инновации).

Можно выделить шесть типов целей:

  1. Достижение определенных значений показателя рыночной доли.
  2. Инновационные цели. Без разработки новых продуктов и предоставления новых услуг организация очень быстро может быть выбита конкурентами из борьбы. Примером цели данного типа может быть: 50% объема продаж должно быть обеспечено за счет продукции и услуг, внедренных за последние пять лет.
  3. Ресурсные цели характеризуют стремление организации привлекать наиболее ценные ресурсы: квалифицированных сотрудников, капитал, современное оборудование. Эти цели имеют маркетинговый характер. Так, организации конкурируют по привлечению наиболее способных выпускников вузов, розничные торговцы — за лучшее месторасположение торговых точек. В итоге достижение таких результатов создает предпосылки для выполнения других задач.
  4. Цели повышения эффективности деятельности. Когда персонал, капитал и производственно-технический потенциал не используются достаточно эффективно, тогда и потребности потребителей будут удовлетворяться недостаточно, или это будет достигнуто за счет чрезмерных затрат ресурсов.
  5. Социальные цели направлены на снижение отрицательного воздействия на природную среду, на оказание помощи обществу в решении проблем занятости, в области образования и т. п.
  6. Цели получения определенной прибыли могут быть установлены только после формулирования предыдущих целей. Прибыль — это то, что может помочь привлечь капитал и стимулировать желание владельцев разделить риск. Прибыль поэтому лучше рассматривать скорее как ограничительную цель. Минимальная прибыльность необходима для выживания и развития бизнеса.
  7. Понятие и сущность себестоимости продукции.

Себестоимость – это обобщенный показатель, который отражает все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия и характеризует эффективность его работы.    Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме текущие затраты на производство и реализацию продукции.

Все затраты по производству продукции классифицируются по экономическим элементам и статьям калькуляции. Классификация затрат по экономическим элементам является единой и обязательной для всех предприятий и состоит из следующих элементов: 
-материальные затраты (сырье и материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие, покупные материалы, работы и услуги производственного характера, расходы по использованию природного сырья, топливо на технологические цели, энергия, потери (без учета стоимости возвратных отходов)); 
-расходы на оплату труда (все расходы предприятия по оплате труда независимо от источников финансирования этих выплат, а также стимулирующие и компенсационные надбавки и доплаты); 
-отчисления на социальные мероприятия (отчисления на обязательное государственное социальное страхование, пенсионное страхование и фонд занятости); 
-амортизация ОФ (суммы амортизационных отчислений на полное восстановление производственных фондов); 
-прочие затраты (затраты на управление и др.).

В зависимости от полноты охвата затрат производства (по этапам формирования затрат) различают несколько видов себестоимости: 
-технологическая себестоимость –  расходы по ведению технологического процесса изготовления продукции; 
-производственная себестоимость –  расходы предприятия  на производство данного вида продукции; 
- полная себестоимость продукции –  все расходы предприятия по производству и реализации продукции.

В зависимости от объекта калькуляции различают: 
-себестоимость валовой продукции – расходы текущего периода на ее производство; 
-себестоимость реализованной продукции – расходы на производство и сбыт продукции в течение всего цикла (например, года).

Плановая себестоимость включает только те затраты, которые при данном уровне техники, технологии, организации производства общественно необходимы для предприятия. Нормативная себестоимость формируется на базе действующих норм материальных и трудовых затрат, а также затрат по обслуживанию и управлению производством. Сметная себестоимость характеризует возможный уровень затрат на продукцию, которая впервые выпускается на предприятии. Фактическая (отчетная) себестоимость отражает совокупность всех затрат предприятия, которые были фактически израсходованы при производстве и реализации продукции.

Каждый из названных видов себестоимости используется для различных целей анализа: 
- технологическая себестоимость – для оценки затратных характеристик технологического процесса; 
- производственная себестоимость – для оценки затратных характеристик производственного процесса, включающего кроме технологических операций операции по управлению и обслуживанию производственного процесса; 
- полная себестоимость – является основой оценки комплекса производственных и непроизводственных операций, базой для расчета цены продукции методом издержек.

  1. Производственная бизнес-модель.

В современных условиях построение прибыльных бизнес-моделей начинается с выявления предпочтений потребителя, определения прибыльных ниш бизнеса и способов получения прибыли. Затем разрабатываются методы увеличения прибыльности и защиты от конкурентов.  
Идея создания бизнес-моделей была предложена в 2004 году в работе авторов Моррисона и Сливотски «Маркетинг со скоростью мысли». Основными составляющими при разработке бизнес-моделей являются: 
• выбор потенциальных клиентов (какие категории будут влиять на стоимость компании в большей степени?); 
• выбор продукции или видов услуг (что будет продаваться наиболее активно, какие услуги компания может оказывать самостоятельно, а какие — отдать на аутсорсинг?); 
• уникальное торговое предложение (УТП) и конкуренция (выгодное отличие выбранного продукта, методы его позиционирования и определение основных конкурентов); 
• поддержание ценности товара или услуг. 
Основные этапы разработки бизнес-модели: 
§ Поиск прибыльных бизнес-идей или разработка собственных с учетом предварительного анализа зон рынка. 
§ Разработка модели получения прибыли путем исследования структуры и предпочтений потребителей. 
§ Дифференциация продукта (инновационность, свойства, преимущества, цена). Создание уникальных предложений после изучения продукции конкурентов. Разработка бренда и имиджа. 
§ Разработка эффективных потоков продукта, услуг, информации, результатов. В зависимости от мест концентрации потребителей разрабатываются каналы поставки продукции. 
§ Создание защиты зоны прибыли. Любая прибыльная бизнес-модель должны иметь точки стратегической защиты от конкурентов для обеспечения роста прибыли. 
§ Определение масштабов деятельности компании и выбор профессиональных исполнителей на каждом этапе развития бизнеса. 
В успешной бизнес-модели должны в равной степени сочетаться производственная, логистическая и маркетинговая составляющие. В качестве примеров можно рассматривать следующиеприбыльные бизнес-модели: 
• Модель на базе фактического стандарта.  
В сфере выпуска оргтехники производственная цепочка может состоять из выпуска компьютеров, разработки операционных систем и различных приложений. Логистические задачи — управление темпом развития инноваций в зависимости от количества участников. Маркетинговая составляющая — спрос потребителей и разработчики приложений влияет на объем выпускаемого оборудования. 
• Бизнес-модель «коммутатор». 
Может быть использована в таких видах бизнеса, где большое количество продавцов постоянно взаимодействует с большим количеством покупателей. В этом случае снизить издержки помогает создание единого центра взаимодействия (посредника), присоединив покупателей и продавцов к одному каналу коммуникации. 
• Бизнес-модель на базе потребительских решений. 
Основной продукт позиционируется как комплекс для решения множества задач клиентов, и изготовитель берет на себя обязанности по настройке, оптимизации, доставке, предоставлению информации. 
• Бизнес-модель, в основе которой лежит пирамида продукции. 
Ассортимент формируется в соответствии с предпочтениями и возможностями клиентов. Основание пирамиды — массовые товары или услуги, вершина — элитный штучный товар для самых требовательных потребителей. 
• Модель бизнеса, основанная на получении прибыли путем многократного использования продукта. 
• Прибыльная бизнес-модель, основанная на создании обособленных предприятий, максимально приближенным к клиентам при развитии бизнеса и увеличении его масштабов. 
• Модель бизнеса, базирующаяся на удовлетворении особых потребностей клиентов. К примеру, доставка товаров на дом и высокий уровень постпродажного обслуживания, организованные компанией «Dell». 
• Акцент на аутсорсинг может стать удачным решением для построения прибыльной бизнес-модели. Наглядно это можно увидеть на примере компании «Nikе», которая всю свою обувь производит в Юго-Восточной Азии. 
Для построения прибыльных бизнес-моделей необходимо учитывать составляющие, которые оказывают основное влияние на будущую прибыль: 
§ потенциальные клиенты; 
§ потребности потребителей, мониторинг предпочтений клиентов и моментов смены потребностей в тех или иных товарах и услугах; 
§ продукт, его качество и свойства; 
§ зона прибыли, поиск способов входа в эту зону и поддержания должного уровня прибыли.

Информация о работе Шпаргалка по "Предпринимательству"